В этой работе сначала на основе исторических документов доказывается, что на территории Сибири был бунт киргизов-джатаков, поэтому в основе поэмы П.Васильева лежит исторический факт. Затем рассматривается противостояние героев поэмы, делается вывод об исторических и нравственных уроках данного произведения
Вложение | Размер |
---|---|
samsonov.doc | 107.5 КБ |
solyanoy_bunt.ppt | 601.5 КБ |
Областное научное общество учащихся «Поиск»
научное общество учащихся «Мысль»
МОУ «Русскополянская СОШ №2»
Исторические и нравственные уроки поэмы Павла Васильева «Соляной бунт»
Направление - филология
Автор: Самсонов Артём Сергеевич
МОУ «Русскополянская» СОШ
№2, 7 «Б» класс
Руководитель: Дворецкая Ирина
Владимировна, учитель русского
языка и литературы.
Оглавление
1 Введение. Методика исследования…………………………..3
2. Исторические и нравственные аспекты поэмы Павла
Васильева «Соляной бунт» ………………………………….5
а) О Павле Васильеве и его поэме …………………………. 5
б) Историческая основа произведения…………………….8
в) Противостояние героев поэмы………………………….10
г) Исторические и нравственные уроки поэмы…………..12
3 Заключение. Основные выводы исследования…………….13
4 Литература……………………………………………………14
5 Приложения…………………………………………………. 15
Введение. Методика исследования.
Цель работы: выяснить, какие исторические и нравственные уроки можно извлечь из поэмы Павла Васильева «Соляной бунт»
Задачи, которые были поставлены:
1. Изучить литературу по данному вопросу;
2. Проанализировать произведение, выяснить, имеет ли оно реальную историческую основу;
3. Путём опроса выяснить, знакомо ли это произведение учащимся нашей школы и взрослым, а также знают ли они вообще о соляном бунте в Сибири 17 века?;
4. Систематизировать изученный материал;
5. Сделать выводы по изученной проблеме.
Из подобных произведений, которые рассказывают о малоизвестных исторических событиях, мы узнаём много нового об истории нашей страны и малой Родины.
Мы не узнаем это на уроках истории и литературы, поэтому такие произведения очень важны для нашего поколения. Они воспитывают в нас патриотизм и гуманизм. Пускай это событие не самое важное для истории России, но важное для истории Сибири. Если о соляном бунте в Москве 1698 года знают из курса истории, то о соляном бунте в Сибири знают лишь немногие.
Россия славится богатой историей, соляной бунт в Сибири - часть истории нашей страны.
Актуальность моей работы заключается в том, что сквозь пласты времени мы заглядываем в историю нашего родного края, узнаём о реальном историческом факте, отраженном в поэме П.Васильева « Соляной бунт».
Сделав правильные выводы, сумев извлечь исторические и нравственные уроки из этого произведения, мы станем не только лучше знать историю Сибири, но и постараемся избежать ошибок, описываемых в поэме, не будем посягать на человека и его права. Поэма « Соляной бунт» несёт в себе огромный нравственный потенциал, заставляет задуматься о роли человека в истории, о философских проблемах жизни и смерти, любви и ненависти.
Мы не должны быть « Иванами, не помнящими родства ». Нам, молодому поколению, необходимо знать историю своей Родины.
В своей работе я использовал некоторые философские термины:
Нравственность: 1. Совокупность норм, определяющие поведение человека. 2. Самое поведение человека. 3. Моральные свойства.
Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Задача, подлежащая исследованию.
Логика- 1. Наука об общих законах развития объективного мира и познания. 2. Разумность, правильность умозаключений. 3. Внутренняя закономерность.
В исследовании были использованы материалы следующих авторов:
Павел Васильев «Сборник стихов и поэм»; Интернет- ресурсы, Турсунов И. А. «Очерки истории казахов русского Прииртышья» и др.
Логическая цепочка моего исследования (Приложение №1) такова:
* Когда была написана поэма?:
* Как она была воспринята критикой 30 – х годов 20 века?
* Выдуманные или исторические факты лежат в основе поэмы?
* Что сейчас знают о поэме П. Васильева «Соляной бунт» и о соляном бунте в Сибири ученики и взрослые?
Какие исторические и нравственные уроки можно извлечь из этой поэмы?
Для исследования использовались следующие методы:
1.Опрос учащихся нашей школы, взрослых;
2. Анализ материала;
3. Систематизация изученного материала;
4. Обработка материала, написание выводов.
Совокупность использованных методов позволила достичь цели работы.
Практическая значимость заключается в том, что мою работу можно использовать на уроках истории, литературы, на классных часах, при проведении литературных и исторических мероприятий (например, «Литературная гостиная»).
Опрос респондентов(Приложение №2).
Результаты опроса огорчили, т.к. очень мал процент учащихся и взрослых, знающих о соляном бунте в Сибири и о поэме П.Васильева «Соляной бунт». В то же время результаты опроса придали уверенности в необходимости моей работы.
Думаю, что мои вопросы вызвали любопытство опрашиваемых и некоторые сами прочтут поэму.
1. а) Павел Васильев и его поэма «Соляной бунт»
Павел Васильев (Приложение №3) родился 25 декабря 1910 года в уездном городке Зайсане Семипалатинской области. На формирование поэтического характера Павла Васильева оказали большое влияние его бабка Мария Фёдоровна и дед Корнила Ильич. Неграмотные, они обладали даром сочинять, рассказывать сказки, им во многом обязан Васильев знанием русского фольклора, впоследствии по-разному отразившегося в его творчестве.
Духовное развитие поэта проходило в среде провинциального учительства, игравшего громадную роль в России. Учителя несли в народ не только грамоту, но и передовые идеи русской интеллигенции, они были «универсалами»- учили детей, ставили спектакли, знакомили население с классической литературой и музыкой. Именно эта среда привила П.Васильеву любовь к искусству и поэзии.
Он начал писать свои стихи в то время, когда Есенина уже не было в живых и когда лучшие продолжатели литературных традиций Есенина были загнаны в советскую преисподнюю и обозваны «бардами кулацкой деревни». Его первые стихи появились в журнале «Сибирские огни» в 1927-1928 гг. В Москве он в результате долгих усилий написал поэму «Соляной бунт». Поэма сразу была охвачена волной критики.
Поэт (якобы за хулиганский дебош, учинённый на квартире поэта Алтаузена ), был приговорён к полуторагодичному заключению. Это была клевета на одного из самых даровитых поэтов того времени.
Его поэзию отличает гуманное отношение к человеку прошлой России, неподкупная простота языка и неподражаемый, данный только истинным талантам приём творчества.
Павел Васильев за 26 лет своей жизни создал в отечественной литературе многогранный и прекрасный мир своей поэзии.
Один из советских критиков написал статью «От чужих берегов» о поэме Васильева «Соляной бунт». Статья появилась в советском журнале «Литературный критик» за январь 1934г. и принадлежит перу одного из редакторов этого журнала Елене Усиевич: «Появление на литературном горизонте молодого поэта Павла Васильева породило разнообразные толки в литературной среде. Толки эти, лишь частично вызванные несомненным для всех талантом Васильева, в значительной степени были обусловлены неправильностью его творчества, возбуждающей настороженность советских писателей, некоторые надежды реакционных элементов и, главное, нездоровое любопытство, толки и сплетни создали вокруг Павла Васильева специфическую атмосферу скандалезной известности, которая предшествовала появлению в печати его крупных произведений.
С выходом из печати его поэмы «Соляной бунт» открывается возможность серьёзно поговорить о нём и о том месте, которое он может занять в советской поэзии. В этой поэме он впервые делает попытки пересмотреть ряд ярко реакционных тенденций, характеризующих до сих пор его творчество, преодолеть тяготеющие над ним и враждебные всей советской действительности традиции и навыки, взглянуть на свой обычный, с детства знакомый материал другими более объективными глазами. То, что Васильеву удалось проделать, если можно так выразиться, «на полном ходу», т.е. не снижая силы голоса, не теряя характерной для этих стихов насыщенности образами, не впадая в риторику и декламацию – создает надежду, что богатая одарённость даст ему возможность выбраться из реакционной трясины, в которую увязало его творчество до сих пор».
Из этой критической статьи Елены Усиевич явствует, что, с одной стороны, поэт Васильев «несомненно» талантливый поэт, но, с другой стороны, его поэзия – враждебна «всей советской общественности». Можно легко понять, до какой степени эта враждебность могла дойти в условиях советской обывательщины.
Неоднозначность восприятия поэмы после появления в печати очевидна, как и нападки на Павла Васильева, высказывавшего своё мнение об историческом факте - «соляном бунте» в Сибири. Критики признали: «При всей своей идеологической спорности поэма Павла Васильева «Соляной бунт» является значительным событием на нашем поэтическом фронте» (Александр Курилович).
Павел Васильев стоял на вершине своей поэтической деятельности, и, если бы не тюрьма и разного рода лишения, порождённые тюрьмой, мы имели бы одного из самых талантливых певцов казачества, его широких вольностей и неиссякаемой ненависти к угнетению…
Вот почему и послали в тюрьму одного из самых славных певцов этой былой опоры «старой» России», поэта Васильева за то, что «как мог он сметь своё суждение иметь» в «реконструктивный» период.
Усиевич не только «критикует» поэму «Соляной бунт», но прямо-таки зовёт к «советскому бунту» против поэта Васильева как человека вообще и как писателя, в частности.
Елена Усиевич, призванная «блюсти чистоту советской поэзии», особенно резко нападает на поэта Васильева за следующие строки, выхваченные из поэмы «Соляной бунт». Это – «апологетика кулацкого быта» казачества:
Там живут по- нашему,
В горнях полы крашены,
В пять железных кренделей
Сундуки закованы.
По четырнадцать рублей
Солнца наторговано.
Павел Васильев пал жертвой именно гнусного заговора всех тех «поэтов, которые сами никак в «музыканты не годились», а раз не годились в музыканты, то наиболее пригодными оказались для разной клеветы и провокации, чтобы таким путём обезглавить одного из самых мощных «советских орлов», осмелившихся подняться выше обычной советской обыденщины и парить в недосягаемых для них высотах своего творчества.
«Соляной бунт» в значительной мере вырос из фольклора, из казачьей песни. Павел Васильев почти не пытался заново переосмыслить, переакцентировать собственническую и шовинистическую основу этого фольклора, тщательно сохраняя его «дух», даже стилизуя под него свой стих.
Яркость словесного оперения, декоративная выигрышность материала до сих пор пленяют наших поэтов.
Нам, современным читателям, поэма дорога тем, что она рассказывает об истории нашего сурового края. Сквозь время мы можем заглянуть в прошлое Сибири, узнать всю правду.
Поэма «Соляной бунт» является «машиной времени», которая погружает нас в 17 век и позволяет увидеть соляной бунт своими глазами.
б) Историческая основа произведения.
В основе поэмы лежит реальный исторический факт- восстание казахов, получившее название «соляной бунт». Восстать казахов заставили невыносимые условия жизни: голод, нищета, непосильный труд. Но чтобы понять все причины бунта, нужно углубиться в предысторию. «Казаки Омского Прииртышья этнически принадлежат к Среднему жузу. Официальной датой вступления казахов Среднего жуза в русское подданство считается 1740 год, но этот процесс начался раньше. В 1731 году хан Младшего жуза Абулхаир вступил в русское подданство. Его поддержал батыр Бугенбай, род которого относился к Среднему жузу. Почти до конца 18 века Средний жуз находился в номинальном подчинении России.
Казахи разводили лошадей, верблюдов, баранов, коров, коз, кочевали с места на место. Основной отраслью оставалось овцеводство, которое высоко ценилось русскими и среднеазиатскими купцами.
Захватом русскими властями части кочёвок, многие роды перешли к полуосёдлому образу жизни, стали заготавливать на зиму сено. Рыболовство было сведено на нет, в связи с запретом селиться на берегу Иртыша. До 19 века у российских властей не было единого мнения в отношении колонизированного населения, одни запрещали им заниматься земледелием, другие нет. Но те, кто занимался скотоводством, страдали от нехватки воды. Пастбища были скудными, так как скот уничтожал корни многолетних трав. Казахи должны были платить сбор с каждой головы.
Обнищавшие казахи нанимались к станичным казакам на работу. В степи сохранялось рабство, отменённое только в 1859 году решением Сибирского генерала-губернатора Горчакова П.Д. Более 50% казахов влачили жалкое существование, оказавшись за чертой бедности. Женщин было намного меньше, чем мужчин, рождаемость была очень низкой. В целом по Казахстану умирал в течение года каждый второй родившийся ребёнок.
От переселенческой политики царской администрации казахи теряли свои лучшие пастбища и несли немалые убытки».
На подавление бунта бросают казаков, вооруженных плетями и саблями (Приложение №4). Они безжалостно расправляются с казахской беднотой. Вот как о целях казаков писал автор:
«Надо надеть на народ узду
Крепче и круче,
Чем вначале,
Чтоб в соляном и прибыльном льду
Люди работали
И молчали».
В поэме боль и плач того времени, когда в казахской степи начал меняться уклад жизни. В ней проклятье всякому посягательству на человека и его права.
в) Противостояние героев поэмы.
Люди у Павла Васильева разные – диковатые, жадные и алчные, жестокие и свирепые, благородные и увлеченные, нет только среди них людей пустячных, безликих, двойных и тройных.
Женщина у него создание такое:
«С белыми спокойными бровями,
Ты стройна, улыбчива, бела
И недаром стройными руками
Ты мне крепко шею обняла…»
Либо нечто совсем другое:
«Девка расписная
Дура в лентах, серьгах и шелках».
Одни из главных героев поэмы – Деров, Ярков, Меньшиков изображены сытыми, довольными, лихими. Деров – богатый купец, у которого казаки друзья и главная защита. Ярков и Меньшиков – чистокровные казаки – буйные, хвастливые, свободолюбивые.
А казахи в поэме:
«Тощи груди у женщин,
Нет молока…»
«На согнутых спинах у них, похоже,
Вместо детей сидели горбы».
В поэме происходит противостояние казаков и казахов, что видно по описанию персонажей. Казаки безжалостно убивают казахов, поднявших бунт. Они восстали довольно странно: сбились в кучу, сидели на корточках и читали молитвы.
Преимущество было на стороне казаков, они были хорошо обучены и вооружены (Приложение №5). Но среди них появились сочувствующие восставшим. Один из них – Григорий Босой. Он предал казаков во время подавления бунта. Вот так об этом рассказывает автор:
«Что замешкался, молокосос?
Руби,
Григорий,
Босой!
Шашка зазвенела вяло,
Зашаталась, как подстреленный на
Бегу
Девка стояла…
- Атаман?!
- Руби!!
- Не могу...
Григорий саблей зарубил атамана, ударившего его плетью.
Эпилог написан как бы от имени казахов. Они сообщают о том, что убили Дерова, Яркова и Меньшикова. Убитые казаки принимали участие в подавлении бунта. Все главные герои поэмы мертвы: Григорий Босой – казнён, Корнила Ильич – убит Босым, Деров, Ярков и Меньшиков – убиты казахами.
В эпилоге последние строки являются призывом к революции. В социальной борьбе побеждает у поэта только подлинно сильный, побеждает безоговорочно в открытой схватке. Здесь сила, пожалуй, больше всего и обретает самое себя. Но, несмотря на это, автор сочувствует казахам. Любой, прочитав эту поэму, будет сочувствовать им. Ведь их разрубали на мелкие кусочки в прямом смысле слова. В поэме так и сказано, что, куда ни посмотришь, везде руки, головы, глаза, глотки. А с какой жестокостью казаки расправлялись с бунтующими? Им было неважно, кого они убивают – ребёнка или взрослого.
