Работа соответствует всем требованиям исследовательской деятельности ученика начальной школы. Была поставлена цель и определены задачи исследования, выдвинуты гипотезы.
Казалось бы, какая простая тема. Чем она может быть интересна современному ученику?
Карпук Лев провёл большую работу по изучению понятий «библиотека» и
«домашняя библиотека», пытается ответить на вопрос о причинах снижении интереса к чтению в настоящее время.
Кратко и в соответствии с возрастом отобразил полученные знания в своей работе.
Ученик исследовал наличие библиографических источников домашней библиотеки, систематизировал их, сделал вывод и сравнил с выдвинутыми гипотезами.
В работе прослеживается практическая направленность полученных исследований.
Ученик даёт полезные советы по организации домашней библиотеки и бережном отношении к книгам.
В заключении он планирует продолжить своё исследование по теме, являющейся продолжением проведённой работы.
Ученик перечислил источники, использованные при исследовании.
Исследовательская работа этого ученика является одной из самых лучших в классе и может быть представлена для защиты в научно-практической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
m_o_ya_______d_o_m_a_sh_n_ya_ya.docx | 31.95 КБ |
М о я д о м а ш н я я
б и б л и о т е к а
Карпук Лев
4Б класс, МБОУ СОШ №2,
г. Зверево, Ростовская область.
Руководитель: Подлегаева Е.А.
-1-
Оглавление.
1.Введение.
2.Теоретическая часть:
а). Библиотека.
б). Домашняя библиотека.
3. Практическая часть.
4. Заключение.
5.Список использованных источников.
6. Приложение (презентация).
- 2 -
1. Введение.
В одном из известных фильмов «Москва слезам не верит» есть фраза о том, что телевидение вытеснит из жизни книги и кино. Сегодня не только телевидение, а больше компьютер заменяет человеку книги. И, когда учитель спросил у нас, какие книги есть дома, много ли их, чем они дороги членам нашей семьи, то многие не смогли ответить на эти и другие вопросы. Мне стало интересно узнать о нашей домашней библиотеке. Кроме того в настоящее время, на мой взгляд, люди стали меньше читать, большинство пользуются Интернетом. Поэтому я и некоторые другие мои одноклассники с удовольствием взялись за исследовательскую работу «Моя домашняя библиотека». Вместе с учителем мы поставили следующую цель:
- изучить и систематизировать библиографические источники домашней библиотеки, использовать их в практической деятельности при выполнении проектных и других работ школьной программы.
Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:
1.Познакомиться с понятиями «библиотека» и «домашняя библиотека».
2.Изучить литературные источники, рассказывающие о библиотеках.
3.Просмотреть библиографические источники домашней библиотеки.
Гипотеза исследования:
- Предположим, что нашей библиотеке 500книг.
- Допустим, что 3 часть из них – детские.
- Возможно, у нас есть «особенные» книги.
- Пригодятся ли имеющиеся книги в дальнейшей учёбе в школе.
Методы исследования: чтение литературы, поиск в Интернете, анализ, обобщение.
Результатами своего исследования я хочу поделиться. Так как у нас ещё нет достаточных теоретических знаний по выбранной теме, то я начал своё исследование с изучения вопроса о библиотеках.
- 3 -
2. Практическая часть.
а). Проанализировав некоторые источники, я сделал для себя вывод о том, что такое библиотека с научной точки зрения.
Библиотека (греч. bibliothēkē, от biblíon — книга и thēkē — хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Библиотеки оказывают разностороннюю помощь в решении политических, хозяйственных, научных, культурных задач и способствуют мобилизации на их выполнение. Являясь общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования, библиотеки активно руководят чтением в целях воспитания и повышения культурного уровня человека.
Основными направлениями работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.
Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путём просмотра библиографических источников) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их.
Обслуживание читателей библиотеки осуществляется многочисленными путями: выдача литературы, как в читальные залы, так и за пределы библиотеки; помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы; раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов; составление информационно-библиографических пособий различного типа; пропаганда наиболее ценной литературы.
