Цель исследовательской работы: через числовую и рпедметную символику показать особую значимость числа 3, её роль в жизниобщества на протяжении веков.
Вложение | Размер |
---|---|
vokrug_chisla_3.doc | 93 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Аннотация………………………………………………………………………...3
2. Введение………………………………………………………………………….4
3. Тайна числа 3……………………………………………………………………..5
4. Начало начал……………………………………………………………………...6
5. Три бога, три мира………………………………………………………………..7
6. «3» в сказках А.С.Пушкина……………………………………………………...9
7. Заключение……………………………………………………………………….13
8. Литература………………………………………………………………………..14
АННОТАЦИЯ
Цель научной работы: через числовую и предметную символику показать особую значимость числа 3, её роль в жизни общества на протяжении веков. В связи с этим исследовать символическое значение числа, найти подтверждение в текстах классической и современной литературы и искусства; представить результаты исследований, проследить связь числа с библейскими притчами, показать значение ключевых понятий ее в мировой науке, искусстве, выйти через ее символику на общественную значимость этого числа.
Практическая значимость работы состоит в том, что наблюдения и результаты могут быть использованы как учениками, так и учителями.
Методы проведенных исследований: наблюдение, статистический анализ.
Объект исследования: произведения мировой литературы, искусства, фольклора.
Предмет исследования: числовая символика цифры три
Цель работы: через предметную и числовую символику показать всю сложность и глубину, особую значимость числа 3.
Задачи:
Практическая значимость работы состоит в том, что наблюдения и результаты могут быть использованы как учениками, так и учителями.
В своей работе я использовала следующие методы:
Методы исследования:
Введение
Число «три» настолько простое, что, кажется, отыскать в нём какую-то тайну просто невозможно. С цифрой тройкой малыши знакомятся ещё до поступления в первый класс, и на первый взгляд она кажется обыденной и малоинтересной.
А между тем тысячелетия человеческой цивилизации придали этой простой цифре столько смысловых нагрузок, так наполнили её внутреннее содержание, настолько сблизили с духовным миром, что она воспринимается не иначе как неотъемлемый атрибут нашей культуры, истории, быта.
Одних пословиц и поговорок с тройкой в русском языке насчитывается около сотни. А сколько мифов!
На уроках русского языка мы познакомились с тремя грамматическими лицами – я, ты, он.
Окидывая взором исторический путь человечества, человек обнаружил тройное деление времени – прошедшее, настоящее, будущее.
Задумываясь о душе, человеку бросаются в глаза три главных способности души – память, мысль, любовь.
Бог в христианских представлениях един в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
Наука о числах – нумерология - древнейшая наука. У древних народов числам приписывались особые свойства, в них они видели проявление действия потусторонних сил. Поэтому число 3 – таинственное, загадочное. Чем же оно замечательно?
Я решила это выяснить. Изучила литературный материал, рассказывающий о числе 3, сделала подборку пословиц, крылатых выражений, скороговорок, считалок, игр, стихов, литературных произведений. В ходе работы попробовала составить интересные задания, содержащие число 3.
Я считаю, что собранный мною материал, будет способствовать нашему развитию, и многие учащиеся, узнав о таинственной и магической силе цифры три, начнут внимательнее относиться к цифрам, а может, также начнут изучать свойства и отражение цифр в мировой культуре и в искусстве.
Тайна числа 3
Числа повсеместно присутствуют в нашей жизни. Везде и всюду мы только и делаем, что считаем: когда идем в магазин, в зоопарк, путешествуем, делаем домашнее задание и многое другое.
Первобытные люди прожили много лет без всяких знаний о числах. Числа казались им чем-то таинственным. Любой предмет можно было увидеть и потрогать. Число потрогать нельзя. Но ведь числа существуют реально, все предметы мы можем посчитать. В далекие времена люди считали «один, два, много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Число 3 обозначало «все». Число 3 считалось в древности магическим и потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (1+2=3).
Долгое время число 3 было для многих народов пределом счета, счастливым числом.
Число 3 имеет начало, середину и конец.
Время люди делят на настоящее, прошедшее и будущее.
Свое бытие человек разделяет на 3 части: жизнь, смерть и сон.