Противоборство привело к гибели и казаков, и казахов. Думается, что гуманизм автора проявляется в том, что он показывает весь ужас кровавой расправы над безоружными, бессильно сбившимися в одну кучу казахами. Стыдно и страшно читать о посягательстве казаков, представляющих законную власть царя – батюшки, на человека и его права.
Вот такие кровавые события описывает Павел Васильев в своей поэме.
г) Исторические и нравственные уроки произведения
(Приложения№6 и №7)
Из поэмы логично извлечь следующие исторические уроки: если заставлять людей каторжно трудиться, то из этого не выйдет ничего хорошего, только горе и страдания. Соляной бунт в Сибири – отличный тому пример. Казахи работали на соляных озёрах целый день без отдыха. Они были уже просолены насквозь. Соль разъедала им руки, ноги. На спинах у них были горбы размером с маленького ребёнка. Есть у них было нечего, они умирали с голоду. И вот казахи начали бунтовать. Требовали они прекратить работу на соляных озёрах. Казаки безжалостно убили бунтующих. Сколько людей погибло, сколько осталось женщин без мужей, детей без родителей. Погибли практически все жители бунтующего аула.
Есть ещё один аналогичный пример – Ленский расстрел 1912 года. На Лене наёмные рабочие добывали золото. Условия труда были ужасными – 16- часовой рабочий день, очень маленькая зарплата, кормили плохо. Восстание началось, когда рабочим начали продавать гнилое мясо. Они стали требовать 8- часовой рабочий день, прибавку к зарплате и т.д. Требования не были выполнены. Вскоре восставшие двинулись с жалобой к прокурору. Царём был дан приказ солдатам стрелять на поражение. Было убито 270, а то и более человек.
Выводы таковы: практически все народные движения жестоко подавлялись, потому что у бунтующих не было оружия, подготовки и дисциплины. Поэма также доказывает, что нужно запоминать исторические уроки, делать нравственные выводы, чтобы не повторять ошибок прошлого. Она доказывает, что навязывание другим народом своей воли приводит к бунтам или войнам, как, например, в Афганистане. Если мы не делаем выводы, то это может кончиться очень плохо для государства.
В поэме, помимо исторических, имеются ещё и нравственные уроки : нарушение Божьих заповедей и нравственных законов приводит к ужасным последствиям – гибели противоборствующих сторон, гибели антагонистов.
В «Соляном бунте» это отчётливо видно. Казаки работали, не зная отдыха, за копейки. Их права были приравнены к правам животных. У них не имелось еды, они ели соль, потому что нечего было больше есть. Они умирали от голода, от болезней, дети рождались мёртвыми, если вообще рождались. На соляных озёрах им не давали сделать перерыв. За остановку работы или прочую погрешность их попросту убивали. Назревавший конфликт нельзя было решить мирно, потому что казахи уже натерпелись. Они подняли бунт, но казаки подавили его и убили всех.
Главный вывод заключается в том, что если власть притесняет малоимущих, наживаясь на их рабском труде, то прежде всего это ведёт к восстанию униженных и к деградации личности самих притеснителей.
Никто не имеет права отнимать жизнь, данную Богом.
III Заключение. Основные выводы
Поэма очень актуальна в наши дни. Во-первых, она не имеет аналогов в русской литературе. Во-вторых, она учит нас жить по законам нравственным и Божьим. Она показывает негативные моменты в истории Сибири и России в целом.
Поэма также доказывает, что нужно запоминать исторические уроки, делать нравственные выводы, чтобы не повторять ошибок прошлого. Она доказывает, что навязывание другим народом своей воли приводит к бунтам или войнам, как, например, в Афганистане, в Чечне. Если мы не извлекаем исторические и нравственные уроки, то это всегда плохо заканчивается для государства.
Я рекомендую прочитать эту поэму и вообще все произведения Павла Васильева, потому что он жил в Сибири, как и мы, и, если кому-то хочется узнать малоизвестные события из истории Сибири, не надо искать это в Интернете, а просто сходить в библиотеку и взять книгу Павла Васильева.
Разноцветное дерево
Красочные картины Джастина Геффри
Яблоко
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"