Современная техника, освобождая библиотекаря от малопроизводительных и трудоёмких ручных операций, позволит ему уделять больше времени культурно-воспитательной работе с читателями, которая и составляет сущность библиотечного дела. В связи с этим следует признать несостоятельными появившиеся в последнее время на Западе высказывания о неизбежности замены библиотек информационно-поисковыми системами
- 4 -
и постепенном отмирании библиотек. В действительности техника не может лишить библиотеку её основных функций идеологического учреждения, а напротив, содействует лучшему выполнению этих функций.
Очень интересной показались мне сведения о первых библиотеках в России. Первая известная историкам библиотека Древней Руси была основана в 1037 Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. В 11—12 вв. библиотеки возникают при монастырях и соборах в Новгороде, Чернигове, Владимире. В монастырских библиотеках хранились отдельные ценные памятники русской письменности, но в основном их фонды состояли из книг религиозного содержания. В начале 18 в. в связи с петровскими реформами в России начинают возникать библиотеки с фондами светской и научной литературы. В 1714 по распоряжению Петра I создаётся крупная коллекция книг в Петербурге, которая в 1725 была передана Академии наук и составила ядро академической библиотеки. В 1755 основана научная библиотека Московского университета. В конце 18 в. появляются платные публичные библиотеки, бесплатная библиотека-читальня Н. И. Новикова в Москве. В 1795 учреждена и в 1814 открыта Публичная библиотека в Петербурге. Увеличивается число университетских библиотек, в работе которых принимали живое участие многие учёные (например, Н. И. Лобачевский, бывший в 1825—35 директором библиотеки Казанского университета). В 1862 открывается библиотека Румянцевского музея в Москве. Однако в целом положение библиотечного дела в России находилось на невысоком уровне. К 1914 на 160 млн. чел. населения имелось 76 тыс. библиотек, из которых значительную часть составляли библиотеки церковноприходских школ. Народы национальных окраин были полностью лишены библиотечного обслуживания.
б). Больше всего меня интересовал вопрос о домашних библиотеках.
Еще во времена Римской империи иметь роскошную библиотеку считал делом чести каждый уважающий себя патриций, хотя далеко не каждый владел элементарной грамотой. История любви человека к книгам насчитывает не одно тысячелетие. Соответственно столько же времени формировался образ домашней библиотеки. В наше время чаще всего она совмещена с гостиной, холлом, даже со спальней или столовой. А иногда - с домашним кинотеатром или, например, художественной мастерской. А с
- 5 -
кабинетом - так просто слилась. Дом, в котором нет ни одной книги, выглядит неинтересным, пустым и холодным. И наводит на размышления об интеллектуальном уровне его хозяев.
Во все времена признаком образованности считалось обладание собственной домашней библиотекой. По объемам библиотеки и качеству книг, наполнявших ее, судили о степени эрудированности человека.
Умных людей называли "начитанными", т.е. прочитавшими много книг, почерпнувшими из них свои знания. Мои старшие родственники помнят, с каким трудом доставались им редкие экземпляры, какие очереди приходилось за ними выстаивать, сколько времени приходилось ожидать подписные издания. Библиотека в тесной квартире занимала драгоценные метры жилплощади, и все же многие умножали и умножали объемы шкафов, стеллажей, полок.
Сегодня отношение к домашним библиотекам несколько изменилось. Что же произошло? В чем причина перемен? Почему самая читающая на планете нация в большинстве своем перестала читать? Главная перемена, пожалуй, произошла в области появления и распространения "некнижных", непечатных носителей информации. Если раньше эрудированных людей называли начитанными, то сегодня их, скорее всего, нужно называть "насмотренными". Сегодня среднестатистический россиянин проводит перед телевизором до 30 часов в неделю, у монитора компьютера — 10 часов в неделю, в то время как за чтением — в лучшем случае 5 часов (не будем вдаваться в подробности того, что он читает!). Вспомните, что можно было посмотреть по телевизору раньше? Две программы, несколько фильмов. О таких чудесах, как Интернет, никому и не снилось! Для ищущих знаний оставались только книги. И хотя некоторые книги были дефицитом, все же книгой можно было обладать: ее можно было перечитать, передать другу или взять у него на время, можно было перепечатать на машинке ее особо ценные части и т.д. Тогда книги представляли действительную ценность. Счастливые обладатели редких книг по праву считали себя богатыми людьми. Сейчас дело обстоит не так как раньше. Почему?
