Ежегодно в конце июня сотни юношей и девушек, вчерашних школьников, отмечают праздник с романтичным названием – «Алые паруса». Это день, когда открываются новые горизонты и сбываются мечты; это праздник молодых людей, вступающих в новую жизнь.
«Алые паруса» — это повествование о возвышенной мечте и поэтической любви двух верящих в чудеса людей. В то же время, сам автор называет свое произведение феерией, повестью-сказкой, а значит, описанные в ней события никогда не могли произойти на самом деле. С этим мне никак не хочется соглашаться. Разве не могла жить на свете девушка со светлой поэтической душой, больше верящая в добро и любовь, чем в окружающие ее непонимание и серость? Разве не жил никогда любящий мечтать юноша, чье сердце с детства принадлежало морю, и разве не мог он, став взрослым, осуществить задуманное давным-давно? И разве не могли они встретиться: верящая в чудо и ищущий эту веру, ожидающая свою судьбу и сумевший сам стать судьбой — Ассоль и Грэй? Может быть, звали их по-другому. Может, Ассоль была дочерью не моряка а лесоруба, а Грэй — не наследником знатного рода, а бродячим сказочником, как собиратель песен и легенд Эгль. Все это не имеет значения, когда есть люди, способные самоотверженно любить, самозабвенно мечтать и всем сердцем верить в чудо.
Светлое и радостное чувство остается в душе, когда дочитываешь «Алые паруса». Взрослых это чувство возвращает в детство, а юных убеждает, что чудеса в их дальнейшей жизни зависят от них самих. Вот почему у этого произведения никогда не будет равнодушных и зевающих читателей.
Своей работой я хочу доказать, что писатель-романтик, превосходный пейзажист и тонкий психолог, Александр Грин умел раздвинуть рамки обыденности и обнаружить в окружающей жизни её поэтические стороны.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_grinu.doc | 195 КБ |
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 202
Фрунзенского района
Исследовательская работа
по литературе
Волшебная всепобеждающая сила мечты и любви
в повести-феерии
А. Грина «Алые паруса»
Ученицы 11а класса
Панковой Дарьи
Преподаватель
Панкова О. И.
2009
Санкт - Петербург
Содержание работы
Введение…………………………………………………………..3 - 4
1 . Жизнь и творчество А. С. Грина……………..……………4 - 12
1.1. Картина жизни Александра Грина (Гриневского)……...………4 - 5
1.2. Критические отзывы о творчестве
писателя-романтика А. С. Грина………………………...………5– 12
2. Волшебная всепобеждающая сила мечты и любви ………...…... 12 - 19
2.1 История создания повести-феерии «Алые паруса»……….…12 - 14
2.2 «Евангельские аллюзии» Грина в повести-феерии
«Алые паруса»………………………………………………..….....14 - 15
2.3 Символ мечты и любви…………………………………..….….15 – 17
2.4 Мир мечтателей и мир обывателей……………………..…....17 - 19
Заключение……………………………………………...……19 – 20
Приложение 1
Рецензия на спектакль «Алые паруса» учебного театра на Моховой Санкт-Петербургской академии театрального искусства..………..21
Приложение 2
Программа спектакля «Алые паруса» учебного театра на Моховой Санкт-Петербургской академии театрального искусства……22 - 23
Список использованной литературы…..……………………..….24
ВВЕДЕНИЕ
Ежегодно в конце июня сотни юношей и девушек, вчерашних школьников, отмечают праздник с романтичным названием – «Алые паруса». Это день, когда открываются новые горизонты и сбываются мечты; это праздник молодых людей, вступающих в новую жизнь.
