К счастью, в последнее время все больше людей начинают понимать важность умения красиво говорить, а это невозможно сделать, пользуясь только сухим официальным языком или общаясь на так называемом «сленге». И когда речь заходит о том, как можно сделать речь (в том числе и письменный текст) красивее, выразительнее, то сразу вспоминаются эпитеты, метафоры, гиперболы, литоты, сравнения, то есть слова, использованные в переносном смысле. Одним словом, вспоминается то, что относится к лексике и фразеологии. Реже мы обращаемся к пословицам и поговоркам, которые делают наш текст образнее, точнее, эмоциональнее. А между тем употребление афоризмов в речи или тексте не менее значительно.
Вложение | Размер |
---|---|
vyrazitelnaya_rol_aforizmov.doc | 89 КБ |
Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 муниципального района Сергиевский Самарской области
Выразительная роль афоризмов в художественных произведениях
Автор: Петрянина Светлана
Научный руководитель:
Сумина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы
Оглавление
Глава 1. Афоризм: понятие, сущность, значение.
§1. Из истории афоризмов ……………………………………...............................2
§2. Отличие афоризма от пословицы …………………………………………….5
§ 3. Тематика афоризмов ………………………………………………………….7
§ 4. Различие афоризмов по стилистике и композиционным особенностям…………………………………………………………………8
§ 5. Афоризм и афористическое высказывание ……………………..……….. .10
Глава 2. Выразительная роль афоризмов в художественных текстах.
§ 1. Выразительная роль афоризмов в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ....………………………………………….…12
§ 2. Выразительная роль афоризмов в произведениях В.В. Маяковского .………………………………………………………………..13
Заключение ……………………………………………………………………………15
Список использованной литературы ………………………………………………...16
Введение
К счастью, в последнее время все больше людей начинают понимать важность умения красиво говорить, а это невозможно сделать, пользуясь только сухим официальным языком или общаясь на так называемом «сленге». И когда речь заходит о том, как можно сделать речь (в том числе и письменный текст) красивее, выразительнее, то сразу вспоминаются эпитеты, метафоры, гиперболы, литоты, сравнения, то есть слова, использованные в переносном смысле. Одним словом, вспоминается то, что относится к лексике и фразеологии. Реже мы обращаемся к пословицам и поговоркам, которые делают наш текст образнее, точнее, эмоциональнее. А между тем употребление афоризмов в речи или тексте не менее значительно.
Тема проекта: «Выразительная роль афоризмов в художественных произведениях».
Актуальность данной работы определяется недостаточным описанием предназначенности афоризмов в художественном тексте.
Задачи | Предполагаемый результат | |
1 | Изучить научную литературу, раскрывающую понятие «афоризм». | Можно легко отличить афоризм от другого средства выразительности. |
2 | Проанализировать художественные произведения А.С. Пушкина (19в.) и В. Маяковского (20в.) на наличие афоризмов. | Список афоризмов |
3 | Определить выразительную роль афоризмов на материале произведений Пушкина и Маяковского. | Афоризмы играют большую роль в выразительности художественных произведений, так как помимо описания отношений между главными героями, природы и т.п., автор, прежде всего, высказывает свою точку зрения на этот счет, осуждая или восхваляя кого-либо или что-либо. (ГИПОТЕЗА) |
Наша цель: научиться видеть афоризмы в произведениях поэтов разных веков, исследовать выразительную роль афоризмов в художественных произведениях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования её материалов в изучении школьного курса литературы.
Глава 1. Афоризм: понятие, сущность, значение
§ 1. Из истории афоризмов
Афори́зм (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем.
Впервые термин был вынесен в заглавие медицинского трактата Гиппократа. С изобретением письменности и книгопечатания афоризмы оформляются в тематические и авторские сборники. Их выпуск становится традиционным с выхода в свет «Адажии» Эразма Роттердамского. По преимуществу афористами становятся острословы и остроумцы, наделённые философским взглядом на жизнь. Композиционное и смысловое совершенство в лучших афоризмах достигается через создание художественного образа, в котором заявлена интеллектуальная задача или даётся намёк на её решение. Мастерами афористики были пророки Ветхого завета, антики, учёные и поэты средневекового Востока, полководцы и авантюристы Европы эпохи Просвещения, мыслители и романисты ХХ века. По мнению некоторых исследователей, современный афоризм претерпел влияние со стороны научных открытий, сделанных в кибернетике, математической лингвистике и т. п.
В русском языке слово «афоризм» известно с XVIII века. В словарях его начинают отмечать с 1789 г. («Словарь Академии Российской, производным порядком расположенный», Спб., 1789—1794, I, 63 — афорисм).
