Данное сочинение представлено на Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников "Идеи Д. С. Лихачева и современность" (2012г.).
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota._pomigueva_k..docx | 390.49 КБ |
Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников
«Идеи Д.С. Лихачева и современность»
«Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью» Д.С. Лихачев
Русская литература – источник духовности и нравственности русского народа
Конкурсное сочинение
Помигуевой Кристины, ученицы 11 класса
МОУ «СОШ пос. Уральский» Свердловской области
Педагог – наставник:
Сальникова Марина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ пос. Уральский»
П. Уральский
2012г.
Оглавление.
1.Введение…………………………………………………………………..3
2. О чем бы я поговорила с Ярославной или Нравственные каноны
древнерусской литературы………………………………………………..5
3. Школьный спектакль или Чем интересны современному
читателю произведения представителей русского классицизма
18 века?......................................................................................................8
4. Как зарождается любовь к Родине или Патриотизм поэтов –
декабристов начала 19 века……………………………………………….11
5. Любовь к бабушке или Одухотворенные страницы рассказа
А. И. Солженицына «Матренин двор»…………………………………...14
6.Заключение………………………………………………………………..16
7. Библиография…………………………………………………………….17
Введение.
«Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью», - писал Д.С. Лихачев в своей работе «Раздумья о России». [5, с. 62]
Данная мысль ученого подтверждается тем путем развития, который прошла русская литература с древнейших времен до сегодняшнего времени.
В данном высказывании Д.С. Лихачева наше внимание привлекают два понятия: нравственность и духовность.
Нравственность – это набор нравов. Нрав - способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе. Альберт Эйнштейн писал: «Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни». [8, с. 445]
Слово духовность происходит от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. Изначально дух, духовность — религиозные понятия, широко используемые обществом и вне религии, где подчеркиваются такие характеристики духовности, как ее отношение к внутреннему миру человека, идеальность. «Духовность — форма человеческого самосознания, сфера сущности человека». [1, с.74] «Духовность — это проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям». [10, с.157 ]
Но есть и другое, не менее важное понятие: духовно – нравственное развитие личности, о котором много говорят сегодня в обществе.
Д.С. Лихачев, с одной стороны, прямо не объединяет в своем высказывании нравственность и духовность, с другой стороны, называет литературу – «нравственной силой», к которой « мы всегда можем обращаться за духовной помощью», то есть ученый считает, что русская литература является источником и нравственности, и духовности русского человека.
В чем же заключается сущность духовно-нравственного развития? И почему в настоящее время духовное и нравственное развития человека объединяются?
Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение». [2, с.20]
Духовно-нравственное развитие, воспитание предполагают мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных ценностей и выработку соответствующих нравственных качеств.
«С одной стороны, мы живём в удивительное историческое время. Это время духовного пробуждения России.
С другой стороны, происходят изменения в молодежной субкультуре, для которых характерны игнорирование опыта предыдущих поколений, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм », - пишет в своей статье «Система духовно-нравственного воспитания в школе» Сальникова М.В. [12, с.174]
Говоря о духовно-нравственном развитии человека, нельзя не искать истоки, пути этого развития.
Путь к возрождению России лежит, прежде всего, через возрождение духовности, приобщение русских людей к истории русской культуры, традиционным духовно-нравственным ценностям всех народов России. Одним из средств духовно-нравственного развития русских людей является литература, книги, произведения, как устного народного творчества, так и русских писателей, творивших в разное время.