Мир делится на 3 царства: земное, подземное и небесное.
3 периода жизни человека: молодость, зрелость, старость.
Трехмерность пространства высота, ширина, длина.
Три состояние веществ в природе: твёрдоё, жидкое, газообразное.
С числом 3 связан треугольник, первая геометрическая фигура.
Изучая русский язык:
у глагола 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее;
у имени существительного 3 склонения;
имена существительные и прилагательные бывают мужского, женского и среднего
рода.
В музыке есть три кита: танец, песня, марш.
На улицах города можно увидеть светофор с тремя огоньками:
красный, желтый, зеленый.
Легенды тоже не избежали число 3.Например сказание о том, что
земля держится на трёх китах.
А приметы? Мы трижды стучим по дереву и трижды плюём через
левое плечо.
И наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от
солнца большая планета Солнечной системы.
Поэтому число 3 играло и играет важную роль в жизни людей, это особенное число, магическое.
Почему-то евангельских волхвов традиционно изображают числом «три». Говорят, это были мудрецы из Африки, Азии и Европы. Интересно, как это они очутились в одно и то же время в одном и том же месте? Видимо, дело вовсе не в континентах и не в их прозорливой мудрости, а в том первообразном качестве Тройки, которое накрепко «вбито» в наши головы. Волхвов должно было быть трое, и точка! Именно они стали свидетелями великого по смыслу события — рождения спасителя, и с факта их встречи новоявленного младенца начался отсчет новой эры и новой религии.
Любит человек Тройку, делит все подряд на три и на три умножает, как запрограммированный, и ничего с этим не поделаешь. А почему «как»? Наш мозг действительно и в самом деле запрограммирован «трояким» образом: так нам проще думать, то есть оперировать своими мыслями. Тут за примерами далеко ходить не надо. Они сами торопятся занять свое место на. странице.
Мы делим время на настоящее, прошлое и будущее, а свое Бытие поэтически разделяем на жизнь, смерть и сон. Принцип композиции в искусстве: трилогия в литературе, триптих в живописи, трилистник в геральдике. Современное общество породило три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную, — а четвертая власть ею, властью, только называется. Важный счет на три — троебожие, которое встречается в религиях настолько часто, словно человек постоянно забывает о главном тезисе — Бог один и един.
У индийского бога огня Агни три дома, троякий свет, три жизни, три головы, три языка, и даже родился он одновременно в трех местах. В китайской традиции «три представляют собой три первоначала: «Небо», «Земля» и «Человек» (небеса символизирует Единица, землю — Двойка, а человека — число «три»). Согласно Авесте, существуют три эпохи вселенского противостояния добра и зла: золотой век, царство человека и мировая катастрофа, в которой, как после ядерной зимы, земля сгорит в огне.
Три — это модель любого процесса, любого действия и события, которое начинается, длится и заканчивается. Так что ситуация «трех» весьма отличается от ситуации «О, 1 и 2». Первая всегда динамична, вторая — как правило, статична, если, конечно, не развивается по кругу.
Считается, что «все тройственное совершенно», «все подлинное триедино». Три — это модель мира, который существует в движении, в динамике, в такой динамичной целостности, где части целого хорошо взаимосвязаны. Даже конфликт между ними переходит в конструктивное русло и решается за пределами и «вокруг» Тройки, но при ее непосредственном участии. Короче, «Без троицы и дом не строится» (рус), а земля стоит на трех китах.
Три — первое в магическом ряду число. Оно открывает настоящий магический счет, с ним появляется что-то действительно новое, а не хорошо забытое старое.
Три — это базовая структура вещей. Время мы делим на три — прошлое, настоящее, будущее, пространство мы делим на три — ширину, длину и высоту. С Тройки в мире «тысячи вещей» все и появляется.
Инки делили Вселенную на три мира: верхний и нижний, где обитали боги, и внутренний — поверхность земли. У тунгусов есть верхний, нижний и средний миры. Согласно маньчжурским верованиям, существует три мира: небесный, земной и срединный. Три мира было у этрусков: верхний, средний, подземный — царство мертвых. Джайнизм признает наличие трех миров. Индийцы делили мир на три сферы: небесную, земную и подземную. Три мира христианства — Рай, Ад и Чистилище — к обитанию живых людей отношения не имеют. Человеческий удел — «четвертая» Земля.
