Работа представляет практическую часть исследовательского проекта "Визуальная поэзия". Подробно рассмотрено, как визуальная поэзия раскрывает творческий потенциал учащихся разных возрастных групп:учащихся 6, 7, 10 классов, а также студентов 3-го курса педуниверситета.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_potencial_vizualnoy_poezii.docx | 27.1 КБ |
Храмцова Александра,
учащаяся 10 класса школы № 200
г. Екатеринбург
Творческий потенциал визуальной поэзии
В настоящее время я работаю над исследовательским проектом под названием «Визуальная поэзия». В ходе своей работы я рассматриваю визуальную поэзию в России в качестве экспериментального творчества, ее смысловую роль и восприятие обществом. Одной из составляющих практической части моей работы является проведение открытых уроков у учащихся различных возрастных групп (а именно: 6-ых, 7-ых, 10-х классов и студентов 3 курса специалитета «Русский язык и литература» УрГПУ).
Целью таких учебных мероприятий является раскрытие и развитие творческого потенциала учащихся, а также повышение их интереса не только к визуальной поэзии, но и к русской поэзии вообще. После проведения открытых уроков я пришла к необычным выводам, которые помогли мне в дальнейшем планировании моей работы. Чтобы доказать научно-практическую значимость моей работы и вместе со мной сделать выводы, давайте проследим весь ход исследования.
План проведения каждого урока состоял из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включала в себя следующие компоненты:
Терминология и основные понятия визуальной поэзии были изложены в одинаковом объеме для всех возрастных групп, так как изучение видеопоэзии не входит в школьную программу, а, следовательно, сведения по этой теме у учащихся должны быть минимальными. Однако в процессе изучения я заметила, что учащиеся 6-х классов знакомы с понятием «белый стих», учащиеся 7-х классов знают некоторых поэтов-визуалистов, десятиклассники имеют представление о некоторых видах экспериментальной поэзии, а студентам известно о существовании видеопоэзии и некоторых ее произведениях. Это означает, что раскрытие творческого потенциала путем изучения визуальной поэзии необходимо, ведь достаточных знаний при самостоятельном изучении учащиеся не получают.
Данные теоретические аспекты были изложены с помощью электронной презентации. Слайды презентации я создала таким образом, что информация в печатном виде была представлена в минимальном количестве, а информация в виде изображений – в максимальном. Ведь видеопоэзия (в отличие от классической, которая традиционно лучше воспринимается на слух) представляет собой особый вид творчества, помогающий читателям ясно увидеть не только содержание, но и форму стихотворения, воспринять его в полной мере и сделать выводы. Так как в классе присутствуют не только люди-аудиалы, привыкшие к слуховому восприятию, но и визуалы, для которых важно визуальное восприятие, важно было создать неординарный и эффективный подход к изучению визуальной поэзии.
Необходимо отметить, что среди изученных возрастных групп наиболее активное участие в дискуссии принимали учащиеся шестых и десятых классов. Это можно объяснить тем, что шестиклассники восприимчивы к новым и интересным знаниям, а десятиклассники, владея основами устного ответа, способны эффективно излагать свои мысли по этой теме. Это значит, что изучение визуальной поэзии необходимо начинать именно в шестом классе, когда ученики уже обладают достаточными сведениями и наиболее открыты для новой информации, и возвращаться к нему в старших классах, что поможет наиболее ярко развить творческий потенциал учащихся.
Данная форма изложения помогает учащимся усваивать информацию и развивать образное мышление.
Практическая часть урока включала в себя поэтическую игру под названием «Литературные течения XXI века». Я использовала такой метод для того, чтобы закрепить полученные знания о визуальной поэзии, продемонстрировать это на конкретных примерах, помочь учащимся самим составить поэтический текст. Это помогает повысить самооценку учащихся, раскрыть их творческий потенциал, повысить интерес к изучению не только видеопоэзии, но и поэзии в целом. Игровая форма и работа в командах развивает в учащихся воображение, стремление к победе, командный дух, умение быстро думать и делать логические выводы, а также навыки публичного выступления.
Я разделила учащихся на команды по 5-6 человек и предложила им представить, что все они поэты и основали свои индивидуальные литературно-поэтические общества. Каждая группа выполняла предложенные задания за определенное время. Такой прием как хронометраж помогает ученикам развить самоконтроль и самоорганизацию. Затем каждая команда представляла результаты своей работы и получала какое-либо количество баллов, которое учитывалось в турнирной таблице.
Первое задание для каждой команды состояло в том, чтобы придумать название и девиз, выбрать капитана, нарисовать эмблему, выбрать поэта-основателя и придумать, какие стихи они пишут. Данное задание некоторым участникам далось легко, а у некоторых вызвало сложности. Названия очень многих команд (особенно в младших классах) затрагивали тему поэзии – к примеру, «Рифмоплеты», «Спящие поэты», «Пушкины», многие (особенно у десятиклассников и студентов) показывали сферы их интересов – «Защитники природы», «Форрест Гамп», «Мадамы Баттерфляй». Девизы также получились различными – в стихотворной форме и прозаические, емкие и длинные, юмористические и серьезные. У шестиклассников наиболее частыми стали девизы, представлявшие собой интересные емкие четверостишия:
Мы красивы и умны,
Рукавишниковы мы.
Победить совсем непросто –
Постараемся серьёзно.
В качестве поэтов-основателей ребята выбирали классиков литературы – Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Семиклассники в качестве девизов чаще всего использовали «шаблонные» выражения (Наша команда лучше всех, нам сопутствует успех). А вот особенности их стихотворений оказались более интересными: футуристические стихи, стихи с использованием современной лексики и т. д.
Десятиклассники в качестве девизов представили уже вполне готовые стихотворные формы, имеющие смысл и эмоциональную звучность. Одним из особенно интересных примеров я считаю девиз команды «Одуваны»:
На одуваноплане мы летаем,
Ближний космос покоряя.
Будут мамы нами гордиться,
А пока мы будем учиться –
Чтобы космос покорять,
Очень много надо знать.
Особую ценность этот девиз имеет потому, что в нем присутствует неологизм (одуваноплан) и мораль. Интересно, что сразу две команды десятиклассников выбрали своим поэтом-основателем Владимира Маяковского. Такой интерес к поэту, возможно, объясняется социальной остротой его творчества.
Девизы, представленные студентами, по большей части имели юмористический характер. Так, к примеру, девиз команды «Спящие поэты» звучал так: «В каждом спит поэт – с каждым днем все крепче». А вот девиз другой команды, чьей особенностью является сочинение «безрифменных» стихов:
Мы умеем считать,
Мы умеем читать,
Но не любим писать
И все! И с рифмой хорошо.
Интересно, что эмблема этой команды выглядит так. Левый столбец представляет собой четкую рифменную последовательность, а второй – ироничный намек на отсутствие рифмы. Другие эмблемы, представленные студентами, имели абстрактный и философский смысл. При выборе поэта-основателя замечен интерес студентов к современной поэзии.
Второе задание, предложенное учащимся – сочинение акростиха, посвященного своему поэту-основателю. Стихи не всегда имели рифму и точный смысл, но самые интересные из них я могу вам представить:
6 класс
Тютчев пишет стихи о природе,
Юбку одела сосна у него,
Трель свою пропел соловей,
Чуть шелохнулась листва,
Ель свои распустила иголки –
Всё краше природа день ото дня.
Родной поэт
Уральской крови,
Красивы все его стихи.
Авантюрист, которых мало,
Великий человек Руси.
7 класс:
Наш поэт – великий мастер,
Есть талант и красота,
Креативный и весёлый,
Радостный и вдохновлённый.
Автор многих он стихов,
Самых лучших в мире.
О природе пишет он,
Вдохновляя всё вокруг.
10 класс:
Ему почтенье отдадим –
«Спасибо!» – мы Вам говорим.
Ещё хотим добавить мы –
Никто не возложил цветы
И не забыл его стихи,
Но все ему мы рады.
Мой друг родной,
А рад ли ты?
Я вижу: предо мной
Корабль в море твой.
О, новы жаркие страданья!
Вернулся ты, и счастлив я.
Своим лицом и честными глазами
Красоту ты в мире постигал,
И понял я, что счастлив ты.
С третьим заданием – решением шарад – все учащиеся справились более или менее равномерно. Задания показались ребятам несложными, и они с удовольствием выполнили их. Четвертое и пятое задание – составление рифм и затем игра в буриме с помощью этих рифм - стали источником новых творений учащихся и студентов. Вот одни из самых интересных буриме десятиклассников и студентов:
Ко мне в гости пришел дружок,
Он принес мне огромный цветок.
Цветок был посажен в горшок,
Земли было всего с кулачок.
«Омар в гостях»
У меня сегодня жар –
У меня в гостях омар!
Он навел в квартире пар,
И меня хватил удар.…
Вышел вот такой угар.
После проведения урока я раздала учащимся анкеты, чтобы проследить результаты изучения материала.
Таким образом, мы увидели, что визуальная поэзия вызывает интерес у учащихся и студентов самых различных возрастных групп. Я считаю, что визуальную поэзию необходимо включить в учебную программу, начиная с шестого класса. Ведь, как мы увидели, видеопоэзия помогает развивать творческий потенциал не хуже, а иногда и лучше классических произведений русской литературы.
10 осенних мастер-классов для детей
Именинный пирог
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Для чего нужна астрономия?
Лупленый бочок