Эту тему я решил исследовать после изучения фольклора на уроках литературы . Мне было интересно узнать побольше именно о детском фольклоре. Изучая тему, я был даже удивлён тем, что детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.
Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова.
Вложение | Размер |
---|---|
draznilki_dokument.doc | 87.5 КБ |
Районная конференция «Первые шаги в науку»
Кировский район г.о.Самара
Живы ли детские дразнилки в современном мире?
Секция «Литературоведение»
Выполнил
ученик 3 Б класса
МБОУ-кадетская школа №95
Пахатнов Артём
Руководитель:
Гаврилкова Т.В
2012 год
План
Глава 1. Дразнилка как один из жанров детского фольклора
1.1. Понятие о детском фольклоре
1.2. Дразнилки как самостоятельный жанр детского поэтического творчества
Глава 2. Изучение места и роли дразнилок в жизни современных детей и их родителей
2.1. Социологический опрос и его результаты
Список использованной литературы
Эту тему я решил исследовать после изучения фольклора на уроках литературы . Мне было интересно узнать побольше именно о детском фольклоре. Изучая тему, я был даже удивлён тем, что детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.
Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова.
Предмет исследования: детский фольклор.
Объект исследования: знание и использование дразнилок людьми разных возрастов.
Цель: Установить, используют ли мои сверстники дразнилки и каковы их особенности в сравнении с людьми старших поколений.
Задачи:
1.Знакомство с литературой и интернет-ресурсами по теме проекта.
2. Сбор необходимых материалов .
3. Анкетирование учащихся и родителей 4 б класса, их родителей, бабушек и дедушек.
4. Определение наиболее актуального для школьников направления в сравнении со взрослыми.
5. Подведение итогов работы над проектом.
Гипотеза: предполагаем, что дразнилка как жанр детского фольклора, по-прежнему активно используется моими сверстниками.
Проблемный вопрос: Действительно ли дразнилка является одним из способов общения в детском сообществе?
Фольклор - по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение впервые в одной из своих статей употребил в 1846 году английский историк Вильям Томсон. Термин приняли и в других странах.
Детским фольклором принято называть как произведения, которые исполняются взрослыми для детей, так и составленные самими детьми. К детскому фольклору относятся колыбельные, пестушки, потешки, скороговорки и заклички, дразнилки, считалки, нелепицы и др.
Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Термин детский фольклор был введен в нашей стране в научный обиход советскими учеными в начале ХХ века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Признан детский фольклор значительным разделом народного поэтического творчества.
Современный детский фольклор обогатился новыми жанрами. Это страшилки, озорные стишки и песенки (смешные переделки известных песен и стихов), анекдоты. Современный детский фольклор ныне представлен весьма широким спектром жанров. В речи детей ученые отмечают как произведения исторически сложившихся жанров устного народного творчества (колыбельные, песенки, потешки, заклички, приговорки и т.д.), так и тексты более позднего происхождения (страшилки, анекдоты, «садистские стишки», переделки-пародии, «вызывания» и др.). Однако степень распространённости того или иного жанра различна.
Традиционно изучаемые фольклористами, исторически сложившиеся жанры в речи современных детей находятся на грани вымирания. Почти полностью отмирает и такой жанр традиционного игрового детского фольклора, как жеребьёвки. При необходимости без обид поделиться на две команды дети предпочитают использовать родственный ему жанр считалки, иногда до бесконечности повторяя один и тот же текст или подбирая новые. Почти неизменным в текстовом отношении остаются заклички и приговорки. По-прежнему самыми популярными являются обращения к дождику («Дождик, дождик, перестань…»), к солнышку («Солнце, солнце, выгляни в оконце…»), к божьей коровке и улитке. Сохраняется традиционное для этих произведений полуверие в сочетании с игровым началом. В то же время уменьшается частота употребления закличек и приговорок современными детьми, практически не появляется новых текстов, что также позволяет говорить о регрессе жанра.
