Аннотация
Цель исследования: привитие интереса к классической литературе, посредством изучения материал о классиках русской литературы, позволяющего по-новому взглянуть на них. Выяснить, насколько поэты являются людьми в общечеловеческом смысле и подвержены страстям, коварству, ошибкам и т.д., и как они живут, «пока не требует поэта к священной жертве Апполон…»
Существует многочисленная библиография, посвященная творчеству Ломоносова, Пушкина, Лермонтова. Однако ученице 9 класса Горевой Катерине интересны классики литературы как личности. Автор считает, что эта тема должна быть интересна как сверстникам, так и преподавателям литературы. Новизна исследовательской работы в систематизации не тиражируемого материала, который несомненно заставит выпускников прочитать Ломоносова, Пушкина и Лермонтова за рамками школьного учебника.
Но как бы ни был неоднозначен предмет исследования, по мнению автора, бесспорна гениальность её любимых поэтов, гениальность – несовместимая с житейскими реалиями.
Вложение | Размер |
---|---|
goreva.docx | 54.69 КБ |
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани
(или Жизнь замечательных людей глазами обыкновенного читателя)
Секция «Литературоведение»
ГОРЕВА
Катерина Дмитриевна,
Россия, Краснодарский край
Темрюкский район, пос. Пересыпь, МОУ СОШ № 22,
9 класс
Научный руководитель:
Белозерова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 22 муниципального образования Темрюкский район
г. Темрюк, 2011г.
Оглавление Страницы
Читаем, думаем, спорим… 3
Жизнь замечательных людей глазами обыкновенного читателя 5
С любовью к литературе 12
Библиографический список________________________ ___________14
Приложение_______________________________________ ___________15
ГОРЕВА Катерина Дмитриевна, Краснодарский край Темрюкский район, пос. Пересыпь, МБОУ СОШ № 22, 9 класс «Литература за рамками школьного учебника. Научный руководитель: Белозерова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 22
1. Введение
Читаем, думаем, спорим…
Безусловно, образы гениев литературы не имеют однозначной трактовки и эмоциональной оценки. Готовясь к урокам литературы, я открыла для себя неизвестных мне Ломоносова, Пушкина, Лермонтова. Каждый вправе решить для себя, интересно ли ему видеть в поэте человека, или же пусть классик остается на недосягаемом пьедестале. В любом случае, узнавая подробности жизни писателей, мы начинаем лучше понимать их творчество, задумываемся о причинах и последствиях того или иного события. Мы начинаем думать! И самое главное – читать…
Цель нашего исследования: привитие интереса к классической литературе.
Объекты нашего исследования: исследовательские работы Буторина Т. С. «Памяти М. В. Ломоносова», Верхотурова Д. Н. «Неизвестный Михайло Ломоносов», Э. Г. Герштейна, Ю. М. Лотмана «Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя».
Предмет нашего исследования: загадки судьбы М.В. Ломоносова, любовь в жизни Пушкина, восприятие современниками образа М.Ю. Лермонтова.
Задачи нашего исследования: собрать специфический материал о некоторых классиках русской литературы, позволяющий по-новому взглянуть на них, увидеть в сухой теории, выражаясь языком Ломоносова, «древо жизни», которое «бурно зеленет». Выяснить, насколько поэты являются людьми в общечеловеческом смысле и подвержены страстям, коварству, ошибкам и т.д., и как они живут, «пока не требует поэта к священной жертве Апполон…»
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Анализ школьных учебников.
3. Анализ Интенет-источников.
Существует многочисленная библиография, посвященная творчеству Ломоносова, Пушкина, Лермонтова. Однако мне, ученице 9 класса, интересны классики литературы как личности, а этому в учебнике литературы уделяется мало внимания. К тому же не отдельные монографии, а интересные места из жизни нескольких поэтов - вот проблема, которая должна быть интересна как моим сверстникам, так и преподавателям литературы. В этом заключается новизна нашей работы. Итак, читаем, думаем, спорим…
ГОРЕВА Катерина Дмитриевна, Краснодарский край Темрюкский район, пос. Пересыпь, МБОУ СОШ № 22, 9 класс «Литература за рамками школьного учебника. Научный руководитель: Белозерова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 22
2. Жизнь замечательных людей глазами обыкновенного читателя
2.1. Ломоносов: четыре загадки
Школьные учебники, где рассказывается о научных трудах великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), пишут о его удивительной судьбе: сын простого крестьянина стал академиком только потому, что изо всех сил тянулся к знаниям!.1. Достаточно ли одной любознательности, чтобы крестьянин в крепостной России мог совершить такую невероятную карьеру? Как ни покажется это странным, но до сих пор неизвестен и день рождения Ломоносова. Подобной записи (неведомо по какой причине) нет в книге приходской церкви.
