Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_literature_avtosohranennyy.doc | 121 КБ |
Проект по литературе
ГБОУ СОШ № 37
Авторы проекта: Муравьёва Екатерина 9«Г», Кадуленкова Екатерина
9 «Г», Дашдамирова Сабина 9 «Г»
Руководитель проекта: Кирпитнёва Лариса Борисовна
Название проекта: «ОБРАЗ МОРЯ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКЕ И ЖИВОПИСИ»
Вид проекта: межпредметный, исследовательский, долгосрочный, групповой.
Форма представления: презентация на научной конференции.
Цель: Установление связи между лирическими и живописными произведениями, посвящёнными морю, поэтов и художников 19 века. Пропаганда живописи и лирики среди современников.
Задачи:
Методы исследования: метод анкетирования, метод наблюдения, теоретический анализ, метод изучения литературы (составление библиографии, реферирование, аннотирование, цитирование)
Проблема:
Поэзия недостаточно глубоко понимается учащимися и не всегда находит эмоциональный отклик в их душах молодого поколения, с появлением художественного фото живопись в человеческом сознании отходит на второй план.
Этапы работы над проектом:
1.Формулирование темы проекта, его целей, задач.
2. Составление визитки проекта, методических и дидактических материалов к проекту.
3. Этапы реализации проекта:
- знакомство с проектом (вводная презентация), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте;
- формирование группы для проведения исследований, распределение ролей между членами группы; проведение исследования;
- работа по поиску материалов к проекту, обработка информации;
- выполнение дидактических заданий к проекту;
- совместное обсуждение в группах результатов проекта;
- оформление результатов исследования в форме презентации, Вики-статьи, публикации.
4. Презентация результатов проекта.
Содержание проекта
1.Вступление
2. Образ моря в элегии В.А. Жуковского «Море»
3. Образ моря в стихотворении А.С.Пушкина «К морю»
4. Фёдор Иванович Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»
5. Образа моря в полотнах мариниста Айвазовского Ивана Константиновича.
История создания марины «Среди волн» 1898 г.
6. Образ моря в контексте романтизма как литературного и художественного
направлений.
7.Заключение.
1.Вступление
Поэзия недостаточно глубоко понимается учащимися и не всегда находит эмоциональный отклик в их душах молодого поколения, с появлением художественного фото живопись в человеческом сознании отходит на второй план.
Мы провели исследование
Результаты исследования:
возраст | 15 – 17 лет | 25 – 30 лет | 50 – 60 лет | |||
Вопрос | да | нет | да | нет | да | нет |
Любите ли вы поэзию? | 5% | 95% | 15% | 85% | 70% | 30% |
Понимаете ли вы поэзию? | 5% | 95% | 15% | 85% | 70% | 30% |
Есть ли у вас любимый поэт? | 5% | 95% | 15% | 85% | 70% | 30% |
Нравятся ли вам художественные полотна? | 13% | 87% | 35% | 65% | 85% | 15% |
Есть ли у вас желание посещать музеи изобразительных искусств? | 13% | 87% | 35% | 65% | 85% | 15% |
Так почему же наши ровесники не любят и не понимают поэзию? Может «не умеют читать между строк», не видят средства художественной выразительности, не понимают связь каждого написанного произведения с биографией автора?
Мы постарались открыть красоту и своеобразие поэзии известных лириков В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева на примере произведений, связанных с морской тематикой.
Море! Сколько в этом слове романтики, волнения, свежести и чистоты! Сколько искренности и надежды, которая волной накатывает на сердце, особенно если сердце разбито! Сколько радости и умиротворения, наполняющего душу в моменты радости и невзгоды! Поэтому вовсе неудивительно, что именно морю посвящены многие стихотворные шедевры и классиков, и современников русской и зарубежной литературы, для которых море – это, прежде всего, неиссякаемый источник вдохновения. Море всегда выслушает и поймет, море никогда не предаст.
Стихи о море могут быть радостными и грустными, веселыми и печальными, но все они отличаются искренностью, пробуждая в воображении образ синего бескрайнего моря, и не важно, каким оно будет – спокойным или штормовым, главное, что шум накатывающихся на берег волн принесет уверенность в завтрашнем дне, поднимет настроение, просто успокоит.