С самых древних времен афоризмы, именуемые ранее изречениями, постоянно сопутствовали всем цивилизациям мира, они синтетически обобщали мудрость народа, отображали его интересы и чаяния, являясь своеобразными сгустками общественного мнения. Афоризмы всегда привлекали внимание людей, но в настоящее время, в эпоху научно-технического прогресса, их значение особенно возросло. Ни в нашей, ни в мировой литературе не существует более или менее разработанной и обоснованной теории и истории афористики, и это обстоятельство вызывает много неясностей и противоречий в современных представлениях об афоризмах. Но все же у афоризмов есть некоторые отличительные особенности, и чтобы увидеть их, сравним афоризм с пословицей. |
§ 2. Отличие афоризма от пословицы. |
Пословица — это краткое народное изречение, устойчивое в речи, обладающее способностью к многозначному употреблению и имеющее назидательный смысл и часто ритмически организованную структуру. Однако, несмотря на схожесть определений пословиц, вышеупомянутая полемика об афоризмах вовлекла и их в свою орбиту. Как уже говорилось, согласно одной точки зрения, пословицы и поговорки к афоризмам не относятся, а согласно другой — относятся. При рассмотрении пословиц обычно затрагиваются и поговорки, поэтому коротко коснемся их. Поговорки представляют собой народные, устойчивые в речи, меткие выражения, в отличие от пословиц не имеющие законченного умозаключения. Поговорка одночленна и являет собой как бы половину пословицы: «палка о двух концах», «дело мастера боится», «совет да любовь» и т.д. Народное происхождение поговорок и отсутствие в них смысловой завершенности дают основания для заключения, что к афоризмам они никакого отношения не имеют. Генетика поговорок и некоторые другие признаки роднят их с пословицами, совместно с которыми они относятся к области фольклористики. |
Теперь, когда мы познакомились с афоризмом, как с определенным жанром, поговорим о его тематике. |
§ 3. Тематика афоризмов |
Ретроспективный взгляд на развитие афористической тематики показывает ее видоизменение во времени. Тематика афоризмов отражает все неисчислимые грани человеческой индивидуальности и человеческого общества в их диалектическом развитии. Вместе с тем вневременной и внеклассовой афористики не бывает. Каждый общественный класс пользуется этим жанром литературы в своих целях и выдвигает свою тематику.
Сопоставим теперь несколько античных изречений с современными афоризмами, чтобы увидеть вневременную актуальность старых мыслей и трансформацию формы их выражения. Возьмем изречение Демокрита: «Откровенность свойственна свободе, ложь свойственна рабству». Эта мысль, но в более выразительном оформлении, встречается в пьесе М. Горького «На дне»: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Другое изречение Демокрита: «Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее надо стыдиться самого себя», — в более ясной и лаконичной формулировке дано в «Круге чтения» Л. Толстого: «Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой». Суждение Сенеки о том, что, «стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье», встречается в более кратком виде также у Л. Толстого в «Казаках»: «Счастье в том, чтобы жить для других». Необходимо подчеркнуть, что тематика афоризмов, обычно направленная на «вечные вопросы», часто включает мысли, высказанные ранее писателями или мыслителями старого или даже сравнительно недавнего времени. В новой «одежде» они звучат по-другому и лучше запоминаются. Разумеется, на данный момент появилось громадное количество разнообразных афоризмов на самые разнообразные темы, и их составители использовали какие-то художественные средства, чтобы более точно передать смысл своего высказывания. |
§ 4. Различие афоризмов по стилистике и композиционным особенностям |
Афоризмы, как правило, строятся из двух частей: конкретной мысли и итогового заключения. Иногда эти компоненты нерасчленимые, но они всегда присутствуют. В заключении обычно содержится «соль» афоризма — авторская оценка первой части. Афоризм имеет как бы два аспекта, часто находящихся между собой в конфликте. Афоризм, построенный на определении, имеет четко выраженную двучленную форму. В первой части названо какое-либо явление или понятие, во второй раскрывается его суть: «В верности истине — верность отечеству» (С. Цвейг); «Война — преступление, которое не искупается победой» (А. Франс); «Мир — это необходимая пища, это хлеб и воздух, мир — это жизнь» (Р. Роллан). |
§ 5. Афоризм и афористическое высказывание |
Термин "афористическое высказывание" пока не употребителен, но потребность в нем явно ощущается. Если обратиться к сборникам афоризмов, то можно заметить, что их часто именуют «афоризмы и мысли», «афоризмы и высказывания», а зарубежные сборники — «афоризмы и фрагменты», «афоризмы и цитаты». Как видим, рядом со словом «афоризм» ставится другой, более расширительный термин. И это не случайно, так как есть мудрые мысли, которые, будучи сжаты до предела, все же не укладываются в границы афоризма; их-то и можно относить к афористическим высказываниям. В отношении объема афоризмов в БСЭ сказано, что около трех четвертей всех афоризмов состоит из трех-пяти слов. Вероятно, это слишком строгий подход к объему афоризмов. Если просмотреть популярный сборник афоризмов В.В. Воронцова, то обнаружится, что афоризмов, имеющих три—пять слов, там не более 7 % от всего количества приведенных суждений. Примерно такое же соотношение сохраняется и в других сборниках. |
Прекрасные поэтические афоризмы созданы Пушкиным, Некрасовым, Грибоедовым и поэтами нашего времени В. Маяковским, С. Есениным, Н. Тихоновым, Р. Гамзатовым и многими другими.
Вывод.
Афоризм – это оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме. Афоризмы существуют с древних времен, они сыграли огромную роль в истории. В современном и динамичном мире емкие и лаконичные афоризмы приобретают все больше поклонников.
Афоризмы похожи на пословицы краткостью и мудростью мысли, но они отличаются многозначностью и особенностью построения.
Афоризмы различаются по тематике, стилистике и композиционным особенностям.
Объемные в плане количества слов афоризмы могут называться афористическими высказываниями.
Глава 2. Выразительная роль афоризмов в художественных текстах.
§ 1. Выразительная роль афоризмов в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин»
Любви мечтательной друзья.
В этом отрывке Пушкин автобиографичен и показывает не столько отношение к главному герою (в данном случае – к Ленскому), сколько рассказывает о самом себе.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собою.
Данный отрывок говорит нам о том, что Пушкин считает молодых людей похожими, несмотря на то, что их характеры, отношение к жизни и окружающим прямо противоположны.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Здесь поэт высказывает свое отрицательное мнение к огромной проблеме не только того времени, но нынешнего – большому эгоизму и самолюбию.
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен – и в романе,
И там уж торжествует он.
В данном отрывке Пушкин ставит еще одну серьезную проблему всего человечества: мы презираем морально-этические нормы, считая их скучными и необязательными, благодаря поголовной пропаганде веселой и беззаботной жизни в современной литературе и средствах массовой информации. Из-за этого многие в нынешнее время находятся в заблуждении относительно способов получения радости в этом мире: наше сознание – «в тумане».
Тем легче нравимся мы ей.
Автор высказывается об одной особенности поведения: проявляя некоторую холодность в общении с противоположным полом, мы провоцируем собеседника на попытку нас заинтересовать, понравиться нам, привлечь нас.
Пушкин говорит о том, что время назад не вернуть, так же, как и наши мечты, потому что в разные промежутки времени мы мечтаем о совершенно разных вещах.
…карикатура южных зим.
Автор отзывается здесь о погоде, но можно увидеть и намек на нашу культуру (в погоне за модой, многие люди выглядят, как «ходячие карикатуры» на иностранных модников).
Вывод.
А.С. Пушкин в своем произведении «Евгений Онегин» касается серьезных проблем, свойственных не только прошлому, но и настоящему времени, высказывает свое мнение относительно различных поступков главных героев. Также это можно увидеть и в эпиграфах к главам. Например, “O rus! (Hor.)” О Русь! («О деревня!» Гораций).
§ 2. Выразительная роль афоризмов в произведениях В.В. Маяковского
Отрывки из произведения «Сергею Есенину»
Маяковский утверждает, что стать счастливым в нашем мире непросто. Так как поэт был футуристом, причем его произведения были связаны с политикой, то и причины невозможности быть счастливым он мог видеть в политической деятельности тогдашнего времени.
Маяковский говорит о великой силе слова, о том, что слово может повести тысячи людей за собой.
Отрывок из пьесы «Мистерия-буфф»
Если гора не идет к Магомету,
то и черт с ней.
Здесь мы видим авторскую позицию: не надо пытаться сделать невозможное.
«Господин «Народный артист»
И песня, и стих – это бомба и знамя,
и голос певца подымает класс,
и тот, кто сегодня поет не с нами,
тот – против нас.
Объяснения не нужны.
Вывод.
Маяковский в своих произведениях использует афоризмы, чтобы «достучаться» до народа, пропагандируя социалистический строй и отвергая буржуазный. Тем самым он высказывает свое мнение на этот счет.
Заключение
В процессе изучения научной литературы об афоризмах и их выразительной роли, исследования выразительности афоризмов в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и ряда стихотворений В.В. Маяковского выявлено следующее:
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы
Горячо - холодно
Нарисуем попугая цветными карандашами
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Денис-изобретатель (отрывок)