Сам Ломоносов пошутил как-то раз: «… оказавшись в кругу петербургских академиков, среди которых находился и М.В. Ломоносов, молодой князь Иван Курагин решил похвастаться: “А вот я Рюрикович! Мое генеалогическое древо уходит корнями к Владимиру Красное Солнышко. Кто еще здесь может заявить такое о себе? Вот ты, Михайло сын Васильев, способен что-нибудь подобное сказать о своих предках?” “Увы, нет, - с грустью отвечал великий русский ученый. - Дело в том, что все метрические записи нашего рода пропали во время Всемирного потопа”2.
Однако, похоже, на самом деле биография Михаила Ломоносова, действительно ставшего прославленным ученым и поэтом, куда более извилиста и противоречива, в ней
до сих пор немало темных мест. Немало, например, недоумения вызывает тот факт, что сын простолюдина смог сделать сногсшибательную карьеру, стать членом Российской и Шведской академий наук, дворянином и ученым. Вероятно, в связи с этим и появилась версия о том, что вовсе не простой мужик был отцом гения, а сам российский император
____________________
Петр Первый. Об этом поговаривали еще современники Ломоносова, у которых многое в его жизни вызывало недоумение. Могло такое быть? Почему бы и нет?
Действительно, Петр I неоднократно бывал в Архангельске, сам работал, как простой плотник, на Баженовской верфи, а находилась эта верфь рядом с Куростровом, где родился будущий великий ученый. Сознание невольно связывает имена царя и крестьянина, потому что тогда, казалось бы, легче объяснить удивительные загадки биографии Михайло Ломоносова. Загадки эти непростые.
Первая загадка касается отца будущего ученого. Василий Ломоносов рано осиротел и жил на подворье у своего дяди. В описи 1710 года он отмечен бедным 30-летним холостяком; в том же году он женился на дочери просвирни Елене Ивановне Сивковой. В ноябре 1711 года у них родился сын Михаил. Удивляет то, что по описи 1722 года, через десять лет, Василий превратился в богатейшего человека Архангельского края: у него появились большая усадьба, рыбные промыслы, пруд для рыбы, самый крупный в Архангельске двухмачтовый корабль на 90 тонн. Такое судно стоило тогда 500 рублей, деньги огромные! Как он сумел заработать такое богатство?..
Вторая загадка. Мать Михаила умерла, когда ему было 9 лет. Василий после этого еще дважды женился, но сыновей у него больше не было. Тем не менее, был он к сыну очень суров, часто бил его и Михаил отвечал отцу сходными чувствами. Через много лет
М.Ломоносов написал о себе: Меня оставил мой отец. И мать еще в младенчестве...
Странные слова! Ведь в действительности сын сам бросил отца и семью и в декабре 1730 года с обозом ушел в Москву. Ушел единственный наследник богатейшего промышленника Архангельска! Почему произошел разрыв с отцом? Только ли из-за "злой мачехи"?.. Ведь они никогда более не виделись, разрыв оказался -на всю жизнь. Сын прозябал в Москве на три копейки в день, а отец, жертвуя огромные по тем временам деньги на строительство храма и замаливая какие-то неведомые грехи, не послал ему ни гроша.
Третья загадка - история обучения Михайло Ломоносова. Указ Святейшего Синода от 7 июня 1723 года строжайше запрещал принимать крестьянских детей в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. И вопреки этому запрету, Михайло был в нее принят в январе 1731 года! Правда, он солгал и назвался дворянским сыном, но в руководстве академии тоже не простаки сидели, они быстро все проверили и, конечно же, выявили ужасный по тем временам обман. Казалось бы, Ломоносова должны были с позором изгнать из академии!.. Ан нет, его зачислили учеником с жалованьем (а по современным понятиям - со стипендией) 10 рублей в год. Вопрос: почему же Михайло не выгнали, когда обман раскрылся?..
А дальше - еще удивительнее: простого крестьянина и "мужика" Михайло отправляют из Москвы в Петербург, где в марте 1736 года Кабинет министров России (!!!) утверждает его кандидатуру вместе с двумя дворянскими детьми в длительную командировку за границу - в Англию, Голландию и Францию - "для смотрения славнейших химических лабораторий". У многих вызывает недоумение, почему именно его отправляют учиться за границу с двумя дворянскими детьми. Но и это еще не все: на дорогу “мужику” Михаилу выдали 300 рублей, а на проживание - 400. Это были огромные по тем временам деньги! Вот, например, что написал будущий ученый в отчете о своих тратах “по научной командировке за границу” : “...в Петербурге и по пути до Любека истрачено 100 руб.”, “От Любека до Марбурга - 37 талеров, костюм - 50 тал., учитель фехтования на первый месяц – 5 тал., учитель рисования - 4 тал., учитель французского языка – 9 тал., учитель танцев (за 5 месяцев) - 60 тал., парик, стирка, обувь, чулки - 28 тал., книги – 60 тал.”... За фехтование и танцы ему досталось, но каковы запросы крестьянского сына, который еще недавно едва сводил концы с концами и вел счет своим тратам только на копейки!
_____________________
1 - 3
Четвертая загадка - безнаказанность. В крепостной стране, где происхождение и знатность веками определяли стиль поведения, а крестьяне вообще не имели никаких прав, крестьянский сын выделялся необыкновенно заносчивым поведением. В декабре 1739 года учитель Ломоносова в Германии горный советник Генкель рапортовал в Российскую академию о предерзостном поведении своего ученика: "Поручил я Ломоносову работу, какую обыкновенно и сам исполнял (растирать в ступке соли ртути), но он мне дважды наотрез ответил: "Не хочу!" Далее он страшно шумел, колотил изо всей силы в стену, кричал из окна, ругался..." И все сошло буйному студенту.
А как вел себя “сын простого крестьянина”! Вполне в духе Петра Алексеевича, всегда отличавшегося взрывным нравом. В апреле 1743 года Михайло Васильевич устроил небывалый скандал в Российской академии. Он "...поносил профессоров отборной руганью, называл их ворами и такими словами, что и писать стыдно..." Оскорбление было публичное и невиданно громкое, за это полагались тюрьма и каторга, а поплатился М.Ломоносов лишь небольшим вычетом из жалованья. 1
...Ломоносов буквально боготворил Петра I, посвящал ему оды, создал уникальную мозаичную картину "Полтавская баталия", где главное действующее лицо - царь Петр I на
первом плане мозаики. Сохранился прекрасный мозаичный портрет Петра I, также созданный М.Ломоносовым. Ему же принадлежат слова: "Ежели человека, Богу подобного по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого - не обретаю!"
Может быть, справедлива молва?.. Столько загадок, совпадений... Случайны ли они? Скажем прямо: как ни заманчива эта версия, Петр I непосредственного отношения к рождению Михайло Ломоносова не имел. Действительно, был он в Архангельске трижды, но... в 1693, 1694 и 1702 годах. Новый 1711 год встретил царь в Петербурге, 17 января он выехал в Москву, где и пробыл до своей свадьбы с Екатериной 16 марта 1711.
----------------------------------
1 - 4
Любопытную деталь приводит автор статьи. Отец М.Ломоносова погиб в 1741 году на безвестном острове после кораблекрушения. И в том же году М.Ломоносову приснился страшный провидческий сон на корабле, когда он возвращался из Германии в Россию. Он сообщил в Архангельск совершенно точное место, где следует искать пропавшего без вести отца. Поморы поплыли на остров, нашли тело Василия Ломоносова и похоронили его...
О великих людях всегда сочиняется много мифов и различных домыслов. Ломоносов – не исключение.Однако ж говоря о гениях как о людях, которым ничто человеческое не чуждо, стоит вспомнить еще один случай, связанный с именем Ломоносова. Однажды один вельможа указал Михайле Васильевичу на дырку в его кафтане, вопросив с издевкой: “Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?” “Нет, - отвечал Ломоносов, - это глупость туда заглядывает”.