Так же и в представлении о богах, Семерка и Девятка характеризуют богов как нечто совершенное, непостижимое и недоступное человеческому уму, то Тройка богов — это простая аналогия мира и прямое соответствие создающего и создаваемого.
Три есть начало, середина и конец, а вслед за этим верх, низ и середина.
Один из эпитетов Дианы — «богиня трех дорог». Ее изображения ставились на перекрестках. Как это уместно, когда речь идет о непоседливой и волевой воительнице и охотнице! Это сейчас путешествия стали безопасными, а раньше отправиться в дальний путь было равносильно подвигу.
Мы уже отметили, как охотно люди хотят верить трем богам и поклоняться им, как они любят три времени и три качества Бытия. Так же популярно «тройственное» членение мира по вертикали, хотя организация мира по горизонтали всегда четверична. Три — это сверху донизу, а Четыре — вокруг да около.
Число 3 в геометрии символизирует плоскость, которая определяется тремя точками. Графически число 3 выражается треугольником. Возможны и другие тройные формы: трискелион (трехлучевая свастика), трилистник, китайские триграммы, трезубец, три молнии, геральдическая лилия, три рыбы с общей головой (символ христианской Троицы), трехлапые лунные животные (символизирующие фазы Луны). Три сцепленных кольца или треугольника символизируют нерасторжимое единство трех ликов троицы.
Тройка означает также исполнение и часто воспринимается как знак удачи: возможно, потому, что знаменует выход из противостояния — решающее действие, которое может, однако, привести и к неудаче. Во время ритуалов многие действия исполняются трижды: например, три ежедневных омовения в исламе, три приветствия, три предсказания будущего и т. д.
Оккультисты полагают, что понятие «тройка» представляет собой проявление наивысшего уровня в сфере духовного мира.
В алхимии основополагающими являются три принципа: сера, ртуть и соль, что символизирует дух, душу и тело. Металлы алхимиков — это не обычные металлы, а живые эссенции, имеющие метафизическую природу.
В пифагорействе тройка символизирует полноту. Пифагор считал тройку символом гармонии, а Аристотель — законченности: «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец». Пифагорейцы различали три мира как вместилища принципов, разума и количеств.
Тройка несет в себе уверенность и силу, так как если один или два раза могут быть совпадением, то три раза — это уже закономерность. Поэтому египетского Тота называют Трижды величайшим — Трисмегистом.
Троичность может быть разделена на двойственность и единство, суммой которых является.
Тройка — «небесное» число, символизирующее душу, четыре — тело. В сумме три и четыре дают семь, образуя священную семерку. Их перемножение дает число двенадцать, что символизирует завершенный цикл (например, зодиак — круг, состоящий из 12 знаков; год, состоящий из 12 месяцев).
Тройка, четверка и их сумма — семерка посвящены Афродите (Венере) как царице трех миров и четырех элементов. Три — число священное, так как это первое число, которому присвоено слово «все». Это символ троичности бытия.
Важность числа 3 и треугольника является неистощимым предметом для исследований.
«Сила трех» универсальна и олицетворяет трехчастную природу мира, как небо, земля и вода. Это человек: тело, душа и дух; рождение, жизнь и смерть. Это начало, середина и конец; прошлое, настоящее и будущее.
Три также самое меньшее количество, составляющее родовую общину, маленькое «племя».
В общественной и судебной практике три - наименьшее количество людей, имеющих право принимать сколь-либо значимые решения, как, например, триумвират в Древнем Риме.
В Библии три ступени творения: первобытный хаос, над которым носился Дух, сотворение Адама и освящение субботы. Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза.
Три - наиболее часто встречающееся число в Евангелиях: три волхва, три отречения Петра, три распятия на Голгофе, воскресение Иисуса Христа - через три дня, три явления после смерти, три Марии, три богословских добродетели - Вера, Надежда, Любовь.
Сам человек обладает тройной организацией, заключая в себе тело, душу и дух.
В Китае три - первое нечетное, янское, положительное число, символ святости, законности, почета и утонченности. Три начала - небо, земля и человек. Три - истинный путь неба, земли, человека.
