А.С. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяет душу чудесной сказкой синим лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. В школьные годы хитро и умно, с тонким чувством патриотизма , обвалакивая с любовью к природе, знакомит нас и с географией. “Способность Пушкина свободно переноситься во все века и страны...”. Эти слова В.Г. Белинского о великом поэте невольно приходят на ум, когда соприкасаешься с его творчеством. Пушкин – целый мир, неиссякаемый кладезь и для литературоведов, и для историков, и для искусствоведов, и для географов.
Пушкин открывает страницы географии , когда мы читаем его стихи и узнаем неповторимые уголки нашей России и не только.
Анализ его произведений показывают, сколь разнообразно и органично использовал великий поэт образы сил природы, которой он посвятил немало своих стихотворений, нарисовал картины, и грозные, и идиллические, в противоборстве сил и в умиротворении.
Вложение | Размер |
---|---|
А.С.Пушкин | 39.06 КБ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МБОУ Терсинская средняя общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
X республиканская научно-практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого
Географический взгляд на природу в творчестве А.С. Пушкина
Выпонила: Абзалиева Лейсан Камилевна
ученица 8 класса МБОУ
Терсинской СОШ
Агрызского муниципального района РТ
Руководитель : Каримова Лидия Ильдусовна,
учитель 1 квалификационной категории
2012 год
Географический взгляд на природу в творчестве А.С. Пушкина
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
Н. Доризо
А.С. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяет душу чудесной сказкой синим лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. В школьные годы хитро и умно, с тонким чувством патриотизма , обвалакивая с любовью к природе, знакомит нас и с географией. “Способность Пушкина свободно переноситься во все века и страны...”. Эти слова В.Г. Белинского о великом поэте невольно приходят на ум, когда соприкасаешься с его творчеством. Пушкин – целый мир, неиссякаемый кладезь и для литературоведов, и для историков, и для искусствоведов, и для географов.
Пушкин открывает страницы географии , когда мы читаем его стихи и узнаем неповторимые уголки России. Стихотворение “Кавказ” восхищает поэтической картиной гор:
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к весёлым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье...
И восхищает в этом стихотворении не только поэзия, но и то, как четко намечены вертикальные пояса природы в горах. И это не только восхищает, но и удивляет. Ведь в пушкинское время не было понятия географической зональности, а тем более вертикальной поясности природы в горах. Только известны были деления подобно делению Е.Ф. Зябловского России на четыре полосы: самую холодную, холодную, умеренную и тёплую, или южную.
О вертикальных поясах природы на Кавказе вплоть до конца 19 века, до исследований В.В. Докучаева, были неясные представления, хотя об изменении природы в горах с высотой писал ещё в начале 19 в. Можно сказать, что у А.С. Пушкина был поистине географический взгляд на природу, и он фактически внес свой вклад в подведение к понятию “вертикальная зональность природы”, или “высотная поясность”. Кстати, о чернозёмах он упоминает в стихотворении “Румяный критик мой...”, описывая окрестности Болдина, находящегося на юго-востоке Нижегородской губернии (современной Горьковской области):
Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозём, равнины скат отлогий...
Две строчки- и целая картина степной глухомани! ( степь да степь; соседей ни души...”- писал поэт из Болдина из “нижегородской глуши” П.А. Плетневу).
Можно встретить у Пушкина и слово “почва”. Так, в стихотворении “Анчар” он пишет:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскалённой,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит- один во всей вселенной.
Изучение почв Нижегородской губернии, и в частности чернозема, полвека спустя после посещения А.С. Пушкиным Болдина позволило В.В.Докучаеву обосновать горизонтальную географическую зональность.
Стихотворение “Обвал” помогает представить как горный обвал образует завальные озера.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал остановил.
Вдруг, истощаясь и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега...
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяной свод.
И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влёкся вол,
И своего верблюда вёл
Степной купец.
Выделяет отличительные признаки равнинных и горных рек :
Меж горных стен несётся Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет...
Во многих произведениях великого поэта действуют силы природы. Они становятся поэтическими образами.
Это и бури завывание:
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя...
“Зимний вечер”
И лёгкий ветерок, ласкающий “листву древес” и разливающий негу:
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир. “Ночной зефир”
Что значит зефир и эфир? З е ф и р, по древнегреческой мифологии, - это бог западного ветра, а в переносном смысле- лёгкий, тёплый ветер, несущий влагу и вызывающий блаженство. “Тихо веющий зефир...”- так определил поэт его в одном из ранних стихотворений (“Блаженство”). “Зефир скользит и веет”,- говорит он в другом стихотворении (“Земля и море”).Зефир –это аллегоричное название приятной свежести, прохлады:
“Куда вы? За город конечно,
Зефиром утренним дышать...”
“Чиновник и поэт”
Эфир, по древнегреческой мифологии, верхний, наиболее прозрачный, лучезарный слой воздуха на уровне вершины горы Олимп, на которой обитали боги во главе с Зевсом, богом-громовержцем. “Зефир струит эфир” значит лёгкий ветерок несёт чистый свежий воздух, приятную прохладу после дневного зноя. В переносном смысле эфир – символ чистоты. “Она чиста была душою, как эфир,”- говорит поэт в поэме “Анджело”.
А Гвадалквивир (искаженное сочетание арабских слов вади – “река”, “долина” и аль-кебир – “большая”) – это название большой по масштабам Пиренейского полуострова реки на юге Испании, на которой стоит известный город Севилья ( А.С. Пушкина его название употребляется и в форме Севилла).
Встречаются в стихах поэта названия ветров – аквилон и борей.
Аквилон – северный холодный ветер у древних римлян (его название в латинском имеет тот же корень –aguilo, что и слово «орёл») кстати, женское имя Акулина значит «орлиная». Не случайно у А.С.Пушкина есть такие слова:
Таков поэт, как Аквилон,
Что хочет, то и носит он-
Орлу подобно, он летает…
«Египетские ночи»
Встречается аквилон и в значении освежающего ветра, например, в стихотворном обращении поэта к сестре Ольге:
Лишь повеет аквилон
И закаплют ароматы…
«Вертоград моей сестры» (вертоград устаревшее –сад)
Борей (итальянская форма – бора)- северный холодный ветер у древних греков, который представлялся ими в виде крылатого седовласого старца, несущего холод и смерть. Вот строки, написанные А.С. Пушкиным в Болдино:
…Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца, и то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
«Румяный критик мой…»
В одном месте у А.С. Пушкина упоминается Эвр, как древние греки называли юго-восточный тёплый ветер (то же, что у итальянцев широко распространившееся название его- сирокко): «Порфирная колоннада, открытая с юга и севера, ожидает дуновения Эвра; но воздух недвижим…» («Мы проводили вечер на даче»)
В стихах А.С. Пушкина встречается и общий поэтический образ ветра – эол (повелитель ветров у древних греков, которого они изображали со скипетром в руке, восседающим на вершине скалы, под которой в пещере были заключены ветры):
Где ныне мчится лишь Эол,
Небес жилец.
«Обвал»
Или
Летит , как пух от уст Эола…
«Евгений Онегин»
В своих произведениях поэт употреблял и различные названия снежной бури- метель, вьюга, буран, вкладывая в них определённый смысл, ибо между понятиями метель, вьюга, с одной стороны, и буран- с другой, есть некоторое различие.
Метель – общее название снежной бури, как достаточно сильного ветра со снегом. Вспомним повесть «Метель», в которой можно сказать, дана классическая картина этого явления природы: «…Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю».
Вихревой характер снежной бури подчёркивается в другом её названии – вьюга: «Вьётся вьюга»,- читаем мы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Метель и вьюга –названия- синонимы:
Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний долгий мрак ночей.
«Весна, весна, пора любви…»
Буран (от тюркской основы бур- крутить, вертеть) означает то же, что и вьюга, но это название распространено главным образом в степной полосе юго-востока (в частности, в Приуралье), откуда ещё несколько веков назад это слово пришло в русский язык. Вспомним повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», действие которой происходит под Оренбургом: « Ну,барин,- закричал ямщик, - беда: буран!»Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым». (В «Примечаниях к истории Пугачёва» А.С.Пушкин обращает внимание, что «снег в Оренбургской губернии выпадает иногда на три аршина», то есть более чем на два метра).
Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например в стихотворении “Буря”, “Зимний вечер”, “Туча” и других.
Поэтический образ грозной силы природы появляется в последних строках последнего стихотворения поэта, посвящённого 25-й годовщине Царскосельского лицея: “Была пора: наш праздник молодой...”, которое, по свидетельству очевидца, на собрании лицеистов первого выпуска он не мог дочитать – столь сильно был взволнован. Вот они, незавершённые строки:
И над землёй сошлися новы тучи,
И ураганы их...
Знал А.С. Пушкин об ураганах не только вообще, но и, в частности, о страшном “аравийском урагане” (самуме), сравнимом с “дуновением чумы”.
Есть строки Пушкина, раскрывающие характерные признаки циклональной и антициклональной погод:
Мороз и солнце, день чудесный!..
****************************
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
А ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Поэма “Медный всадник” даёт чёткое представление о разрушительной силе наводнений, которые происходят на реке Неве:
Но силой ветров от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляя острова,
Погода пуще свирепела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решёткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружён.
Осада! Приступ! Злые волны,
Как воры лезут в окна. Челны
С разбега стёкла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой.
Обломки хижин, брёвны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бедной нищеты,
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Эти примеры показывают, сколь разнообразно и органично использовал великий поэт образы сил природы, которой он посвятил немало своих стихотворений, нарисовал картины, и грозные, и идиллические, в противоборстве сил и в умиротворении.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса?(про белые ночи)
“Медный всадник”
И в заключении хочу обратить внимание на такой интересный факт. В “Истории села Горюхина” А.С. Пушкин устами своего персонажа говорит о неких обнаруженных им бумагах, которые “заключали...неоценимый запас экономических, статистических, метеорологических и других учёных наблюдений”, относящихся ко второй половине 18 века. В пушкинское время ещё не проводились, за исключением Петербурга, регулярные наблюдения за погодой на метеостанциях. Они велись отдельными лицами (в Москве в 1820-1853 гг.) Одной из первых метеостанций в России вне столицы стала станция в Нижнем Новгороде, организованная в 1835 г. При Нижегородской мужской гимназии. Постоянная же служба погоды в России была создана в 1872 году.
О Пушкине известно, кажется, всё, но далеко не всё осмыслено. У каждого есть свой Пушкин, и каждый его по-своему любит. Один больше в нём любит одно, другой –другое. Меня больше всего завораживает в его произведениях географические взгляды на мир.
Литература:
Знакомые следы
Стеклянный Человечек
Денис-изобретатель (отрывок)
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Заколдованная буква