Описывая в стихотворениях море, поэт передает тем самым свое настроение: так, бурлящие морские воды красноречивее любых слов выражают напряженное эмоциональное состояние поэта, тогда как полный штиль соответствует душевному умиротворению и спокойствию. Поверьте, запах моря, неописуемая атмосфера единения с природой лечит от депрессии и плохого настроения лучше любого лекарства. Вдыхая полной грудью свежий воздух, ты будто вдыхаешь жизненные силы, тебе хочется творить, писать, ваять, причем делать это хочется здесь и сейчас.
Море учит детей любить и понимать богатства, дарованные нам природой, море учит бороться со своими страхами, радоваться каждой минуте, каждому живому существу, проплывающему рядом и живущему по своим, неведомым нам, людям, законам.
На море летишь, как на свидание, боясь потерять даром каждую секунду, а вот расставаться с морем всегда тяжело (такое ощущение, будто теряешь самого верного друга). Но, кидая взор на удаляющийся морской пейзаж, сердце и душу согревает лишь мысль о том, что скоро вы снова встретитесь, как будто расстались всего пять минут назад.
Море волнует не только обывателя, многие великие люди поэты и художники, писатели и композиторы связывали своё творчество с образом моря, посвящая свободной стихии свои произведения. В этой работе мы ставили перед собой цель сравнить образ моря в творчестве разных поэтов и художников маринистов.
2. Образ моря в элегии В.А. Жуковского «Море»
Элегия
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звезда́ми его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Элегия В.А. Жуковского "Море" – одна из лучших и известных элегий поэта. В.А.Жуковский пишет элегию в 1822 году. Она написана четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.
Все три картины великолепны. В начале стихотворения море как будто спит. Оно спокойное, лазурное. Поэт использует приём анафоры (повторение строки), чтобы обратить внимание читателя на это. Перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие переливы чувств героя. Поэт задает ему вопросы, на которые нет ответа, но которые возникают при взгляде на бездонную стихию. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу...
Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн. Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Он представляет морскую стихию живым, всё чувствующим, мыслящим существом. Этим объясняется обилие метафор, метафорических сравнений, олицетворений. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: "Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?" Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из "земныя неволи" тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно. Состояние двух бездн – морской и небесной – волнует поэта: "Море у Жуковского оказалось живописным символом человеческой жизни
В картинах природы, которые создал Жуковский, всегда присутствует воспринимающий её человек. Более того – человек и природа даны у поэта в неком единстве. «Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии Жуковского. Автор через описание природы показывает нам свои переживания. В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого «Я». Итак, мы видим, что природа необходима Жуковскому для того, чтобы глубже понять тончайшие переливы "души человеческой".
3. Образ моря в стихотворении А.С.Пушкина «К морю»
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.
Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.
Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Два года спустя было написано пушкинское "К морю". Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским начальством в псковское село Михайловское. Еще в Одессе поэтом овладевали мрачные настроения. «Скучно … вот припев моей жизни» - писал он своему другу Дельвигу, при этом называя себя «ссылочным невольником». А тут еще предстояла разлука с морем, поддерживающим в Пушкине творческие силы на протяжении всей южной ссылки. Так появилось стихотворение «К морю». В изображении моря Пушкин следует романтической традиции: море у него – свободная, неукротимая стихия. Для опального поэта оно – символ свободы, и это лишний раз подтверждает упоминание о Байроне и Наполеоне, чьи имена для дворянской интеллигенции того времени связывались со свободой. Пушкин вспоминает о бесславной кончине «среди мучений» на острове Святой Елены великого Наполеона и о смерти лорда Байрона, участвовавшего в Греции в борьбе за освободительное движение. Смерть последнего поэт сравнивает с «шумом бури» и призывает море, чьим духом был создан Байрон, «взволноваться непогодой». «Оплаканного свободой» гения английской поэзии Пушкин называет «властителем дум» и певцом моря. С его гибелью мир становится пуст. Тринадцатая строфа вполне закономерно привносит в стихотворение политический мотив. Где бы ни встречал поэт благо, «на страже» всегда стоит тиран. И в этом судьба не только Пушкина, но и всех людей на свете. Прощание Пушкина с морем - это прощание двух стихий: поэтической стихии и стихии самой природы. Поэт восхищается «гордою красой» моря, в последний раз слышит его «грустный» и «призывный шум». Четвертая строфа - признание в любви к морю. Что же так любил Александр Сергеевич в «свободной стихии»? «Глухие звуки», «глас бездны», «тишину», «своенравные порывы» - все это было близко и самому Пушкину. Но желание слиться со стихией, «навек оставить скучный, неподвижный брег» осталось неосуществленным. «Вотще рвалась душа моя» - восклицает Пушкин, очарованный «могучей страстью» моря.
Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем
В поэтической речи, используемой для описания моря, у Пушкина и Жуковского много общего: "и блещешь гордою красой"—"и радостно блещешь звездами его"; "ты катишь волны голубые"—"лазурное море"; "бездны глас"—"над бездной твоей" и так далее. Оба поэта вдохновились южной природой, были покорены её красотой, создали сходные художественные образы. Чем же различаются стихи? Они различны по своей идее, проблематике. "К морю" написано в свете идеала гражданской свободы. Море для Пушкина полно неодолимой, неукротимой силы и этим дорого ему. Романтический образ морской стихии помог подчеркнуть свободолюбивое настроение поэта, его целеустремлённость. Пейзаж отступает на второй план, на первом – гражданское звучание лирического произведения.
4. Фёдор Иванович Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Основными темами лирики Тютчева - стали любовь, природа, философское осмысление жизни.
Лирика природы стала величайшим художественным достижением поэта. Его пейзажные картины напоены запахами, звуками, переливами лунного и солнечного света. Природа оживает в стихах.
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное...", написано в январе 1865 года в Ницце, вскоре после смерти Елены Алексеевны Денисьевой. Стихотворение, как и другие произведения этого периода, отражает подавленное настроение поэта.
«Он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе»,- так написал о Федоре Ивановиче Тютчеве его зять Иван Сергеевич Аксаков, известный славянофильский публицист, ставший первым биографом поэта. Эти строчки заставляли меня задуматься: почему его душа всегда была неспокойна? Многие стихи поэта частично дают ответ на этот вопрос, и также частично мы можем найти ответ, обратившись к стихотворению «Как хорошо ты, о море ночное…» Эта элегия начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию. Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и абсолютно свободно «на вольном просторе», оно мощно в «грохоте и громе». Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды». Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря. Это стихотворение написано дактилем, который помогает создать образ набегающих волн, этому же способствуют перекрестные рифмы, женские и мужские рифмы. Это все передает волнообразное движение. Цвет моря подчеркивают звуки [у], [и], [е], которые передают сине-зеленые краски. А в третьей строфе, где поэт пишет о празднике морском, свист ветра и грохот волн передаются звуками [з], [с], [гр] и [р]. Море так свободно, так прекрасно и беспечально, что любуются звезды и любуется им поэт. Поскольку Тютчев является поэтом ночи, то именно ночное море он рисует в этом стихотворении. Последняя строфа создает совсем другое настроение. Здесь мы чувствуем какую-то боль, отчаяние, владеющие поэтом. Может быть это оттого, что прошло лишь пять месяцев со дня смерти Елены Алексеевны Денисьевой. К ней Тютчев испытывал сильное и глубокое чувство любви, которое приносило и радость и мучило их обоих.
Может быть, в одну из бессонных ночей, когда душа поэта была испепелена страданиями, он обратился к морю, завидуя его бесстрастности и желая растворить в нем свою душу, не знающую покоя.
Как вы думаете, почему так созвучны стихи Тютчева, Жуковского, Пушкина? Все три поэта – романтики. Что такое романтизм? Что характерно для романтического мироощущения? (Романтизм отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, стремление к совершенству и обновлению. В основе романтизма лежит «романтическое двоемирие» - ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. Типичный романтический пейзаж - море, горы, небо).
- Какой образ является одним из самых излюбленных в романтической поэзии? (Образ моря). Этот образ вдохновлял не только поэтов, но и художников – живописцев.
5. Образа моря в полотнах мариниста Айвазовского Ивана Константиновича. История создания марины «Среди волн» 1898 г.
Море с детства вошло в жизнь Ованеса Гайвазовского, родившегося в Феодосии в семье небогатого армянского торговца. Оно всегда манило мальчика, завораживало бескрайней ширью и неразгаданными тайнами, буйными переливами красок и вечным движением.
Айвазовский был маринистом - морским живописцем. Он всю жизнь писал море. Айвазовский рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать. Даже строгий Иванов признавал, что никто так хорошо не пишет воду, как Айвазовский.