ГОРЕВА Катерина Дмитриевна, Краснодарский край Темрюкский район, пос. Пересыпь, МБОУ СОШ № 22, 9 класс «Литература за рамками школьного учебника. Научный руководитель: Белозерова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 22
2.2. «Пока н требует поэта к священной жертве Аполлон…»
"Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена", - признался как-то Пушкин в письме княгине В.Ф. Вяземской весной 1830 года. Может быть, это откровение было шуткой или молодецкой бравадой. Но, так или иначе, любовный опыт поэта, зафиксированный современниками, чрезвычайно богат.
Итак, немного об одном из них… Пушкин приехал в Михайловское и спустя некоторое время все заговорили о предстоящей свадьбе. Может быть, так бы и случилось, если бы в это время не приехала погостить к своим родственникам Анна Керн. Пушкин когда-то встречался с Керн в Петербурге в доме Олениных и нашел ее очень милой. После этого молодые люди не виделись шесть лет. Увидев вновь Анну, поэт потерял покой. Внезапно вспыхнувшая любовь всецело поглотила его. Перед отъездом Анны в Ригу Пушкин протянул ей сложенный вчетверо листок почтовой бумаги. Она развернула его и прочла: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты…»
Сорок лет спустя Анна Петровна Керн в своих воспоминаниях писала: "Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него мелькнуло в голове, не знаю".
Анна Керн и ее двоюродная сестра Анна Вульф, тоже прелестная и молодая, безответно влюбленная в Пушкина, уезжали в Ригу. Пушкин избирал тактику опытного ловеласа: написал письмо Анне Вульф, но предназначено оно было для глаз другой. "Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь - камень, о которой она споткнулась, лежит у меня на столе... Мысль, что я для нее ничего не значу, что, пробудив и заняв ее воображение, я только тешил ее любопытство, что воспоминание обо мне ни на минуту не сделает ее ни более задумчивой среди ее побед, ни более грустной в дни печали, что ее прекрасные глаза остановятся на каком-нибудь рижском франте с тем же пронизывающим сердце и сладострастным выражением, - нет, эта мысль для меня невыносима..."
Он писал и самой Керн. "Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных". Анна Керн запомнила эти строки на всю жизнь. "Ваш образ встает передо мной, такой печальный и сладострастный; мне чудится, что я вижу ваш взгляд, ваши полуоткрытые уста. Прощайте - мне чудится, что я у ваших ног, - место, которому я от всей души завидую". Он призывал ее бросить все, в том числе мужа, генерала Керна, и приехать к нему, может быть, в Псков. Пушкин писал: "Вы скажете: "А огласка, а скандал?" Черт возьми! Когда бросают мужа, это уже полный скандал, дальнейшее ничего не значит или значит очень мало... Если вы приедете, я обещаю вам быть любезным до чрезвычайности - в понедельник я буду весел, во вторник восторжен, в среду нежен, в четверг игрив, в пятницу, субботу и воскресенье буду чем вам угодно, и всю неделю - у ваших ног".
И она сбежала от своего мужа! Однако вскоре женщина обнаружила, что осталась почти без средств к существованию, поскольку обманутый муж отказался содержать ее. Анна, чтобы заработать себе на кусок хлеба, вычитывала корректуры, переводила с французского. Она ждала Пушкина с тайной надеждой. Теперь она была свободна, и они могут встречаться без помех. Однако, вернувшийся в 1826 году из Михайловского поэт был любезен с ней, но не искал встреч наедине. Правда, они все же сблизились, Александр писал об этом своему другу Сергею Соболевскому в таких выражениях, которые издатели чаще всего заменяют тремя точками. В этом весь Пушкин, признавшийся однажды: "Может быть, я изящен и благовоспитан в моих писаниях, но сердце мое совершенно вульгарно..."
Анна Керн часто перечитывала письма Пушкина из Михайловского, пока не продала их по пятерке за штуку. Чтобы не умереть с голоду. После смерти второго мужа - человека доброго, но бедного - Анну Петровну забрал к себе в Москву сын.