Может быть книги, как форма передачи мысли, сегодня безнадежно устарели и должны вскоре исчезнуть вовсе? Как исчезли когда-то такие
- 6 -
способы передачи информации, как узелковое письмо или клинопись по сырой глине? Возможно, век книги подходит к концу и не нужно бессмысленно ностальгировать? А библиотеки — это на самом деле не более чем шкафы и полки?
Во все временна библиотека была предметом гордости хозяина, особенно если в ней собраны редкие и ценные экземпляры. Несмотря на растущую популярность электронных книг, большая библиотека, в которой есть произведения классики и современных авторов является желанием многих. Вы замечали, что в библиотеке всегда тихо, все стараются не шуметь и не мешать чтению? В атмосфере мудрости и опыта успешно проходят деловые разговоры и философские беседы. Коллекция собраний может многое рассказать о характере, привычках и образе жизни владельца. В современной жизни, библиотека имеет большое значение.
3. Практическая часть.
Исследовательская работа «Моя домашняя библиотека» проходила по следующим вопросам:
- сколько книг в библиотеке и какие (по видам изданий, темам)?;
- ваши личные книги (и те, что читали до школы, и нынешние);
- детские книги, принадлежащие вашим родителям, старшим братьям и сёстрам;
- книги, принадлежащие взрослым;
- книги, которые считаются семейной реликвией;
- с дарственной надписью (кому и за что);
- с автографом;
Я использовал разные способы получения информации: подсчёт (конечно, приблизительный), изучение семейного архива (помощь семьи), интервью.
В ходе работы я узнал:
В нашей домашней библиотеке около 350 экземпляров книг, т. Е немного меньше, чем я предполагал. Приблизительно 200 детских книг, которые я
- 7 -
читал до школы (сейчас их читает младший брат) и читаю сейчас – Это больше, чем 3-ья часть всех книг.
У нас много энциклопедий разных направлений, учебных пособий и словарей. Есть книги о жизни замечательных людей, о чудесах света.
Мама пользуется литературой «Познавательных рецептов» и методическими пособиями для работы (она музыкальный работник в детском саду).
У папы тоже есть свои книги по специальности ветеринара.
Одним из старейших экземпляров является сборник пьес А.Островского 1950 года издания, который купила моя бабушка.
Семейной гордостью является книга «Маленький сборник весёлых стихов» с автографом автора А. Слоникова. Оказалось, что подобной книги в классе больше ни у кого нет. Перечислять названия всех книг я не буду, да это и не интересно. Главное что я теперь могу всем рассказать, какая у нас домашняя библиотека.
4.Заключение.
Так зачем же нужна домашняя библиотека? Говоря предельно просто – это кладовая знаний, которая помогает человеку в его жизни. Ведь в библиотеку входят различного рода энциклопедии, которых порой не хватает при написании конспекта или материала, книги классиков, которые проходят дети в школе, а потом повторяют добрую их половину в институте, книги знаменитых писателей.
Домашняя библиотека может служить для нас:
• домашним офисом;
• местом, где будут заниматься дети;
• организованным пространством для документов и книг;
• местом для развлечения гостей;
• уединенным местом для размышлений и чтения.
- 8 -
Я думаю, многие, прочитав абзацы, написанные выше, подумали о том, что сейчас большинство людей предпочитает создавать электронные библиотеки. Но ведь буквы на экране монитора не могут заменить книжных страниц. Не знаю, как вам, но мне очень приятно открыть книгу с белоснежными страницами и аккуратно напечатанными буквами. И, главное, книгу всегда держать приятнее, чем тот же КПК или мобильный телефон, щелкая через каждые пять секунд клавишами, чтобы перевернуть страницу.