Основной темой творчества Айвазовского была военно-морская тема. Но на большинстве его картин главным героем является море: штормовое или замершее в ожидании бури, с яркими солнечными бликами на искрящихся брызгами волнах или с золотистой лунной дорожкой, ведущей в неведомое.
До И. Айвазовского море редко изображалось русскими художниками, а его ранние произведения отличаются пленительной тишиной. Восход или закат солнца, штиль, сияющая над морем луна - все изображалось художником с тонкой поэзией.
В настоящее время Феодосийская коллекция произведений мариниста насчитывает 417 работ. Она составлена так, что можно проследить эволюцию 63-летнего творческого пути мастера.
Период учебы Айвазовского в Петербургской Академии художеств представлен картинами "Берег моря ночью. У маяка" (1837), где чувствуется влияние его учителя М. Воробьёва, "Ялта" (1838), созданная под впечатлением творчества Сильвестра Щедрина, "Старая Феодосия" (1839), в которой уже заметны поиски своего живописного языка.
Во время итальянской командировки были написаны работы "Неаполитанский залив в лунную ночь" (1842), "Неаполитанский залив утром" (1843), "Кораблекрушение" (1843). В них художник глубоко чувствует состояние природы, улавливает тончайшие нюансы в передаче цвета.
Во второй половине 1840-х годов Айвазовский с подлинным артистизмом и мастерством создает первоклассные картины "Георгиевский монастырь" (1845), "Лунная ночь у взморья. Константинополь" (1847), "Вечер в Крыму. Ялта" (1848), "Венеция" (1849). Для них характерны продуманность и законченность композиции, романтическая приподнятость и глубокая поэтичность образа моря, яркие эффекты лунного и солнечного света. Образ моря в картинах художника созвучен поэзии А. С. Пушкина.
В лучших романтических традициях в 1850-е годы созданы полотна "Неаполитанский залив в лунную ночь" (1850), "Марина. Мельница на берегу" (1851), "Малага" (1854), "Вико близ Неаполя в лунную ночь" (1856), "Утро на берегу залива" (1853), "Итальянский пейзаж. Вечер" (1858), "Башни на скале у Босфора" (1859). Среди работ, написанных в это время, особо следует отметить "Море. Коктебель" (1853) как одну из самых выразительных и совершенных по мастерству.
Новым достижением в живописном искусстве явилась картина "Море. Симеиз" (1864). Она написана широко и свободно без излишней детализации, колорит ее более холодный и естественный, он выдержан в единой цветовой гамме и поражает богатством тоновых переходов. С большой эмоциональностью создан грандиозный по размерам и замыслу холст "Буря на Северном море" (1865). Здесь художник вдохновенно передает пафос борьбы человека с грозной морской стихией. В это же время он пишет первоклассные работы: "Восход солнца у берегов Ялты", "Буря на океане", "Туманное утро в Италии" (все 1864).
Начиная с 1870-х годов в творчестве Айвазовского последовательно и постоянно появляются реалистические черты и, в то же время, еще продолжают жить традиции романтического направления. Картины "Кораблекрушение" (1876), "Восход солнца" (1870-е) - это гимн красоте природы. Здесь художник мастерски использует богатство отношений цвета и света. В работах уживаются реалистические и романтические черты одновременно. В произведениях "Солнечный день" (1884), "Берег моря" (1886), "Группа облаков" (1889) еще более усиливаются реалистические тенденции. Здесь нет привычных для прежних работ световых и красочных эффектов, драматических сюжетов, они выдержаны в серебристо-голубой или серебристо-серой цветовой гамме. Эти пейзажи правдивы, и в то же время, поэтичны.
Будучи живописцем Главного морского штаба И. К. Айвазовский написал замечательные полотна, запечатлевшие все главные победы России на море. В экспозиции галереи представлены "Бой в Хиосском проливе" и "Чесменский бой" (обе 1848), "Бриг "Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями" (1892), "Осада Севастополя" (1850-е), "Малахов курган" (1893), "Приход русских войск в Феодосию в 1771 году" (1871) и другие. Батальные сюжеты в этих картинах не вытесняют морской пейзаж, а, наоборот, оба жанра, соединяясь вместе, раскрывают главное содержание произведений. Интересной страницей в искусстве Айвазовского стали работы, изображающие природу Украины. В картинах "Камыши на Днепре" (1857), "Обоз чумаков" (1862), "Во время жатвы на Украине" (1897), "Свадьба на Украине" (1890-е) художник смело пишет яркие пылающие закаты солнца, трепетно передает красоту природы, умело вводит в пейзаж жанровые сцены.