Японцы почитают три «священных сокровища»: зеркало, меч и драгоценный камень, символизирующие истину, мужество и сострадание.
Мексиканскую троицу символизируют три креста: один большой и два меньших.
Три - одно из самых положительных чисел не только в символике и религиозной мысли, но и в мифологии, легендах и сказках, где примета «третий раз - удачный» имеет очень древние корни. В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата. В фольклоре встречаются три царевича, три ведьмы, феи (две добрые, одна злая).
Трехголовые или трехтельиые боги, как, например, древнегреческая Геката или кельтская Бригитта, имели множество функций и управляли сразу несколькими сферами мироздания. У славян бог Луны трехглав. Бесчисленны тройки божеств и сил. Триединые лунные божества и троичные богини изобилуют в шумеро-семитской, греческой, кельтской и древнегерманской культурах.
В сказках обычно:
Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна ли и какова роль числительных в тексте? На этот вопрос решили мы ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина.
Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3.
Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Так, в написанной в Болдине осенью 1830 года «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у балды такой огромный кулак.
Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось».
Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.
Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом:
- в первый раз Балда «море морщил»,
- во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось»,
- в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».
Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».
Первые два задания чертёнок придумал:
«кто скорее из нас обежит около моря».
«кто далее палку бросит».
А третье задание сам Балда задал:
«Кобылу подыми-ка ты,
Да неси её полверсты».
Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта.
Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждёт своей расплаты поп.
С каждым щелчком сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.
С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелчка
Лишился он языка,
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
Поэт говорит о бесшабашности русского характера. Выражая свои симпатии Балде, автор презрительно смеется над бесёнком («ножки протянул») и над попом («со страху корчится»), которые вздумали тягаться «с самим Балдой».
Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она написана почти сразу после женитьбы как своеобразное величание невесты-красавицы.
Уже в первой строчке читаем:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».
Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.
Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.
Так в городе появилась чудо-белка:
«Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.»
Тридцать три богатыря на берегу очутились. Цифра 33 содержит в себе значение множества:
«И очутятся на берегу,
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.
Когда в третий раз прилетел царевич к царю Салтану, мы читаем:
«А ткачиха с поварихой,
Со сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят».
Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.
Число 3 – волшебное, оно используется в сказках, мифах древнего мира. Многие сказки имеют в названиях число 3. Это английская сказка «Три поросенка», русская народная сказка «Три медведя», а знаменитая картина Виктора Васнецова называется «Три богатыря», икона Андрея Рублева называется «Троица».
Пословицы, поговорки и крылатые выражения являются народным достоянием и накапливаются народом. Числа являются источником происхождения многих пословиц. Без них наша речь была бы бедна и обыденна. У наших предков предков пословицы, поговорки, крылатые выражения всегда носили поучительный характер.
С три короба. (Это, значит, наврал очень много.)
Плакать в три ручья. (Это значит очень горько плакать.)
От горшка три вершка. (Это значит очень маленький, небольшого роста.)
Заблудиться в трех соснах. (Это, значит, не смог разобраться в простом задании.)
Бог троицу любит.
Не узнай друга в 3 дня, узнай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только
три дня.
Обещанного три года ждут.
Мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, я нашла для себя много нового и интересного. Я ближе познакомилась с числом три, выявила связь между числом три и устным народным творчеством, люди из древне поклонялись числу три.
Пришла к выводу, что число три играет важную роль в жизни человека. Об особенностях этого числа написано много разнообразных книг. Поэты посвящают ему стихи, писатели используют в своих произведениях. Мир чисел полон интереснейших тайн, среди них есть и те, что до сих пор не познаны.
1. Бореев Г. Числа и творения / Г.Бореев // land-of-spirit.ru
2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина /Т.В.Зуева// Москва 1989
3. Львова С.И. Уроки словесности.5-9 классы /С.И.Львова// Москва – Дрофа – 2000
4. Целищев В. Всё есть число /В.Целищев // Вокруг света – 2008 – paragraph 013/
index.html
5. www.imbl.org
Волшебные звуки ноктюрна
Лиса-охотница
Ворона
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Новый снимок Юпитера