Данный учебный проект является итоговой работой по роману Достоевского "Преступление и наказание" и был представлен ученицей на контрольном итоговом уроке по данному произведению.
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnoe_vozrozhdenie_raskolnikova._povorova.pptx | 1.39 МБ |
Слайд 1
Учебный проект «Путь наказания и духовного возрождения Родиона Раскольникова» Выполнила ученица 10Б класса Поворова Екатерина Руководитель учитель русского языка и литературы Васильева Ирина Владимировна МБОУ Вешкаимская средняя школа №2 и мени Б.П. ЗиновьеваСлайд 2
Введение В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души, внутреннего мира человека. В его произведении «Преступление и наказание» поставлена нравственная проблема ответственности человека за преступление не только перед законом, но и перед собой, перед своей совестью, это – плач о душе человеческой, оказавшейся в тяжелых условиях бытия. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек – это всегда тайна, в особенности русский человек.
Слайд 3
Преступление Раскольникова Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию; нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление. Самой обыкновенной причиной воровства, грабежа и разбоя является бедность ; это известно всякому, кто сколько-нибудь знаком с уголовной статистикой. Преступление, описанное в романе Достоевского, выдается из ряда обыкновенных преступлений только потому, что героем его является не безграмотный горемыка, совершенно неразвитый в умственном и нравственном отношениях, а студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души, умеющий создавать для оправдания своих поступков целые замысловатые теории и сохраняющий во время самых диких заблуждений тонкую и многостороннюю впечатлительность и нравственную деликатность высокоразвитого человека.
Слайд 4
«Уголовная» основа романа «Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и психопатологический, с весьма заметными следами полицейского романа-фельетона и «черного», или мрачно-авантюрного, романа английской школы. Здесь довольно неплохо просматривается связь с романами Эдгара По . Свой первый небольшой по размерам социальный роман 1845 года Достоевский облек в традиционную форму писем. Этот роман строится как проблемный «внутренний монолог» героя, перемежающийся философскими диалогами на фоне детективного сюжета. Длительный и углубленный самоанализ Раскольникова, его диспуты с Порфирием, Свидригайловым , Соней среди беспрерывной игры убийцы с полицейской и следственной властью - такова развернутая ткань «Преступления и наказания».
Слайд 5
Во второй половине сложного и все усложняющегося XIX века Достоевский не устрашился наделить своего героя выразительной, вызывающе наглядной фамилией, как бы в духе классицизма: Раскольников, расколотый человек. В душе Раскольникова идет жестокая, непримиримая борьба правых и неправых целей, определяющих и свои средства. Очень много проясняют слова Разумихина: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются»
Слайд 6
Теория Раскольникова Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он совершил его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то предписание.
Слайд 7
Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория, оправдывает ли цель средства. Он долго колеблется в своем решении. Но Родион Романович все-таки убивает старушонку. И в этот момент в глубине души встает вопрос кто такой Раскольников: преступник или фанат идеи . Рассмотрим все за и против.
Слайд 8
Идея фанатизма главного героя отрицается колебаниями Раскольникова, так как фанатизм охватывает всецело и всепоглощающе, сомнения не допустимы. Кроме того Раскольников хладнокровно продумывает свое преступление до мелочей, нет стихийности действий, присущей фанатизму. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем и холодным умом. Только человек со скрытой преступной натурой, зашедший в тупик способен на такое преступление. Раскольников - преступник. И ему нет оправдания. Он убил беспомощную старушонку-процентщицу, которая зарабатывала на жизнь как могла. Раскольников - юноша с большими амбициями, а на преступление пошел ради легкой наживы. Несмотря на оптимистический финал, мы не можем с уверенностью сказать, что преступление не повторится.
Слайд 9
Крушение теории Итак, произошло убийство. Но с этого момента начались страшные страдания Раскольникова, и, что самое удивительное, страдания эти состояли вовсе не в раскаянии в содеянном. Не о жутком поступке сожалеет Раскольников, не скорбит по поводу погибших от его руки, а о том лишь его печали, что он оказался обычным человеком. Признавшись в преступлении, пойдя на каторгу, он проявил слабость, неспособность легко, как и подобает необычному человеку, перешагнуть через убийство. Трагедия Раскольникова, раскрываемая писателем, пошла по новому кругу: Раскольников приходит в противоречие со своим собственным Я , которое оказалось не соответствующим его теоретическим представлениям о сильной необычной личности. Логика Раскольникова такова: страдая всего лишь от одного убийства, значит я принадлежу к массе, к «человеческому материалу», значит не выдающаяся личность. Таким образом, человек не в состоянии выйти за рамки нравственных отношений, его поступки всегда нравственны или безнравственны. Общество, другие люди, общественный опыт всегда оценивают человека, но главное место пребывания нравственности - душа человека , главный судья в его собственном сердце.
Слайд 10
Воскрешение Раскольникова через Соню и любовь Соня и Раскольников – два полюса, но как всякие два полюса, они не существую друг без друга. И как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Раскольникову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению, к выходу. Соне глубоко чужды представления Раскольникова о безграничной и неоправимой бессмыслице всего существующего. Она верит в некий исконный, изначальный, глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия. Раскольникову этот смысл в полной мере открылся, когда он всей душой, всем сердцем, после смерти Мармеладова, разделил горе несчастного семейства. Его охватила тогда «новое, необъятное ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни».
Слайд 11
Заключение Раскольников, дитя огромного мрачного города, попав в Сибирь (эпилог романа), оказывается в новом для него мире – он вырван из фантастической больной жизни Петербурга, из той искусственной почвы, которая взрастила его страшную идею. Это иной, доселе чуждый Раскольникову мир, мир народной жизни, вечно обновляющейся природы. Несмотря на тяжёлый мрак, окутывающий нарисованную Достоевским в «Преступлении и наказании» картину человеческого бытия, мы видим просвет в этом мраке, мы верим в нравственную силу, мужество, решимость героя Достоевского найти путь и средства истинного служения людям – ведь он был и остался «человеком и гражданином». И поэтому, в конце концов, с светлым чувством закрываем мы эту книгу – одно из самых высоких творений человеческого гения.
Слайд 12
Библиография Бурсов Б. И. «Избранные работы» в 2-х т. Л. Худ. лит., 1982г. Т.2 «Личность Достоевского» Бурсов Б. И. «Национальное своеобразие русской литературы» Л., «Сов. писатель», 1967г. Гарин И. И. «Пророки и поэты» М. Терра, 1994г. Застрожнова Е. М. «Маленький человек» (От Гоголя к Достоевскому) М. Теис, 2004г. «Литературная критика» М. Худ. лит., 1980г. «Литературное наследство. Неизвестный Достоевский. Записные книжки и тетради» М. Худ. лит., 1985г. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 классов средней школы. В 2-х частях. Часть 2.- М. : Просвещение, 1992 Соловьев В. Три речи в память Достоевского. Вторая речь. - М. : Художественная литература, 1990 Якушин Н. Великий русский писатель. - М. : Художественная литература, 1990
Слайд 14
Интернет-ресурсы http://sochineny.narod.ru/index.htm http://www.spishy.ru/ http://www.litra.ru/ http://www.allbest.ru/ http://allstude.ru/ http://ppd.org.ua/index.php?PHPSESSID=d99349e75f6f572581ecbd80f31256d8&topic=802.0 http://xreferat.ru/ http://glazunov.pereplet.ru/klassika_pic/dostoev/ http://www.proshkolu.ru/user/kaoma-lambada/file/1643833/ http://www.studzona.com/ http://www.uznaem-kak.ru/ http://www.rlspace.com/ http://www.bestreferat.ru/ http://www.labirint.ru/screenshot/goods/158659/3/ http://prazdnik-land.ru/news/page/46/ http://ziggyibruni.livejournal.com/29309.html http://veverka.livejournal.com/125648.html http://resheto.ru/speaking/news/news6267.php
Слайд 15
http://www.gazeta.spb.ru/10574-0/ http://massovka.com.ua/content/view/5721/141/ http://www.kostyor.ru/ http://www.vsekratko.ru/ http://fotki.yandex.ru/users/aljokin/view/369432/ http://soft.chuguev.net/films/art-khaus-i-avtorskoe/5389-raskolnikov-prestuplenie-i-nakazanie-raskolnikow.html
Сочные помидорки
10 осенних мастер-классов для детей
Дымковский петушок
Ласточка. Корейская народная сказка
Ах эта снежная зима