Данная работа - обобщённый материал собранной информации и творчество ученицы (сочинение, иллюстрирование).
Вложение | Размер |
---|---|
mamin-sibiryak_otvety_novoselovoy_lyubashi.docx | 353.6 КБ |
Управление образования
города Серова
МКОУ СОШ №11
ул. Визе 8
т. 8 (34385) 9-24-51
Областной краеведческий конкурс
«Юные знатоки Урала»
посвященый 160-летию со дня рождения
Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка
Новоселова Любовь Сергеевна
Ученица 2 «А» класса
МКОУ СОШ №11
2012 год
Задание №1. Ответьте на вопросы викторины по биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября (25 октября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском посёлке Висиме, в сорока километрах от Нижнего Тагила, в семье священника.
Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена. В 1872 Мамин-Сибиряк поступает в Петербургскую медико- хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив курс академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, но, проучившись год, вынужден оставить его из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).
В 1868-1872 гг. учился в Пермской духовной семинарии. С 1878 года жил в Екатеринбурге, занимался литературным творчеством, был тесно связан с краеведческим движением в Пермской губернии, оказывал значительное влияние на деятельность уральских краеведов. Был действительным членом УОЛЕ, принимал активное участие в его работе и изданиях. Среди уральской краеведческой литературы, оказавшей воздействие на его творчество следует назвать изданный Д.Д. Смышляевым в 1859-60 гг. «Пермский сборник» и «Пермскую летопись» В.Н. Шишонко. Д.Н. Мамин-Сибиряк часто путешествовал по Уралу и Пермской губернии, выезжал на места описываемых событий, принимал участие в археологических раскопках, собирал фольклорный и исторический материал, окончательно закрепив за собой репутацию «писателя-уральца», работающего с локальной уральской темой. Прикамье и город Пермь представлены в нескольких художественных и публицистических произведениях, а также в эпистолярном наследии писателя. Семнадцатилетним юношей Мамин-Сибиряк совершил свое первое путешествие по реке Чусовой от пристани Межевая Утка в Пермь на барках.
«Приваловские миллионы» (1883), очерк “Город Екатеринбург” (1888 г.).
Своей дочери Аленушке Мамин-Сибиряк посвятил целый цикл сказок, которые так и называются – «Аленушкины сказки»
Настоящая фамилия - Мамин
В возрасте 60 лет 2 ноября (15 н.с.) 1912 года Мамин-Сибиряк скончался в Петербурге.
Д.Н. Мамин-Сибиряк был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Никольское кладбище признали ненужным для советской власти. В 1930-е годы с него начали перенос захоронений в музейные некрополи: на Литераторские мостки Волковского кладбища (перенесён прах И.А. Гончарова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.Н. Апухтина)
9. Где в Екатеринбурге находится музей Д.Н. Мамина-Сибиряка?
Мемориальный дом-музей Д.Н.Мамина-Сибиряка МУК объединенный музей писателей Урала - Екатеринбург, ул. Пушкина, 27
Дом, в котором сейчас располагается музей, был куплен писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком на гонорар, полученный за роман "Приваловские миллионы", для своей матери Анны Семеновны. В доме жила вся семья Маминых: мать писателя, его братья и сестра.
Музей начал создаваться в 1930-е годы и в 1941 году принял своих первых посетителей. Война на время приостановила деятельность музея, вновь он был открыт только в 1946 году. Атмосфера маминского дома сохраняется сотрудниками музея. Музейная экспозиция раскрывает писательскую лабораторию, рассказывает о работе над самыми значительными произведениями. Рассказ о творчестве происходит на фоне жизни семьи, отношений с духовно близкими писателю людьми, которые всегда были частью художественного мира писателя.
Задание №2. Прочитайте высказывание. Подпишите автора – литератора.
1. "Земле родной есть, за что благодарить Вас, друг и учитель наш... Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык..." Алексей Максимович Горький
2.«Я изучал Урал его времени по Мамину»,- отвечал Бажов на вопрос критика М. Батина об отношении к Мамину-Сибиряку.
3. «Недавно некто Мамин прислал прекраснейшие очерки золотопромышленности на Урале»
Очерк «Золотуха» получил одобрение лично от М. Е. Салтыкова-Щедрина, который тотчас после прочтения сообщил Елисееву приведённую выше фразу.
4.«Да я рядом с Маминым - Сибиряком чувствую себя маленьким писателем»,- писал Чехов
5. «У Мамина лица все живы, очерчены, верно, и сильно, точно высечены из уральского камня: грубовато, но крепко и талантливо», - так писал Короленко.