Бурно развивается такая необычная разновидность жанра, как загадки с рисунками. Фольклорные записи последних лет содержат довольно большой блок частушек. Постепенно отмирающий во взрослом репертуаре, этот вид устного народного творчества довольно охотно подхватывается детьми (так в своё время произошло и с произведениями календарного фольклора). Услышанные от взрослых частушечные тексты обычно не поются, а декламируются или скандируются в общении со сверстниками. Порой они «приспосабливаются» к возрасту исполнителей, например:
Меня девки обижают,
Говорят, что ростом мал,
А я в садике Иринку
Десять раз поцеловал.
Почти полностью исчезают из устного обихода такие исторически сложившиеся жанры, как пестушки, потешки, прибаутки и т.д. Современные родители и дети в устной практике используют их весьма редко, а если и воспроизводят, то как произведения, знакомые из книг, а не передающиеся из «уст в уста», что, как известно, и является одной из главных отличительных особенностей фольклора.
Более жизнеспособными оказались загадки и дразнилки. Оставаясь по-прежнему популярными в детской среде, они существуют как в традиционных формах («Под землёй прошёл, красну шапочку нашёл», «Ленка-пенка»), так и в новых вариантах и разновидностях («Зимой и летом одним цветом» – негр, доллар, солдат, меню в столовой, нос алкоголика и т.п.).
Такую разновидность детского фольклора, как дразнилка, некоторые исследователи причисляют к низкому жанру и относятся к ней негативно. То ли дело, нежная колыбельная или какая-нибудь милая считалка! Однако задача этих текстов — уязвить оппонента, выставив его в смешном свете.
Есть различные виды дразнилок – смешные и обидные стишки на каждое имя, на любой порок – жадность, трусость, нытьё, хвастовство. Вот, например, именные дразнилки:
Андрей-бармалей Сделал шапку из гвоздей. Идет хвалится, Гвозди валятся.
Борис - барбарис, Председатель жирных крыс!
Здравствуй, Вася, Жуй опилки. Я директор лесопилки.
А эти дразнилки порицают негативные качества:
Жадина-говядина, дырявый барабан! Кто на нем играет? Вовка — таракан!
Ябеда-корябеда, соленый огурец, На полу валяется, никто его не ест!
Плакса-вакса-гуталин — На носу горячий блин!
Есть «девчачьи» дразнилки, которые они используют по отношению к мальчикам, например:
(Такой-то) дурак, Курит табак, Дома не ночует, Спички ворует,
Спит под забором, Зовут его вором!
С помощью дразнилок ребёнок дает выход отрицательным эмоциям. Часто дразнилки сопровождаются гримасами и звукоподражанием. Дразнилка всегда произносится нараспев, всегда громко, во-первых, чтобы все слышали, а во-вторых, в словесный поединок лучше вступать с безопасного расстояния, а то ведь и сдачу получить можно.
Итак, дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
С помощью дразнилок дети учатся не только различать плохое и хорошее, выражать свое негативное отношение к какому-то явлению, но и развивают умение подбирать слова, рифму. Дразнилка – это тренировка в остроумии, в умении вести словесный поединок, развитие речи и чувства юмора. Есть мнение, что именно из дразнилок вырастают эпиграммы.
Для того, чтобы установить, используют ли мои сверстники дразнилки и каковы их особенности в сравнении с людьми старших поколений (родителями, бабушками и дедушками) был проведен социологический опрос.
В опросе участвовали 104 человека: 26 учеников 3 Б класса, 50 родителей, 28 бабушек и дедушек.
Мы задавали участникам следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты дразнилки? Какие?
2. Используешь ли ты дразнилки в своей речи?
3. Дразнят ли тебя? За что?
Приведем обобщенные результаты исследования.
При ответе на первый вопрос: «Знаешь ли ты дразнилки? Все 104 человека ответили утвердительно.
При этом мы наблюдали существенную разницу в ответах на вторую часть вопроса, где требовалось перечислить дразнилки, которые известны.
Таблица 1. Распределение известных дразнилок по категориям
На имена | На внешние признаки | На отрицательные поступки | ||||
Кол-во | В среднем | Кол-во | В среднем | Кол-во | В среднем | |
Ученики | 31 | 1,2 | 48 | 1,8 | 54 | 2,1 |
Родители | 64 | 1,3 | 66 | 1,3 | 72 | 1,4 |
Бабушки и дедушки | 38 | 2,1 | 40 | 2,2 | 59 | 3,3 |
Итак, как видно из таблицы 1, мои одноклассники знают несколько меньше дразнилок в категориях «На имена» и «На внешние признаки», самыми «знающими» бабушки и дедушки, кроме того, они называли дразнилки, которые сейчас совсем не употребляются в детской речи:
Едет Ваня на быке, балалаечка в руке, Балалаечка упала, быку ноженьку сломала (бабушка Игольникова Димы)
Антошка-картошка, соломенная ножка, Сам с ноготок, голова с локоток (бабушка Губарева Никиты).
Взрослые также называли дразнилку «Тили-тили-тесто, жених и невеста», которую не указал ни один из детей, так как дружба мальчика с девочкой не считается зазорной в нашем классе.
Дразнилки на имена – наименее распространенные у всех возрастных групп. Так, чаще всего назывались следующие:
Алка (Галка) - палка, -скакалка.
Андрей – воробей.
Вовка - морковка.
Инка (Нинка) – свинка (картинка)
Ленка - пенка.
Машка (Наташка) –какашка.
При этом взрослые не назвали такие дразнилки, как:
Борис - предводитель дохлых крыс. А жена его, Лариса, - замечательная крыса. А сынок его, Иван, - замечательный болван.
Очень много дразнилок, характеризующих внешность, знают взрослые, в речи детей из намного меньше. Так, родителями, бабушками и дедушками назывались такие дразнилки:
Беззубая карга, Тебя кошка родила, Тебя поп крестил И штаны спустил.
В нашем классе есть Затор - Вместо носа - гвоздодер!
Вот так нос: Бог семерым нес, А он одному достался!
Дорогой, дорогой, Почему такой худой? Приезжай ко мне в кишлак, Будешь толстый, как ишак.
Дядя Степа с длинным носом Приходил ко мне с вопросом: - Как убавить этот нос, Чтобы больше он не рос? - Вы купите купоросу И приставьте его к носу, Ковыряйте долотом - Нос отвалится потом.
Жирная бочка родила сыночка, А сыночек без ушей, Хоть завязочки пришей.
Жирная бочка Родила сыночка, Не успела пятого - Родила десятого. А десятый без ушей, Кричит: "Мамочка, пришей!" А одиннадцатый лысый, Бегает за крысой!
Жирный пончик, Дай талончик: Нечем печку растопить!
Жирный, жирный, Поезд пассажирный!
Жир-пром-комбинат!
Косой, косой, Подавился колбасой!
Очкарик, в жопе шарик, Поехал на футбол. Очки ему разбили, Сказали, это гол.
Очки, очки, Мы с тобой не дурачки!
Толстая бочка Родила сыночка, А сыночек говорит: "Ты не мама, а бандит".
Толстая бочка Родила сыночка, Посадила в люльку И дала козюльку!
Толстый пончик Съел батончик, А потом и говорит: "У меня живот болит".
Толстый, жирный, поезд пассажирный!
У кого рубашка в клетку- Тот похож на психтаблетку.
Вторая по наполняемости группа дразнилок, которые знают наши испытуемые – это дразнилки, высмеивающие дурные поступки или черты характера. Так, среди них упоминались:
Вображала хвост поджала И под печку убежала, А под печкой крокодил Вображалу проглотил.
Воброжуля первый сорт Сейчас поедет на курорт.
Воображуля высший сорт! Куда едешь? - На курорт. На курорте пусто Выросла капуста!
Дурочка-снегурочка Лежала на печи, Ела кирпичи!
Дядя хрюша, повторюша, А по имени Индюша. Все помойки облизал, А спасибо не сказал!
Жадина соленая, На костре вареная!
Жадина, говядина, Пустая шоколадина!
Жадина, говядина, Соленый огурец На полу валяется, Никто его не ест!
