УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Авторы: учащиеся 3 класса «В»
Школа: ГОУ ЦО «Марьино» №491
Город: Москва, 2008/2009 учебный год
Содержание
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. В нынешнем году исполняется 210 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет. Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Темой для исследования мы избрали сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин.
Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства.
За основу проекта взяты 5 сказок А.С. Пушкина, изучаемые в начальной школе:
близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабараша».
истоками со сказкой «Жадная старуха» и
был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем
В. И. Далем.
с народной сказкой «О чудесных детях».
Работа над проектом строилась по следующему плану:
Каждая группа ребят выбирала тему для своей группы, исходя из интересов, возможностей. Перед каждой группой ставилась цель, определялись исследовательские задачи.
1 группа – учащиеся 3 «В» класса Круглова Валерия и Огородникова Наталья
Тема работы: «Лексика сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
2 группа – учащиеся 3 «В» класса Сахарова Олеся и Ахромова Дарья
Тема работы: «Одежа, головные уборы, украшения
XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
3 группа – учащиеся 3 класса Гурова Ксения, Ивлиева Наталия
Тема работы: «Строения, постройки, здания
XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
4 группа – учащиеся 3 «В» класса Назина Анастасия и Абидова Нозанин
Тема работы: «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, какие существовали праздники, традиции, обряды во времена А.С. Пушкина, что они обозначали и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
Деятельность учащихся в ходе работы над проектом:
5. Приложения (печатные работы каждой группы)
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_po_proektu_o_pushkine.ppt | 826 КБ |
opisanie_proekta_po_pushkinu.doc | 61 КБ |
Слайд 1
Учебный проект к юбилею А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Участники : группа учеников 3 «В» класса Руководитель : Белозерова Е.В.Слайд 2
Великий мастер сказок “ Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство”. А.С.Пушкин
Слайд 3
Арина Родионовна Неисчерпаемым источником вдохновения стала для поэта няня Арина Родионовна. Арина Родионовна рассказала поэту сказки Русского Севера, откуда она сама была родом. Благодаря ей Пушкин мог окунуться в волшебный мир северно-русских сказок . Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью.
Слайд 4
Любимые сказки… Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по - народному песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением. В 1831 году закончены сказки «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о попе и работнике его Балде» В 1833 году написаны еще две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» В 1834 году появилась «Сказка о золотом петушке»
Слайд 5
Народность сказок А.С. Пушкина А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и его работнике Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабараша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В. И. Далем. «Сказка о царе Салтане…» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце» «Легенда об арабском астрологе» В. Ирвинга подтолкнула А.С. Пушкина к созданию «Сказки о золотом петушке»
Слайд 6
Проблематика учебного проекта Проблема проекта – в основе проекта лежит желание учащихся углубить свои знания знакомого литературного материала путем решения исследовательских задач познакомиться с различными способами познания нового материала овладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности Проблемная ситуация – количество часов, отводимых учебным планом на изучение сказок А.С. Пушкина, ничтожно мало. За время чтения и анализа сказок ученики недостаточно усваивают трудные понятия, встречающие в сказках, а именно старинные слова и их значения, названия и виды одежды XVIII века, построек и строений XVIII века, существующих в то время традиций, обрядов, праздников.
Слайд 7
Цели и задачи учебного проекта Задачи – Изучить знакомый литературный материал с позиции поставленной цели перед каждой группой в отдельности Изучить необходимый справочный материал Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся Провести анализ набранного материала, систематизировать его Представить результаты работы в виде сообщения, докладов Презентовать оформленный материал перед классом, на внеурочном школьном мероприятии Цель – представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти материалы в учебной деятельности в начальной школе
Слайд 8
План работы над проектом: Постановка проблемы Деление на группы Обозначение целей, задач для каждой группы Первичный сбор информации по темам групп Проведение родительского собрания по работе над проектом Обработка собранного материала, систематизация Отчет о проделанной работе каждой группы Проведение предзащиты проекта Оформление печатных работ, компьютерной презентации Защита проекта
Слайд 9
1 группа – учащиеся 3 «В» класса: Круглова Валерия и Огородникова Наталья Тема работы : «Лексика сказок А.С. Пушкина» Цель : узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения : Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе Выписать те слова и словосочетания, значения которых мы не знаем. Систематизировать отобранный материал. Классифицировать слова по группам: первая – слова, ушедшие из употребления; вторая - слова, которые обрели новое звучание (заменены синонимами). Создать словарь старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках. Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 10
Краткий иллюстративный материал 1 группа Изразцы — керамическая (глиняная) обожженная глазурованная с лица, служившая для облицовки печей или украшения зданий. Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Боярщина — в XVI-XVII вв. так назывались владения новгородских бояр на русском Севере. В XVIII в. этот термин сохранился для обозначения административной единицы. Чепрак — суконная или ковровая подстилка под седло.
Слайд 11
2 группа – учащиеся 3 «В» класса Сахарова Олеся и Ахромова Дарья Тема работы: «Одежа, головные уборы, украшения XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина» Цель : узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения : Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшения Систематизировать отобранный материал. Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения. Создать словарь старинной одежды Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 12
Краткий иллюстративный материал 2 группа Кокошник — старинный русский головной убор; в допетровской Руси бытовал в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой. Летник — старинная женская летняя одежда в Древней Руси. Шилась свободной, без застежки спереди (нераспашной), с очень широкими рукавами, края которых спускались до полу. Ожерелье — в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки, драгоценных камней или меха. Повойник — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок
Слайд 13
3 группа – учащиеся 3 класса Гурова Ксения, Ивлиева Наталия, Черкас Влад Тема работы: «Строения, постройки, здания XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина» Цель : узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения : Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают строения, постройки Систематизировать отобранный материал. Систематизировать слова по мере усложнения видов строений (от простой землянки до сказочного терема и дворца) Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 14
Краткий иллюстративный материал 3 группа Клеть — прямоугольный бревенчатый сруб. Очелье — фигурная резная доска, украшавшая верх наличника окна. Происходит от слова «чело» — лоб. Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным узором, а иногда резной узор раскрашивался яркой краской. Прялка — орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Хоромы — в XVII -XVIII в. в. так называлось жилье, состоявшее из нескольких построек
Слайд 15
4 группа – учащиеся 3 «В» класса Назина Анастасия и Абидова Нозанин Тема работы: «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина» Цель : узнать, какие существовали праздники, традиции, обряды во времена А.С. Пушкина, что они обозначали и передать собранную информацию учащимся класса, школы. Задачи-этапы-способы решения : Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе Выписать те традиции, обряды, праздники, которые встречаются в сказках Систематизировать отобранный материал. Посмотреть, какие обычаи дошли до наших дней Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
Слайд 16
Краткий иллюстративный материал 4 группа Традиции русской трапезы На Руси с самых древних времён ни одно сколько-нибудь значительное событие, будь то крупный праздник, свадьба, новоселье, рождение младенца или просто встреча друзей, не обходилось без широкой трапезы и весёлого застолья. Музыка на Руси С самых древних времён на Руси ни один праздник, ни одно гулянье, ни одна вечеринка или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и весёлой пляски. Масляничные гулянья
Слайд 17
Деятельность учащихся в ходе работы над проектом: Прочитали сказки А.С.Пушкина, которые изучаются в начальной школе. Проработали справочную и энциклопедическую литературу по творчеству Пушкина, по особенностям сказок Пушкина. Познакомились со значением многих непонятных слов, словосочетаний. Искали необходимую информацию с помощью Интернет. Научились работать в группах, сообща.
Слайд 18
Выводы по проекту: Работа над проектом позволяет нам сделать следующие выводы: Все учащиеся, которые работали в группах, приобрели богатый опыт по решению исследовательских задач. Все учащиеся приобрели первичный опыт участия в научно-исследовательской деятельности. Все учащиеся обогатили свой словарный запас, пополнили свои знания историческими сведениями, научились систематизировать и классифицировать отобранный материал. Все учащиеся подготовили печатный материал, который имеет большое практическое значение.
Проект
«Что за прелесть эти сказки! Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Участники проекта: учащиеся 3 класса:
1 группа: Круглова Валерия, Огородникова Наталья;
2 группа: Сахарова Олеся, Ахромова Дарья;
3 группа: Гурова Ксения, Ивлиева Наталия;
4 группа: Назина Анастасия, Абидова Нозанин.
Руководитель проекта: Белозерова Елена Владимировна
Школьная ступень: 1-4.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Цели проекта:
Достигаемые компетенции и учебные результаты из государственной программы:
Литературное чтение:
Труд:
Рисование:
Информатика:
Москвоведение:
Проблемное задание для учеников
1 группа – проанализировать язык сказок с точки зрения использования просторечий, славянизмов, язык старой лубочной литературы, язык русской литературы начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.
2 группа – одежда начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.
3 группа – строения начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.
4 группа – обряды, традиции, праздники начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.
Все участники проекта использовали 5 сказок А.С. Пушкина, которые изучают в начальной школе:
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о царе Салтане…»
Предварительные знания и умения, которые должны иметь ученики:
( копировать графики Ms word, открывать документы, сохранять документы, находить необходимую информацию через Интернет, создание презентации в POWER POINT, сохранение и открытие презентации…)
Описание проекта или деятельности в классе
Основной замысел проекта-
Ученики должны использовать для этого разнообразные источники информации: книги, периодические издания, Интернет.
В этом проекте учащиеся работают в 4-х группах.
Итогом работы станет печатный отчет каждой группы и общая презентация по проекту.
Оценка учебного проекта
Во время учебного проекта учащиеся получают достаточно много нужной дополнительной информации. В процессе проведения проекта оценивалось:
Необходимая технология и программное обеспечение
Два плуга
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Сказка на ночь про Снеговика