Задание №3. Решите кроссворд. Какое слово можно прочитать в центре?
1л | и | с | а | |||||
2в | о | л | к | |||||
3ё | р | ш | ||||||
4в | о | р | о | н | а | |||
5у | т | к | а | |||||
6л | я | г | у | ш | к | а | ||
7к | о | м | а | р | ||||
8м | у | р | к | а |
1. Кто повредил крылышко Серой Шейке? (лиса)
2. Кого не боялся Храбрый Заяц? (волка)
3. Какая рыба является героем одной из сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка? (ёрш)
4. С кем жила птичка Желтая Канареечка, когда улетела из клетки? (с вороной)
5. Какая птица носила имя Серая Шейка? (утка)
6. Кто посоветовал Медведю не обращать внимание на комаров? (лягушка)
7. Главный враг медведя из сказки Мамина-Сибиряка? (комар)
8. Как звали кота, который выпил молоко, из сказки «Про молочко, овсяную кашку и серого котишку…» (Мурка )
На протяжении многих лет ребята читали "Аленушкины сказки", какова же судьба самой Аленушки (Елены Маминой – дочери, которой был посвящён цикл сказок). Из-за болезни она не могла учиться в школе. Ее учили дома. Дмитрий Наркисович очень много внимания уделял развитию девочки, маленькой сам делал игрушки, подросла — возил ее в музеи, учил рисовать. Он ведь и сам был хорошим художником. Много ей читал. Аленушка рисовала, писала стихи, брала уроки музыки. Мамин-Сибиряк мечтал поехать в родные места и показать дочери Урал. Но врачи запрещали Аленушке далекие поездки.
Елена пережила отца на два года. После его смерти она настояла на поездке в Екатеринбург. Посмотрела на город, окрестности, познакомилась с родными.
Задание №4. Свердловская художница Нина Павловна Казанцева, автор иллюстраций сборника детских рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». Предлагаем вам под каждой гравюрой подписать следующее:
- название рассказа;
-имена и клички персонажей, изображенных на гравюре.
«Приёмыш» «Богач и Ерёмка»
лебедь Приёмыш Ксюша – крёстная зайца
собака Соболька Богач
«Зимовье на студёной» «Емеля – охотник»
Елеска Емеля, внук Гришутка,
глухарь
Задание №5. Посетите музей Д.Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге и ответьте на вопрос: «Какие коллекции собирал Д.Н. Мамин-Сибиряк и какие экспонаты этих коллекций представлены в экспозиции музея?»
Дмитрий Мамин-Сибиряк увлекался не только литературой, он был еще и историком, археологом, художником. Благодаря его страсти к коллекционированию, посетители выставки впервые смогут увидеть уникальные документы, рукописи, малоизвестные фотографии, археологические находки, редкие книги, которые собирал Мамин-Сибиряк. Все экспонаты предоставлены Объединенным музеем писателей Урала, Государственным архивом Свердловской области, Свердловским областным краеведческим музеем.
Мамин-Сибиряк проводил раскопки в Колюткино (в 40 верстах юго-восточнее от Екатеринбурга), где ему удалось открыть новое место с черепками, кремниевыми орудиями и рыболовными грузилами.
Летом 1878 года в пещере вблизи селения Сухой Лог он обнаружил изделия из камня, а также кости, служившие бесспорным доказательством обитания первобытного человека.
В августе 1888 года писатель побывал в знаменитой Мурзинке, где собрал богатую коллекцию минералов (она есть в музее Д.Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге).
Задание №6. Прочитайте рассказы Д.Н. Мамина-сибиряка «Приемыш», «Зимовье на студеной», «Богач и Еремка», «Емеля - охотник».
Музгарко, Сохач, Соболько, Елеска, Емеля, Лыско, Еремка, Чуйка, Тарас, Богач.
Это имена охотников или лесных сторожей и клички их собак из рассказов Мамина-Сибиряка. Составьте пары так, чтобы каждому охотнику (сторожу) соответствовала его собака.
«Приемыш»: Тарас – Соболько
«Богач и Еремка»: Богач – Ерёмка
«Малиновые горы»: Сохач – Чуйка
«Зимовье на студеной»: Елеска – Музгарко
«Емеля - охотник»: Емеля - Лыско
Задание №7. Прочитайте рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Медведко». Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.
«Знакомство сеттера с Медведко»
До медвежонка осталось всего каких-нибудь пол-аршина, но собака не решалась сделать последнего шага.
«Проказы в комнате гимназистов»
Медвежонок добрался до клеёнки, ухватил её зубами и принялся тащить что было мочи.
«Медведко во дворе»
… дело было летнее, двери оставались незапертыми, и он незаметно прокрался во двор…
Задание №8. Сопоставьте героев рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Кормилец» и «Вертел». Что общего в судьбе героев?
Название произведения | «Кормилец» | «Вертел» |
Имя главного героя | Прошка | Прошка |
Возраст | 12 лет | 12 лет |
Семья | Мать и сестра. Отец надсадился, поднимая упавшую со стула полосу железа, долго лежал больной и умер, работал на заводе. | Сирота. Отец умер от чахотки, работал в камнерезной мастерской. |
Работа | На пожоге «бил руду», то есть большие куски обожжённой железной руды разбивал в мелкую щебёнку. | Работал в камнерезной мастерской, вертел с утра до ночи деревянное большое колесо. |
Награда | гривенник | …«одеваю, обуваю, кормлю, всё себе в убыток»,- говорил хозяин мастерской. |
Забота окружающих | Сестра Федорка: лучший кусок оставит, договорилась о тёплом месте в машинном корпусе, ухаживала за больным братом. | Барыня Анна Ивановна: подкармливала, отдавала одежду сына, учила по выходным, жалела и переживала. Ермилыч ухаживал за больным сиротой. |
Мечта | Выспаться, не мёрзнуть, помогать семье. | Изрубить топором «проклятое колесо» и убежать в лес. |
Смерть | Был обварен паром, бредил несколько дней и умер. | Умирал у своего колеса от наждачной пыли, дурного питания и непосильной работы. |
Оба мальчика жили в тяжёлое время, они носили одно имя, были одного возраста, оба выполняли тяжёлый непосильный труд, так как потеряли отцов и были вынуждены зарабатывать на кусок хлеба, и умерли от невыносимого положения.
Задание №9. Прочитайте «Лесную сказку» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Напишите сочинение-исследование «Какие экологические изменения произошли в лесу? Объясните их причину?» (1-2 стр. листа формата А4)
Вырубка лесов – обычное явление.
Задумайся о будущем иного поколения.
Я прочитала «Лесную сказку», которую в назидание потомкам написал наш знаменитый земляк, знаток уральского леса Д. Н. Мамин – Сибиряк.
Автор описывает трагедию в вековом ельнике («Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней»). Люди бездумно вырубили ели, разрушили биогеоценоз ельника. Этим действием возмущена жительница старой ели – Белка, которая приняла воинственный вид, осуждает и спрашивает: «Кому мешал красавец лес? Противные люди!» жаль уцелевшую ель, которая страдает из-за потери своих детей, не замечая как костёр лижет её ветви, как горят её сучья. Огорчена и Речка Безымянка, ведь лес задерживал влагу и посылал ключики с холодной водой.
Постоянные жители ельника Подснежник и Папоротник расстроены, они «не привыкли жариться на солнце». Зато с сеном привезена трава, которая растилила зелёный ковёр по всей площади вырубки. Ельники способны к самовосстановлению, но происходит примерно за 100 лет, а в первые два года буйно развиваются травянистые растения. Вскоре появляются многочисленные всходы берёзы, осины, кустарника, семена которых легко разносятся ветром. В сказке спустя 20 лет начинается «война лиственных пород против молодой хвойной поросли». Старая ель поддерживает своих «внуков», учит их терпению, радуется, что не осталась «на старости лет одна одинёшенька».
Читая сказку, я представляла старую ель – бабушкой-старушкой, мне было очень жалко её, я радовалась вместе с ней, переживала, когда она стала совсем больной и беспомощной, мне был интересен её рассказ о молодости и очень грустно, когда она погибла во время грозы. Но эта гибель от «тяжести пережитых лет и бессилия», ель не очень долговечна: её предельный возраст 250 – 300 лет. Радует, что восстановлен биогеоценоз ельника, но сколько времени ушло на это. К сожалению не все ошибки человека может исправить природа.
«Лесная сказка» предлагает нам задуматься и беречь леса: не разводить костров под деревьями, не вырубать. А ещё это произведение показывает, как это некрасиво спорить и ссориться.
Задание №10. Прочитайте сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Вставьте в текст нужные слова.
Серой Шейкой утки называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло, еще весной, когда подкралась к выводку Лиса и охватила утенка.
Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом.
Раз Серая Шейка забралась в лес и перепугалась, когда из-под куста вылетел Заяц.
Лиса начала приходить каждый день - проведать, не застыла ли полынья.
На опушке леса стоял сгорбленный старичок охотник, который подкрался совершенно неслышно и высматривал, которого бы зайца застрелить.
Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.
Задание №11. Решите кроссворд, прочитав детские рассказы Д.Н. Мамина-Сибиряка о природе.
5 | |||||||||||||||||||
1 | 4 | ||||||||||||||||||
2 | 6 | ||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
По горизонтали:
1. Название речки, на которой охотник нашел собаку. (Музгарка)
2. Название озера в рассказе «Приемыш» (Светлое)
3. Название речки в «Лесной сказке» Д.Н. Мамина-Сибиряка. (Безымянка)
6. Название деревни в рассказе «Емеля - охотник». (Тычки)
7. Название речки в рассказе Мамина – Сибиряка «Зимовье…» (Студёная)
По вертикали:
1. Название рассказа Мамина-Сибиряка «…. горы» (Малиновые)
4. Название горы в рассказе «Емеля-охотник». (Ручьёвая)
5. Название деревни в рассказе «Дедушкино золото» (Растёс)
Задание №12. Прочитайте рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Кормилец», найдите неверные утверждения, исправьте их.
1. Федорка-сестра Прошки.(верно)
2. Прошке 13 лет. (неверно – 12 лет)
3. Марковна-бабушка Прошки. (неверно – мать Прошки)
4. Прошка работал вместе с дровушками.(неверно - с мальчишками «бил руду»)
5. Все работавшие ребятишки хотели попасть в тепло, к «машине».(верно)
6. Бурак-это молот в заводском цеху.(неверно – рыболовное приспособление)
7. С наступлением заморозков Прошка попал в доменных цех. (неверно – в машинный корпус)
8. Прошку обварило паром, потому что он заснул.(верно)
9. Свисток на заводе подавался тогда, когда печь выдавала металл.(неверно – созывал и провожал рабочих)
Задание№13. Прочитайте рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Найдите ошибки и неточности в отрывках из рассказа. Запишите в исправленном виде.
- Сайма приткнулся в излучине на низком берегу, где в заливчике ютились рыбачьи лодки.
- Из травы кубарем вылетела на меня пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем.
- Кругом избушки все говорило о присутствии живого человека…. В приотворенную дверь саймы виднелось все хозяйство Тараса: ружье на стене, несколько горшков на припечке, сундучок под лавкой, развешанные снасти.
- Лебедь красиво подплыл к сайме, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых чёрных ногах, направился к избушке.
- Гордая, настоящая царская птица, - объяснял Тарас,… С Собольком тоже себя очень гордо держит.
- Уж птица такая особенная. Пристал мой Приемыш к стаду, поплавал с ним день, а к вечеру опять домой. Так два дня приплывал.
Задание№14. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк серьезно интересовался камнерезным делом на Урале. В одну из юбилейных дат была выпущена издательским домом «Сократ» книга «Самоцветы Урала». Это справочник-путеводитель пол месторождениям самоцветов. Составители справочника – уральские геологи В.А. Кошкин и Б.Г. Шамов включили в него и цитаты из VI и VIII глав очерка Д.Н. Мамина Сибиряка «Самоцветы». Если Вы тоже питаете интерес к этой теме, почитайте Маминские страницы этой книжки и напишите, что нового для себя открыли Вы из истории камнерезного искусства на Урале.
Из глав очерка Д.Н. Мамина-Сибиряка «Самоцветы» я узнала, что «гранильный промысел» в России появился при Петре Первом, а основателем на Урале был историк Татищев. В 1748 году русский механик Бахирев основал «шлифовальные мельницы», позднее организованы экспедиции с целью поиска приисков.
В Екатеринбурге была основана гранильная фабрика, в которой шла огранка и шлифовка цветных камней, резьба печатей, поделки из горного хрусталя, яшм, малахита, орлеца и мраморов.
В 1887 году на Урале обрабатывают камни 984 взрослых (из них 519- женщины) и 627 детей. Ребёнок 7–8 лет уже может служить «вертелом», т. е. вертит какое-нибудь колесо с приводом к гранильному станку, шлифует подставки и вообще приспособлен к работе на целый день.
Работа была малоприбыльная (наживались скупщики) и вредная для здоровья: притупляет глаза, а наждачная пыль садится на лёгкие.
Изделиями того времени можно и сейчас любоваться в Эрмитаже.
Задания №15. Расскажите о памятниках Д.Н. Мамину-Сибиряку. Напишите их место нахождения, автора (скульптора), дату открытия и если возможно фото).
Д. Н. Мамину Сибиряку установлено множество памятников:
- Г. Екатеринбург, плотинка. Установлен бюст 5 ноября 1987, авторы Антонов,Демидов.
- Сквер у Кафедрального Собора, город Пермь.
