В презентации представлен яркий иллюстративный материал, который рекомендуется использовать на уроке литературы в 11 классе по произведениям В.Астафьева "Царь-рыба" и Э.Хэмингуэя "Старик и море".
Вложение | Размер |
---|---|
Астафьев и Хэмингуэй.zip | 669.39 КБ |
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОВЕСТИ В. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА» И РАССКАЗА Э.ХЭМИНГУЭЯ «СТАРИК И МОРЕ»
Цель урока: воспитание ответственного отношения к природе; формирование умения анализировать прочитанное, закрепление умения постановки проблемы художественного текста, развитие самостоятельной и творчески мыслящей личности; демонстрация глобализации знаний путем межпредметной интеграции.
Оборудование: компьютер, проектор, портреты писателей, тексты произведений, презентации учащихся.
Эпиграф на доске: Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить (Э. Хемингуэй)
Я не знаю другого смысла и другого счастья, чем писать для простых, но истинных тружеников нашей земли... Ради них мечтаешь написать так, как никто еще до тебя не писал, чтобы душа читателя таяла, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный всему великому и живому.( Виктор Астафьев)
ОРГМОМЕНТ.
Слово учителя. Наш урок посвящается теме человека и природы в произведениях американского писателя Э. Хемингуэя и русского писателя В. Астафьева.
На предыдущем уроке мы говорили о жизни и творчестве Б.Астафьева и Э.Хемингуэя, обсуждали отдельные эпизоды прочитанных произведений. Сегодня наша задача – провести анализ повести “Старик и море” и рассказа “Царь-рыба” путем сравнения. Также мы определим круг проблем, которые поднимают авторы, и задумаемся над их решением.
Послушаем Настю, которая подготовила небольшую презентацию о жизни и творчестве писателей.
Работа над содержанием произведения. Ученики кратко передают содержание.
Слово учителя. На прошлом уроке вам было предложено домашнее задание: написать небольшой отзыв о прочитанных произведениях. Прочитайте, пожалуйста, ту информацию, которая, на ваш взгляд, должна заинтересовать ваших товарищей (но не больше 1-2 предложений.
Сопоставительная характеристика героев.
Как зовут героев? Подберите определение-приложение. (Старик-рыбак, Игнатьич-браконьер).Подобранные приложения несут какую-то эмоциональную нагрузку? (Да, Старик – положительный герой, Игнатьич – отрицательный).
1.Вам предложены фрагменты текста. Что мы можем сказать о мотивации героев, об их поступках, характерах, отношении к своей добыче?
2. Два произведения – два поединка между человеком и рыбой, образ которой занимает важное место в произведении. Хасанов Заир расскажет об особенностях марлина и осетра. Вопрос: определите стиль речи, использованный во 2, 4 слайдах.(Научный .)
3. Подготовка к заданию В8(ЕГЭ по русскому языку): какие художественные средства используются при описании Царь-рыбы?
Старик | Игнатьич |
– Рыба – она тоже мне друг, – сказал он. – Я никогда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен ее убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!“Может быть, грешно было убивать рыбу. Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей.” | «Не всем умом, какой-то его частью, скорее опытом он дошел -- одному не совладать с этаким чудищей…Делить осетра? Рубить надве, а то и на три части -- с братцем механик увяжется, этакий, на бросового человечишку Дамку похожий обормот. В осетре икры ведра два, если не больше.Икру тоже на троих?! |
«…рыба вышла из воды. Она все выходила и выходила, и казалось, ей не будет конца, а вода потоками скатывалась с ее боков. Вся она горела на солнце, голова и спина у нее были темно-фиолетовые, а полосы на боках казались при ярком свете очень широкими и нежно-сиреневыми. Вместо носа у нее был меч, длинный, как бейсбольная клюшка, и острый на конце, как рапира. Она поднялась из воды во весь рост, а потом снова опустилась, бесшумно, как пловец, и едва ушел в глубину ее огромный хвост, похожий на лезвие серпа… Рыба приближалась, делая свой круг, такая спокойная и красивая, чуть шевеля огромным хвостом…» | «Но что она может вспоминать, эта холодная водяная тварь? Шевелит вон щупальцами-червячками, прилипшими к лягушечьей жидкой коже, за усами беззубое отверстие, то сжимающееся в плотно западающую щель, то отрыгивающее воду в трубку, рот похож на что-то срамное, непотребное. Чего у нее еще было, кроме стремления кормиться, копаясь в илистом дне, выбирая из хлама козявок?! Нагуливала она икру и раз в году терлась о самца или о песчаные водяные дюны? Что еще было у нее? Что? Почему же он раньше-то не замечал, какая это отвратная рыба на вид! Отвратно и нежное бабье мясо ее, сплошь в прослойках свечного, желтого жира, едва скрепленное хрящами, засунутое в мешок кожи; ряды панцирей в придачу, и нос, какого ни у одной рыбы нет, и эти усы-червяки, и глазки, плавающие в желтушном жиру, требуха, набитая грязью черной икры, какой тоже нет у других рыб, -- все-все отвратно, тошнотно, похабно!» |
Ее судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти ее там, куда не проникал ни один человек.» "Ты родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой. | . "Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!" --молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу -- оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе -- от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения. |
В бога я не верую, – сказал он. – Но я прочту десять раз «Отче наш» и столько же раз «Богородицу», чтобы поймать эту рыбу. Старик стал читать молитву. «Богородицу» повторять легче, чем «Отче наш», – думал он. – Богородица дева, радуйся, благодатная Мария, господь с тобою. Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, яко спаса родила еси души наших. Аминь. – Потом он добавил: – Пресвятая богородица, помолись, чтобы рыба умерла. Хотя она и очень замечательная. | Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда больше не сделал малой пакости, надеясь безблудьем избыть вину, отмолить прощение. Но не зря сказывается: женщина -- тварь божья, за нее и суд, и кара особые. Вот и прими заслуженную кару, и коли ты хотел когда-то доказать, что есть мужик -- им останься! Не раскисай, молитвов своедельных не сочиняй, притворством себя и людей не обманывай! Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода! Значит, всякому свое, а Богу -- богово! Освободи от себя и от вечной вины женщину, прими перед этим все муки сполна, за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости. |
Определение проблематики произведений. Работа над мини-проектом «Банк аргументов».
Учащиеся выдвигают варианты проблем (проблема воздействия человека на природу, проблема духовного возрождения человека, проблема нравственного выбора, проблема преемственности поколений, проблема смысла жизни и др.) (3 мин.) В это это же время двое учащихся фиксируют проблемы в презентации и продолжают работу до начала этапа рефлексии.
Межпредметная связь.
Какова трактовка понимания смысла произведений представителями разных наук? ( Сообщения делает либо учитель-предметник, либо подготовленный учащийся)
Слово историкам. В первобытную эпоху культ рыбы был распространен во всем мире, в том числе и в Сибири (свидетельством тому служат каменные рыбы из неолитических погребений, а также наскальные изображения). Следы данного культа легко обнаружить не только в современных нам обычаях и верованиях многих народов, но и в мировых религиях.В Индии и Китае, где рыба также символизирует второе рождение, ее образ нашел свое применение в похоронных ритуалах. В рамках этой же темы рассматривается и библейское предание об Ионе, проглоченном гигантской рыбой (в славянском переводе Библии – китом) и через три дня и три ночи извергнутом ею на сушу.
Слово литературоведам. Т. М. Вахитова отмечает, что «в образе царь-рыбы ощущается древний фольклорный слой, связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней держится земля, все мироздание, с ее смертью наступает катастрофа, вселенский потоп . А. В. Бармин также сопоставляет астафьевскую царь-рыбу с золотой рыбкой А.С. Пушкина: «значимость образа в архаической сказке одна: везде «рыбка» - владычица природных сил, и добро ее имеет пределы. Так понят был этот образ Пушкиным, таков он и у Астафьева»18. Т. А. Корчмит так поясняет значение самого слова "царь-рыба": это «рыба, которую можно сравнить с царицей – рыба, которую можно встретить в сказках, т. е. это царская или сказочная рыба»
Слово биологам. В биологии есть понятие «биологического регресса». Это эволюционное движение, при котором происходит сокращение ареала обитания; уменьшение численности особей из-за неприспособленности к среде обитания; снижение числа видов групп из-за давления других видов, исчезновение вида.
Сколько же тысячелетий и миллионов лет шли по пути эволюции предки нашего осетра? Корни осетровых рыб уходят в глубокую древность.
Ископаемые остатки первых осетрообразных рыб обнару жены в нижнеюрских отложениях (около 200 млн. лет назад) . Однако, по данным био химических генетиков, появле ние осетрообразных следует относить к пермскому периоду (около 300 млн. лет назад). В течение последних ста лет наблюдается резкое снижение численности осетровых, и происходит это по вине человека.
Вывод: человек – лишь один из биологических видов на нашей планете, и свою деятельность необходимо строить исходя из того, что биосфера без человека существовала и может существовать, человек без биосферы существовать не может.
Представление МИНИ-ПРОЕКТА
3. Стадия рефлексии.
Итак, в заключение работы мы пришли к выводу: проблемы, поднятые Астафьевым и Хэмингуэем в середине прошлого века по-прежнему актуальны. Мы делим их на два блока: экологические и нравственные проблемы. В чем решение? Судя по всему , экологические проблемы вытекают из нравственных. Попробуем совместно написать синквейн, и темой нашего синквейна будет слово МИР. (Готовый синквейн зачитывается под музыку)
ПРИМЕР:
МИР.
НЕПОСТИЖИМЫЙ, НЕЗАВИСИМЫЙ.
ИЩЕТ, ПРОСИТ, БУНТУЕТ.
ЧЕЛОВЕК! ПОМНИ СВОЙ ДОЛГ.
РАЗУМ.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК+ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Записать в тетрадях названия созвучных по проблематике произведений других авторов. Написать мини-сочинение на тему: «Как вы понимаете заключительные строки ПРОИЗВЕДЕНИЯ «Царь –рыба»:
Все течет, все изменяется --
свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
Нет мне ответа.
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Твёрдое - мягкое
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Как нарисовать портрет?
Какая бывает зима