Суровая правда солдата
«Подвиг», «долг», «самоотверженность». Частенько мы оставляем эти слова для торжественных речей. А в каждодневной жизни они порой кажутся нам слишком высокими и официальными. Но почему? Ведь если вдуматься в первозданный смысл этих слов, если попытаться хотя бы приблизительно взвесить те величайшие усилия и напряжение, которые вынесло человечество, чтобы иметь право честно пользоваться этими словами, тогда, наверное, некоторые из нас относились бы бережнее к ним во время парадных речей. И в минуты высокого душевного подъёма, когда все люди становятся необыкновенно близкими и дорогими, мы не стесняемся произносить высокие слова наедине с собой.
Однажды я в полной мере осознал, что рядом с нами живут люди, для которых слова «долг», «подвиг», «самоотверженность» так же естественны, как сама жизнь.
Был прекрасный весенний день накануне праздника Победы. Я вернулся из школы и застал дома своего дядю- Ахметшина Зыя Ситдиковича ( муж сестры моей прабабушки Ахметшиной Фаимы Муллахметовны), который был поистине храбрым солдатом в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
surovaya_pravda_soldata.docx | 582.91 КБ |
prezentaciya_ahmetshin_z.s._2.ppt | 1.33 МБ |
Суровая правда солдата.
Пусть живые запомнят
и пусть поколения знают
Эту взятую с боем,
суровую правду солдат…
С.Гудзенко, 1945
«Подвиг», «долг», «самоотверженность». Частенько мы оставляем эти слова для торжественных речей. А в каждодневной жизни они порой кажутся нам слишком высокими и официальными. Но почему? Ведь если вдуматься в первозданный смысл этих слов, если попытаться хотя бы приблизительно взвесить те величайшие усилия и напряжение, которые вынесло человечество, чтобы иметь право честно пользоваться этими словами, тогда, наверное, некоторые из нас относились бы бережнее к ним во время парадных речей. И в минуты высокого душевного подъёма, когда все люди становятся необыкновенно близкими и дорогими, мы не стесняемся произносить высокие слова наедине с собой.
Однажды я в полной мере осознал, что рядом с нами живут люди, для которых слова «долг», «подвиг», «самоотверженность» так же естественны, как сама жизнь.
Был прекрасный весенний день накануне праздника Победы. Я вернулся из школы и застала дома своего дядю- Ахметшина Зыя Ситдиковича ( муж сестры моей прабабушки Ахметшиной Фаимы Муллахметовны), который гостил у нас. Мне показалось, что он немного расстроен. Глаза у него были внимательные, тёмные, но очень усталые. Потом это стало понятным: он был на кладбище, отдавал дань памяти погибшим воинам. Я вглядывалась в каждую его морщинку. Как дорого мне всё… И вдруг я задумался. А что я знаю о нём, о его жизни? Нет, конечно, мне известно, что он прошёл всю войну, что у него много наград, но за что и где он их получил, какие испытания выпали на его долю, кто воевал с ним бок о бок? Вопросы возникали один за другим. Хотелось спросить о чём-то очень важном. Разговор получился нелёгким . Дядя Зыя , так я его называю, сначала очень волновался. Голос его был чуть срывающимся, нервным, но скоро окреп. Я слушал внимательно и старался представить всё то, что бережно хранилось в памяти близкого мне человека. Вот что он мне рассказал:
«Я родился 23 февраля 1917 года в деревне Терси Агрызского района Татарской АССР в семье крестьянина. Местность, где я рос, очень красива – около деревни течет река Чаж и Юрьинка, а вокруг леса. Отец участник гражданской войны ,умер в двадцатые годы. Я рано остался без отца, моим воспитанием занималась мать, женщина очень трудолюбивая. Окончил 7 классов, работал в колхозе , выполняя положенные нормы, был колхозным агитатором. Когда в деревне организовали первый пионерский лагерь, был назначен его начальником. После окончания работы в лагере поступил в 8-ой класс Иж-Бобьинской средней школы. Затем поступил на 2-ой курс авиационного техникума. Для укрепления нашей авиации в 1937 году был объявлен спецнабор комсомольцев в военные училища. Был призван в ряды Красной Армии, поступил в Иркутское авиационное училище курсантом. После успешного окончания училища в 1939 году был направлен в 31 СБАП на должность техника самолета. Когда прибыл в город Смоленск, меня встретили техник звена Ярцев В. Т. и инженер эскадрильи Платонов. Они оказали помощь в практической работе. Командиром экипажа был Проценко, человек всегда спокойный и деликатный. Командиром звена был всегда доброжелательно настроенный Трубицин. В 1939 году с ним участвовали в освобождении Западной Белоруссии, где на разведку летали Трубицин, Орлов, Проценко. После освобождения Западной Белоруссии вернулись на аэродром города Смоленска.
В декабре 1939 года войну против СССР начали белофинны. Мы были направлены на аэродром Шугозера. Инженерный и технический состав под руководством Т.Т.Платонова, Ярцева, Кудзина добросовестно готовили материальную часть к боевым вылетам. Техником по вооружению был Бесчетников, по приборам -Иноземцев, комиссаром -Зубарев, врачом полка-Гальперин. Весь личный состав полка был настроен по боевому. Тогда мы обслужили 27 боевых вылетов. Суровая зима / морозы до – 45*-50* / создавали определенные трудности при подготовке материальной части . После победы над белофиннами вновь вернулись на аэродром города Смоленска, где начались учебные полеты. В середине 1940 года в составе полка был направлен в правительственную командировку в Латвию. Прилетели на аэродром Войнода.
Вокруг нас собрался народ. Они трогали самолеты руками, убеждаясь, что они металлические. Когда-то их убедили , что у русских нет металлических самолетов. Совместно с полком участвовали в установлении Советской власти в Латвии. Нам, молодым офицерам, надо было оправдать доверие ,которое нам оказали, и мы старались вести себя аккуратно и достойно. После установления Советской власти в Латвии занимались подготовкой материальной части к учебно-тренировочным полетам . В 1941 году в составе полка перелетели в летний лагерь Митава, где производили ночные полеты и выполняли специальные задания. С 21 на 22 июня 1941 года в полку проводились ночные полеты. Мы услышали взрыв и испугались, подумав, что взорвался самолет. А это немцы начали бомбить наш аэродром. Тревогу объявил дежурный, фамилию не помню. Ночные полеты отменили. Началась война . . .
Утром начались подготовки материальной части к боевым вылетам. В первый день войны подготовили 65 самолетов. Каждый брал максимальный груз. Вел самолеты командир полка Добыш Ф. Он был опытным командиром, участвовал в боях на Холхин-Голе, на озере Хасан. Весь личный состав уважал его как замечательного руководителя и организатора. В этот день все самолеты вернулись на аэродром. Дальше полеты шли девятками и потери были достаточно велики. Истребителей для сопровождения не хватало. Летный состав показал свое мужество, а инженерно-технический состав – способность обеспечить безотказную работу материальной части в воздухе и на земле. Когда осталось мало самолетов, личный состав перелетел на аэродром Веретиние. Затем нас перевели на аэродром Старая Русса для отражения наступающего противника. Противник бомбил аэродром, но весь личный состав находился возле самолетов. При бомбежке был ранен в голову техник Гильманов Б.Т. Увидел истекающего кровью , поднял его, остановил первую же машину и отвез в госпиталь. На второй день пришел проведать. Состояние его было тяжелым ,а операцию все еще не сделали. Вызвал главного врача и попросил немедленно сделать операцию. Нас в этот день перевели на другой аэродром и мы долгие годы ничего не знали друг о друге. Через много лет газета «Советская Башкирия» помогла нам найти друг друга. Личная встреча состоялась на встрече ветеранов полка. Он плакал, обнял, от души благодарил за помощь, оказанную в тяжелые минуты жизни. Затем нас отправили в состав полка на переподготовку на аэродром Монино. За короткий срок летному и инженерно-техническому составу необходимо было освоить новую машину – самолет «Пе – 2». После освоения новой машины были направлены ликвидировать истребителей на Ленинградский фронт. Все истребители, так необходимы для защиты города Ленинграда, были посажены на намеченный аэродром. В выполнении этого задания принимали участие командир экипажа Тузов М.Ф., штурман Летучий, стрелок-радист Федорцов И.И. и я техник Ахметшин З.С.. После лидирования мы вернулись на свой аэродром Монино. Затем нас перебросили на Петрозаводское направление. Начались операции против белофиннов. Нашему полку приходилось второй раз участвовать в боях против белофиннов. Вскоре белофинны выбыли из войны. Полк с аэродрома Девятино направляется в район Тихвинской операции, которая имела огромное значение для защиты города Ленинграда. Часть личного состава из Девятино перебазируется на аэродром Шугозера. Инженерно-технический состав был сильно ограничен. На каждый самолет приходилось по одному технику. Экипаж совершал по 5-6 вылетов в день. Личному составу приходилось быть максимально собранным ,тратить огромные физические силы, чтобы не дать противнику замкнуть 2-е кольцо вокруг Ленинграда. Когда были на аэродроме Шугозера ,вечером прилетели 18 юнкерцев и стали бомбить наш аэродром. В это время я заправлял самолет бензином. Увидев заход самолетов, все побежали в землянку, а стрелок-радист Федорцев И.И. решил укрыться в траншее. Пробегая мимо, я уговорил его пойти со мной. После бомбежки, выйдя на улицу, мы увидели, что траншеи нет – прямое попадание бомбы. Мы стали друзьями. После окончания Тихвинской операции перебазировались на аэродром Борисково. Боевые вылеты продолжались, самолеты возвращались поврежденными.В одном из боев был поврежден самолет командира экипажа – повреждены 2 воздушных винта. Тузов совершил вынужденную посадку на аэродроме Девятино. Пришлось ехать восстанавливать самолет туда. На складах не было воздушных винтов для самолета « Пе-2», были только для истребителя ЯК. Я получаю их и устанавливаю на самолет «Пе-2». Проверил работу двигателей, доложил о возможности вылета командиру экипажа Тузову, дав некоторое рекомендации о полете на самолете с этим воздушными винтами. Перелетели на свой аэродром, заменили винты на положенные.
Помню, нашему экипажу ставится задача вылететь на аэродром города Каргополь для переподготовки летчиков разведывательной эскадрильи на новый самолет «Пе-2». Учебных самолетов не было и это затрудняло освоение самолета. Это был самолет заместителя командира полка Петрова. Мы готовились к приему самолета. На наших глазах самолет упал и загорелся, Петров погиб. Тело Петрова было перевезено в Каргополь и там похоронено. В работе инженерно-технического состава возникли затруднения при запуске двигателей, особенно в холодное время. Впервые в полку и в дивизии попробовали установить второй вибратор на внешней свече для подачи искры в момент запуска двигателя. Это маленькое изменение принесло облегчение в работе. Через некоторое время завод изготовитель начал выпускать двигатели с двумя вибраторами. В декабре 1941 года был назначен техником звена. У меня в группе были механик Духанин, Комарин, Миненко, механики- Кунин С.С. , Тропизников, Абрамов, Ергашев. Они были замечательными специалистами. Производили сложные ремонты в полевых условиях, выполняли регламентные работы. После боевых вылетов часто возвращались поврежденными. Приходилось производить замену двигателей, плоскостей, бензобаков и т.д. На аэродроме Саржа стали приходить молодые летчики: Агеев А.И., Крахалев Д.П., Борисенко И.А. При выполнении боевого задания был поврежден двигатель самолета. Тузов посадил самолет на полевой аэродром. Вместе с Куниным поехали для восстановления самолета. Произвели замену двигателя , провели работу. Командир экипажа Тузов М. Ф. перегнал самолет на свой аэродром. Самолет летал до конца войны. Когда полк летел в Новгородском направлении инженерно – техническому составу приходилось работать очень напряженно. Вылеты были очень частные, т.к. надо было помочь наземным войскам овладеть г. Новгород. При выполнении этой задачи отличились летчики: Агеев А.И., Крахалев Д.П., Борисенко И.В., Ермаков , Миронов, техники: Комаров И.Р., Духанин В.М., Миненко, механики: Кунин С.С., Тропизников Н.И., Абрамов А.Н., то время я был техником звена. После освобождения Новгорода необходимо было освободить Прибалтийские страны. Работа оставалась очень напряженной. Оказали большую помощь при взятии Касу. Самолеты целыми группами часто летали на уничтожение отходящих фашистских группировок.
Расскажу, как встретили конец войны. Однажды с задания вернулся поврежденный самолет. Командиром экипажа был Попоморец. Требовалось замена шестерни наддува воздуха –работа очень объемная. Работали всю ночь с 8 мая 1945 года. Произвели демонтаж и монтаж двигателя, заменили шестерни, опробовали работу двигателя. Самолет был готов к следующему вылету. После окончания работ решили закурить, а в это время с командного пункта появляется ракета, которая означала конец войны. Мы бросились поздравлять друг друга и салютовать в честь Победы над врагом. Таким образом, мы участвовали на войне с первой до последней минуты. В общей сложности мы обслужили 750 боевых вылетов. Не было ни одного отказа или возврата самолета по неисправности. Бывали у нас и неудачи, и тяжелые дни. Но мы всегда верили в Победу. Мой скромный труд был отмечен многими благодарностями и правительственными орденами: орденом «Отечественной войны» 1 степени, двумя орденами «Красной Звезды» , двумя медалями «За боевые заслуги» и 13-ю различными медалями. Да отгремела канонада, самолеты не летают на разгром врага, война окончена. Часто выступаю перед молодежью и рассказываю о мужестве и героизме нашего полка, о Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.»
Я смотрел на него, слушал и думал. Пока время не засыпало землянки и партизанские тропы, пока не исчезли из памяти живых солдат имена их павших товарищей, нам, молодому поколению, просто необходимо взять в руки блокноты, карандаши и попросить бывших солдат рассказать о том, что они не могут забыть, что до сих пор врывается в их тревожный сон. Ведь, наверняка, вольнее дышится, спокойнее спится нашим ветеранам, если их дети, внуки сердцем коснулись тех горячих незабываемых дней, ставших уже историей.
Ахметшин Зыя Ситдикович
Ахметшин Зыя Ситдикович во время встречи со школьниками Терсинской СОШ, 2000год
Слайд 1
Ахметшин Зия Ситдикович (1917- 2004) Воспоминания… Выполнил ученик 9 класса МБОУ Терсинской СОШ Агрызского муниципального района РТ Марданов Р. Р.Слайд 2
Я,Ахметшин Зия Ситдикович ,родился 23 Февраль 1917 года в деревне Терси Агрызского района Татарской АССР в семье крестьянина. Местность, где я рос, очень красива – около деревни течет река Чаж и Юрьинка, а вокруг леса. Я рано остался без отца, моим воспитанием занималась мать, женщина очень трудолюбивая. Окончил 7 классов, работал в колхозе , выполняя положенные нормы, был колхозным агитатором. Когда в деревне организовали первый пионерский лагерь, был назначен его начальником. После окончания работы в лагере поступил в 8-ой класс Иж-Бобьинской средней школы. Затем поступил на 2-ой курс авиационного техникума. Для укрепления нашей авиации в 1937 году был объявлен спецнабор комсомольцев в военные училища. Был призван в ряды Красной Армии, поступил в Иркутское авиационное училище курсантам.
Слайд 3
После успешного окончания училища в 1939 году был направлен в 31 СБАП на должность техника самолета. Когда прибыл в город Смоленск, меня встретили техник звена Ярцев В. Т. и инженер эскадрильи Платонов. Они оказали помощь в практической работе. Командиром экипажа был Проценко, человек всегда спокойный и деликатный. Командиром звена был всегда доброжелательно настроенный Трубицин.
Слайд 4
В 1939 году участвовали в освобождении Западной Белоруссии, где на разведку летали Трубицин, Орлов, Проценко. После освобождения Западной Белоруссии вернулись на аэродром города Смоленска. В декабре 1939 года белофинны начали войну против СССР . После победы над белофиннами вновь вернулись на аэродром города Смоленска. В середине 1940 года в составе полка был направлен в правительственную командировку в Латвию.
Слайд 5
В 1941 году в составе полка перелетели в летний лагерь Митава ,где производили ночные полеты и выполняли специальные задания. С 21 на 22 июня 1941 года в полку проводились ночные полеты. Мы услышали взрыв и испугались, подумав, что взорвался самолет. А это немцы начали бомбить наш аэродром. Тревогу объявил дежурный, фамилию не помню. Ночные полеты отменили. Началась война . . .
Слайд 6
Полк с аэродрома Девятино направляется в район Тихвинской операции, которая имела огромное значение для защиты города Ленинграда. Часть личного состава из Девятино перебазируется на аэродром Шугозера. Инженерно-технический состав был сильно ограничен. На каждый самолет приходилось по одному технику. Экипаж совершал по 5-6 вылетов в день. Личному составу приходилось быть максимально собранным ,тратить огромные физические силы, чтобы не дать противнику замкнуть 2-е кольцо вокруг Ленинграда.
Слайд 7
Расскажу, как встретили конец войны. Однажды с задания вернулся поврежденный самолет. Командиром экипажа был Попоморец. Требовалось замена шестерни наддува воздухаработа очень объемная. Работали всю ночь с 8 мая 1945 года. Произвели демонтаж и монтаж двигателя, заменили шестерни, опробовали работу двигателя. Самолет был готов к следующему вылету. После окончания работ решили закурить, а в это время с командного пункта появляется ракета, которая означала конец войны. Мы бросились поздравлять друг друга и солютовать в честь Победы над врагом. Таким образом мы участвовали в войне с первой до последней минуты. В общей сложности мы обслужили 750 боевых вылетов. Не было ни одного отказа или возврата самолета по неисправности. Бывали у нас и неудачи, и тяжелые дни. Но мы всегда верили в Победу.
Слайд 8
Мой скромный труд был отмечен многими благодарностями и правительственными орденами: орденом «Отечественной войны» 1 степени, двумя орденами «Красной Звезды» , двумя медалями «За боевые заслуги» , «За оборону Ленинграда» и 13-ю различными медалями
Слайд 9
Медаль «За безупречнуюслужбу 1степени» Медаль «За оборону Ленинграда» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» Медаль «За долголетний добросовестный труд»
Слайд 10
Никто не забыт, ничто не забыто!!!
Сказка на ночь про Снеговика
Рисуем тыкву
Солнечная система. Взгляд со стороны
Голубая лягушка
Девочка-Снегурочка