Данная работа была представлена ученицей на итоговом контрольном уроке по роману Достоевского "Преступление и наказание"
Вложение | Размер |
---|---|
hristianskie_motivy_v_romane_prestuplenie_i_nakazanie._manohina_t..pptx | 1.28 МБ |
Слайд 1
МБОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б.П.Зиновьева Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание ” (Учебный проект) Выполнила ученица 10 класса Б Манохина Таисия Руководитель учитель русского языка и литературы Васильева Ирина ВладимировнаСлайд 2
Есть Бог, есть мир, они живут вовек; А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Н. Гумилев
Слайд 3
Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его роман “Преступление и наказание” тому доказательство.
Слайд 4
Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла — вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников - ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо ложную теорию о “наполеонах” и “тварях дрожащих”, герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя.
Слайд 5
Страшная темная сила преследует Раскольникова, в конце романа он скажет: “Черт меня вел на преступление”. Но Раскольников очищается. Мотив молитвы в романе свойствен и Раскольникову . Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается.
Слайд 6
Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре - притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу (“гроб” — каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового — притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице (“если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень”), притча о Марфе — женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова , всю жизнь суетится, лишенная основного начала).
Слайд 7
Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Капернаумов — фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя “Лизавета” значит “почитающая Бога”, юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова.Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в “Преступлении и наказании”. Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит “с работы” 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как Иуда, предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне “до тридцати”, Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове.
Слайд 8
В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это истинно христианская точка отсчета, поэтому роман является романом-проповедью.
Слайд 9
В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею: идею спасения и любви.
Слайд 10
Список используемой литературы: Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. М, “Художественная литература”, 1978. Христианство и русская литература (сборник статей)./Отв. ред. В.А. Котельников. Сп-б , “Наука”, 1994. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. /Сост.: Борисова В.М., Рогинский А.Б. М., 1990. Русская литература XIX века и христианство. М., Изд-во Моск . ун-та, 1997. Достоевский: материалы и исследования. Т. 11. Сп-б , 1994.
Слайд 11
Интернет-ресурсы: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/302/57302489_30c2444832a41.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5304/mr-serg-bask.c29/0_6f492_61bf1cd2_XL http://900igr.net/datai/literatura/Russkij-poet-Pushkin/0008-008-Velichie-Pushkina-kak-rukovodjaschego-genija-sostojalo-imenno-v-tom-chto.jpg http://static.diary.ru/userdir/1/7/9/2/1792549/73510677.jpg http://static.diary.ru/userdir/1/7/9/2/1792549/73910228.jpg http://www.litra.ru/composition/get/coid/00094101184864077296/woid/00092701184773069201/
Смекалка против Змея-Горыныча
Мастер-класс "Корзиночка"
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Галка в чужих перьях
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью