Предметом исследования данного проекта являются факторы, оказавшие влияние на формирование древнерусской культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument.docx | 48.4 КБ |
kultura_drevnerusskogo_gosudarstva.ppt | 2.49 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Липецка им. К.А. Москаленко
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по МХК
Истоки древнерусской культуры
Выполнила ученица 8 В класса Бортникова Е.
Научный руководитель Полозова И. В.
Липецк – 2011
Оглавление
Введение 3
Введение.
Древнерусская культура является тем прочным фундаментом, на котором возводится величественное здание национальной русской художест венной культуры XVIII—XXI вв. В ее основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного со вершенствования, вера в силу слова, его способности преобразования внут реннего мира человека, патриотический пафос служения Русской земле - го сударству - Родине, вера в конечное торжество добра над силами зла, все светное единение людей и его победу над ненавистной рознью. В связи с этим, обращение к данной теме представляется весьма актуальным.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким ли ниям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и раз вивалась как средоточение огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертыва лись на огромной территории.
Объектом моего исследования является духовная культура Древней Ру си дохристианского и собственно христианского периода.
Предмет исследования - факторы, оказавшие влияние на формирова ние древнерусской культуры.
Целью работы является определение степени, характера, а также роли и значимости этого влияния.
В свете вышесказанного ставятся следующие задачи:
Для реализации цели и решения поставленных задач мною использова лись различные методы:
1) сравнительно-исторический;
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования найдут применение при дальнейшем теоретическом изучении обозначенной проблемы. Данные материалы могут быть использованы как на уроках истории, так и при рассмотрении этой темы во внеурочное время.
Результаты работы - создание презентации для урока истории по соот ветствующей теме.
1. Культура как феномен
Все охотники отправились убивать мамонта. Продвигались бесшумно, шли с разных сторон. Вожак первобытной орды поднялся на курган и оттуда показал место, где находилась западня. Стойбище опустело. Остались только дети и старики. Впрочем, у скалы разместился мужчина средних лет. Он сбросил с себя шкуру и стал рисовать на камне силуэт мамонта. Странное за нятие, не правда ли? Кому нужно это изображение? Разве оно заменит живо го мамонта? Наскальные рисунки - первое провозвестие культуры.
Культура народа является частью его истории. Ее становление, после дующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, кото рые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государст венности, политической и духовной жизни общества.
Что такое культура? Почему это понятие породило множество определе ний. В понятие культуры входит « ...все что создано умом, талантом, руко делием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения».1
Определений данного термина известно более ста. Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура.
Термин «культура» (от лат. си1(иге) -означает возделывание, обработка, улучшение. То есть, все что создано руками человека, все что противопос тавляется творением природы, принято называть культурой.
Культуру принято разделать на материальную и духовную. Материаль ная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Матери альные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедея тельность людей, создают необходимые условия для их существования - это
1 История России с древнейших времен до конца XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосильцева. М..
1997 г. С. 521
потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек /общество/ производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самоле ты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п.
Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. са моцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека - это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека - это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум /сознание/ или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура.
Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также про цесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призва ны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способст вует развитию его духовного мира /мира его сознания/. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны - дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности мо гут быть вечными, пока существует человечество.
В литературе древнерусской культурой принято считать культуру Руси XI - XVII вв. Она имела два главных источника:
Древнерусскую культуру можно разделить на более короткие периоды. Первый - - культура Киевской Руси - - охватывает до XI в. Тогда на русской земле работало много византийских мастеров. Это - - время становления древнерусской культуры, ученичества русских у византийцев.
Второй этап - - XII - - первая треть XIII в. - - культура периода раз дробленности. В это время возникли местные художественные школы. Те-
перь русские мастера сами строили храмы, писали иконы и фрески, украшали миниатюрами книги.
Культурный подъем был прерван монголо-татарским нашествием. Оно принесло неисчислимые бедствия русской культуре: оказались разрушены сотни храмов, в огне пожарищ сгорели тысячи икон и книг, многие мастера погибли в сражениях, были уведены в плен.
Только в конце XIV - - начале XV в. начался новый подъем русской культуры, связанный с объединительной политикой Москвы. Это -- начало культуры Московской Руси.
Окончательное освобождение от монголо-татарского ига и образование централизованного государства предопределило взлет русской культуры на рубеже XV— XVI вв. Его символом стало возведение нового Московского Кремля.
XVI столетие, несмотря на тяжелые войны и опричнину, оказалось од
ним из самых ярких в истории русской культуры. Памятниками ему навсегда
останутся храм Василия Блаженного на Красной площади, первая русская
печатная книга, замечательные изделия ювелирного искусства.
XVII в. завершает историю древнерусской культуры. Он охарактеризо
вался борьбой старой, средневековой, культуры с нарождающейся, новой,
которая в итоге одержала победу.
2. Источники древнерусской культуры
Важную роль в формировании культуры Древней Руси, особенно на чального периода, играют геополитические и природные факторы. Великий русский историк В.О. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы и её влияния на историю народа: имен но здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских. Русская равнина и её почвенное строение, речная сеть и междуречье, лес и степь - все это формировало и мировоззрение русского народа, и тип преимущественно хозяйственной деятельности, и характер земледелия, и фольклорные фантастические образы, и народную философию. Русский национальный характер, конечно же, претерпевая некоторые изме нения в ходе истории, остается в своей основе постоянным.
Центральное место в культуре древних славян занимала языческая ре лигия. Термином «язычество» в исторической науке обозначают «огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, складывавшийся на протяжении многих тысячелетий и послуживший основой, на которой сфор мировались все мировые религии» '. Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ре месло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоз зрения. Вся природа для язычника была населена множеством духов, кото рые необходимо умилостивить, склонить на свою сторону, чтобы они не вре дили человеку, а помогали в трудовой деятельности. Добрые и злые духи на ходятся в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. Например, "упырям", нападающим на людей и сосущим кровь из них, противостоят берегини", и люди всячески старались им помочь путем-добрые духи произ несения заклинаний и ношения амулетов - оберег. Язычники поклонялись Матери-Земле, также развиты были водяные культы. Вода, считали они, эта
1 Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории. 1974.Ш.С.4.
та стихия, из которой образовался мир. Вода была населена различными бо жествами - русалками и водяными. Им посвящались праздники. Почитались леса и рощи как жилище богов.
Древнерусское искусство не могло возникнуть на пустом месте. Оно формировалось на основе достижений художественной культуры восточно славянских племен. Тот факт, что у восточных славян до принятия христиан ства была своя достаточно развитая культура в области художественного ре месла и строительства, подтверждают исследования в этой сфере и археоло гические находки.
В то же время искусство Древней Руси испытывало влияние соседних земель и государств. Наиболее ощутимым было влияние Византии, знаком ство с культурой которой ускорило художественно-эстетическое развитие Древней Руси. В христианский период русской эстетической культуры воз никли новые художественно-эстетические формы: богато украшенные хра мы, иконопись, фресковая живопись, древнерусское летописание и т.д.
Вместе с православием Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры, а также определенные основы языка культуры. Однако эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфи ческие, глубоко национальные формы. Как и всякое искусство эпохи Средне вековья, искусство Древней Руси следует определенным канонам, прослежи вающимся и в архитектурных формах, и в иконографии. Но и следуя кано нам, и вопреки им умела проявить себя творческая личность художника. Рус ские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.
Для искусства домонгольского периода характерна одна отличительная черта - - монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архи тектура.
Древняя Русь, по мнению Г.К. Вагнера, вступила на путь развития мо нументального зодчества тогда, когда архитектуры соседних государств име ли за собой многовековую историю1. Тем не менее традиции языческого ис кусства славян были довольно сильны.
Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура. Постройки в Древней Руси дохристианского периода были преимущественно деревянны ми.
Большое каменное строительство началось в X в. как строительство христианских церквей, естественно, по византийскому образцу. Однако с са мого начала оно восприняло и некоторые черты самобытного деревянного зодчества. Русские мастера деятельно участвовали в работе приезжих масте ров. Да и сами греки проникались новой для них атмосферой - более свобод ной, менее скованной, чем у себя на родине.
С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма— типичная для восточных православных стран. Крестово-купольной формы храм - - прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерь ер делится на продольные (по оси восток-запад) части - - нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залито светом, оно является центром храма. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма -- крестово-купольная.
Сразу же после корсунского похода и крещения князя Владимира в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996 гг.). Это первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Название он получил в связи с тем, что князь выделил на его содержа ние 1/10 часть своих доходов. Десятинная церковь была построена по визан тийскому образцу, а ее композиция представляет собой прямоугольно-
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. С.24.
10
блочную объемно-пространственную форму. В то же время при сооружении храма были использованы элементы, характерные для архитектуры дохри стианского периода.
Многоглавость своеобразная древнерусская особенность, часто встречающаяся в деревянных постройках доправославной эпохи. Пирами-дальность, наращение масс— черты, также чуждые византийскому зодчест ву. Такая ступенчатость была присуща языческим сооружениям.
От следующего, XI, века сохранилось несколько памятников, но самым известным из них является София Киевская, построенная в 30-40-е годы сы ном Владимира - Ярославом Мудрым. Здесь происходили церемонии поса-жения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол.
Несмотря на то, что храм строили греческие мастера, замысел построй ки был продиктован заказчиком, т.е. Ярославом Мудрым и его советниками. Необычайность замысла при техническом его осуществлении привела к своеобразным особенностям, позволяющим говорить о становлении «русской школы архитектуры».
Процесс обособления русских земель привел к тому, что каждый фео дальный центр становится средоточием местной художественной культуры. В XII - - начале XIII в. в разных русских землях возникают свои художест венные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко- волынская, рязанская, школы Полоцка и Смоленска. Все они ведут свое начало от визан-тийско-русского искусства Киевской Руси, но каждая вносит нечто свое, ха рактерное только для этой земли, связанное с бытовыми особенностями и художественными достижениями, с социально-политическими и географиче скими условиями.
В архитектуре все более излюбленными становятся одноглавые храмы, в строительстве которых проявляется узкое, местное, т.е. не общерусское, на значение таких построек. Компактные соборы, увенчиваемые одной главой, были построены в Суздале (1096 г.), Смоленске (1101 г.), Новгороде (1127-1130 гг.), Киеве («Пирогощая» церковь 1131 г. и Кирилловская церковь 1140-
11
1146 гг.) и других городах. Как правило, они строились на княжеских дворах и были рассчитаны на ограниченное число и категорию граждан (это княже ская семья и дворовая челядь). Отсюда ведет свое начало название жанра -придворно-княжеский.
В XV в. Русская земля переживает новый подъем. Идет процесс фор мирования централизованного государства. Что касается развития искусства в этот период времени, то Москва становится художественным центром Ру си, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства рус ских княжеств. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предшествующий период, а общенациональное, общерусское искусство.
В архитектуре возрождается государственно-соборный (митрополи чий) жанр, о чем свидетельствует строительство (в рамках активной пере стройки Кремля) третьего Успенского собора Аристотелем Фиораванти (1475-1479 гг.).
Успенский собор Московского Кремля был построен по образцу Ус пенского владимирского храма XII в., правда, некоторые древнерусские фор мы были творчески переосмыслены. Последнее сказалось в замене коробо-вых сводов крестовыми, в равной ширине всех прясел фасадов и одинаковой высоте закомар, в замаскированности апсид выступами стен, в общей гео метрической правильности форм. Новым было и открытое крыльцо в виде балдахина с западной стороны. Самым существенным отличием является решение внутреннего пространства, в котором отсутствуют хоры, что прида ет храму светский характер. Несмотря на указанные новшества, многое было сохранено от владимирской архитектуры. Успенский собор имеет вытянутый план, пятиглавное завершение, аркатурно-колончатый пояс по фасаду, пер спективные порталы и щелевидные окна, подзакомарное покрытие.
Прежнее конструктивное решение находит свое выражение и в Архан гельском соборе Московского Кремля, построенном итальянским зодчим Алевизом в 1505-1508 гг. Это типичный шестистолпный храм с притвором. На декоре же сказалось усиление светских тенденций, что несколько отлича-
12
ет его от привычных древнерусских храмов. Архангельский собор оформлен наподобие двухэтажного палаццо в духе венецианской ордерной архитекту ры. Закомары заполнены пышными резными раковинами. Эти новшества объясняются предназначением храма: он служил усыпальницей великих кня зей.
В XVI в. в архитектуре возникает тип шатрового храма, возродивший традиции деревянного зодчества. Этот тип послужил для создания храмов-монументов, воздвигаемых в память какого-либо события или военной побе ды. Первыми памятниками шатрового зодчества являются церковь Вознесе ния в с. Коломенском (1530-1532 гг.), построенная Василием III в честь рож дения сына, будущего царя Ивана Грозного, и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная уже самим Иваном Грозным в с. Дьякове в!553-1554 гг. (по другим данным в 1547 г.). Эти церкви являются предшест венниками знаменитого храма Василия Блаженного, воздвигнутого на Крас ной площади в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани. Исследователи искусства видят в нем самый характерный плод русского гения.
Таким образом, процесс развития древнерусской архитектуры характе ризуется взаимодействием византийских и национальных особенностей, но последние играют определяющую роль.
В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принад лежит монументальной живописи - - мозаике и фреске. Как и сам тип куль тового здания, систему его росписи древние русичи восприняли от византий цев. Но, как и в случае с архитектурой, в русской живописи довольно рано начинается переработка византийской традиции. Определенный вклад в формирование приемов древнерусской живописи внесло языческое народное искусство.
Подъем живописи, причину которого зачастую видят в работе приез жих мастеров, мог произойти только в условиях местной предрасположенно сти к новому искусству, в условиях его понимания. Понимание в данном
13
случае означает способность видеть за изображением его смысл в разных ас пектах и трансформациях.
Постройка и роспись храмов в силу их больших размеров не могли быть выполнены одними греческими мастерами. Рядом с ними работало мно го местных подмастерьев - - каменщиков, штукатурщиков, стекловаров, рас-тирателей красок. В этой мастерской и «росли» русские художники. И если их вклад в оформление Десятинной церкви практически не заметен, то до вольно ясно он проглядывает в украшении Софийского собора.
Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельст вуют фрагменты фресок и мозаик, плит надгробного пола, обломки колонн, куски резных капителей и шифера. На одном из фрагментов фрески сохрани лась часть лица какого-то святого с огромным глазом. Много подобных фрагментов живописи и мраморной резьбы найдено археологами и на пло щади, где стояла Десятинная церковь. По мнению искусствоведов, живопись по своему характеру напоминала эллинистическую.
Мозаики и фрески Софийского собора были также выполнены приез жими мастерами. Мозаики заполняют купол, паруса, подпружные арки и ап сиду храма, остальная часть собора расписана фресками. Мозаичный и фре сковый цикл росписей Софии Киевской - - это единая система, дающая жи вописное представление о вероучении. Небесная иерархия, начиная с Христа в куполе и кончая фигурами святителей в апсиде, представлялась как подо бие земных связей, соподчинения.
Говоря о самобытных чертах древнерусской иконописи следует оста новиться на следующем моменте. Начиная с XIV в. на Руси становится тра дицией объединять иконы в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь (Г.К. Вагнер же начало сложения иконоста са относит к XIII в.145. - А.К.).
145
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. С.113.
14
Иконостас - - чисто русское явление; Византия его не знала, - таково мнение большинства исследователей искусства. Иконы в иконостасе распо лагались в несколько горизонтальных ярусов. Икона была частью ансамбля, но могла существовать и вне его. Благодаря этому она была вхожа в жилище людей и вплеталась в их быт. Христианские святые, так же как и языческие боги в свое время, «служили» людям в повседневных делах. Одни святые считались покровителями скота, другие - - земледелия, третьи - - торговли и базаров и т.д.
Музыкальная культура Древней Руси имела двойственный характер. Она сочетала в себе две культуры, которые обладали различными средствами художественной выразительности и музыкального языка, - народную и цер ковную. Вместе с тем между ними было немало общего. Совместное же су ществование роднило их и взаимообогащало. Развитие русского церковно-певческого искусства происходило в непрерывном взаимодействии визан тийского начала с исконно русской певческой природой. Народная песня и церковные распевы наполняли быт и досуг древнего русича.
Одним из ключевых истоков древнерусского певческого искусства явилось распевное слово. Распевное чтение связано и с народными песенны ми речитативами типа былин и плачей.
Культовое музыкальное искусство, безусловно, имеет глубокую связь с народным. Об этом свидетельствует сходство их напевов. В основе и народ ного, и церковного пения лежит общий принцип музыкального строения, ос нованный на попевках. Однако есть и отличия: в народных песнях попевки имеют открытый эмоциональный характер, чему способствуют широкие ин тервальные ходы, своеобразие и нередко острота ритмических фигур. Песни основываются на повторности строф, куплетности. Там, где преобладает пе риодическая повторность, их ритм нередко связан с танцем, движением. Этим народные песни противостоят культовым песнопениям. В мелодике церковных напевов отвергается любой намек на танцевальность ритма, в нем
15
преобладает слитность мелодического движения, создается ощущение не прерывного потока, плавности, парения.
Светская музыка Древней Руси представлена двумя видами - - княже ской и народной. В обычаях княжеского двора было сопровождать музыкой официальные церемонии, пиры. Во время пиров пели величальные песни в честь князей и дружины. В обычаях княжеского двора было развлекаться ис кусством скоморохов - - игрой на музыкальных инструментах, играми, пля сками. В частности, увеселения княжеского двора нашли яркое отражение во фресках Софийского собора в Киеве.
Влияние Византии прежде всего имело место в церкви. Однако и кня жеский быт в определенной степени ориентировался на византийскую при дворную культуру. Возникновение скоморошества на Руси, к примеру, объ ясняется влиянием византийского придворного искусства актеров-мимов.
Первоначально скоморошество входит только в княжеский быт. Но по степенно в сознании русичей оно сливается с языческими игрищами. В ре зультате церковь начинает борьбу со скоморошеством под знаком борьбы с язычеством. Это нашло отражение в Постановлениях Стоглавого собора 1551 г., где запрещаются «всякие игрища и в гусли, и в смычки, и сопели», зрелища и пляски, а вместе с ними и игры в кости, шахматы и камни1. Но не смотря на запрет, скоморохи долгое время пользовались популярностью, причем во всех слоях древнерусского общества.
Достаточно существенное место в культуре Руси занимало декоратив но-прикладное искусство, развитие которого определялось исключительно национальными особенностями. Особенно живучими оказались в нем образы языческой мифологии. Резные корабли, деревянная утварь, мебель, расшитые золотом ткани и ювелирные изделия пронизаны поэзией мифологических об разов. Браслеты, колты, висячие кольца, диадемы, ожерелья украшались изо бражениями животных, некогда имевшими символическое значение (напри мер, ритуальное или значение оберега). Древнерусские мастера были искус-
Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.2. С.367-369
16
ны в разного рода технике: в скани (искусство филиграни, изделий из тонкой проволоки), в зерни (маленькие металлические зернышки, напаянные на из делие), черни (изделия из серебра украшались сплавом из черного порошка: рельеф оставался серебряным, а фон заливали чернью). Наиболее изыскан ным видом искусства была финифть, т.е. техника эмалей. Чаще всего эмаль сочеталась с золотом, а серебро - с чернью.
Избы украшались резьбой, узорчатыми наличниками, крылечками. Красивы предметы домашнего обихода славян -- сундуки, ковши, прялки, скалки, дуги. Простой деревянный черпак в виде утки, вырезанный неведо мым мастером, дает представление о выразительной целесообразности и цельности формы, красоте родной природы. Утилитарные деревянные изде лия обладают особым очарованием «русскости», самобытности. Круглая форма стола, посуды, ведра содержали в себе идею солнца, обычно их на крывали холстом с вышитым охранительным от злых сил орнаментом. Не менее тщательно покрывали заклинательными знаками и узорами разные вместилища для «добра» - сусеки для зерна, сундуки для праздничной одеж ды и приданого невест. Емкости для продуктов орнаментировали символами плодородия в виде ромбов и квадратов. На солонках выжигали, рисовали, вырезали символы солнца и земли. Пышно украшали ковши и другую посу ду. И скромный наличник, и деревянная ложка, и украшенная прялка рожда ют чувство родства с далекими предками.
В полной мере любовь к природе, к родной земле проявилась во внеш нем облике русских деревень. Общий вид деревни, где дома в старину не бы ли вытянуты в одну линию, а располагались свободно, под различными уг лами друг к другу, создавал своеобразное ощущение простора и природного хаотического изящества. Даже церкви стали частью ландшафта Руси. Древ ние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов - по берегам вод ных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны для путников. Церкви, хотя и господствуют над пейзажем, не противостоят ему, а объеди няются с ним, они родственны русской природе.
17
Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные свя зи со странами христианского мира. Огромную роль в продолжении преобра зовательной деятельности Владимира сыграл его сын -- Ярослав Мудрый (1019 -1054.). Одной из главных забот Ярослава становится просвещение. Требовалась не просто грамотность, а нужны были Руси собственные уче ные, писатели, философы, чтобы Киевская Русь не нуждалась в «импорте» греческого духовенства. При Ярославе возникает русское монашество и мо настыри. Здесь велось летописание, создавались сочинения политического характера, переписывали и писали иконы. Духовный мир культуры Киевской Руси был миром традиций, обрядов, канонов, сначала языческих, затем пра вославных.
18
Заключение
Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна пото му, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно предста вить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной па латы и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, куль тура средневековья исторически была обречена. С началом петровских ре форм изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать за падный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неиз вестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане пре образились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеле ния.
Правда, перемены те коснулись в основном дворянства. Жизнь кресть ян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и куль туру, сложившиеся еще в средние века. Болезненная ломка крестьянской культуры произошла уже в XX в., в советское время. После 1917 г. началась борьба с пережитками старой идеологии, подорвавшая устои духовной жизни деревни. Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезли многие праздни ки. Последовавшая за этим массовая коллективизация разрушила традицион ный уклад крестьянской жизни.
За последние семь десятилетий погибло немало памятников средневе ковой культуры. В годы революции и гражданской войны под предлогом борьбы с религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 30-е годы в старых русских городах безжалостно разрушали вы дающиеся памятники средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты, В годы Великой Отечественной войны русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в Киеве,
19
Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались невос полнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.
Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся муд рее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и об ряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание вос становить прерванную связь времен.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только на стоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отли чающая образованность от дикости.
20
Список литературы
21
Цветущая сакура
Ералаш
Как нарисовать портрет?
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Рисуем лошадь акварелью