Вложение | Размер |
---|---|
cvetovaya_gamma_v_peyzazhnoy_lirike_bunina.zip | 1.53 МБ |
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение Московский кадетский корпус « Пансион воспитанниц МОРФ»
III научно-практическая конференция«Взгляд в будущее»
_________________________________________________________________
Цветовая гамма в пейзажной лирике Ивана Бунина
Автор:
Бунигина Софья Дмитриевна,
воспитанница 8 «Б» класса
Научный руководитель:
Костина Наталия Владимировна,
преподаватель русского языка и литературы
Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………….. 3 - 4
ГЛАВА I. Символика цветообозначения
с точки зрения психологии .. …………………………...5 – 7
ГЛАВА II. Цветовое воплощение зрительных
образов в лирике Бунина. . ……………………………………..8 – 15
ГЛАВА III. Палитра лирики Бунина и русской иконы ………16 – 17
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………….. 19
ВВЕДЕНИЕ
Творчество И.А.Бунина— одно из значительных явлений русской поэзии. Его стихи - лучшие традиции поэзии XIX века.
"Бунин до сих пор остается одним из крупнейших русских художников слова, - считает профессор Московского университета, филолог Алла Журина. - Он стремился в слове схватить живое впечатление жизни, непосредственное, конкретное. Будь то цвет неба, шум дождя или запах осенней листвы... Описания его были таковы, что читатель чувствовал все это, видел, слышал. И люди, читающие Бунина, до сих пор поражаются свежестью и подлинностью им написанного. В его отношении к слову равных ему не было и, наверное, не будет".
Почему Бунин, в отличие от многих, с годами не изживает себя, а только по-новому раскрывается? Этому причиной его дарование, его поразительный талант видеть, подмечать все вокруг, глядеть на вещи глубже, чем обычные люди. Именно на эти качества бунинской поэзии, наиболее отчетливо проявившиеся в его общении с природой, указывает А.А.Блок: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ним переживаний».
К сожалению, не каждому человеку дан этот дар особого видения мира, а особенно современному человеку, оторванному от природы, теряющему в суете способность восприятия многогранности и красочности природы и жизни. На наш взгляд, пристальное внимание к лирике И.А. Бунина, желание постичь особенности мировосприятия поэта могут помочь нам по-новому увидеть мир и его краски. И в этом состоит актуальность нашего исследования.
Шире, грудь распахнись для принятия
Чувств весенних - минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
Так писал о своем восприятии природы совсем юный И. А. Бунин. И эти чувства поэт не утратил на протяжении всей своей жизни. Простор голубой, зеленое поле, реки, леса, равнины всегда привлекали Бунина. О них он говорил в прозе, их замечательно изображал в пейзажной лирике. Это волшебство заинтересовало нас, и поэтому выбрана такая тема исследования:
«Цветовая гамма в пейзажной лирике И.А. Бунина»
Объект исследования: пейзажная лирика И.А.Бунина.
Предмет исследования: цветовая гамма в пейзажной лирике И.А. Бунина.
Цель данной работы: рассмотреть, как в лирике Бунина отображены цветовые образы, какими средствами достигал Бунин красочности в своих стихах.
Задачи:
проанализировать пейзажную лирику И.А. Бунина и определить ее цветовую гамму;
выяснить, какие особенности авторского восприятия мира выражаются через цвет;
рассмотреть, как трактуется символика цветообозначения в науке;
познакомиться с работами литературоведов по теме исследования
Основным направлением работы является непосредственный анализ художественных произведений Бунина.
Конечным итогом работы должно стать описание языковых средств, используемых И. Буниным для выражения своего мироощущения и мировосприятия.
Материал исследовательской работы и ее задачи определяют применение традиционных методов лингвостилистического анализа: метод лингвистического описания, включающий в себя наблюдение, интерпретацию и классификацию языкового материала.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может быть использован на уроках русского языка, литературы, а также курса «Русская словесность» в школе.
ГЛАВА I. Символика цветообозначения с точки зрения психологии.
Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния, настроения, событий, которые происходят в жизни. Мир мы слушаем, чувствуем, видим. Но иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений, которые улавливаются интуитивно, неосознанно. Часто мы воспринимаем так музыку, цвет. Вся наша жизнь наполнена цветом, который, как море, имеет свои собственные глубины и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием, понять которое можно, только прочувствовав цвет.
Цель данного исследования – войти в особый мир — мир пейзажной лирики И.А. Бунина, сотканный из таких ощущений, наполненный цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывшуюся нам душу поэта. А возникшие чувства помогают нам больше понять и самих себя.
В работах психологов утверждается, что и сочетание звуков, и цвет входят в особое поле нашего восприятия, которое практически одинаково для всех, на сознательном и бессознательном уровнях рождаются ассоциации, связанные с восприятием отдельных цветов. Проследим, как незаметно для нас цвет приобретает смысловое содержание.
Красный
Символика цвета. У красного много оттенков, поэтому значение его разнообразно и противоречиво. Общая символика этого цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, а значит, с узами родства и связью поколений, с силой, энергией, могуществом, богатством, радостью, красотой. А в религиозно-ритуальной литературе означал такие положительные качества, как «достойный», «почтенный» и даже «святой».
Красный цвет у крови. Красное может означать вражду, месть, войну, связываться с агрессивностью, гневом (налитые кровью глаза). А может означать и любовь (волнение крови).
Темно-красный
Красный, как цвет активности и действия, служит символом силы и властности. Недаром цари, императоры, короли носили красную (пурпурную) одежду. Пурпурный — цвет всего магического и потустороннего. Он совмещает в себе несовместимые по природе части спектра — синюю и красную. Этот цвет власти и величия.
Существует также мнение, что красный цвет — цвет любви, величия, но таит в себе и опасность...
Синий
Синий цвет символизирует духовную чистоту, возвышенность, холод, вечность, тайну. Он также показатель переменчивости настроения (как вода), спутник светлой грусти.
Поклонение этому цвету уходит корнями в далекое прошлое. В христианской культуре синий ассоциировался с непостижимыми тайнами и вечной божественной истиной. Этот цвет присутствует на многих иконах.
Синий цвет — цвет веры и преданности. Синий — это не только уверенность, это еще и нежность, тишина, покой. Он является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности.
Белый
Ни один цвет не способен так влиять на настроение, как белый. Восторг, с которым облачаются в одежду белого цвета, сравним с приобщением к таинству.
Символика цвета. Ассоциативные цепочки: белое платье невесты — белый лист — белые одежды — белое безмолвие — холод, лед — вечность — белые пятна истории — белые палаты.
Восприятие этого цвета связано с двумя понятиями — «свет» и «начало».
Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость, добро, исцеление, победу над злыми духами.
Он ассоциируется с небом, дневным светом, небесными светилами и водой, поэтому белый цвет во всех культурах связывается с божеством и духовностью, ясностью, мудростью, святостью. Белой была одежда жрецов. Белые животные и птицы у всех народов священны. В христианстве — белый голубь с оливковой веточкой, белые одежды ангелов, святых.
Невеста идет под венец в белом платье. Символ чистоты и непорочности, а также символ перехода в новую жизнь, начало супружеской жизни.
Однако белый цвет может получить и противоположное значение, так как он выражает и сияние снега, и холод льда.
По своей природе белый как бы нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным безмолвием и в конечном счете — со смертью, вечностью.
Черный
Черный — самый темный цвет и по сути является отрицанием цвета.
Он ассоциируется с двумя основными понятиями — «конец» и «тьма».
Ассоциативные цепочки: траур — черная земля — черная мгла — черная бездна — страх — неизвестность — тайна.
Символика цвета. Черное ассоциируется с мраком и землей, поэтому черный — эмблема скрытого, тайного, неизвестного, колдовства. Ночь роднит черное со сном.
Черный символизирует также неуверенность и отстраненность от жизни.
Черный цвет часто становится символом не столько смерти, сколько отрицания, протеста, оппозиции, со стремлением к конфликту и агрессии.
Желтый
Символика цвета. Желтый символизирует спокойствие, непринужденность, интеллектуальность.
Он ассоциируется с солнцем, золотом, теплом, одуванчиком, цыпленком.
Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление. В XVI веке в Англии золотисто-соломенный цвет был символом просвещения, благодати, славы, мудрости, милости и избранности. В современном мире любовь к желтому связывают с общительностью, любопытством, легкой приспособляемостью.
Золотой
Символика цвета. Он ассоциируется с солнцем и способен не только помочь восстановить силы, вызвать прилив жизненной энергии, но и укрепить волю. Цвет тепла, власти, силы, богатства.
Оранжевый — самый теплый цвет.
Зеленый
Этот цвет символизирует развитие, юность, надежду, веселье, незрелость, несовершенство, спокойствие, духовность. Он ассоциируется с природой и жизнью.
Ассоциативные цепочки: природа — молодость — весна — оживление, возрождение природы — спокойствие, умиротворение.
Этот цвет — середина спектра. Зеленый — ни радостный, ни печальный. Он никуда не зовет, ничего не требует, никуда не движется (тоска зеленая). Цвет раздумий.
Зеленый цвет выражает состояние напряжения и одновременно волю к действию, упорство и настойчивость. Поэтому этот цвет — воплощение твердости, постоянства, но в то же время и готовности к переменам (буйное цветение весной).
Зеленый цвет символизирует напряжение, сдерживающее соблазны внешних раздражителей. Это усиливает чувство гордости, сознания превосходства над другими людьми, своей силы, способности контролировать события, управлять ими или направлять их. Человек стремится установить контроль над своей жизнью.
В следующей главе мы рассмотрим, какие цвета представлены в лирике Бунина, какие преобладают, попытаемся определить смысловое значение цветообозначений.
ГЛАВА II. Цветовое воплощение зрительных образов в лирике Бунина.
Многоцветны и многокрасочны пейзажи И.А. Бунина. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Нами проанализировано 120 стихотворений поэта, в которых представлен пейзаж. В 116 из них содержится порядка 326 (точную цифру назвать сложно, потому что не все поддается подсчету) различных цветообозначений. На диаграмме мы попробовали отразить, как представлена цветовая гамма в пейзажной лирике Бунина.
Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, существительными, глаголами, показал, что самым распространённым эпитетом оказался “ синий ” (в 116 стихотворениях синий цвет упоминается 54 раза). Бунин залил голубизной свои пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то лазурно-перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.
Сердце поэта было открыто миру, пространству, взгляд его постоянно устремлен в небо. Синий цвет и его оттенки в большинстве своем связаны с образом неба (формально 22 раза, но сложно подсчитать опосредованные образы).
Меж золотыми листьями берез
Синеет наше ласковое небо! («В степи»)
Ласково синеет утреннее небо…( «В стороне далекой от родного края»)
Раскрылось небо голубое
Меж облаков в апрельский день. («Раскрылось небо голубое…»)
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой…( «Полевые цветы»)
Какая даль и вышина!
Глядишь - и бездной голубою
Небес осенних глубина
Как будто тает над тобою… («И вот опять уж по зарям …»)
Лес, - и ясно-лазурное небо глядится
По-весеннему в светлые воды реки…
Синий цвет связан и с другими образами: это и цветы, и долины, и воды, и снега.
В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый. («Молодость»)
Повеет ветер - и замрет...
А над полями даль темнеет,
И туча из-за них растет,
Закрыла солнце и синеет. («Полями пахнет…»)
Очень характерно для палитры поэта пристрастие к “ желто-золотому” (оттенки встречаются 42 раза). Распространено использование прилагательных желто-золотого оттенка: жёлтый, золотой, лимонный:
В темную осень земля укрывается
Желтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней…
Лес загудит, затрепещет, - и сыплются
Листья дождем золотым… («Ветер осенний в лесах подымается…»)
Желтые ржи, далеко озаренные,
Морем безбрежным стоят...
Ветер повеет - они, полусонные,
Колосом спелым шуршат.
(«Месяц задумчивый, полночь глубокая...»)
Катится диском золотым
Луна в провалы черной тучи,
И тает в ней, и льет сквозь дым
Свой блеск на каменные кручи. («В горах»)
Вот дождь! Уж это не впервые:
Прольется - и уйдет из глаз...
Как эти ливни золотые,
Пугая, радовали нас! («Перед закатом набежало…»)
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной. («Седое небо надо мной…»)
Черный бархатный шмель, золотое оплечье…
Во всём многообразии цветовой гаммы Бунина выделяется сияние золота и лазури, всех их оттенков и переливов.
Меж золотыми листьями берёз
Сияет наше ласковое небо...
А вдалеке, на жнивьях золотых
Стоит туман, прозрачный и лазурный.
Яркость придает стихам Бунина красный цвет и его оттенки (39 раз). Нами было отмечено употребление имен прилагательных для обозначения цветов красного тона: красный, алый, сумрачно-алый, розовый, багровый, багряный, пурпурный:
Кора груба, морщиниста, красна.
Но так тепла, так солнцем вся прогрета! («Детство»)
Беру большой зубчатый лист с тугим
Пурпурным стеблем…
Уж ни листочка нет
На этих сучьях буро-красноватых…
Леса на дальних косогорах,
Как желто-красный лисий мех.
Неожиданно, наш взгляд, связан красный цвет с образом луны (для нас привычнее желтый). У Бунина этот мотив повторяется несколько раз.
Багряная печальная луна
Висит вдали, но степь еще темна.
Луна во тьму свой теплый отблеск сеет,
И над болотом красный сумрак реет. («Сиваш»)
Мне кажется, луна оцепенеет:
Она как будто выросла со дна
И допотопной розою краснеет. («Сиваш»)
Любимыми образами в поэзии Бунина являются образы зари и заката. Эти образы уже сами по себе вызывают у нас ассоциации с особой цветовой гаммой. Часто поэт усиливает их дополнительным цветообозначением, что увеличивает эффект воздействия на наше восприятие.
В темнеющих полях, как в безграничном море,
Померк и потонул зари печальный свет -
И мягко мрак ночной плывет в ночном просторе
Немой заре вослед.
(«В темнеющих полях, как в безграничном море…»)
Какая теплая и темная заря!
Давным-давно закат, чуть тлея, чуть горя,
Померк над сонными весенними полями…
(«Какая теплая и темная заря…»)
Гаснет вечер, скрылось солнце.
Лишь закат краснеет... Гаснет вечер, даль синеет.
Слабо алеет за степью закат. («Туча растаяла. Влажным теплом…»)
Ясна заря, безмолвна степь,
Закат алеет, разгораясь…
Лишь на западе сумрачно-алом
Силуэты чуть видны ракит. («Как печально, как скоро померкла…»)
Широко представлен в цветовой гамме лирики Бунина зеленый цвет (18%). В основном зеленый цвет связан с образом леса.
Влажно-зелены темные ели,
пахнет летнею хвоей роса. («Еще утро не скоро…»)
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой… («Родник»)
Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
Летний ветер мотает
Зелень длинных ветвей… («Свет незакатный»)
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
Еще усадьба спит... В саду еще темно,
Недвижим тополь матово-зеленый…
(«Бледнеет ночь... Туманов пелена»)
Люблю уйти один на дальний хутор,
Смотреть, как озимь мягко зеленеет… («В степи»)
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут…
Ты, высокое небо далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
Часто у Бунина в небольшом отрывке можно увидеть яркую, многоцветную картинку.
Тогда у нас! Как весело и грустно
В пустом лесу меж черными ветвями,
Меж золотыми листьями берез
Синеет наше ласковое небо!
(«В степи»)
В столетнем мраке черной ели
Краснела темная заря,
И светляки в кустах горели
Зеленым дымом янтаря.
(«В столетнем мраке черной ели…»)
Но не всегда поэт так расточителен, бывает и скуп, и бережен — ограничивается двумя-тремя красками, рисует чёрно-белые гравюры. Он очень любит контрастное сочетание тёмного, сумрачного, чёрного и светлого, серебристого, белого, туманного, звёздного сияния:
И в чёрных пашнях снег белеет...
Ночное небо низко и черно —
Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,
Сквозит его таинственное дно,
И холодом созвездий пламенеет... («Морозное дыхание»)
Ах, темен, темен мир, и чувствуют лишь дети,
Какая тишина и радость в белом цвете! («Белый цвет»)
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли. («Ночь»)
Благородны переливы мрака и света в поэтическом мире Бунина, но всё-таки вся его поэзия распахнута на солнечный, лунный, звёздный блеск. Свечение, сверкание, мерцание, свет, огонь, сполохи...
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал…
Бирюзой сияет небо, а в саду
Красным пламенем настурции горят.
Но как пламя рдеют поздние цветы.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет…
Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарён
Весь лес был солнцем, и от солнца
Весёлым блеском напоён. («Сказка»)
Сухие листья, запах пряный,
Атласный блеск березняка...
О миг счастливый, миг обманный,
Стократ блаженная тоска! («Раскрылось небо голубое…»)
Нельзя не сказать об еще одной замечательной особенности поэзии Бунина, на первый взгляд напрямую, казалось бы, не связанной с цветом. Особого внимания в этом отношении заслуживает мотив драгоценных металлов и драгоценных камней. Их блеск, сияние, переливы создают не только цветовую гамму, но и особое настроение.
Леса багряны, недвижимы.
Земля в морозном серебре…
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели…
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно…
Тонкий туман над стемневшей рекой
Лег серебристою нежной фатой,
И за рекою, в неясной тени,
Робко блестят золотые огни. («Туча растаяла. Влажным теплом…»)
Разлит залив зеркальностью безбрежной,
И глубоко на золоте песка
Под хрусталем воды сияет белоснежный
Недвижный отблеск маяка...
В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой.
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой. («Восход луны»)
Леса в жемчужном инее. Морозно…
Молчит и внемлет белая долина.
И все победней, ярче и пышней
Горит, дрожит и блещет хвост павлина
Стоцветными алмазами над ней. («Иней»)
Над ней “горит, дрожит и блещет хвост павлина стоцветными алмазами!” — удивительная метафора о заре.
И еще не менее удивительные строки о море:
Все море - как жемчужное зерцало,
Сирень с отливом млечно-золотым.
В дожде закатном радуга сияла.
Теперь душист над саклей тонкий дым.
У берегов в воде застыли скалы,
Под ними светит жидкий изумруд,
А там, вдали - и жемчуг, и опалы
По золотистым яхонтам текут.
(«Все море - как жемчужное зерцало»)
Зеленый цвет морской воды
Сквозит в стеклянном небосклоне,
Алмаз предутренней звезды
Блестит в его прозрачном лоне. («Зеленый цвет морской воды…»)
Часто звучит в пейзажной лирике Бунина мотив «мозаики» и «узорчатости».
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит…
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной. («Родник»)
Змея, шурша листвой дубовой,
Зашевелилася в дупле
И в лес пошла, блестя лиловой,
Пятнистой кожей по земле. («Раскрылось небо голубое…»)
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой. («Полевые цветы»)
Когда деревья в светлый майский день
Дорожки осыпают белым цветом
И ветерок в аллее, полной светом,
Струит листвы узорчатую тень…
Бежит зеленый лес, поют и свищут птицы,
А вон и озеро, песчаный, белый скат...
Пошел! И бубенцы играют и гремят,
В колесах, как лучи, блестят на солнце спицы,
И кружева теней по лошадям скользят... («Лесная дорога»)
ГЛАВА III. Палитра лирики Бунина и русской иконы.
Символика цвета наиболее распространена и сознательно используется не только в литературе, но в большей мере в богослужении и изобразительном искусстве. Пристально вглядываясь в цветовую палитру Бунина, мы обратили внимание на поразившую нас особенность: многие строчки мастера напоминают иконы.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал… («Листопад»)
Красный – цвет пульсирующей крови и огня, используется для выражения волнения и взрывов эмоции, ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением. В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие - символ самопожертвования Христа. Обратим внимание на икону “Вошествие Христа в Иерусалим”. Икона рассказывает о праздничном событии, о том, как радуется народ приходу Иисуса Христа, бросает под ноги Спасителя пальмовые ветви.
Иисус Христос одет в вишнёвый хитон. Что символизирует цвет одеяния Христа?
Можем предположить: если икона рассказывает о праздничном событии, о том, как радуется народ, значит, красный цвет символизирует праздничность, радость.
На иконе А. Рублёва “Воскресение Лазаря” вновь, но более ярко и напряжённо вспыхивает красный цвет, радостный и тревожный одновременно.
Согласно более позднему объяснению вишнёвый цвет, соединивший начало и конец спектра (красный и фиолетовый), означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Вообще, красный цвет в христианской культуре – это Божественный огонь и цвет царственности – императорский пурпур. Где ещё можно увидеть красный и вишнёвый цвет на иконах?
Это иконы, где изображена Богоматерь. На ней вишнёвое покрывало-мафорий. Пурпурный цвет есть в одеждах святых.
У иконописцев были и есть свои каноны (правила, законы) – специальные пособия, где чётко определено, как изображать тот или иной сюжет, как должен выглядеть святой, какого цвета должны быть одежды. Канон дисциплинировал художника, воспитывал зрителя, помогая ему быстро сориентироваться в сюжете и внутреннем смысле произведения. Поэтому, зная символику цвета, мы может попытаться “прочитать” и понять икону.
Зелёный цвет – символ юности и цветения, жёлтый тождественен золоту. Белый цвет означает Бога, так как он подобен свету, а белый свет сочетает в себе все цвета радуги, подобно тому, как Бог объемлет весь мир. Чёрный цвет напоминает о сокровенных тайнах Божиих. Голубой – цвет неба и чистоты.
На иконах много золота, как объяснить этот цвет? Художник, рисуя лик святого, стремится дематериализовать фигуры, сведя их к двухмерным теням на поверхности доски. Но и доска, эта грубо материальная, осязаемая основа должна раствориться в потоке сверхчувственной энергии, преобразиться в сияние Божества. Лучше всего этому способствовало покрытие фона золотом. Золото не только символизировало Божественный свет, но и создавало мистическую мерцающую среду – не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, эфемерное, колеблющееся между тем и этим миром.
Что общего в цветописи И.А. Бунина, и в древнерусских иконах?
Утверждение жизни, утверждение света, утверждение через символику цвета добра.
И иконы, и стихи Бунина рассказывают о жизни и смерти. Самое важное – понять, что за смертью непременно идёт жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в своей работе я показала , что палитра Бунина-художника богата, ярка, светозарна, щедра. В лирике Бунина представлены все времена года.
У каждого времени года — свои краски.
Весна — “в дурмане голубом”, “в зелёных травах”, “в белом яблоневом цветении”, в лилово-синем море чернозёма...
Летом — “все поле золотое, зной и сухость солнечного света”, “лазурь полуденного зноя”, “повсюду блеск, повсюду яркий свет”, лес “весёлым блеском напоён”, “шафранный свет над полем реет”, “ливни золотые”.
Осенью — “лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный”, “бирюзой сияет небо, а в саду красным пламенем настурции горят”.
Зимой — “леса в жемчужном инее”, “глубокие пушистые снега”, “свет серебристо-голубой, как в сказке льётся над тобой на снег морозный с небосклона”, “и фосфором дымится снег”, “мерцает нежно”.
Твардовский писал о способности Бунина к “художественной идентификации” явлений, о способности воплощать в лирике зрительные образы: “По части красок, звуков, запахов предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших разительнейших подробностей, деталей, оттенков...”
Сам же Бунин писал об этом так:
И, радуясь, душа стремилась
Решить одно: зачем живу?
Зачем хочу сказать кому-то,
Что тянет в эту синеву,
Что прелесть этих чистых красок
Словами выразить нет сил,
Что только небо – только радость
Я целый век в душе носил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На горке
Твёрдое - мягкое
О путнике
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Астрономический календарь. Май, 2019