Жадина-говядина, Соленый огурец, На полу валяется- Никто его не ест. Муха прилетела- Понюхала и съела.
Командир полка - Нос до потолка, Уши до дверей, А сам, как муравей!
Командир полка - Нос до потолка, Уши до дверей, А сам, как муравей!
Командир полка - Нос до потолка, Уши до дивана, А сам, как обезьяна!
Командир полка - Нос до потолка, Уши до забора, А сам, как помидора!
Командир полка - Нос до потолка, Уши до лампочки, А сам лезет к мамочке!
Кто хвалится, Тот в яму провалится!
Любопытной Варваре Нос на рынке оторвали.
Любопытному на рынке Прищемили нос в корзинке.
Моряк, с печки бряк, Растянулся, как червяк!
Обманули дурака На четыре кулака, А еще один кулак - Получается дурак!
Обманули дурака На четыре кулака, А пятый сдуло, Чтоб тебя раздуло!
Плакса, вакса, гуталин, на носу горячий блин!
Плакса, вакса, мандарин, На носу горячий блин!
Так тебе и надо, Курица-помада!
Трус, трус белорус, На войну собрался, Как увидел первый танк - Сразу испугался!
Ты дурочка-снегурочка, Твой папа - Дед мороз, Нам мешок соплей принес!
Умная - тряпка полоумная, А дурочка - снегурочка.
Хвались, хвались, В яму провались. Яма, закройся, Больше не откройся.
Я скажу тебе на ушко Про зеленую лягушку. Никому не говори, Потому что это ты.
Ябеда соленая, На костре вареная!
Ябеда-корябеда, Соленый огурец, На полу валяется Никто его не ест!
Ябеда-корябеда, Турецкий барабан, Кто на нем играет, Тот противный таракан.
Для удобства анализа мы расположили дразнилки по алфавиту, и сразу стало видно, что в дразнилкой чаще всего порицаются воображалы, жадины, трусы и ябеды, то есть высмеиваются те черты детей и их поступки, которые больше всего вредят хорошим отношениям и мешают дружбе.
При ответе на второй вопрос: «Используешь ли ты дразнилки в своей речи?» ответы моих одноклассников распределились следующим образом.
Таблица 2 – Частота использования дразнилок в общении с другими детьми
Часто | Иногда | Никогда |
11 | 13 | 2 |
Как видим, большинство учеников нашего класса использует дразнилки в общении с другими детьми, половина класса – иногда, а 11 человек – часто.
При этом все ученики отмечают, что их дразнят, причем, обычно дразнилки связаны с какими-то плохими поступками – хвастовством, ябедничеством или связаны с именем ребенка.
Таблица 3 – Распределение дразнилок, используемых в классе, по категориям
На имена | На внешние признаки | На отрицательные поступки |
11 | 4 | 17 |
Таким образом, мои одноклассники в целом сохраняют традицию в использовании дразнилок, их выбор соотносится с опытом их родителей, бабушек и дедушек, то есть дразнилка как жанр детского фольклора сохранила свое предназначение – быть регулятором отношений в детском сообществе.
Выводы
Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках.
Исследование показало, что мои одноклассники знают несколько меньше дразнилок в категориях «На имена» и «На внешние признаки», самыми «знающими» бабушки и дедушки, кроме того, они называли дразнилки, которые сейчас совсем не употребляются в детской речи:
Большинство учеников нашего класса использует дразнилки в общении с другими детьми, половина класса – иногда, а 11 человек – часто.
При этом все ученики отмечают, что их дразнят, причем, обычно дразнилки связаны с какими-то плохими поступками – хвастовством, ябедничеством или связаны с именем ребенка.
Таким образом, мои одноклассники в целом сохраняют традицию в использовании дразнилок, их выбор соотносится с опытом их родителей, бабушек и дедушек, то есть дразнилка как жанр детского фольклора сохранила свое предназначение – быть регулятором отношений в детском сообществе.
Наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в нашем классе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы.
Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде.
Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Загадочная система из шести экзопланет
Весёлая кукушка
Галка в чужих перьях