Домашняя библиотека говорит ещё и об образованности человека. Я думаю, люди покупают книги не просто так, чтобы заполнить ими полки, а для того, чтобы прочитать их и узнать что-то новое.
На следующий год мы идёт в пятый класс. Именно с этого возраста начинается серьезное изучение литературы. Я не смогу каждую неделю ходить в библиотеку. А читать придётся много и быстро. Поэтому домашняя библиотека поможет мне решить эту проблему. Конечно, наша семья будет приобретать новые книги.
Не выбрасывайте книги: они не только несут знания, но и хранят их вечно.
Вот некоторые советы тем, кто имеет домашнюю библиотеку.
- Систематизируйте книги по разделам.
- Специальную, научно-популярную, учебную литературу разделите так: естественно-географическая техника; домоводство (домашние животные, цветоводство):
медицина; история; экономика; наука; спорт; языкознание; искусство (музыка, театр, изобразительное искусство); досуг, развлечения, игры.
- Если вы часто пользуетесь справочной литературой, вынесите все энциклопедии, справочники, словари на одну полку (или в один шкаф).
- Внутри каждого раздела расставьте книги по фамилиям авторов, в алфавитном порядке слева направо, начиная с верхней полки.
- Детскую литературу поставьте на отдельных полках по разделам:
художественная (сказки и авторские книги), научно-популярная (природа, техника, энциклопедии), словари и учебники.
- 9 -
- Если вы решили упорядочить свою библиотеку, заведите каталог, куда будете вносить каждую приобретенную книге. Не сомневайтесь, он необходим даже владельцам самой скромной библиотеки. Для этого подойдет обыкновенная общая тетрадь или алфавитный блокнот.
Лучше если это будут два каталога: один - алфавитный (по фамилиям авторов или, если автора нет, по названию книги), другой - тематический (искусство, наука, художественная литература). Чтобы книги не исчезали бесследно, на обратной стороне карточки записывайте, когда и кому дали ее. А чтобы в считанные секунды найти нужное издание, пометьте в алфавитном каталоге, на какой полке, в каком ряду справа или слева книга стоит.
Не дожидаясь, пока странички листопадом посыплются из переплета, а крепкий томик превратится в ветошь, вовремя окажите книге необходимую помощь.
1.Подклеивая корешок или страницы, ни в коем случае не пользуйтесь липкой лентой. Со временем она высыхает и отслаивается, оставляя на бумаге некрасивые следы. Лучше возьмите бумагу (тонкую и крепкую) и клей, не оставляющий следов (например, ПВА). Силикатный не годится, так как он желтеет, а клеевой шов, высыхая, начинает коробиться.
2.Свежее жирное пятно попробуйте вывести так: положите пострадавшую страничку между слоями промокательной бумаги и утюжьте теплым утюгом, пока бумага не впитает в себя весь жир.
3.Отпечатки грязных пальцев смойте мылом, затем протрите влажным марлевым тампоном, после чего просушите страничку между листами промокательной бумаги.
4.Плесень можно снять нашатырным спиртом.
В планах на будущее журналистское расследование «Машина времени». Хочу узнать у старших родственников и знакомых что они читали в детстве, т.е. в моём возрасте и составить список литературы «Лучшие книги детей, которые уже стали взрослыми».
- 10 -
5. Список использованных источников.
1.БСЭ;
2.Ворожцо В. Домашняя библиотека: нужны ли современному человеку книги. Интернет, 2006;
3.Лидин В.Г. Друзья мои книги: Рассказы книголюба. М., 1976;
4).Мазок Н.Н. Книга должна жить долго. М., 1985;
5).Осипов В.О. Собирателям домашней библиотеки. М., 1970;
6).Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. Что нужно знать каждому о домашней библиотеке. М., 1978.
Три коробки с орехами
Мост из бумаги для Киры и Вики
Проказы старухи-зимы
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Привередница