Ученица анализирует понравившееся стихотворение "Колодец" забайкальского поэта Михаила Вишнякова. Работа была представлена на конкурс "Портфолио", объявленный редакцией газеты "Первое сентября" и опубликован в сборнике творческих работ школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
vishnyakov.doc | 35 КБ |
Стихотворение Михаила Вишнякова «Колодец». Восприятие, оценка, истолкование.
. Красикова Елена, 9 класс. Могойтуйская средняя школа №1.
«Михаил Вишняков прошел творческий путь от публикаций стихотворения в газете «Шилкинская правда» до стихотворений, вошедших в антологию русской поэзии 20-го века», - читаю я слова о забайкальском поэте Михаиле Евсеевиче Вишнякове.
Мне захотелось почитать его стихотворения …
Первая книга двухтомного сборника стихов начинается и заканчивается стихотворением «Колодец», и я думаю не случайно. Стихотворение написано простыми, понятными словами, но оно очень емкое и высоко художественное по содержанию и форме произведение. Перед нами 12 строф, они четко делятся на три части, в которых нарисованы картины жизни трех поколений: дедов, отцов и детей.
Когда мой дед был молодой,
А бабушка молоденькой
Затем деда «сменяет» другое поколение – отец и мать, далее сын и его жена. Но строфы заканчиваются одинаково:
Они ходили за водой
Колодезной, холодненькой.
Все три поколения объединяет колодец. Здесь он выступает связующим звеном, которое соединяет не только три поколения, но и ход времени, столетия. Перед читателем проходят реальные картины жизни России трех веков. А вода колодезная, холодненькая – признак чистоты, чего-то родного и бодрящего, неиссякаемого источника жизни, в котором черпают силы.
В двух строфах каждой части произведения лирический герой предельно кратко, но очень емко характеризует целые столетия:
Век девятнадцатый сиял
Над полем и над звонницей
Тогда никто еще не знал
Чем это все закончится.
Словом «сиял» передается надежда на хорошее, светлое. Дед и бабушка были молоды, красивы и счастливы. «Над полем и над звонницей» - символы России: хлебное поле и колокольный звон. Две последние строки четверостишия несут тревожность, будто что-то должно произойти.
20-ый век автор характеризует чередой войн, которые «смыкаются» одна за другой, от них «вода в колодце так темна, что кровь не отмывается».
О самом страшном явлении истории России 20 века репрессиях, охвативших всю страну говорится в строфе:
Проселок наш не пел – хрипел
От Колымы до Дайрена
Кому допрос, кому расстрел
И опять лирический герой обращается к России и обращается, как поэты-классики: «Терпи, многострадальная…»
Но и в 21 веке не все спокойно, поэтому современнику снится сон: «колодец допивается». Он боится, что прервется эта живительная нить, связь поколений, источник жизни. И как же хорошо узнать, что это был только сон.
Колодец же кипит, зовет
Набрать воды для чайничка,
Лирическое стихотворение рождается у поэта из страстной потребности самораскрытия, из желания познать самого себя в своих связях с обществом, с миром.
Высокую общечеловеческую значимость и ценность лирическое произведение приобретает только тогда, когда поэту удается, говоря о личном, сказать и об общем, о том, что волнует и тревожит его современников и потомков. «Великий поэт, - писал В.Г.Белинский, - говоря о самом себе, о своем «я», говорит об общем – о человечестве. И поэтому в его грусти всякий узнает свою грусть…»
Стихотворение стройное, легкое это подчеркивает и размер стиха – четырехстопный ямб. В тексте почти нет эпитетов, кроме обращения «многострадальная». Сменность поколений и объединяющий образ колодца помогают выразить анафора и эпифора. Трижды звучащие слова «молоденькой», «холодненькой» вносят задушевность, ласку, тепло, этому помогают и уменьшительно-ласкательные суффиксы. Когда автор говорит о страданиях, боли, он использует аллитерацию: другой, кровь, проселок, хрипел, расстрел, терпи.
Заканчивается произведение жизнеутверждающе. Колодец как главный герой произведения «кипит, зовет налить воды для чайничка», прием олицетворения помогает принять колодец живым непосредственным участником событий истории.
Следует отметить, что образ колодца встречается и в других произведениях поэта. Например, в стихотворении «Глубинная Азия» есть такие строки:
Теперь уж навеки со мной остается
и тайна колодца
и древняя трубка с багряной резьбой.
«Тайна колодца»… Я думаю, что эта тайна присутствует и в исследуемом стихотворении.
« Две тысячи четвертый год, а жизнь все не кончается» - в стихотворении есть точная дата его написания. Заканчивается оптимистично, видимо что-то сдвинулось в России и поэт смотрит в будущее.
Стихотворение входит в сборник произведений под названием «Колодец». В произведениях этого сборника указана дата 2004 год – это последние стихотворения поэта. Случайно это или нет, но лирический герой этих стихотворений обращается к Богу, вечности. Автор размышляет о жизни, творчестве, времени. Эти стихотворения философские. Такое ощущение, что поэт подводит итог.
«Михаил Евсеевич Вишняков – поэт яркий, самобытный, со своим мироощущением, отношением к жизни. Точность слова, мысли даются далеко не каждому. Вишняков - мастер русского слова, он умеет простыми словами передать мысли, чувства, которые трогают, волнуют каждого из нас. Его поэзия заставляет искать смысл жизни, будоражит умы, дарит радость и любовь» - так говорят о М.Вишнякове поэты-забайкальцы.
Мое открытие Михаила Вишнякова, поэта России, продолжается.
Как Снегурочке раскатать тесто?
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Заколдованная буква
Рисуем тыкву
Большое - маленькое