Д. С. Лихачев говорит об огромном влиянии литературы на духовность и нравственность русского человека. Безусловно, в настоящее время литература помогает пополнять и расширять духовный мир человека. Она обращается к читателям с нравственно – общественными проблемами, но не дает на них конкретные ответы, а ищет их вместе с читателем. Как писал Лихачев: «Русская классическая литература – это грандиозный диалог с народом, с его интеллигенцией в первую очередь. Это обращение к совести читателей». [5, с.377] Люди всегда могли обратиться к литературе. Иногда она была «единственным голосом совести, единственной силой, определявшей национальное самосознание русского народа…». [5, с. 377]
К сожалению, в наше время люди стали меньше читать. Книги не всегда выдерживают конкуренцию с компьютером, интернетом, телевидением. Я это вижу, общаясь со своими сверстниками. Меня это огорчает! Ведь наша русская литература бесценна! Мне она помогает в учебе, в решении личных и житейских проблем, обогащает мой внутренний мир. Возрождение интереса, уважения к книгам – одна из важнейших задач современности. Надеюсь, что своим сочинением я внесу свою лепту в решение данной задачи!
Цель моей работы:
В подтверждение гениальности высказывания Д.С. Лихачева: «Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью» [5, с.62], доказать, что литература играла и играет огромную роль в духовно – нравственном развитии русского народа с древнейших времен до настоящего времени.
О чем бы я поговорила с Ярославной или
Нравственные каноны древнерусской литературы.
Машина времени! Как жаль, что она до сих пор не создана! Если бы я могла оказаться в Древней Руси, то я бы в первую очередь оказалась рядом с Ярославной и нашла бы слова утешения, надежды и хвалы ее мужу князю Игорю. Много ошибок совершил Игорь – князь! Но как он любит Русь! Как храбр и смел! Как любит и понимает его русский народ! А еще я бы поговорила с Февронией и душевно расспросила ее, как научиться любить и прощать. И даже бы, возможно, поспорила с Владимиром Мономахом о более уважительном отношении к женщине. Нет машины времени… Нам, потомкам Ярославны и Игоря, Петра и Февронии, Владимира Мономаха и летописца Нестора остались сокровища - древнерусские произведения .
Древнерусская литература является тем прочным фундаментом, на котором возводится величественное здание национальной русской художественной культуры XVIII-XX вв.
В ее основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования, вера в силу слова, его способности преобразования внутреннего мира человека, вера в конечное торжество добра над силами зла, всесветное единение людей и его победу над ненавистной рознью.
Д.С. Лихачев со студенческих лет занимался древнерусской литературой. Одна из его дипломных работ была посвящена патриарху Никону. В 1947г. за диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания ХI – ХVI вв.» Лихачеву было присвоено ученое звание доктора наук. Позднее выходят книги «Человек в литературе Древней Руси», «Поэтика древнерусской литературы», «Развитие русской литературы Х – ХII вв. Эпохи и стили». В книгах и статьях Лихачева оживает далекое прошлое. Читатель как бы становится живым свидетелем событий давно прошедших лет/
Особое место в литературе XI-XII вв. занимает "Поучение Владимира Мономаха», внесенное в Лаврентьевскую летопись. [15]
Центральная идея "Поучения" состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит "сию граматицю", строго соблюдать требования существующего правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. "Поучение" выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение. Основным пороком Владимир считает лень: "Леность бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а его же не умеешь, а тому ся не учить". Владимир выступает ревностным поборником просвещения: "Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите", - говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который "дома седя", т. е. находясь в Киеве, изучил пять языков, "в том бо честь есть от инех земль". В быту князь должен быть образцом для окружающих: посетить больного, проводить покойника, ибо все смертны. Семейные отношения нужно строить на уважении мужей к женам: "Жену свою любите, но не дайте им над собою власти", - наставляет он. Таким образом, в "Поучении" Мономах охватывает довольно широкий круг жизненных явлений. Он дает четкие ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.
Одним из величайших памятников древнерусской литературы, который до сегодняшнего времени является истоком нравственного и духовного начала русского народа, можно назвать"Повесть о Петре и Февронии". [16]
Данная «Повесть» была создана в середине XVI в. писателем-публицистом Ермолаем Еразмом на основе муромских устных преданий. Повесть с необычайной выразительностью прославляет силу и красоту женской любви, способной преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью.
Дочь крестьянина - "древолазца" (бортника) обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем Петром. В повести на первый план выдвигается необычайная мудрость Февронии. Так же в произведении ставятся социальные и политические вопросы, которые актуальны и в наше время. Примером служит разный социальный статус Петра и Февронии, а отсюда и трудность замужества, и негативное отношение бояр к новой княгине. Таким образом, "Повесть о Петре и Февронии" принадлежит к числу высокохудожественных произведений древнерусской литературы, ставивших острые социальные, политические и морально-этические вопросы. Это подлинный гимн русской женщине, ее уму, самоотверженной и деятельной любви.
Переоценить роль литературы в жизни общества невозможно. Именно произведения древнерусской литературы, порой, заменяют нам машину времени и позволяют очутиться в другой эпохе. «Повесть о Петре и Февронии» способствовала тому, что об этой великой любви русские люди знали и знают на протяжении многих веков. Впервые Всероссийский День семьи, любви и верности отмечался в 2008 году по предложению депутатов Госдумы. Символично, что 2008 год проходил под девизом «Год семьи». Идею празднования Дня семьи одобрили все религиозные конфессии России. Ведь во всех религиях, будь то христианская или мусульманская, есть сказания и легенды о семейной любви и верности. Первыми сделали предложение о том, чтобы проводить такой праздник жители Владимирской области из города Мурома. В их городе покоятся мощи святых и благоверных супругов Петра и Февронии. Это покровители христианского брака. Днём их поминовения считается 8 июля. Легенде о верной любви супругов из города Мурома Петре и Февронии уже более 800 лет
Хочется остановиться еще на одном древнерусском произведении, на летописи "Повесть временных лет", написанной монахом летописцем Нестором. [17]
По словам Д. С. Лихачева, «Повесть» являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси».[3, c. 169]
Можно с полным основанием рассматривать «Повесть временных лет» как памятник литературы, донесший до нас и записи устных исторических преданий, и монастырские рассказы о подвижниках. Данное произведение представило саму историю как повествование, рассчитанное на то, чтобы остаться не только в памяти читателей, но и в их сердце, побудить их к размышлениям и поступкам, направленным на благо государства и народа
Говоря о влиянии древнерусской литературы на духовность и нравственность русских людей, нельзя не обратиться к еще одному удивительному произведению. Речь идет о «Слове о полку Игореве». [11] «Слово» — это многостолетний дуб, дуб могучий и раскидистый. Его ветви соединяются с кронами других роскошных деревьев великого сада русской поэзии XIX и XX вв., а его корни глубоко уходят в русскую почву. «Слово», как и всякое живое растение, нуждается в тщательном уходе, во внимательном отношении к нему — как ученых специалистов, так и рядовых читателей. Только в детальном, кропотливом и высококвалифицированном научном изучении раскрывается вся его художественная мудрость, вся его неповторимая, единственная и вместе с тем традиционная и «почвенная» красота», - так удивительно образно написал о «Слове…» Д.С. Лихачев, переводчик «Слова…», посвятивший данному произведению множество своих научных работ.[14]
Основной пафос "Слова о полку Игореве" — призыв автора к князьям объединиться на благо земли Русской и дружно выступить против половцев.
Нет никаких сомнений в том, что "Слово..." написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.
Образ Родины с ее реками, городами, людьми русскими противопоставлен образу пустынной половецкой степи, "стране незнаемой", с ее болотами и "грязевыми местами".
Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его "золотом слове", "со слезами смешанном", писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. И действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.
Тема объединения людей и патриотизма очень актуальна в наш 21 век. Век безжалостности, эгоизма, предательства. Произведение "Слово о полку Игореве" заинтересовывает современного читателя тем, что оно рассказывает о славном прошлом нашей Родины, учит нас всегда быть мужественными, напоминает нам о подвигах наших предков. Также оно учит жить. А именно, любить так, как любила Ярославна. Обдумывать решения, для того, чтобы не возникли проблемы. Уметь отвечать за то, что ты уже сделал. Отстаивать свою точку зрения. Защищать свою семью (своё родовое гнездо). А главное, любить свою Родину. "Слово о полку Игореве" - это замечательное произведение, благодаря которому современные люди могут многому научиться в жизни.
Школьный спектакль или
Чем интересны современному читателю произведения
представителей русского классицизма 18 века?
Представители русского классицизма 18 века. Не думаю, что многие мои ровесники сразу назовут имена Карамзина, Радищева, Фонвизина. Я и мои одноклассники познакомились с сатирой Фонвизина в 6 классе. Будучи шестиклассниками, мы с вдохновением и огромным желанием показали для всей школы сценки из «Недоросля». «Не хочу учиться!» - данных слов никто в нашем классе больше вслед за Митрофанушкой не повторял. Благодаря Фонвизину, мы вовремя поняли, как нелепо и смешно звучали эти слова в 18 веке, а тем более, как бессмысленны они в 21 веке.
Итак, чем интересны современному читателю произведения представителей русского классицизма 18 века?
Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо сначала проанализировать, какие духовные и нравственные проблемы поднимают писатели 18 века в своих произведениях.
Восемнадцатый век открыл новую страницу истории русской художественной литературы. Историческим рубежом между старой и новой Россией были реформы Петра I, затронувшие самые разнообразные области политики русского государства, в том числе и идеологическую сферу. Рождалась культура, резко отличавшаяся от предшествующей.
Первое литературное направление в России — классицизм складывается в 30-50-е гг. XVIII века. Своеобразие русского классицизма состоит в том, что в эпоху становления он соединил в себе пафос служения абсолютистскому государству с идеями раннего европейского Просвещения.
Представителями классицизма в России были Державин, Ломоносов, Фонвизин, Сумароков и другие. Рассмотрим произведения некоторых писателей данной эпохи.
Выдающийся писатель и историк во всех сферах духовной культуры, Н.М. Карамзин, к 1824 году опубликовал полностью главную свою книгу – «Историю Государства Российского» [13]
Это замечательное научное и художественное произведение впервые рассказало русским людям о прошлом их Родины, самобытных людях Древней Руси, ее культуре и стало источником тем и образов для множества художественных произведений. Для читателей «книга книг» стала подлинным учебником стремительно развивающегося после эпопеи 1812 года национального самосознания. История Карамзина по богатству и образности своего языка и художественному изображению характеров послужила образцом для нарождавшейся русской прозы, дала героев и темы поэтам-романтикам. Но главными были уроки нравственности, смелые суждения автора об исторических событиях и людях, смысле и реальной правде отечественной истории. Пушкин назвал автора нашим последним летописцем и первым историком, подчеркнув гармоничное соединение в его «Истории» высокой художественности, уроков нравственности и подлинной научности и объективности: «Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину. «История государства Российского» есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека». [8, с.207]
Радищев также был представителем классицизма в России. Для многих поколений русских читателей его имя окружено ореолом мученичества: за написание “Путешествия из Петербурга в Москву” [6] автор был приговорен к смертной казни, замененной Екатериной II десятью годами высылки в Сибирь. Ее преемники на троне восстановили Радищева в правах, однако он не изменил своих взглядов и, не найдя к ним сочувствия со стороны властей, в 1802 году покончил с собой. Для русской революционной интеллигенции XIX века он стал легендарной фигурой, в его взглядах видели радикальный гуманизм и глубину в раскрытии социальных проблем российского общества конца XVIII века. Писатель страстно желал сказать правду о недостатках своей страны, оружием художественного слова бороться против царящего зла. Эпиграфом к своей книге писатель взял стих из Тредиаковского, несколько видоизменив его: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". [6, с.86] У Тредиаковского описываются мучения порочных людей в загробном мире. Это описание заканчивается тем, что цари-деспоты, смотревшиеся в зеркало, которое показывало "мерзость их пороков", выглядели в нем страшнее разных адских чудовищ. Таким чудовищем и представляет Радищев самодержавно-крепостнический строй России своего времени. Автор говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Отдельные порядочные люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, считает он, так как весь строй против них. Исправить положение в стране может только революция.
В отличие от Радищева, Фонвизин поднимает нравственные проблемы с помощью сатиры в комедии “Недоросль”.[6] Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.
Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе “Недоросля”. Первая проблема- проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, “погребено с их предками”, в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества— он ищет причины этого упадка. Заключительная реплика Стародума, которой завершается “Недоросль”: “Вот злонравия достойные плоды!” — придает всей пьесе особое политическое звучание. [6,с.84] Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.
Другая проблема “Недоросля” — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства.
Итак, чем же интересны современному читателю произведения представителей русского классицизма XVIII века?
Безусловно, каждое из произведений дышит своим временем, читая их можно окунуться в атмосферу далекой нам эпохи, понять, что волновало общество, людей в XVIII веке. Восхищает сатира Фонвизина, смелость и искренность Радищева, слог Карамзина. Читая книги представителей русского классицизма, читатель ХХI века понимает, что многие нравственные проблемы, такие, как: воспитание, нравственное разложение, административный произвол, неправосудие, всевозможные злоупотребления чиновников волновали жителей России задолго до сегодняшнего дня. Но в любое время, будь то XVIII или ХХI век, находятся люди, которым не безразлично то, что происходит в России, которые находят в себе мужество не только вслух говорить о проблемах, но и предлагать пути их решения. И среди таких людей особое место занимают именно создатели русской литературы, являющейся, по мнению Д.С. Лихачева, «нравственной силой, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался». Среди таких людей был и сам Д.С. Лихачев, великий человек с собственной гражданской позицией, стремящийся выразить ее в своих книгах, научных работах, выступлениях.
Как зарождается любовь к Родине или
Патриотизм поэтов – декабристов начала 19 века.
Рассматривая нравственность как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, следует отметить, что одним из источников нравственности является патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение отечеству.
Начать данную главу моего сочинения хочется с заметки, которую написал в школьную газету выпускник 2011г. нашей школы.
Размышления о патриотизме. Для меня патриотизм – это состояние души, присущее каждому, кто любит и уважает свое Отечество, кто готов жить и умереть ради него. Патриот – это тот человек, который не только словом, но и делом показывает свою любовь к Родине. Истинный патриот готов в любую минуту, не раздумывая и ни о чем не спрашивая, отдать Родине свои силы, знания и даже жизнь. Любовь к Родине считается главной чертой русского характера. Мне не нравится, когда говорят о том, что современная молодежь менее патриотична, чем старшее поколение. Мы не меньше отцов и дедов любим Россию и готовы это доказать!
Халиулин Игорь, 17 лет, МОУ «СОШ п. Уральский».
Считаю, что любовь к Родине не возникает на пустом месте. Патриотизм воспитывается и рождается в душе человека постепенно. И влияют на это чувство многие факторы, в том числе и русская литература, которую нам с Игорем (и многим другим ученикам!) преподавал один учитель литературы, Сальникова Марина Викторовна
Несмотря на то, что о патриотизме в творчестве русских поэтов мы говорили, рассуждали, спорили и читали при изучении многих произведений русской литературы, на мой взгляд, тема патриотизма особенно ярко освещена в творчестве поэтов - декабристов ХIХ века. Потому что во время Отечественной войны 1812 года русский народ был сплочен как никогда сильнее, и литература способствовала этому.
Декабристы, “дети 1812 года”, для которых патриотизм был не пустым словом и которые были готовы отдать жизнь за Родину, часто обращались к историческим темам. В славном прошлом России, в истории борьбы с татарами, половцами, крестоносцами находили они для себя примеры для подражания.
Убеждена, что для современной молодежи примером истинного патриотизма могут служить жизнь и творчество поэтов - декабристов начала ХIХ века.
Первая четверть ХIХ века — это годы, когда свободолюбивые, патриотические идеи, рожденные великим народным подвигом в Отечественной войне 1812 года, тронули души передовых людей России и заставили их еще раз крепко задуматься о будущем своей Отчизны. И не только задуматься, но и открыто вступить на тернистый, но благородный путь борьбы за свободу народа.
Декабристы уделяли художественной литературе большое внимание. И не случайно. « У народа, лишенного общественной свободы,- писал А.И. Герцен, - литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения». Среди декабристов было много писателей, поэтов, литературных критиков: А.А. Бестужев (Марлинский), К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский, В.Ф. Раевский и другие. Они создали произведения, наполненные гражданской страстью, духом борьбы. На волне декабристского движения поднималось и росло творчество многих литераторов. Среди этих мужественных сынов России был и сам Пушкин. В своей оде “Вольность”, наполненной народной болью и гневом, революционным призывом, поэт выносит самодержавию свой приговор:
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы! [9, c.62]
Свое назначение поэты - декабристы видели в честном служении Отчизне, своему народу, переживая с ним его беды, пробуждая в нем лучшие, светлые чувства. Любовь к отечеству, беспримерный патриотический подвиг, честь и долг гражданина – вот о чем писали декабристы. Они верили в будущее России, верили в то, что их потомки увидят страну освобожденной, потому что имеются огромные потенциальные возможности сломать устои, сложившиеся веками. Недаром Русь издавна славится богатырями, героями, готовыми “голову сложить” во имя Родины. Об этом писал и Кондратий Рылеев в стихотворении “Иван Сусанин”:
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело! [9, c.166]
Поразительны строки Рылеева, написанные им в 1826 году, перед смертью:
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Коли ношу их за Отчизну. [9, с.169]
В высокой гражданской поэзии поэтов-декабристов не последнее место занимает образ поэта-гражданина. Поэт – прежде всего трибун, борец, пророк. О судьбе русских поэтов писал, находясь в Кексгольмской крепости, Вильгельм Кюхельбекер:
Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию;
Для славы и Рылеев был рождён;
Но юноша в свободу был влюблён…
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщённые мечтою,
Пожалися годиной роковою…
Бог дал огонь их сердцу, свет уму,
Да! чувства в них восторженны и пылки, -
Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,
Морят морозом безнадежной ссылки…[9, c.186]
Строки о святой Руси Александра Одоевского проникнуты гражданской страстью, духом борьбы за свободную Россию:
Средь пылающих огней? -
Идут под затворы молодцы
За святую Русь.
За святую Русь неволя и казни -
Радость и слава!
Весело ляжем живые
За святую Русь. [9, c. 223]
Пути рождения патриотизма в душе человека различны. Я рассказала об одном из них: уроки литературы, знакомство с жизнью и творчеством русских поэтов.
Любовь к бабушке или
Одухотворенные страницы рассказа А. И. Солженицына
«Матренин двор».
Политика и литература тесно сплелись в 20 веке. Никогда ещё политика не занимала такого обширного места в литературном потоке. Говоря на данную тему, хочется остановиться на творчестве А.И.Солженицына.
Александр Исаевич внес в русскую литературу новую тему. В своих произведениях он показал трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве. Валентин Распутин считал, что Солженицын — «и в литературе, и в общественной жизни… одна из самых могучих фигур за всю историю России», «великий нравственник, справедливец, талант». [18]
Нередко Д.С. Лихачева и А.И. Солженицына объединяют, называя борцами за правду в сложные времена тоталитарного режима, и в сложные времена перестройка. Вот, например, высказывание священника Георгия Чистякова из книги «На путях к богу живому»: «Сахаров, Солженицын, Лихачёв и о. А.Мень - вот четыре человека, сделавшие, пожалуй, больше всего для будущего нашей страны в годы брежневщины, коммунистической власти и диктата марксистско-ленинской идеологии и докторов философских наук, задача которых заключалась в том, чтобы отучить молодежь думать, размышлять и свободно принимать решения, желательно навсегда. Именно они помогли тысячам людей не превратиться в роботов». [20]
Д.С. Лихачев с большим уважением относился к гражданской позиции и творчеству А.И. Солженицына. « Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человек, призывавший своих современников к нравственному обновлению ради будущего,- писал академик Д.С.Лихачев об А.И. Солженицыне. [18]
Мне хочется остановиться на одном из произведений А.И. Солженицына. Скорее не о политическом, сколько нравственном. Сложная и непростая жизнь А.И Солженицына после лагерей во Владимирской области нашла отражение в рассказе «Матрёнин двор». Этот рассказ - реальная история, произошедшая, когда Солженицына после лагерей устроился в деревню учителем математики.
Главный герой, отсидев в лагере, мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Поселяется он в посёлке с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Игнатьевна Григорьева или просто Матрёна. Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его.
Только после смерти Матрены автор понимает, каким человеком
она была: «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить
вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». [19]
Матрена, в отличие от односельчан, понимала слово «добро» как доброе чувство, а не как нажитые вещи. Первоначально Солженицын хотел назвать
рассказ «Не стоит село без праведника». Писатель сумел разглядеть
в смешной и жалкой, по мнению окружающих, старухе праведницу.
Несмотря на тяжелую жизнь, многочисленные обиды и несправедливости,
Матрена до конца оставалась добрым, светлым человеком.
Таких людей как Матрена в ХХ веке было мало, многие сломались под натиском властей.
В 1989 году «Матрёнин двор» стал первой после многолетнего замалчивания публикацией текстов Александра Солженицына в СССР.
Диссидент Григорий Померанц считал, что « в России для многих путь к христианству начался с чтения «Матрёниного двора»… Ведь Матрена никем не понятая и не оцененная, она была тем самым праведником, «без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». [18]
Прочитав рассказ «Матренин двор», я сразу же вспомнила свою бабушку, Помигуеву Нину Павловну. Практически всю свою жизнь она проработала в интернате поваром. Она не только кормила, но и помогала, чем могла чужим детям, точно так же, как и героиня рассказа. Кроме этого, моя бабушка вырастила троих замечательных детей, помогала растить и внуков. Нина Павловна любит цветы и домашних животных, так как она на пенсии, то часто ездит к детям и внукам, ходит в церковь, гуляет, держит маленький сад. Мы все ее очень любим.
Она, как и героиня произведения, добрая, отзывчивая, бескорыстная. Бабушка дарит людям добро, любовь и не требует ничего взамен. Своим детям и внукам она с детства прививала любовь к жизни и к людям. Я хочу, чтобы на свете было как можно больше таких людей, как моя бабушка.
На фотографии я в детстве и мои бабушки: слева Помигуева Н. П. , справа Иванова Т. И.
Заключение.
На протяжении всей работы я стремилась доказать, что русская литература играла и играет огромную роль в духовно – нравственном развитии русского народа с древнейших времен до настоящего времени.
Большинство нравственных и духовных категорий: патриотизм, гражданственность, семья, уважение к окружающим, трудолюбие, стремление к познанию и др. - необходимы во все времена.
Я убеждена, что многие нравственные и духовные ценности, которые были важны еще в древности, в средние века, в ХVIII, ХIХ, ХХ столетиях, востребованы и в наши дни.
Одним из важнейших источников духовности и нравственности русских людей является литература. Духовные и нравственные проблемы появляются в ней по мере их обострения. Во все трудные времена русский народ черпает силы в великих произведениях русских писателей.
Литература обращается к читателям с нравственно-общественными проблемами, но не дает на них конкретные ответы, а ищет их вместе с читателями. Какая бы из этих проблем нас не волновала, мы всегда сможем открыть книгу и найти опору, поддержку, совет.
Хочется обратиться к моим ровесникам. Читайте книги! Знакомьтесь с произведениями русской литературы! Ваши мысли станут чище, добрее, а за поступки не будет стыдно!
Библиография.
Ресурсы Интернет
http://www.bibliotekar.ru/karamzin/
http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/matren.txt
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Кто должен измениться?
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Что общего у травы и собаки?