Великий сын России — М.В. Ломоносов
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov.docx | 25.43 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением иностранного языка»
Интегрированный урок в 7 классе, посвящённыё 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
Великий сын России — М.В. Ломоносов
«Поверь в свой разум, в свой талант и руки
И вслед моим направь свои стопы!..»
М.В.Ломоносов
«Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории человечества».
С.И. Вавилов
Учитель русского языка и литературы: Чернова Л.И.
Учитель биологии: Егорова Н.Н.
2011-2012учебный год
Цели урока:
Образовательные — повторение; развивающие — создание условий для развития творческих способностей учащихся; воспитательные — размышления о роли знаний, образования и культуры в жизни человека.
Оборудование:
Оформление доски — тема, портрет, эпиграф. Презентация. Раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
Слайд1
Н.И. Рыленков «Ломоносов»
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Слайд2 (портрет Ломоносова)
Вступительное слово учителя. Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова стоит особняком. Ломоносов - великий учёный, мыслитель, государственный деятель, поэт. Сегодня наш урок мы посвящаем этому великому человеку.
Ещё А.С. Пушкин говорил, что "вся жизнь Ломоносова была беспрерывной борьбой и беспрерывной победой". Но как дались эти победы поморскому мальчику?..
Рассказ по презентации о жизни М.В.Ломоносова (вовремя презентации учащиеся отвечают на вопросы)
Ответь на вопросы в течении урока:
Слайд 3 (место рождения)
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец, Василий Дорофеевич, занимался в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.
Слайд4 (Ломоносов юноша)
Михаил рано научился читать, был любознательным и вдумчивым мальчиком. Он перечитал все книги, какие мог достать в деревне. В 14 лет Ломоносову в руки попала российская физико-математическая энциклопедия того времени – “Арифметики” Магницкого и славянской грамматики Смотритского. И это определило его дальнейшую судьбу.
Слайд5 (прощай север…)
На родине Ломоносов дальше обучаться не мог. Как крестьянскому сыну, ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу. Юноша в зимнюю стужу 1730 года практически без средств, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию Михаил выдал себя за отпрыска холмогорского дворянина. Очень велика была тяга к наукам и знаниям у этого деревенского мальчика.
Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. За 5 лет обучения он одолел не одну науку, освоил латинский язык, русский, математику. Но мысли Михаила занимали практические науки.
Слайд 6 (Петербург)
Счастливый случай круто повернул судьбу Михаила Васильевича. В 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Ломоносова с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента института, организованного при Академии наук.
В институте Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, «испытать» проявления законов науки, изучить первопричины явлений. Часто до глубокой ночи засиживался в академических мастерских, лабораториях, библиотеке. Служитель выгонял студента, а он прятал под одеждой книгу и остаток ночи проводил за её чтением.
Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена, и когда возникла возможность послать за границу трех более подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.
Слайд7 -8 (Германия)
Пять лет жизни и учёбы в Марбургском институте в Германии не прошли для Михаила Васильевича даром. Знаменитый немецкий учёный Христиан фон Вольф отмечал великий талант нашего соотечественника – стремление овладевать знаниями. Ломоносов изменил свои взгляды на культуру, устройство общества, образование за границей и в России. Он мечтал о развитии и преумножении славы и признания культуры и науки России. Мечтал о российских университетах и преподавателях соотечественниках.
Слово учителя "Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец..." Так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова наш русский классик А.С. Пушкин.
Действительно, Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на "величайшую степень величества, могущества и славы".
«Восстани и ходи, Россия! Отряси свои сомнения и страхи, и радости, и надежды исполненна, красуйся, ликуй, возвышайся”, - писал М.В.Ломоносов, все мысли, знания, силы отдавший процветанию и благоденствию Отчизны. Он мечтал о преобразовании жизни Родины, мечтал об утверждение наук в Отечестве, о том чтобы наука и учение стали доступными всем народам России, чтобы в университетах были свои – российские профессора.
Слайд 9 (императрица)
Мечтой Ломоносова было создание российского университета. Он неоднократно обращался по этому вопросу к графу И.И.Шувалову и императрице Елизавете Петровне. М.В. даже посвятил императрице оду по восшествию на престол.
К сожалению доказывать необходимость существования и развития российской науки М.В.Ломоносову пришлось всю свою недолгую жизнь. Доказывал словами, делами, открытиями, а иногда и кулаками.
Давайте назовём некоторые из его научных открытий (на доске рисунок дерева с наклеенными «плодами», на которых написаны науки и труды Ломоносова; учитель срывает плод, читает название науки; учащиеся комментируют соответствующий слайд)
Слайд10-14
Химия— в XVIII веке была вспомогательной наукой. Ломоносов вывел её в ряд "первейших наук", создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику.
10-«…ничто ни откуда не берётся и никуда не исчезает…»- говорил ломоносов о постоянстве масс
11- ломоносов признавался. Что химия была любимой наукой
12- в 1748 году. после долгих и унизительных просьб, наконец, была создана химическая лаборатория
13-14- М.В. нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику.
ОДА СТЕКЛУ
Слайд15
Физика — 1748 год — открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества.
Слайд16
Астрономия — Ломоносов открыл наличие атмосферы на Венере.
Слайд17
Метеорология — Ломоносов был пионером в этой науке, проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.
Слайд18
География — Ломоносова считают одним из основоположников российской географии. Сделал попытку географического описания страны, обосновал целесообразность освоения Северного Ледовитого пути, руководил созданием «Российского атласа».
Слайд19
Минералогия — Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог. Работал над «Всеобщей российской минералогией».
Слайд20
История — Ломоносов был не только естествоиспытателем, огромен его вклад в развитие гуманитарных наук. Он написал исторический труд «Древняя российская история».
Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения – «Древняя Российская история» (1766) и «Краткий российский летописец» (1760). Ломоносов написал «Замечания на «Историю …» Вольтера» (1757-60, изд. 1829) и на «Сибирскую историю» Г. Ф. Миллера(1751); «Краткое описание разных путешествий по северным морям …» (1763).
. Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю на шесть периодов:
1-й период- в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти угро-финские племена. 2-й – от призвания Рюрика до смерти Ярослава I,
3-й – до нашествия Батыя.
4-й период (до княжения Ивана III) Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков.
5-й период (от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича) – усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны.
6-й период (от Петра 1 до Елизаветы Петровны) – превращение в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.
Слайд21
Слово учителя
Химия, физика, астрономия, география, метеорология и горное дело — все эти науки составляют лишь одну сторону многогранной деятельности Ломоносова. Рядом с естественными науками в его трудах обозначилось и другое направление — гуманитарное. Литература, история — вот где по иному заблистал талант Ломоносова.
Белинский сказал: «Ломоносов создал «Российскую грамматику».
М.В. положил начало созданию литературного русского языка, создал "теорию трёх штилей". Изменил стихосложение. Поэзию Ломоносова отличает глубокая проникновенность в духовный мир человека. Ломоносов в своём творчестве выразил основные духовные проблемы. Ломоносов привил русским поэтам вкус к самостоятельному, свободному мышлению.
Особой сферой Ломоносовской деятельности не можно считать его поэтическое творчество.
"Бесспорных гениев с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь", — писал Ф.М. Достоевский.
Заключительное слово учителя.
"Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы".
Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.
Слайд22
Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы знаменитым обращением Ломоносова к молодому поколению, которое через века звучит как его нравственное завещание потомкам.
Отрывок из оды Ломоносова «О, вы, которых ожидает…».)
Литература
Ломоносов М.В. Сочинения. М., 1987.
Белявский М.Т. Всё испытал и всё проник. М.: Изд-во Московского университета, 1990.
Морозов А. М.В. Ломоносов. Л.: Лениздат, 1952.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
На горке
Медведь и солнце
"Морская болезнь" у космонавтов