В работе исследуется образы праведников, не изучаемых в школьном курсе литературы произведений Н.С.Лескова: "Однодум" и "Несмертельный Голован".
Вложение | Размер |
---|---|
pravednichestvo.doc | 224.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»
Конференция старшеклассников
«Наука в руках молодых – 2012»
«Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова»
Исследовательская работа
Выполнила: ученица 11Б класса МБОУ ОЭБЛ Лочехина Марина Борисовна |
Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ ОЭБЛ Чегодаева Н.П. |
г.Архангельск, 2012 г.
Оглавление:
Введение………………………………..………………………………………………...3
Список литературы………………………………………………………………………....…..11
Приложения……………………………………………………………………………………..12
Приложение А. Результаты опроса....……………………………………………………..13
Приложение Б. Изучение произведений Н.С.Лескова в школе…………………………….15
Приложение В. Художественное осмысление праведничества современными школьниками……………………………………………………………………………………16
Введение
Николай Семёнович Лесков - «очень русский» писатель, как несколько позже скажет о себе И.А.Бунин.
В огромном творческом наследии Николая Семеновича особое место занимает цикл «Праведники», которому сам писатель «придаёт большое значение»[1,стр.39], ставя евангельские вопросы в центр своих произведений.
Данная работа: «Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С.Лескова» - актуальна, так как произведения писателя – это страницы истории духовной жизни русского народа, имеющие воспитательное значение для молодого поколения. Русская земля - православная земля, где истоком нравственности и духовности является праведничество - бескорыстное служение людям, Богу, стремление к добру и чистоте, любовь к миру, соблюдение моральных законов. Обращение к теме праведничества актуально в наши дни, когда дурные поступки и нарушение нравственных законов не воспринимаются как грех и порок. Жить в своё удовольствие, игнорируя при этом интересы и желания других людей, стало, к нашему сожалению, нормой для современного общества.
Н.С.Лесков стремится найти истину, что-то бесспорное и абсолютное. Для него праведничество – это «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастно врага» [1,стр. 42], но писатель не ограничивает это понятие рамками «церковно-канонизированной святости» [1,стр.42].
«Лесков был самым читаемым автором средней русской интеллигенции конца XIX и первой четверти XX веков» [6,стр. 411]. Поднятые им проблемы продолжают беспокоить читателя и сегодня. Несмотря на это, его творчество остаётся малоизученным. Только во второй половине XX века появляются литературоведческие труды.
Цель данной работы:
-выявить художественное своеобразие образов праведников в произведениях Н.С. Лескова.
Задачи:
-на основе научно-исследовательской литературы охарактеризовать понятие праведничества в русской культурно-религиозной традиции;
-на основе анализа рассказов цикла выявить особенности образов праведников.
Автор работы ознакомилась с таким доступным материалом, как статья Д.С.Лихачёва «Раздумья о России», статья Н.Н. Старыгина «Лесков в воспоминаниях современников», с книгой Л.Аннинского «Лесковское ожерелье», с трудами сына писателя Андрея Лескова.
Особое внимание циклу, его структуре уделено в статье А.А.Горелова «Праведники и праведнический цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова».
Основой работы стали рассказы цикла «Праведники» Н.С.Лескова: «Однодум», «Несмертельный Голован».
Данная исследовательская работа представляет анализ образов героев праведников и показывает уровень знаний, а также понимание произведений Н.С.Лескова старшеклассниками МБОУОЭБЛ.
1. Общая характеристика цикла Н.С. Лескова «Праведники»
Часто свои произведения Н.С.Лесков объединял в циклы. Например, «Мелочи архиерейской жизни», «Рассказы кстати». Одним из наиболее значимых становится цикл «Праведники».
Николай Семёнович Лесков, стремясь «служить родине словом правды и истины» [4,стр.3], потратил «все свои силы, всю жизнь … на то, чтобы создать «положительный тип русского человека»[4,стр.30]. Создание ярких национальных характеров, изображение людей, «замечательных своей душевной чистотой и всечеловеческим обаянием, было едва ли не главным в лесковском творчестве» [4,стр.29].
Рассказы Н.С. Лескова вырастают из жизненных мелочей, казусов, анекдотичных историй. Через нелепые, порой абсурдные вещи он идет к обобщению, открывая нам русскую жизнь в её многообразии и своеобразии.
За 10 лет (1879-1889гг) писателем был написан цикл «Праведники», состоящий из 10 рассказов. Мысль о написании цикла приходит к писателю под действием общественных изменений – кризиса церкви. Н.С. Лесков говорит о том, что церковь не отличается жизнедеятельностью, что в обществе пали идеалы и оно «погружается в меркантилизм и становится глухо… ко всяким высшим вопросам» [1,стр.41]. Но Николай Семёнович верит в то, что ещё не всё пропало, что есть ещё люди, которые совершают чудеса.
Цикл открывается историей, повествующей о смерти писателя, который «ничего, кроме мерзости, не видел» [5,стр.4]. Все последующие рассказы – доказательство существования на Русской земле добра, ума, нравственности.
В центре рассказов из цикла «Праведники» стоит положительный тип русского человека. Как правило, его герои Н.С.Лескова не вымышленные, а реальные люди. Так под своим именем выведен в рассказе «Однодум» солигалический квартальный Александр Афанасьевич Рыжов. Герои-праведники неразрывно связаны с Россией. Писатель нашел праведников «в сферах самых обыкновенных, где, кажется, ничего особенного ожидать невозможно»[1,стр.37]. Это чиновники, военные, простолюдины, представители русской интеллигенции и духовенства, которые изображены в самых невероятных жизненных ситуациях. Праведники Н.С. Лескова обладают «обострённым чувством чести, высоким сознанием своего долга»[5,стр.30], они «непримиримы ко лжи и лукавству»[5,стр.30].
Рассказы не похожи друг на друга, но, тем не менее, они «объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины»[5,стр.30].
2. Образы праведников
Образы героев-праведников своеобразны и не похожи один на другой. Большую роль в характеристике персонажа играет имя. Н.С.Лесков даёт прозвища героям: Однодум, Несмертельный Голован, - которые становятся названиями рассказов. Александр Афанасьевич Рыжов получил прозвище Однодум по названию книг «больших тетрадей, подшитых в одну обложку» [5,стр.4]. Записи оказались невероятно точны. Всё, что в них было отмечено, сбылось. Прозвище герою дано и за особую «устремлённость личности, исповедующей живой дух веры» [3,стр.31]. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля можно найти такое трактование слова «однодумно» – «заодно, одной думой, решительно и верно» [2,стр.653]. Прозвище Несмертельного Голована Н.С. Лесков объясняет бесстрашием героя, которого «смерть не брала» [5,стр.95]. Оно заменяет и имя, и фамилию, которых в рассказе нет.
Нельзя не сказать о социальном положении героев. Несмертельный Голован, «простой человек» [5,стр.95], занимался «поставкой на дворянский клуб сливок и молока» [5,стр.98]. Он «кипел в работе с утра до поздней ночи»[6,стр.100], являясь и пастухом, и поставщиком, и сыроваром. Однодум – солигалический квартальный - был «досуж и трудолюбив» [5,стр.6], позже «исправлял должность городничего» [5,стр.19]. К работе герои подходили рьяно, ответственно исполняли то дело, которое совершали. Несмотря на «престижность» службы, они оставались простыми людьми. Они никогда не брали чужого. Их жизненное кредо отражено в словах Однодума: «Царь жалует, а мзду брать Бог запрещает» [5,стр.12] и «В поте лица ешь хлеб твой» [5,стр.12].
Внешний вид является значимым элементом образа героя. «Он выдает пол, возраст, профессию, общественное положение, вкус, мировоззрение» [7,стр.183], говорит о социальном статусе, индивидуальных чертах. Александр Афанасьевич (Однодум) носит полосатый тиковый бешмет с крючками (просаленный и перештопанный), желтые нанковые штаны и простую крестьянскую шапку, а зимой овчинный нагольный тулуп. Не случайно автор обращает внимание на внешний вид героя: человеку, практически занимающему третье место в стране (после императора и губернатора), не подобает ходить в столь неопрятном и поношенном виде. Всё дело в том, что взяток Александр Афанасьевич не брал, как это делали его предшественники, а на те деньги, что получал герой, новый тулуп купить было невозможно. Да и «в щегольстве он пользы не находил» [5,стр.18].
Несмертельный Голован – человек с «чрезвычайно крупными чертами лица» [5,стр.95]. Автор даёт подробное описание внешности героя, его телосложения. «В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое, сухое и мускулистое; он был смугл, круглолиц, с голубыми глазами, очень крупным носом и толстыми губами. Волосы на голове и подстриженной бороде Голована были очень густые, цвета соли с перцем. Голова была всегда коротко острижена, борода и усы тоже стриженые» [5,стр.96]. Очень важным элементом является улыбка, раскрывающая душу героев. Она «не оставляла Голована ни на минуту: светилась в каждой черте, но преимущественно играла на устах и в глазах, умных и добрых» [5,стр.96].
Добро, излучаемое этими людьми, и их любовь передаются окружающим. Герои призваны помогать человеку в том, в чём тот нуждается. Их поступки - доказательство бескорыстного служения людям. Например, Однодум отдаёт лучшее место на базаре женщинам, «поместя свою мать не на лучшее место» [5,стр.11].