«Алые паруса» — это повествование о возвышенной мечте и поэтической любви двух верящих в чудеса людей. В то же время, сам автор называет свое произведение феерией, повестью-сказкой, а значит, описанные в ней события никогда не могли произойти на самом деле. С этим мне никак не хочется соглашаться. Разве не могла жить на свете девушка со светлой поэтической душой, больше верящая в добро и любовь, чем в окружающие ее непонимание и серость? Разве не жил никогда любящий мечтать юноша, чье сердце с детства принадлежало морю, и разве не мог он, став взрослым, осуществить задуманное давным-давно? И разве не могли они встретиться: верящая в чудо и ищущий эту веру, ожидающая свою судьбу и сумевший сам стать судьбой — Ассоль и Грэй? Может быть, звали их по-другому. Может, Ассоль была дочерью не моряка а лесоруба, а Грэй — не наследником знатного рода, а бродячим сказочником, как собиратель песен и легенд Эгль. Все это не имеет значения, когда есть люди, способные самоотверженно любить, самозабвенно мечтать и всем сердцем верить в чудо.
Светлое и радостное чувство остается в душе, когда дочитываешь «Алые паруса». Взрослых это чувство возвращает в детство, а юных убеждает, что чудеса в их дальнейшей жизни зависят от них самих. Вот почему у этого произведения никогда не будет равнодушных и зевающих читателей.
Своей работой я хочу доказать, что писатель-романтик, превосходный пейзажист и тонкий психолог, Александр Грин умел раздвинуть рамки обыденности и обнаружить в окружающей жизни её поэтические стороны.
В связи с поставленной целью моя работа содержит следующие главы:
1 . Жизнь и творчество А. С. Грина ( картина жизни Александра Грина (Гриневского), критические отзывы о творчестве писателя)
2. Волшебная всепобеждающая сила мечты и любви (история создания, «Евангельские аллюзии», символичность, взгляд на мир мечтателей и мира обывателей, представленный в повести-феерии А. Грина «Алые паруса»)
В своей работе я использовала около двадцати различных источников:
- А. Грин «Алые паруса», «Автобиографическая повесть»;
- биографические издания: «Воспоминания об Александре Грине» Под ред. В. Сандлер., Михайлова Л. А. Грин. Жизнь. Личность. Творчество;
- критические издания : Дунаевская И. «Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве А. Грина», Кобзев Н. А. «Роман Александра Грина», Ковский В. А. «Грин. Преображение действительности», «Романтический мир А. Грина»;
- публикации литературных журналов и газет, касающиеся творчества А. Грина, в том числе «Новый мир», «Вопросы литературы», «Красная новь», «Комсомольская правда», «Приложение к газете "Первое сентября" Литература», «Литература в школе»,
В приложении своей работы я представляю краткую рецензию на одноименный спектакль учебного театра на Моховой СПбГАТИ
1 глава
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. С. ГРИНА.
1.1. Картина жизни Александра Грина (Гриневского)
Чтобы верно понять творчество Александра Грина, необходимо знать его судьбу. Опираясь на работы Л. Михайловой, В. Сандлера, самого А. Грина, воспоминаний его близких, можно составить следующую картину его жизни.
Александр Степанович Грин родился 23 августа 1880 года в уездном городе Вятской губернии - Слободском, в семье ссыльного Степана Евзебиевича Гриневского. Жизнь будущего писателя не была счастливой. Непонимание окружающих преследовало его с детства. Отец хотел, чтобы сын получил образование и начал работать. Но Саша не был похож на других детей, его манили к себе неизвестные, экзотические страны, леса, море, о которых он узнавал из книг Ф. Купера, Э. По, Д. Дефо, Ж. Верна. В шестнадцать лет юный Саша Гриневский уходит из дома, чтобы приблизить свою мечту. Уже будучи взрослым, А. С. Грин признался: «Слова «Ориноко», «Миссисипи», «Суматра» звучали для меня, как музыка»[1]. [2]
В надежде устроиться матросом на какое-нибудь судно, юноша попадает в Одессу. Но Александра не приняли ни на одно судно. Началась полоса ночлежек, голоданий, болезней. Наконец, он попал на транспортный пароход «Платон». В этом плавании он увидел и запомнил порты Севастополя, Ялты, Батума, Феодосии, которые послужили прообразом фантастических гаваней Лисса, Покета, Зурбагана, Гель-Гью. Но жизнь матроса не совпала с представлениями о ней А. Грина. «Я не раз упоминал о насмешках, об издевательстве. Кроме того, что на пароходах в отношении новичков существует этот вид спорта, - сказывалось мое внутреннее различие с матросами. (...) Я относился серьезно, обидчиво не только к брани или враждебности, но и к шуткам, конечно, грубым, что вызывало удовольствие моих мучителей»[3]. Позднее судьба забрасывает А. Грина на бакинские, нефтяные промыслы, затем в среду уральских золотоискателей, но нигде будущий писатель не находит душевного равновесия. О писательстве в те времена Грин не думал.
В 1902 году А. Грин знакомится с революционерами, а в ноябре 1903 года его арестовывают за пропаганду во флоте и крепостной артиллерии. Так начинается новая жизнь А. Грина. После выхода из тюрьмы в 1905 году ему приходится скрываться от полиции. А. Гриневский живет под чужими фамилиями. Именно с революционной деятельностью связаны первые литературные попытки А. Грина.
Весной 1906 года А. Гриневский знакомится с Верой Абрамовой, которая впоследствии стала его женой. Она разделяла с Александром Степановичем несчастья, выпавшие на его долю: помогала доставать документы, поехала вместе с мужем в ссылку, поддерживала его в литературных начинаниях. Но судьба сложилась так, что зимой 1914- 1915 г.г. Вера Павловна и Александр Степанович расстались.
Большую роль в творческой судьбе Александра Степановича сыграл А. Куприн. С 1912 по 1918 годы - время дружбы с А. Куприным. Куприн вводит Грина в журнал «Современный мир», знакомит со многими известными писателями того времени.
В 1918 году Александр Степанович знакомится с Ниной Николаевной, которая стала второй женой А. Грина. В 1923 году они переезжают жить в Феодосию, где продолжается творческая деятельность писателя, а затем в Старый Крым, где после долгой и мучительной болезни 8 июля 1932 года Александра Степановича Грина не стало.
1.2. Критические отзывы
о творчестве писателя-романтика А. С. Грина.
Несмотря на все жизненные тяготы, в литературу А. С. Грин вошел как писатель - романтик. Он верил в лучшее, в возможность обретения человеком счастья, поэтому на фоне романтического творчества почти незаметны ранние реалистические рассказы.
Творчество А. Грина начинается с 1906 года. Критика восприняла рассказы негативно. А. Грина считали беллетристом, чьи сюжеты неправдоподобны. Критики не видели в Грине самобытного интересного писателя. Его считали слабым подражателем западноевропейской приключенческой литературы. Не изменилось отношение к творчеству А. Грина и после Октябрьской революции. Несмотря на отрицательные отзывы, произведения А. Грина печатали, его любили читатели.
В 1930-е годы, уже после смерти Александра Степановича, были сделаны попытки серьезно и объективно оценить творчество писателя. Появились статьи М. Шагинян, К. Зелинского, К. Паустовского, Ц. Вольпе, М. Левидова, М. Слонимского, И. Сергиевского, А. Роскина. К сожалению, исследование творчества А. Грина было прервано войной.
После войны А. Грина запретили печатать, так как считали его аполитичным писателем и космополитом. В 1950-е годы этот запрет был снят. В связи с этим появилась статья М. Щеглова «Корабли А. Грина». Начинается полоса признания писателя. Появляются работы В. Вихрова, А. Хайлова, В. Россельса, В. Харчева, В. Ковского, Л. Михайловой, В. Сандлера, Н. Кобзева, Н. Тарасенко, В. Зорина, И. Дунаевской, Ю. Киркина.
Первая монография о творчестве А. С. Грина вышла в 1966 году. Ее автор - Вадим Ковский. В своей работе В. Ковский рассматривает «только одну из сторон художественного метода писателя - принципы пересоздания действительности и построения особого мира, в котором живут и действуют романтические герои Грина. Именно эти принципы вызывали наиболее противоречивые толкования и служили отправным пунктом для вынесения критических приговоров. И именно они кажутся нам решающими в художественном самоопределении Грина, ибо его концепция человека (из которой упомянутые принципы, разумеется, и проистекают), несмотря на всю свою сложность, по существу более традиционна, чем порожденные ею эстетические искания.[4]» В. Ковский в своей работе показывает, как происходило пересоздание мира в творчестве А. Грина. Это изменение заметно уже в ранних рассказах писателя. Романтическая устремленность А. Грина выразилась в образе страны «Гринландии». Так назвали ее критики. Это особый синтезированный мир действительности, реальности и мечты. В. Ковский в своей работе дает характеристику «Гринландии» - ее природному и социальному устройству, системы героев: «Отношения в Гринландии - это отношения богатых и бедных, власть имущих и бесправных», «Излюбленные гриновские герои, по существу, - герои идеальные, рыцари «без страха и упрека». Духовные возможности их неограниченны»[5]. В. Ковский кратко раскрывает вопрос о взаимодействии человека и природы, отмечая устойчивость и повторяемость природных образов и пейзажей.