Что касается бессмертного стихотворения, то Керн передала его Глинке, который написал романс, ставший также бессмертным, как и имя той, кому стихи были посвящены.
Зимой, в самом конце 1828 года, на балу у знаменитого московского танцмейстера Иогеля Пушкин встретил 16-летнюю необычайно красивую девочку - Наталью Гончарову. Очарованный поэт вскоре сделал ей предложение и получил неопределенный ответ - полуотказ, полусогласие. Но он не отступил: слишком сильна была его влюбленность; мечта о счастье с этой девочкой, такой не похожей на него, такой спокойной, нежной, умиротворяющей, кружила ему голову. Около двух лет тянулась история пушкинского сватовства. И вот наконец в апреле 1830 года согласие было получено.
Свадьба прошла торжественно. Наталья Николаевна перестала быть отдаленной прекрасной мечтой. Он стал относиться к ней менее возвышенно - и еще больше полюбил "...Женка моя прелесть не по одной наружности", - писал Плетневу через несколько дней после свадьбы.
Но был ли счастлив вообще Александр Сергеевич? С молодых лет в нем уживались два человека - чувственный и вместе с тем рассудочный; способный увлекаться почти до безумия, но никогда не отдающий себя женщине целиком. Из многочисленных любовных приключений нельзя назвать ни одного, которое бы подчинило его душу. Кровь в нем бурлила, но в глубине своего существа поэт оставался тверд.
Признаваясь в любви многим, он любил по-настоящему, наверное, только свою Музу.
ГОРЕВА Катерина Дмитриевна, Краснодарский край Темрюкский район, пос. Пересыпь, МБОУ СОШ № 22, 9 класс «Литература за рамками школьного учебника. Научный руководитель: Белозерова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 22
2.3. Всматриваясь в портреты Лермонтова…
Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабка поэта заказала художнику Ф. О. Будкину его парадный портрет. С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. «Можем... засвидетельствовать, — писал об этом портрете родственник поэта М. Н. Лонгинов, — что он (хотя несколько польщенный, как обыкновенно бывает) очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова».
Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен.
Глаза маленькие и быстрые? Нет! Ивану Сергеевичу Тургеневу они кажутся большими и неподвижными: «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз». Но один из юных почитателей Лермонтова, которому посчастливилось познакомиться с поэтом в последний год его жизни, был поражен: «То были скорее длинные щели, а не глаза, — пишет он, — щели, полные злости и ума». На этого мальчика неизгладимое впечатление произвела внешность Лермонтова: огромная голова, широкий, но не высокий лоб, выдающиеся скулы, лицо коротенькое, оканчивавшееся узким подбородком, желтоватое, нос вздернутый, фыркающий ноздрями, реденькие усики, коротко остриженные волосы. И — сардоническая улыбка... А один из приятелей Лермонтова пишет о милом выражении лица. Один говорит: «широкий, но не высокий лоб», другой: «необыкновенно высокий лоб». И снова: «большие глаза». И опять возражение: нет, «глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные». И решительно все стремятся передать непостижимую силу взгляда: «огненные глаза», «черные как уголь», «с двумя углями вместо глаз».
Не только внешность, но и характер его современники изображают между собой так несхоже, что временами кажется, словно речь идет о двух Лермонтовых. Одним он кажется холодным, желчным, раздражительным. Других поражает живостью и веселостью. Одному вся фигура поэта внушает безотчетное нерасположение. Другого он привлекает «симпатичными чертами лица». «Язвительная улыбка», «злой и угрюмый вид», — читаем в записках светской красавицы. «Скучен и угрюм», — вторит другая. «Высокомерен», «едок», «заносчив» — это из отзывов лиц, принадлежавших к великосветскому обществу.
Лермонтов терпеть не мог рисоваться и, как пишет один из его современников, имевший случай беседовать с людьми, хорошо его знавшими, был истинно предан малому числу своих друзей, а в обращении с ними полон женской деликатности и юношеской горячности. И кроме беглых впечатлений, изложенных на страницах журнала, Дружинин написал в 1860 году на основе этих рассказов большую статью о поэзии Лермонтова, о его характере и судьбе. В свое время эта статья осталась ненапечатанной и обнаружена только теперь, столетие спустя. Она хотя и опубликована ныне (Литературное наследство, т. 67, 1959, с. 630—43, публикация Э. Г. Герштейн), но мало кому известна. А между тем мы находим в ней разъяснение многих черт личности Лермонтова и загадок его судьбы. Статья эта проливает некоторый свет на непостижимый творческий подвиг Лермонтова, за четыре с небольшим года после гибели Пушкина создавшего величайшие творения романтической поэзии — «Демона», «Мцыри», эпическую «Песню про царя Ивана Васильевича...».
Дорохова, человека безудержной отваги и пылкого темперамента, удивляла в Лермонтове эта сила характера. «По натуре своей предназначенный властвовать над людьми», — начинает и вычеркивает Дружинин, стремясь наиболее точно передать впечатления Дорохова. «По натуре своей горделивый, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера, — продолжает он начатую характеристику, — наш поэт был честолюбив и [горд] скрытен».
При этом статья Дружинина раскрывает черты личности Лермонтова, о которых прежде мы могли только догадываться и которые объясняют нам его сложный и внешне противоречивый характер. Со слов Дорохова автор ее говорит о сохранившейся с детства привычке Лермонтова к сосредоточенной мечтательности и о другой особенности, старательно им скрывавшейся. «Лермонтов долго был нескладным мальчиком, — пишет Дружинин, — и даже в молодости выезжая в свет, имея на всем Кавказе славу льва-писателя, не мог отделаться от застенчивости, которую только прикрывал то холодностью, то насмешливой сумрачностью приемов».
Мир искусства, замечает Дружинин, был для него святыней и цитаделью, куда не давалось доступа ничему недостойному.
У Лермонтова грани характера были очерчены особенно резко, и мало кто возбуждал о себе столько разноречивых толков.
Н. П. Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодежи летом 1841 года, рассказывал: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер.».
«Он был вообще не любим в кругу своих знакомых в гвардии и в петербургских салонах». Это прямо противоположное утверждение принадлежит князю Васильчикову, секунданту на последней — роковой — дуэли с Мартыновым.
«Все плакали, как малые дети», — рассказывал тот же Раевский, вспоминая час, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск.
«Вы думаете, все тогда плакали? — с раздражением говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. — ...Все радовались».
Итак, сколько ни будете читать воспоминаний о Лермонтове, более, чем о поэте, они будут говорить вам об отношении к нему мемуаристов.
ГОРЕВА Катерина Дмитриевна, Краснодарский край Темрюкский район, пос. Пересыпь, МБОУ СОШ № 22, 9 класс «Литература за рамками школьного учебника. Научный руководитель: Белозерова Юлия Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 22
С любовью к литературе
Задачами данного исследования являлся сбор материала, позволяющий по-новому взглянуть на классиков русской литературы. Рассмотрены тайны происхождения Ломоносова, история создания стихотворения «К…», особенности восприятия современниками образа Лермонтова. Но как бы ни были поэты в своих страстях и заблуждениях похожи на нас, обыкновенных людей, главное, что мы ценим в них, - это гений, создавший произведения, к которым народ обращается снова и снова на протяжении нескольких веков.
Библиографический список
Аннотация
Цель исследования: привитие интереса к классической литературе, посредством изучения материал о классиках русской литературы, позволяющего по-новому взглянуть на них. Выяснить, насколько поэты являются людьми в общечеловеческом смысле и подвержены страстям, коварству, ошибкам и т.д., и как они живут, «пока не требует поэта к священной жертве Апполон…»
Существует многочисленная библиография, посвященная творчеству Ломоносова, Пушкина, Лермонтова. Однако ученице 9 класса Горевой Катерине интересны классики литературы как личности. Автор считает, что эта тема должна быть интересна как сверстникам, так и преподавателям литературы. Новизна исследовательской работы в систематизации не тиражируемого материала, который несомненно заставит выпускников прочитать Ломоносова, Пушкина и Лермонтова за рамками школьного учебника.
Но как бы ни был неоднозначен предмет исследования, по мнению автора, бесспорна гениальность её любимых поэтов, гениальность – несовместимая с житейскими реалиями.
Лиса Лариска и белка Ленка
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Мороз Иванович
Колумбово яйцо
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен