Создание своей родословной - увлекательное путешествие в глубину своего прошлого. Исследовательский проект ученика.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya.docx | 1020.82 КБ |
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО»
Название проекта:
«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ..?»
Автор:
Смелов Андрей Сергеевич
Ученик 4 – Г класса
МАОУ «Средняя школа №8»
Руководитель:
Сапогина Светлана Юрьевна
Классный руководитель,
учитель начальных классов,
МАОУ «Средняя школа №8»
Когалым
2012 г.
Оглавление.
Введение.
Глава 1. Раскрытие понятия «РОДОСЛОВНАЯ»
Глава 2. История возникновения и образования моей семьи.
2.1. Значение имени и фамилии.
2.2. Профессии, увлечения и традиции членов семьи.
Вывод.
Список источников информации.
Приложение 1. Фотоматериалы.
Приложение 2. Генеалогическое дерево, герб семьи.
Приложение 3. Рекомендации и схема составления родословной.
Приложение 4. Книга «Родословная моей семьи»
Приложение 5. Диск с видеоклипом «Моя семья»
Аннотация.
На городской конкурс проектов младших школьников «Гости из будущего» представлен проект на тему: «Что в имени моём..?».
Предметные области:
Окружающий мир, изобразительное искусство, информатика, русский язык, литература, история.
Тип проекта: исследовательский, творческий.
Цель проекта: изучить историю семьи, фамилии.
Предмет исследования: семья, члены семьи.
Процесс исследования учащегося по данной теме длился в течении 5 месяцев. Начало было положено в третьем классе (май), на летние каникулы было дано задание – собрать информацию о своей семье по плану (см. приложение). В течение последующих месяцев информация обрабатывалась учеником и руководителем проекта. В исследование были включены и родители. Данный проект стал победителем в классном конкурсе проектов «Моя родословная». Работа над проектом строилась индивидуально. В ходе работы логично и последовательно представлены этапы реализации проектной деятельности. Результатом проекта стали – видеоклип о семье, книга «Родословная книга», а так же рекомендации по поиску и оформлению информации (см приложение). В перспективе данная работа может быть продолжена, для этого, например, мы оставили пустые страницы в книге. Проект может заинтересовать как учащихся, так и их родителей.
«Семья от бога нам дана, замена счастию она»
И. М. Губерман
Введение.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. Рождаясь на свет человек, получает имя, фамилию. И с ними мы начинаем свой путь по собственной жизни.
В третьем классе, классный руководитель, попросила нас узнать, что обозначают наши имена и почему именно это имя выбрали наши родители. На следующем этапе - дано задание совместно с родителями составить свою родословную (это задание было на лето). Задача оказалась не из легких. Встал вопрос: Как это сделать? Таким образом, я был включен в исследовательскую деятельность.
Предметом исследования стала - моя семья.
Основополагающий вопрос: - Что в имени моем?
Перед собой поставил цель исследования: изучить историю семьи, фамилии.
Для успешной реализации цели поставил задачи проекта:
4. Привлечь к исследовательской деятельности членов семьи.
5. Создать видеоклип, оформить книгу, составить родословную семьи.
Для успешной реализации задач, поставил для себя проблемные вопросы:
Гипотеза исследования: знание своей родословной влияет на выбор собственного пути; помогает определить свою жизненную позицию.
«Кто не знает прошлого, тот лишен будущего» - говорил Конфуций.
В работе над проектом использовал следующие исследовательские методы:
Сроки реализации моего проекта: 5 месяцев.
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
Поиск информации, знакомство с рукописью «Воспоминания прабабушки», беседы с родителями, социологический опрос учащихся и учителей.
2. Основной.
Работа над проектом:
- обработка информации,
- систематизация материалов,
3.Заключительный
- подготовка и оформление результатов работы в виде презентации, книги, видеоклипа, родословного дерева;
- подведение итогов работы, выступление с презентацией проекта.
Глава 1. Раскрытие понятия «РОДОСЛОВНАЯ»
Что такое родословная?
Толковый словарь русского языка Д.Н Ушакова: «Родословная - преемство поколений или систематический перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, генеалогия». Близкое к родословию понятие «генеалогия» (с греч. genealogia - родословная) в том же словаре определяется как «родословная или история рода».
Совсем недавно многие люди решили восстановить или создать заново историю своей семьи, своего рода. Почти всегда им помогают близкие и дальние родственники. Вот и мне составить и изучить мою родословную помогли мама, папа и две бабушки – Алевтина и Маргарита.
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
Интересный факт: считается, что ангелы-хранители – это предки, о которых мы знаем. Поэтому, чем больше мы знаем своих прародителей, тем больше у нас ангелов-хранителей.
Я с удовольствием занялся изучением моей родословной и обнаружил, что многие мои предки были педагогами, военными, строителями.
Высказывания известных людей, пословицы.
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.А.Сухомлинский)
«Любовь к родине начинается с семьи» (Ф.Бэкон)
«Семья – это один из шедевров природы» (Сантаяна Д.)
«Не нужен и клад, коли в семье лад» (Русская пословица)
Социологический опрос учащихся и учителей.
Меня заинтересовало, как считают ученики и учителя – актуальна ли в настоящее время данная тема (25 учащихся и 8 учителей):
Вопрос | Учащиеся | Учителя |
| ДА -23 чел (92%) НЕ ЗНАЮ – 2 чел (8%) | ДА – 8 чел (100%) |
| ДА – 4 чел (16%) НЕТ – 21 чел (84%) | ДА – 5 чел (40%) ЧАСТИЧНО - 3 чел (60%) |
Для себя я сделал следующий вывод: изучение истории своей семьи – актуальный вопрос, требующий основательного изучения и рекламы, которая могла бы привлечь как можно больше внимания человека.
Глава 2. История возникновения и образования моей семьи.
Итак, я приступил к следующему этапу моего исследования:
Как появилась наша фамилия?
Бабушка Маргарита рассказала мне такую историю. Был у неё один родственник по линии отца деда Алексея Михайловича Смелова – Валентин, но только в те времена, в начале двадцатого века фамилия у него была Несмелов. Вместе с несколькими товарищами был он зверски замучен и сожжён врагами молодой советской власти в 1918 году в селе Раифа республики Татарстан. Теперь на месте его гибели построен монастырь, его именем названа улица в Казани, а фамилия впоследствии плавно перетекла в фамилию Смелов.
Что означают имена членов моей семьи?
Я узнал от бабушки о своей прабабушке Александре и её родителях – Анне и Исае. Анна от древнеевр. – «милостивая». Исай – имя еврейское, означает «спасение господне».
Таким образом, я пришел к выводу, что и в настоящее время имена влияют на судьбу человека. Например, мое имя «Андрей» - мужественный, храбрый, я действительно стараюсь соответствовать данному статусу – мое увлечение - это военное дело, я посещаю уже несколько лет клуб «Возрождение» и мечтаю стать военным.
Профессии и увлечения моих родителей, а также чем занимались мои дедушки, бабушки и их родители.
Мой папа Сергей - по профессии энергетик, а ещё он техник-строитель. Кстати, девичья фамилия моей бабушки Маргариты – Строителева, т.к. её предки – дед, прадед, его отец и братья были наёмными строителями. Прабабушка Екатерина работала путейщицей на железнодорожной станции, дед Николай – лесником. Вот и у папы есть наследственное умение строить; он любит лес и очень хорошо его знает, осенью ходит за грибами, любит рыбалку. Моя мама Ольга – педагог, работает в детском саду «Маугли» музыкальным руководителем уже 23 года. Мама любит заниматься музыкой, она сочиняет для дошколят песни, ставит танцы. Мамины родители – бабушка Алевтина и дедушка Леонид тоже педагоги. Бабушка Алевтина – учитель русского языка и литературы, а дедушка – учитель труда и черчения в посёлке Красногорском республики Марий Эл. Моя прабабушка Александра тоже была учителем русского языка и литературы. Мой прадед Анатолий сначала был учителем труда в деревенской школе, но с началом великой отечественной войны стал офицером, обучился в Московской военной академии. Он прошёл всю войну, дошёл до Берлина, воевал в русско-японской войне и уже в 1945 году пропал без вести.
Интересные факты моей семьи.
Интересным фактом считается история происхождения нашей фамилии. Моя прабабушка Александра незадолго до своей смерти написала мемуары, которые я внимательно прочитал. Вся её жизнь была связана с историей России. Она пережила становление Советской власти, гражданскую войну, репрессии, Великую отечественную войну, дожила до 2000 года. За всю свою жизнь она собрала огромную библиотеку, которая впоследствии оказала помощь многим людям. Прабабушка была инициатором возведения памятника учителям, погибшим в годы великой отечественной войны, она писала письма выпускникам, учителям и работникам школы с просьбой о выделении средств на памятник, явилась инициатором создания школьного музея. Особенно я и моя мама гордимся таким фактом: прототип главного героя, которого сыграл Александр Балуев в фильме «Кандагар», Владимир Шарпатов - учился у моей прабабушки Александры Исаевны.
Собрав всю возможную информацию о своей семье, я приступил к следующему этапу своего проекта.
Результатом своей работы над проектом мне предстояло оформить генеалогическое древо и герб своей семьи (см. приложение 2). Но, к сожалению, всю информацию вместить невозможно в одном только «древе» и я решил создать видеоклип и книгу о своей семье. Хочу обратить внимание, что в книге есть пустые страницы, в будущем они пополнятся новыми именами, событиями. Также предлагаю схему составления родословной (приложении 3).
Вывод.
Я надеюсь, что результат моей работы над проектом вам понравился. И мне удалось убедить вас в том, что изучение истории своей семьи, фамилии, имени – это увлекательное путешествие в глубину именно вашего прошлого. Знание своего прошлого является невидимой ниточкой к созданию прекрасного своего будущего. Семья для любого человека – это лодка, на которой мы отправляемся в долгое плавание по жизни. И моё большое открытие – связь имени, фамилии в судьбе человека, конечно же, есть, однако, необходимо помнить, что «Не имя делает человека, а человек - имя!»
Список источников информации.
1. Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка.// В 4 т. – М: Гос. ин-т «Современная энциклопедия». ОГИЗ; Гос. изд-во, 1995г.
2.Другие источники информации
1. Википедиа www.wikipedia.org «значение имени», «значение фамилии»
2. www.vrodu.ru «Росcийский центр родословия».
3. www.the-family-chronicle.com «Семейная летописи»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Поиск информации.
1. ФИО ученика, родителей, братьев, сестёр, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек (история фамилии, имен)
2. Даты рождения.
3. Место рождения.
4. Профессии.
5. Увлечения.
6. Герб семьи.
7. Фотографии семьи, отдельных членов семейства.
8. Составление древа родословной.
(Оформление папки, презентации)
Иван Васильевич меняет профессию
Мать-и-мачеха
Снежная книга
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку