Найдется ли оправдание миру, если будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка? Об этом размышляет автор этой работы
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandrov_vladislav_mou_sosh_no12_deti_voyny.doc | 64.34 КБ |
г. Смоленск МОУ СОШ №12
ученик 7 класса Александров Владислав
учитель Сливкина О. К.
Дети войны
Мы родом не из детства, нет!
Его война у нас украла!
Как будто разом отключили свет,
И тьма жестокая настала…
Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной…
Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…
Я видел, как запрягали в брички людей с жёлтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же жёлтыми кругами на шее…
Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…
Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головёшках сожжённого дома, и только хвост у неё остался белый, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист…
Вот таким запомнил своё детство восьмилетний Юра Карпович.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года он и другие люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.
Их детство прервалось 22 июня 1941 года. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях – вот что стало уделом сотен тысяч детей. Ведь война не знает возраста. Перед страшным ликом её уничтожающей силы равны и стар и млад. Но насколько трагичны потерянные годы! Годы, лишённые радости и смеха, наполненные страданиями, голодом, смертями самых близких людей. Война отобрала у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Она в жестокой слепоте своей соединила несоединимое: дети и кровь, дети и смерть.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия – невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Дети оказывались в пекле страданий и невзгод и осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. В эти страшные годы каждый ребёнок совершил свой подвиг – несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Оказывается, и в десять лет можно перенести все ужасы пыток в гестаповском застенке и не выдать местонахождения партизанского отряда! Или спать после смены у токарного станка, чтобы сэкономить время на путь от дома к заводу!.
Юные герои вместе с воинами Красной армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках. Многие дети, лишившись родных, искали тепла и участия у солдат. Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сдавались, нарушая инструкции. Сыны полков не просто жили при армии. Дети сыграли большую роль в борьбе с фашистскими оккупантами. Под видом беспризорников, музыкантов пробирались в расположение врага, добывая информацию. Немцы и предположить не могли, что эти маленькие оборванцы – разведчики. За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.
Особое отношение к войне было у детей из блокадного Ленинграда. Почти 900 дней продержался в блокаде город-герой. «Ленинградские дети»… Они своими глазами видели смерть близких, над их головами рвались снаряды и бомбы, они голодали и замерзали. Неописуемым горем и невероятной болью наполнены картинки, дневники и воспоминания в альбоме «Рисуют дети блокады». Больше всего тронул меня рисунок маленького Шурика Игнатьева, трех с половиной лет от роду. 23 мая 1942 года в детском саду он покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что же ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". А Шестилетний Юра Павлов сделал рисунок военного корабля и продиктовал такую подпись к нему: "Когда я вырасту, буду капитаном. Я буду ехать по морю, вражеские корабли топить, а когда вернусь из плаванья, подъеду к вашему дому и привезу вам батоны, и шоколаду, и круглые булочки". Да, победа мнилась и снилась этим маленьким мученикам в образе хлебных батонов, кусков сахара, "круглых булочек". Дети блокады жили мечтой. О чем же мечтал блокадный ребенок? Конечно, о победе: "Я бы три дня не ел, только бы война кончилась!" – вот так говорит шестилетний мальчик Юра, слова которого тоже приводятся в книге. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений.
До какого-то момента дети войны были как все: смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться. Война отучила этих детей даже плакать. Вот что вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Валентина Ивановна: «От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни. Фашисты стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых…
Прошли годы…
Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, но их память всё ещё цепко хранит память военных лет. Конечно, государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их орденами и медалями. Но им будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим! Ведь они многое помнят, многое могут рассказать. Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рушатся дома и горят детские кроватки. Они должны рассказать, чтобы детство больше никогда не называлось войной! А иначе найдется ли оправдание миру, если будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка? Слезинка эта не оправдает ни одну войну. Она всегда перевесит.
Всего одна слезинка...
Спасибо тебе, дедушка!
Лепесток и цветок
Золотой циркуль
Ветер и Солнце
Новый снимок Юпитера