Впечатляющие картины живописца созданы на исторические, мифологические и библейские темы: "Приезд Екатерины II в Феодосию" (1883), "Наполеон на острове Святой Елены" (1897), "Путешествие Посейдона по морю" (1894), "Встреча Венеры на Олимпе" (1895), "Переход израильтян через Чермное море" (1873), "Хождение по водам" (1873). Сюжеты этих произведений стали поводом для создания картин с изображением моря.
1890-е годы для Айвазовского были необычайно плодотворными несмотря на солидный возраст. В 1892 году он отправляется в самое далекое путешествие в Америку. После возвращения в Феодосию, под впечатлением увиденного, пишет картину "Ниагарский водопад" (1893). В эти годы художник, как правило, создает монументальные по смыслу и размерам полотна "Прибой у крымских берегов" (1892), "Остров Иския близ Неаполя" (1892), "Корабль Мария во время шторма" (1892), "От штиля к урагану" (1895), "Восход луны" (1899). Они отличаются простотой композиции, отсутствием ярких внешних эффектов и сдержанностью красочной гаммы, вдохновенным реалистическим изображением моря.
В 1898 году, на восемьдесят первом году жизни, Айвазовский создает самое эмоциональное и величественное полотно "Среди волн". Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера. Оно написано, как и большинство его произведений, свободным импровизационным методом. Картина полна движения и экспрессии. Только большой художник мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами. Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств. В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве.
Созданный Айвазовским образ моря наиболее близок пушкинской поэзии, которую художник считал самым высоким мерилом творчества:
Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы.
О самом же мастере можно сказать словами поэта: «Он был, о море, твой певец». Ведь сам Пушкин – известный русский поэт – дал благословение ученику академии на первой выставке картин. 27 сентября 1863 года в Академии художеств открылась выставка. На открытие собрался весь Петербург. Сюда же прибыл Пушкин. Сбылась заветная мечта молодого Айвазовского увидеть Пушкина. Юноша подвёл поэта к своим картинам. Александр Сергеевич выразил признательность начинающему художнику: «Вы разбудили во мне воспоминания о счастливейших днях моей юности». На прощание Пушкин крепко пожал руку Айвазовскому. Так будущий маринист получил благословение великого русского поэта. Айвазовский на всю жизнь запомнил наставление Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво».
Пушкина Айвазовский боготворил: в его поэзии воспета природа Крыма, родное Чёрное море. В книгах поэта открывалась ясность и гармония, вечная хвала природе и жизни. И он с юношеских лет стремился проникнуться пушкинским видением моря и воплотить его. Многие обращались к Ивану Константиновичу с просьбой создать портрет поэта. И вот в один из дней Айвазовский получил письмо от Исторического музея из Москвы. Оно напомнило ему, что человеческая жизнь имеет свои пределы, что время идёт безостановочно, а он не осуществил всех планов, возникших в пору юности, когда в мечтах смутно являлись очертания будущих картин, посвящённых Пушкину и морю. Но теперь Айвазовский их напишет. Живописец готов к осуществлению замыслов, выношенных целой жизнью. Внутренним зрением художник в стороне видит Пушкина, который пристально смотрит на него. Между ним и Пушкиным вдруг вздымаются два водяных вала.
Айвазовский чуть не вскрикивает: он теперь всё понял! Наконец-то образ моря, тот единственный, к которому он тянулся всю жизнь, явился ему во всей красоте и силе через образ Пушкина. Отныне ему ясно – он не должен стремиться воплотить портрет поэта, его назначение – воплотить море по-пушкински. Это и будет образ великого Александра Сергеевича. В тот же день служитель натянул колоссальный холст. В возрасте 82 лет Айвазовский приступил к написанию марины «Среди волн».
«СРЕДИ ВОЛН» (1898, Феодосийская картинная галерея). Одно из последних творений мастера, которое относится к периоду «серебристых марин». Это «жемчужина» русской живописи. С наслаждением, увлечённостью, зоркостью взгляда создавалось это полотно. Айвазовский воссоздаёт бездонную прозрачность морской глубины с одновременно вздымающимися гребнями волн. Повсюду хаос водной стихии. В глухой черноте облаков вдруг возникает робкий луч света, переносящийся в центр картины на гребни рождающихся волн.
В начале работы Айвазовский поддался романтическим увлечениям и написал в центре картины лодку с людьми, погибающими среди волн. Наблюдавшие за ним внуки Нике и Котик, в один голос закричали: «Не надо, дедушка! Не надо, чтобы тонули!» Художник сам понял, что не следует этого делать. Его море не должно вызывать страх и ужас, не надо, чтобы его боялись… Вдруг из гостиной донеслось пение Жанны, она импровизировала мелодию на стихи Пушкина:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Да, да! Вот именно гордую красу моря он намеревается изобразить. Всю жизнь он любил море, восторгался им. В полную меру познал, что красота делает человека счастливым, сильным, добрым…Все эти мысли сопровождают каждый мазок кисти. Природа поёт гимн рождённым из первозданного хаоса волнам. Луч солнечного света озарил всю картину, а обе вздымающиеся волны освещены изнутри, но ещё светлее бела пена между ними. И снова голос Жанны:
Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег…
Да, да, не в скучном, неподвижном берегу узришь море во всём его величии и красе. Он поместит и себя, и зрителя далеко от скучного берега, отсюда должно наблюдать за разыгравшейся бурей, за всеми её цветовыми оттенками:
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим…
Иван Константинович говорил: «Сюжет слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моею кистью».
Слух о том, что Айвазовский за десять дней написал колоссальных размеров картину, быстро распространился среди крымских художников. Многие приезжали для того, чтобы получить разрешение на копирование картины. Но, едва увидев огромное полотно, тут же забывали о своих намерениях. Каждый художник в это мгновение думал, что для создания такой картины требуется целая жизнь. Они об этом и сказали Ивану Константиновичу. Художник ответил: «Вы совершенно правы, друзья мои. Вся моя предшествующая жизнь была подготовкой к картине, которую вы видите». Такова история марины.
Мастер-маринист прожил прекрасную творческую жизнь, стал основателем русского романтического направления в морской пейзажной живописи, воспитал талантливых учеников, открыл в Феодосии школу живописи, был любим и почитаем народом. Даже смерть не разлучила его с морем. Бронзовый художник с палитрой и кистью в руках устремил взгляд в морскую даль. На пьедестале короткая надпись: «Феодосия Айвазовскому». И сегодня, вглядываясь в картины Айвазовского, мы погружаемся в прекрасный и волнующий мир моря.
6. Образ моря в контексте романтизма как литературного и художественного
направлений.
Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. В описаниях природы отмечалась ее "духовность", ее соотношение с судьбой и участью человека.
Образ моря - "стихии вечной, свободной и могущественной" - играл значительную роль в искусстве и поэзии романтизма. К морю с вдохновенными строфами обращался молодой Пушкин, о море писали Байрон, Гюго, темы моря занимали и живописцев первой половины XIX века. Изображая сокровенную жизнь человеческого сердца, его мятежные чувства и страстные порывы, романтики и в природе искали грандиозных образов, в которых могла бы найти отклик напряженная эмоциональность романтического героя. Бурное море стало излюбленным мотивом пейзажа романтиков. Как вы думаете, почему так созвучны стихи Тютчева, Жуковского, Пушкина? Все три поэта – романтики. Что такое романтизм? Что характерно для романтического мироощущения? (Романтизм отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, стремление к совершенству и обновлению. В основе романтизма лежит «романтическое двоемирие» - ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. Типичный романтический пейзаж - море, горы, небо).
- Какой образ является одним из самых излюбленных в романтической поэзии? (Образ моря). Этот образ вдохновлял не только поэтов, но и художников – живописцев.
В рамках нашего проекта мы познакомились с творчеством мариниста Айвазовского, и увидели, что многие его картины являются яркой иллюстрацией лирических стихов поэтов – романтиков о море.
Чтобы понять лирическую поэзию мастеров слова 19 века, надо обратиться к биографии и творчеству авторов, понять мотивы написания произведения, открыть для себя авторский замысел, вслушаться в звукопись строф, и тогда, наверняка, перед тобой откроются удивительные картины, рисуемые твоим воображением.
Хочется дать совет современникам: читайте, перечитывайте стихи поэтов – романтиков.
Погружайтесь в мир литературы. Это мир духовности, красоты и страсти.
.
Две лягушки
5 зимних аудиосказок
Ёжикина Радость
Сказка "Узнай-зеркала"
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка