Работа построена на анализе стихотворений Г.В.Степанченко,посвящённых городу Ржеву.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_moego_goroda_v_sbornike_g.ppt | 2.81 МБ |
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №9 им. В.Т. Степанченко Научно - практическая конференция Исследовательская работа на тему : ’’ История моего города в сборнике Г.В.. Степанченко ’’ Россия ’’ . Опыт лингвистического анализа». Выполнила Лиликина Анастасия Александровна, обучающаяся 5 «Б» кл. Учитель Зуева Людмила Васильевна Г. Ржев 2011г.Слайд 2
Вступление На карте нашей родины много городов , больших и малых , провинциальных и столичных… Но есть городок в Тверской области , который стал моей малой родиной. Это Ржев , город Воинской славы , в котором я живу и которым горжусь. Многие русские писатели и поэты рассказали о моем городе. Но кто скажет о нём лучше , как ни живущие здесь поэты!
Слайд 3
Цели На примере сборника ’’ Россия ’’ проследить творческую историю развития моего родного города , его прошлое и настоящее; выявить отношение Г.В. Степанченко к малой родине; исследовать , какие художественные средства использует автор в создании образа Ржева; в ходе лингвистического анализа выявить лексическое своеобразие сборника, соотношение используемых в стихотворениях частей речи, выбор автором синтаксических конструкций.
Слайд 4
Факты биографии Г.В. Степанченко 8 августа 1952 года. Образование : железнодорожная школа № 6, исторический факультет Калининского государственного университета. Редактор газеты ’’ Высота ’’ . Член Союза журналистов России , автор 9-и книг стихов. Каждый сборник - это событие в культурной жизни Ржева. 2010 г. – сборник «Шекспир и компания»: новые стихи и посвящения ржевским поэтам.
Слайд 5
Сборник «Россия» Для меня важны : взгляд автора на прошлое Ржева, его военную биографию и настоящее; интересно поэтическое мастерство Г.Степанченко.
Слайд 6
«Здесь будет город заложён…» Как всё начиналось? ( ’’ Основание града ’’, ’’ Ржева Володимирова ’’ ).
Слайд 7
’’ Основание града ’’ … застучали кругом топоры , Полетела щепа золотая - Град встает на вершине горы: Стены , башни , да церковь святая. Льется брага в шелом золотой- Все для буйного пира готово! Встал над яствами князь удалой И промолвил заздравное
Слайд 8
’’ Основание града ’’ Пусть стоит сей излюбленный град, Пусть живут в нем и множатся люди…
Слайд 9
Мои наблюдения: В работе я попыталась дать лингвистический анализ стихотворения, остановившись на лексическом богатстве, экспрессивных возможностях частей речи, синтаксическом своеобразии произведения. Лексический пласт стих – ия: использование книжной и разговорной лексики. С тарославянизмы (их более 10): «брашно», «шелом», «шуйца», «десница», «град», «заздравное» . Э питеты («весёлые тени», «щепа золотая»). Просторечные слова («плюхает», «брага», «сей», «нахлебался» и др.). РОЛЬ в тексте: создают местный колорит, погружают читателя в атмосферу быта ржевичей.
Слайд 10
Мои наблюдения: Морфологические особенности : П редпочтение - существительным и глаголам . Сущ.- 40 %, они называют предметы изображения: костёр, град, шатёр, брёвна, храм, мечи, колосья и др. Более 60 % слов – глаголы , с помощью которых автор показывает, как строился город: «зацепился», «застучали», «встаёт», «проплывают», «убегает», «льётся » и др. На мой взгляд, стих – ие с большим количеством глаголов является динамичным, экспрессивным. Благодаря использованию глаголов интонация стих – ия характеризуется напряжённостью, большей чёткостью. Синтаксический рисунок стих – ия разнообразен. Чаще используются сложные предложения .(Примеры – в работе). Все виды СП, но предпочтение отдаётся СПП и БСП. Они не производят впечатления тяжеловесности, нагромождённости. Напротив, эти виды пр – ий придают стих – ию выразительность и эмоциональность.
Слайд 11
’’ Ржева Володимирова ’’ Был-де в городе князь- да лихой, удалой! Вряд ли сыщется где- то подобный такой… Он по городу ездит на белом коне. Он усы свои мочит в зеленом вине… Водит ржевичей в бой, рубежи сторожит, Да в светлице своей по ночам ворожит…
Слайд 12
Дань уважения князю — основателю Ржева. В каждой строчке — преклонение перед князем Владимиром, безграничная любовь к нему. Богатство лексики (эпитеты, сравнения, метафоры). Авторское отношение к происходящему, передача эмоционального состояния
Слайд 13
МОИ НАБЛЮДЕНИЯ Г.В.Степанченко изобретателен в выборе частей речи. Я обратила внимание, что в этом стих – ии автор использовал краткие прилагательные («дорог», «люб», «удал»), которые создают особый интонационный рисунок - плавный, спокойный. В этом стих – ии меньше глаголов, но они очень выразительные. Я разделила их на две группы: в 1- глаголы, не несущие активного действия. Глаголы второй группы динамичны, они характеризуют действия князя. (БОЛЕЕ ПОДРОБНО - В РАБОТЕ).
Слайд 14
«Война», «Обелиски».
Слайд 15
’’ Обелиски ’’ 1 Над горизонтом в тяжких ризах туч Всплывает солнце раскаленным диском- И падает литой звенящий луч На плиты под высоким обелиском. На них скупые выбиты слова О тех, кто пал на той войне великой… Их золотит старательно листва. Их обагряют трепетной гвоздикой. Вокруг- озер задумчивый простор, Деревьев шум, холмов непокоренность. Теченье туч прослеживает взор, Осознавая мира сотворенность; А под гранитным холодом плиты Лежат сыны возлюбленной Отчизны. Плач матерей, кровавые бинты… Вы слышите? Настало время тризны! Довольно суетиться и роптать. Довольно славить и негодовать. Настало время всей душой понять, Кем мы должны во имя павших стать.
Слайд 16
’’ Обелиски ’’ 3 Прорастает земля обелисками- Над холмами, у рек, у дорог. Часовыми и стражами близкими Обступили родимый порог. Острия их граненые, вечные От земли устремляются ввысь… Мы порою бываем беспечными- Оглянись же на них, оглянись! Сколько павших под ними схоронено- Только письма остались от них, А еще- обелиски, и Родина, И бессмертная память живых. Сколько правды от них нам завещано, Сколько самой прекрасной любви, Сколько глинистых пашен замешано На живой их, горячей крови! Сколько надо трудиться и веровать, И любимых своих целовать, И вставать за Отечество- первыми, Чтоб пред ними себя оправдать.
Слайд 17
Современный РЖЕВ
Слайд 18
голуби» «Ржевские
Слайд 19
От сизарей дымился небосвод, От белых голубиц вскипала пена…
Слайд 20
Голуби- примета Ржева! Во Ржеве всегда разводили голубей; городские мальчишки, выпуская их в небо, наблюдали за полетом этих красивых птиц. А город рос, хорошел, набирался сил. Подрастали дети, шли в школу, а перемены ,как всегда у всех поколений - пролетали незаметно. Детвора высыпала во двор и любовалась чудесными птицами. Даже гул пролетающих истребителей не заглушал ’’ гром крыл ’’ . Автор словно описывает себя, свое детство, свои ощущения, а вместе с тем, детство всего послевоенного поколения, с их радостями, с их горестями. А жизнь набирала обороты. Все меняется, меняемся мы, меняются села, города… а вместе с тем - «вспорхнули в небо и исчезли птицы…»
Слайд 21
’’ Новый мост ’’ Вот - новый мост поставили, Автобусы пустили, КПСС прославили, ’’ ура! ’’ - проголосили. Народу-то, народу-то! Кто вдрызг, а кто вполпьяна. Идет гульба по городу Под дружный стук стаканов. ’’ Пошли-пошли, поехали! ’’ Гарцует кавалькада. Прореха ли, потеха ли- А нам того и надо. Сверкает чья-то лысина, Летают чьи-то шарики И пьются-бьются истово Поллитры, ’’ бомбы ’’ , шкалики. ’’ Туда-сюда пошаркаем? ’’ Большая, значит, польза нам! ’’ И харкаем, и шмякаем, И по асфальту ползаем. Вот новый мост отгрохали, Вот новый мост открыли… Похлопали, потопали, Привыкли, позабыли. Катят себе автобусы, Бегут автомобили… ’’ А помнишь, как по глобусу Мента кастетом били?? ’’
Слайд 22
Использование слов в разговорном стиле речи: ’’ пустили ’’, ’’ пошаркаем ’’, ’’ отгрохали ’’, ’’ шмякаем ’’, ’’ ползаем ’’, ’’ похлопали ’’, ’’ потопали ’’, ’’ катят ’’. Жаргонизмы: ’’ бомбы ’’ ( бутылки), ’ ’ по глобусу ’’ ( по голове ), ’’ мент ’’ и др. В отличие от других произведений Г.В. Степанченко, в стихотворении ’’ Новый мост ’’ нет возвышенной лексики, старославянизмов, эпитетов, удлиненной строки. Все обыденно и совсем не ярко. «НОВЫЙ МОСТ»
Слайд 23
’’ Храм Вознесения ’’ : Автор сравнивает пустой кошелек с невзрачным городом. И в том и в другом случае появляется что – то новое, город растет и в кошельке серебро. Над обрывом старинным, над плакучей травой встает молодой храм, где тишина, покой и светится купол, где простой мужик становится священником, у которого нет ничего кроме веры
Слайд 24
Подведём итоги: Что же я открыла для себя? Г.В. Степанченко – истинный ржевитянин, хотя и не коренной, это человек, любящий свой город, всей душой болеющий за него. Я познакомилась с настоящим мастером своего дела, Поэтом с большой буквы, который не просто умело, а творчески использует все возможности языка. В его стих – ях смысловую и эмоциональную нагрузку несёт каждое слово, каждое предложение. Лингвистический анализ некоторых стихотворений помог мне почувствовать красоту слова, выразительность поэтической речи, помог соприкоснуться с магией творчества Г.В. Степанченко.
Мороз и заяц
Твёрдое - мягкое
Госпожа Метелица
Мастер-класс "Корзиночка"
У меня в портфеле