Д. Н. Мамин-Сибиряк (1852-1912) — Русский писатель, выпускник Пермской духовной семинарии. В 19-м веке здание Пермской духовной семинарии располагалось на Соборной площади Перми напротив Петропавловского Кафедрального Собора.
Висим. Памятник Д.Н. Мамину-Сибиряку на его родине.
Висим. Памятник Д. Н. Мамину – Сибиряку установленный в честь 150 летия со дня рождения писателя.
Ирбит, Сиреневый сад, первый памятник на Урале писателю.
Памятник на могиле писателя в Александро-Невской лавре в Петербурге.
В 1915 году на могиле установили гранитный памятник с бронзовым барельефом (ск. И.Я. Гинцбург).
На могильном памятнике Мамина-Сибиряка высечены слова: "Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где настоящая жизнь и настоящее счастье".
Задания№16. Найдите пословицы и поговорки о природе, о труде, о дружбе. (по 2 пословицы и 2 поговорки в каждой номинации).
Пословицы и поговорки о труде
Дерево сильно корнями, а человек – трудом.
Птица крепнет в полёте, а человек в труде.
Без труда мечта мертва.
Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.
Пословицы и поговорки о дружбе.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Друзья познаются в беде.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
Пословицы и поговорки о природе.
Где сосна взросла, там она и красна.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес – свадебный мешок, богат на угощения.
По лесу ходить – здоровым быть.
Список литературы
1. Агарева Е. «Ведь это счастье — писать для детей»: [Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)] //Дошкольное воспитание. — 2000. — N 1. — С. 79-81.
2.Бажов П. Д.Н. Мамин-Сибиряк как писатель для детей // Урал. — 1987. — N 12. — С. 170-172.
3.Боголюбов К. Певец Урала. Биографическая повесть.-Челябинск, Челябинское Областное государственное издательство, 1952.
Банных Н. Ю. «Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка: Викторина // Его любили дети и не боялись животные«. — Екатеринбург, 2002. — С. 30-31.
5.Буячева О. Ю. Излюбленный человек: Сценарий литературного вечера по творчеству писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка // Читаем, учимся, играем. — 2002. — N 3. — С. 70-75.
5. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. Издательство «Эксмо-Пресс». – 2000г. – 602 стр.
6.Дергачев И. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Личность. Творчество. – Свердловск, Средне-Уральское книжное изд., 1981, 336 стр. с иллюстрациями.
7.Иванова Л. В. КВН по рассказу Д. Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»для 2-4 кл. // Его любили дети и не боялись животные. — Екатеринбург, 2002. — С. 25-26.
8.Иванова Л. В. Час познания по рассказу Мамина-Сибиряка «Вертел»для 2-3 кл. // Его любили дети и не боялись животные. — Екатеринбург, 2002. — С. 27-29.
9. Круглов Ю.Русские пословицы, поговорки и загадки, печатался по изданиям: В.Даль "Пословицы русского народа". - М.,1984; Д.Н.Садовников "Загадки русского народа". - М., 1959; Русские пословицы и поговорки. Сост. А.И.Соболев. - М., 1983.; Пословицы. Поговорки. Загадки. Сост. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. - М., 1986.
10. Мамин-Сибиряк Д.Н. В воспоминаниях современников. – Свердловск, 1962.
11. Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки. Москва. «Детская литература» 1987, с иллюстрациями.
12.Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Серая Шейка: Пьеса по мотивам рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» // Читаем, учимся, играем. — 2000. — N 4. — С. 43-47.
13. Мамин-Сибиряк Д.Н. Рассказы. Легенды. Воспоминания. Москва. Издательство «Правда», 1987.
14. Мамин-Сибиряк Д.Н. Выдержки из VI и VIII глав очерка «Самоцветы» (1890г.). Самоцветы Урала: Справочник-путеводитель/ Составители В.А. Кошкин, Б.Г. Шамов. – Екатеринбург:И.Д, «Сократ», 2000, с 64.
15.Мамин-Сибиряк Д.Н. Зимовье на студеной. Рассказы, очерки. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство.1978, с иллюстрациями. Издано в серии «Уральская детская библиотека».
16.Стариков В. Жить тысячью жизней. Повествование – хроника о жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка. – Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1986г.
17.Стариков В. Жить тысячью жизней. Повествование – хроника о жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка. – Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство.1986,с иллюстрациями.
Интернет-ресурсы: Литературно-мемориальный музей Д.Н. Мамина –Сибиряка, г.Екатеринбург. Сайт: www.ompu.ur.ru
Загадочная система из шести экзопланет
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Девчата
5 зимних аудиосказок
Мастер-класс "Корзиночка"