Хочется отметить, что Н.С.Лесков представил два разных типа праведников. Они бескорыстны и бесстрашны, действуют в соответствии со своими убеждениями. Так Однодуму пришлось проявить решительность и силу характера в определённой ситуации. Он сделал в храме замечание губернатору, касающееся благоговейного отношения к святыням. Он бесстрашно отвечал на вопросы Ланского о своём образе мыслей, отношении к властям («ленивы, алчны и пред престолом криводушны» [5,стр.31]). Такое отношение к высокопоставленному чиновнику непозволительно, но нравственные принципы Однодума, которым он всегда следовал, заставили его это сделать. Александр Афанасьевич многое знал из Библии, имеющей огромное влияние на его мировоззрение. Знания, которые дала ему эта книга, стали основой его жизни. Например, он был всегда «умерен во всём» [5,стр.18], «нимало не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и особо не угождал никому» [5,стр.18].
Несмертельный Голован представляет второй тип праведника. Он, как и Однодум, следует своим нравственным убеждениям. Люди, приходя к нему за помощью, всегда находили её. Рассказывая священные истории, Голован помогал им найти верное решение в сложившейся ситуации. Несмертельный Голован - человек поступка, он спасал других, подвергая себя опасностям. Он подносил воду больным, которые могли заразить его страшной болезнью, и погиб на пожаре, спасая «чью-то жизнь» [5,стр.95].
«Праведник» и «дурачок» – издавна на Руси близкие понятия. Но Н.С.Лесков изображает не недалёких людей, наоборот, герои-праведники - духовно высокообразованные люди. Их часто не понимают окружающие. К Однодуму они обращаются: «такой – некий – этакой» [5,стр.18]. Живя в стороне от социальных битв, герои-праведники, по словам Н.С.Лескова, делают историю. Образы героев стали поистине народными. Они и были народными, поэтому Голован – «почти миф, а история его легенда» [5,стр.94]. В рассказах цикла «Праведники» есть элементы житийного жанра, например: рождение героя от благочестивых родителей, аскетический образ жизни, поиски духовной опоры в Святом Писании, а главное - бескорыстное служение людям.
3. Восприятие образов праведников современными школьниками
В центре исследовательской работы стоит изучение явления праведничества. Был проведён опрос с целью: выявить уровень понимания феномена праведничества современными школьниками.
В анкетировании приняло участие 120 человек – учащиеся 9-11классов МБОУОЭБЛ. Респондентам было предложено ответить на 5 вопросов и попытаться в художественной форме выразить своё отношение явлению праведничества. Понятие праведничества уже само по себе предполагает что-то необычное, выходящее за установленные рамки. Первый вопрос: «Как Вы относитесь к необычным ситуациям и людям?» - разделил учащихся на несколько групп. 75% опрошенных ответили, что такие ситуации должны случаться, так как они делают нашу жизнь разнообразной. 10% считает, что иногда проявление странного хорошо, а иногда плохо. 10% нейтрально относится к необычному, 5% не представляет, что такое странная ситуация. Необычность респондентами воспринимается на повседневно бытовом уровне (предсказуемо – непредсказуемо). Никто не отметил религиозно-метафизического аспекта данного вопроса, не было упомянуто о чудесах (см. прил. №1).
При ответе на второй вопрос: «Кто такой праведник? Дайте определение» - варианты ответов были самые разнообразные. Более глубокое понимание этого феномена показали 65% опрошенных. Объединив ответы, можно составить определение: праведник – это честный, мудрый, совестливый человек, совершающий добрые дела, живущий по нравственным законам и заповедям. 3% опрошенных ответили, что праведников не существует. Большинство учащихся девятых классов затруднялись при ответе на этот вопрос, так как им не было знакомо это понятие (см. прил.№1).
Респондентам в качестве третьего вопроса был предложен для анализа эпизод из рассказа «Несмертельный Голован». Он заключался в том, что герой отрубил себе косой икру ноги. Разгадка проста – нога была заражена болезнью, только такая мера могла спасти герою жизнь. Учащимся предложили представить себя очевидцем произошедшего. Предложенный вопрос звучал так: «Поясните ситуацию. Какие эмоции она у вас вызвала?» Большинство опрошенных не поняли ситуации и смогли объяснить поступок Голована. Эпизод вызвал у учащихся отвращение. Лишь немногие предложили бы помощь герою. Только один человек написал о том, что у героя болела нога.
Четвёртым вопросом послужила история Алескандра Афанасьевича Рыжова, произошедшая в храме между Однодумом и губернатором Ланским. Рыжов нагнул спину надменного губернатора, не оказавшего должного почтения при входе в церковь. Учащиеся должны были оценить ситуацию и принять сторону одного из героев. Оценка данного происшествия была однозначной: перед Богом все равны, человек в церкви – раб Божий, люди должны почтенно относиться к святыням, социальный статус не играет роли в храме.
Последний вопрос: «Может ли понимание праведничества повлиять на ваши поступки?» - оказался самым сложным для осмысления учащимися. Большинство затруднились ответить. Праведничество помогает быть человеком, принять сложившуюся ситуацию. Ребята, понимающие понятие праведничества, отвечали, что оно помогает сделать правильный выбор. Сравнивая себя с праведником, выбираешь правильный путь. Часть опрошенных связывает явление праведничества с верой. Законы нравственности, контролирующие жизнь, берут начало в религии. Вера в Бога помогает сделать верный выбор, поступать по совести.
Проведённый опрос заставил учащихся задуматься над темой праведничества и вызвал интерес. Некоторые ребята попросили сказать названия произведений для того, чтобы потом их прочесть. К сожалению, творчество Н.С. Лескова в школьной программе представлено изучением двух основных произведений: «Левша», «Очарованный странник». Они относятся к циклу «Праведники», но в тоже время являются особенными, своеобразными. К классическим праведникам можно отнести Однодума и Голована. Проанализировав школьные программы некоторых авторов (см. прил. №2), хочется отметить программу Меркина Г.С., которая к основным произведениям предлагает наиболее объемный перечень рассказов для самостоятельного чтения. Результаты опроса показывают, что учащиеся 9 и 10 классов нуждаются в дополнительном изучении данного материала. В качестве произведений для внеклассного чтения можно бы было рассмотреть рассказы цикла «Праведники» «Однодум» и «несмертельный Голован».
Учащимся было предложено создать синквейны в качестве художественного осмысления понятия праведничества (см. прил. №2). Ход работы: охарактеризовать понятие, 2-3 определения, глаголы описывающие тему синквейна, передать свои чувства. Время данное на работу 6-8 минут.
Заключение
Эпиграфом к рассказу «Несмертельный Голован» служат слова Иоанна Богослова: «Совершенная любовь изгоняет страх». Лесковский праведник всегда бесстрашен, у него нет предмета, который мог бы вызвать страх, а всё от того, что герои знают – над ними воля Божья. Они принимают мир таким, какой он есть, и в то же время, как деятельные натуры, вмешиваются в жизнь, противостоя несправедливостям. Их главная цель - жить для других.
Герои Лескова – грешные люди, но любовь, которую они излучают, характеризует их как истинных праведников.
Николай Семёнович стремится «воспитать душу человека, пробудить сострадание к людям, вызвать стремление к правде и добру» [4,стр.39]. Ведь праведники Н.С. Лескова носят в своём сердце Христову любовь.
Особое внимание в воспитании молодежи сейчас уделяется духовно-нравственному аспекту. Произведения классиков, таких как Н.С.Лесков, формируют у подрастающего поколения взгляд на окружающий мир, прививают духовность, учат осознанному чтению литературы.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
Результаты опроса.
Результаты ответов на первый вопрос:
«Как Вы относитесь к необычным ситуациям и людям?»
Результаты ответов на второй вопрос:
«Кто такой праведник? Дайте определение».
Приложение Б
Изучение произведений Н.С.Лескова в школе.
Автор программы | класс | изучаемые произведения |
Кутузов А.Г. | 7 | «Левша» |
10 | «Очарованный странник» | |
Меркин Г.С. | 7 | «Левша» |
10 | «Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел») | |
Коровина В.Я. | 6 | «Левша» (Для самостоятельного чтения: «Человек на часах») |
8 | «Старый гений» | |
10 | «Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Тупейный художник»). | |
Обернихина Г.А. | 10 | «Очарованный странник» (Для самостоятельного чтения: «Левша») |
Приложение В
Художественное осмысление праведничества
современными школьниками.
Праведник – это состояние души. Это смирение и покаяние.
Праведники делают жизнь нравственнее и безумнее.
Вызывают чувство уважения и желания на них равняться.
Праведник – олицетворение чистоты. Светлый, чуткий, самоотверженный. Праведник любит, верит, не теряет надежды и дает ее. Самые успокаивающие цвета, чувство душевного удовлетворения и сострадания к людям вызывает праведник. Все мы близки к Богу, но праведник ближе всех.
Праведник - человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Светлый и чистый образ его. Ходит, ищет в жизни истинное счастье, и находит. Цель - служение Богу и людям. Запах ладана, чувство спокойствия и умиротворения и цвет неба – символ высоты и бесконечности.
Праведник – помощник в поисках истины. Честный, волевой, бесстрашный. Направляет на путь истинный, помогает найти правду. К нему испытываешь доверие и рядом с ним чувствуешь свою душевную силу и внутренний подъем.
Праведник чистый, светлый, добрый. Он помогает, совершает добрые дела. В его сердце нет жестокости. Его душа чиста.
Лягушка-путешественница
Развешиваем детские рисунки дома
За еду птицы готовы собирать мусор
За чашкой чая
Смекалка против Змея-Горыныча