В 1969 году выходит вторая работа В. Ковского - «Романтический мир Александра Грина». Эта книга является продолжением исследования художественного метода А. Грина. В. Ковский рассматривает в монографии не только романтическое творчество, но и реалистическое, прослеживает становление гриновского героя, тенденции его изменения. «В реалистическом периоде творчества А. Грин варьировал одну тему - поиск выхода из невыносимой скуки мещанского существования. Мотив скуки довлел над всем»
Персонажам ранних произведений неприятна действительность, они пытаются вырваться из нее, но эти попытки бесполезны. Сначала герой пытается убежать от людей, затем бежит от себя. В зрелом творчестве Грина происходит сближение реального и воображаемого миров. Неотъемлемой частью романтического является искусство. В. Ковский отмечает, что «искусство романтического мира несет в себе прекрасное, свет доброты и любви, которых не хватает в действительности». В. Ковский отмечает, что романтический мир А. Грина тесно связан с темой чуда. «Чудеса Грина идут, скорее, от сказочных традиций, нежели от формальных задач, но сами традиции эти подкреплены всеми ресурсами современной поэтики условности. Сверхъестественные события естественно «накладываются» на гриновскую концепцию личности, исходящую из представления о неограниченных возможностях человека» .
В 1972 году выходит монография Л. Михайловой (настоящее имя Бройт Цецилия Михайловна) «Александр Грин. Жизнь, личность, творчество». В 1980 году выходит второе издание этой книги, доработанное и дополненное. В своей работе Л. Михайлова исследует художественное творчество А. Грина в связи с его биографией. «Грин, став уже зрелым художником, повторял: «Мои книги - это я», перевоплощаясь в своих героев от крупного до мелочей, от заблуждений и прозрений, обостренно лирического восприятия мира до биографических, пусть фантастически видоизмененных, но очень личных черт и подробностей. (...)Грин настаивал на сходстве собственного внутреннего мира с миром внутренним героев, подчеркивая личностное в своей манере». Л. Михайлова отмечает, что наследие Грина обнаруживает поразительную слитность, кровное родство исписанной страницы и прожитого, перечувствованного писателем дня. «Я пытаюсь, вникнув в творческую лабораторию, раскрыть подтекст фразы о нераздельности творчества и жизни».
В том же 1972 году вышла книга «Воспоминания об Александре Грине» (составитель Владимир Сандлер). В этой книге В. Сандлер собрал воспоминания людей, которые были рядом с Грином на протяжении всей его жизни или встречались в разные годы, но все они по-настоящему любили А. Грина. В книге содержатся воспоминания первой жены А. Грина - В. Калицкой, воспоминания второй жены - Н. Н. Грин, а также воспоминания В. Шкловскоого, Н. Вержбицкого, Л. Лесной, В. Рождественского, М. Слонимского, Л. Борисова, Э. Арнольди, В. Лидина, К. Паустовского, Л. Гумилевского, Ю. Олеши, О. Вороновой. В книге помещено исследование о творчестве и жизни А. Грина Вл. Сандлера, которое называется «Вокруг Александра Грина». Это исследование основано на письмах и документах А. Грина. А начинается книга «Воспоминания об А. Грине» с «Автобиографической повести», в которой А. Грин описывает свою жизнь до 1906 года.
В 1975 году выходит монография Вячеслава Васильевича Харчева «Поэзия и проза Александра Грина». В. Харчев исследует творческий путь А. Грина, рассматривает наиболее характерные и значительные произведения автора. Большое внимание уделено феерии «Алые паруса», которую В. Харчев считает центральным произведением А. Грина. В. Харчев предлагает периодизацию творчества А. Грина, знакомит читателей с поэзией А. Грина, мало известной читателям, прослеживает взаимосвязь поэзии и прозы.
В 1983 году выходит работа Николая Алексеевича Кобзева «Роман Александра Грина». Н. А. Кобзев исследует романы А. Грина во всем их идейно- художественном своеобразии. Это первая работа, посвященная специально роману. Н. Кобзев пишет: «Исходя из новейших научных концепций романтизма А. Грина, мы поставили своей целью дать всесторонний анализ романистики писателя: раскрыть своеобразие связей А. Грина с эпохой 20-х годов; осветить эстетический идеал романтика; проследить эволюцию центрального романтического героя; установить гриновские принципы изображения характеров; очертить основную проблематику и особенности жанра романа; определить главные стилевые приметы его творческой манеры, исследовать сюжет, композицию и т. д.»
В 1988 году выходит книга И. К. Дунаевской «Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве Александра Грина». И. Дунаевская попыталась вывести гриновскую концепцию духовного мира, раскрыть эстетический смысл образов города, океана, леса, «светлых стран» и философскую символику Грина. «Исследование внутреннего мира человека, умение его противостоять глобальным проблемам ХХ века, вопрос о человеческой цельности - существенная особенность современного литературного процесса. Настоятельность решения этой задачи и возвращает нас к Грину, писателю, который всегда был устремлен в будущее, к «одному из самых озабоченных человеческими бедами писателей», писателю, который создал неповторимый, самобытный художественный мир».
После смерти Александра Степановича критики попытались объективно оценить его литературное наследие.
В 1933 году выходит статья Мариэтты Шагинян. Она останавливается на поздних рассказах А. Грина, в которых, по ее мнению, четко прослеживается облик писателя. М. Шагинян попыталась ответить на вопросы: «В чем же тема новеллиста Грина?» и «Почему любят его читатели, несмотря на неодобрительные отзывы критиков?». « У Грина была своя география, вопреки географии нашего земного шара (...) Моряк несуществующего мира, но плавателем, морским волком, открывателем новых стран был А. С. Грин не на морях и океанах, а в той области, которая отвлеченно называется «душой человека». Затем автор статьи разъясняет, почему постигло несчастье творчество А. Грина. «Несчастье и беда Грина в том, что он развил и воплотил свою тему не на материале живой действительности, - тогда перед нами была бы подлинная романтика социализма, - а на материале условного мира сказки, целиком включенного в «ассоциативную систему» капиталистических отношений».
Следующим шагом в изучении творчества А. С. Грина была статья Корнелия Зелинского (1934). К. Зелинский отмечает сходства и различия в творчестве Э. По и А. Грина. Он (Грин) хотел быть «русским Эдгаром По», и его называли так». К. Зелинский отмечает, что А. Грин не просто мечтатель, а «воинственный мечтатель». Впервые в статье К. Зелинского появляется название страны А. Грина - «Гринландия». Автор показывает как создавалась «Гринландия», какие социальные обстоятельства повлияли на нее. К. Зелинский характеризует художественные свойства, которые составляют особенность творчества А. Грина и относятся к его достоинствам. «В вечной охоте за мелодией поэтической фантазии Грин научился сплетать такие словесные сети, так вольно, упруго и тонко оперировать со словом, что его мастерство не может не привлечь нашего рабочего интереса». «Грин в своих фантастических новеллах создает такую игру художественных форм, где содержание передается также и движением словесных частей, свойствами затрудненного стиля» ; «На рассказах Грина можно проследить любопытное и постепенное превращение его стиля, в связи с эволюцией от реалиста к фантасту, от Куприна к ...Эдгару По» .
О стиле А. Грина пишет в своей статье И. Сергиевский. Он рассматривает проблему влияния на А. Грина искусство Запада. «Романы и рассказы Грина перекликаются с произведениями классика авантюрно-фантастической новеллы Эдгара По и лучшими произведениями Джозефа Конрада. Однако у Грина нет силы мысли, нет и реалистических черт этих писателей. Он много ближе к авантюрно-фантастической новелле художников современного декаданса типа, скажем, Мак-Орлана». И. Сергиевский делает вывод о преодолении в творчестве А. Грина «авантюрного канона литературы буржуазного декаданса».
В 1950 году вышла статья В. Ваджаева «Проповедник космополитизма».В своей статье В. Ваджаев призывает к борьбе с космополитизмом. «В этой связи нелишне приглядеться к своеобразному культу Александра Грина, третьестепенного писателя, автора «фантастических» романов и новелл, писателя, которого в течение многих лет упорно воспевала эстетическая критика». По мнению В. Ваджаева, почитатели А. Грина - К. Паустовкий, С. Бобров, Б. Аннибал, М. Слонимский, Л. Борисов и др. - искусственно раздували творчество этого писателя в крупное явление литературы. Ваджаев видел в создании «Гринландии» политический смысл. «А. Грин никогда не был безобидным «мечтателем». Он был воинствующим реакционером и космополитом». Завершая свою статью, В. Ваджаев делает вывод, что «мастерство художника неразрывно связано с его мировоззрением, определяется им; новаторство возможно лишь там, где наличествует смелая революционная мысль, глубокая идейность и преданность художника своей родине и народу». Творчество А. Грина, по мнению автора статьи, не обладает необходимыми качествами, поскольку Грин не любил своей родины, он воспевал и опоэтизировал буржуазный мир». Эту статью я привожу в своей работе в качестве примера иной трактовки творчества А. С. Грина. Однако, не могу согласиться с выводами автора.
Политическую точку зрения попытался переломить Марк Щеглов. В своей статье «Корабли А. Грина» он отмечает, что «книги А. С. Грина не известны, а идеологическая репутация этого давно умершего художника до сих пор колеблется на опасной грани». М. Щеглов отмечает, что «в большинстве своем произведения А. Грина - это поэтически и психологически утонченные сказки, новеллы и этюды, в которых рассказывается о радости сбывающихся фантазий, о праве человека на большее, чем простое «проживание» на земле, и о том, что земля и море полны чудес - чудес любви, мысли и природы, - отрадных встреч, подвигов и легенд». Далее автор дает характеристику романтизма А. Грина: «В романтике гриновского типа «покоя нет, уюта нет», она происходит от нестерпимой жажды увидеть мир совершеннее, возвышеннее, и потому душа художника столь болезненно реагирует на все мрачное, скорбное, приниженное, обижающее гуманность».
Продолжение развития мыслей М. Щеглова можно найти у В. Шкловского. В. Шкловский пишет, что Грин «руководил людьми, уводя их от стремления к обыденному мещанскому благополучию. Он учил их быть смелыми, правдивыми, верящими в себя, верящими в Человека».
В связи со 100-летием со дня рождения А. С. Грина появляется ряд статей, посвященных писателю. Владимир Амлинский проанализировал отношение к А. Грину на данный период: «Грин стал известен широкому читателю, пришедшая к нему с запозданием слава была громкой. (...) Но все же в сегодняшнем литературном процессе он заметен, менее, чем кто-нибудь из Мастеров его масштаба, в сегодняшней критике (...) имя его упоминается вскользь. Он вроде бы и классик советской литературы, а вместе с тем не совсем: он в одиночестве, вне обоймы, вне ряда, вне литературной преемственности». В. Амлинский сопоставляет творчество А. Грина с творчеством Платонова, К. Паустовского, М. Булгакова и других писателей, объясняет достоинства и недостатки А. Грина. По мнению В. Амлинского, «неудача Грина заключается в необычайной сгущенности романтизма, которая дала обратный эффект, особенно в ранних рассказах».
В 1981 году к проблеме художественного своеобразия А. Грина возвращается Вадим Ковский: «Проза Грина нередко провоцирует «поверхностный энтузиазм» (…) Однако чаще всего Грин попросту обводит нас вокруг пальца, скрывая под маской авантюрно- приключенческого жанра и безошибочностью эмоционального удара высокую художественную мысль, сложную концепцию личности, разветвленную систему связей с окружающей действительностью». В. Ковский считает, что в «Автобиографической повести» Грин изменил многие факты с целью создания художественного образа, общей авторской концепции. В. Ковский попытался воспроизвести эту концепцию: романтизм Грина «строился на синтезе сразу нескольких разнородных национальных художественных традиций». В. Ковский отмечает, что у А. Грина нет в этом последователей.
2 глава
Волшебная всепобеждающая сила мечты и любви
в повести-феерии А. Грина «Алые паруса»
2.1. История создания повести-феерии «Алые паруса»
Впервые отдельным изданием феерия «Алые паруса» была опубликована в 1923году, однако первоначальный замысел «Алых парусов» возник ещё в 1916–1917годах. История замысла феерии достаточно сложна: это первая попытка Александра Грина написать крупное эпическое произведение.
Упоминания о «Феерии» появляются в черновиках Грина уже в 1917году. В это время писатель, видимо, впервые обращается к крупной форме: пытается написать роман. Об этом можно судить по обширным черновым записям, основным мотивом которых первоначально становится мотив творчества, писательства. Так, развёрнутый план «Красных парусов» большей частью посвящён теме творчества. Это должен был быть роман, состоящий из двух книг. Первая — затрагивает проблемы психологии творчества: игрушка в окне магазина становится импульсом для написания героем истории об Ассоль и Грэе. Во второй книге Грин обозначает проблему восприятия, ассоциаций и рассказывает историю Ассоль.
Первоначально роман назывался «Красные паруса», действие развивалось в революционном Петрограде. Разочаровавшись в событиях Октября и ощутив, что цвет парусов независимо от авторского замысла несёт в себе резкую политическую направленность, Грин оговаривает в черновиках “неполитическое” значение цвета парусов: «Надо оговориться, что, любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее — сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределённые толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада» .
Главным героем «Красных парусов» 1917–1918 годов можно назвать некоего безымянного героя-рассказчика. Это человек творческой профессии, очевидно писатель. Именно он на страницах так и не состоявшегося романа рассуждает о творчестве, о тонкостях восприятия и особенностях возникновения замысла художественного произведения. Один из отрывков чернового наброска Грина к «Красным парусам», который, по-видимому, должен был служить началом романа, начинается словами: «...Сочинительство всегда было моей внешней профессией». Благодаря необъяснимому “солнечному эффекту” герой “увидел морской парус красным, почти алым”.
На основе черновых записей, проанализированных Ю. Царьковой, можно сделать следующие выводы: в конце 1917года Грин увлечён идеей написания романа о творчестве, но в ходе работы над ним разрабатывает две сюжетные линии, которые в дальнейшем обретут самостоятельность. Это история Ассоль и Грэя и сюжет, связанный с летающим человеком.
Основным мотивом «Красных парусов» становится мотив солнца. Воздействие солнца, “солнечный эффект”. С солнечной символикой связано и имя героини — Ассоль — от испанского al sol — “к солнцу”, в котором заложена тема стремления.
На рубеже 1917–1918 годов, увлечённый сюжетом об Ассоль и Грэе, темой полёта и мыслью написать «Феерию», Грин пытается соединить все замыслы воедино.
Летом 1919 года Грин был мобилизован и прослужил в армии девять месяцев. Вернулся в Петербург в марте 1920 года больным и измученным. Два месяца Грин скитался по петербургским знакомым, а в мае 1920-го, благодаря Горькому, поселился в Доме искусств.
Продолжение работы над «Алыми парусами» относится к середине 1920 года. Черновые записи, сделанные Грином в 1920–1921 годах, представляют собой сложившийся сюжет в знакомом читателям виде. Дальнейшая правка была уже большей частью текстологической. К началу 1922 года работа над феерией была завершена. В мае в газете «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй».
С 1923 года «Алые паруса» более ста раз выходили отдельными изданиями на русском языке. Книга переведена на большинство европейских языков.
2.2. «Евангельские аллюзии» Грина
в повести-феерии «Алые паруса»
Чудо феерии немыслимо без веры. Грин верит в чудо и учит верить нас. Известно, что в Старом Крыме в последние годы жизни Грин был прихожанином православной церкви и умер христианином.
Как любой гениальный текст, повесть-феерия «Алые паруса» подразумевает множество вариантов прочтения и расшифровки. Интересным, на мой взгляд, стали евангельские аллюзии Григория Бондаренко, представленные в его статье «Феерия навсегда!», посвященной 120-летию со дня рождения А. Грина. Первое, на что обращает внимание исследователь, – это название приморского городка, родины Ассоль – Каперна. В Евангелии Капернаум – “Селение Наума” на берегу Галилейского моря. «Каперна и Капернаум сразу же становятся тождественными, поскольку миф Грина о первом городе тождественен евангельскому мифу о втором. И мифы эти, – вовсе не несбывшееся, нереальное, но, наоборот, самая объективная реальность. Созвучие и сходство одного и другого города несомненно подразумевалось Грином».
В жестоких сердцах жителей Евангельского Капнернума и проповедь, и чудеса не пробудили ни веры, ни любви, ни покаяния, только страх охватил горожан. Подобно этому все жители гриновской Каперны со страхом и возмущением встречают чудесное появление корабля под алыми парусами, чудо любви. «Грина обвиняли и продолжают обвинять в человеконенавистничестве, в презрении к обывателю, далекому от фантазий его “недотрог”. Хорошо. Но вспомним гневные слова Христа, обращенные к Капернауму и его жителям: “И ты, Капернауме, иже до небесъ вознесыися, до ада снидеши” (Мф. 11, 23). Так что, если и говорить о юношеском максимализме Грина, то только памятуя о “максимализме” Христовой проповеди».
«Алые паруса» начинаются с рассказа о детстве Ассоль, смерти ее гордой матери, не продавшей честь за кусок хлеба, и мести моряка Лонгрена ее обидчику, трактирщику Меннерсу. Кажется, что и сам писатель понимает безрассудную жестокость своего героя. Как сказал Лонгрен: «Черную игрушку я сделал, Ассоль». «Однако, объяснение снова можно найти в Евангелии, из слов проповеди Спасителя в приморском Капернауме: “А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской” (Мф, 18, 5). Так и злосчастный Меннерс находит смерть за обиду женщины и ребенка. Для нас важно, что именно в Капернауме звучат слова Спасителя: “Аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете въ Царство Небесное. Иже бо ся смиритъ яко отроча се, той есть болии в Царствии Небеснемъ” (Мф. 18; 3-4). Ассоль и есть то дитя, что поставил Спаситель между своими учениками. Ассоль из Каперны, бесхитростно молящаяся своему Богу утром: “Здравствуй, Бог!”, а вечером: “Прощай, Бог!” Ее день в ожидании чуда полон Бога, как день младенца».
Вера Грина присутствует в его прозе неявно, неброско, но в самой глубине. Причем евангельские аллюзии у Грина – это те самые мелочи, которые создают все очарование и аромат его книг. Вера Грина объясняет и его пессимизм, и горькое недоверие к роду людскому, для Грина – мир лежит во зле. Это и есть печальный романтизм Грина: в его мире мы встречаем только островки света в море людской злобы и падения.
2.3 Символ мечты и любви
«…Корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя в вал, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном…»
В своем творчестве Грин был и кораблем, и капитаном, и матросом. В своих книгах ему удалось создать собственный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного, которая становится мечтательной девушкой, верившей в свою судьбу и ожидающую своего чуда, обещанного в детстве. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье. И счастье это возможно для героев Грина, потому что они настолько верят в него и так верны своим мечтам, что им не остается ничего другого, как исполниться. Взрослые Ассоль и Грэй сохранили в себе все свои детские чувства и не утратили живость души.
Быть может, в этом есть сказочность - как из грязи и бедности могла
вырасти чистая душа Ассоль, а из изнеженности роскоши - мужественное
благородство "дьявольского капитана" Грэя? Но разве мы не знаем, что
людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им? Ассоль
научилась видеть "поверх видимого". «Это удивительное, но вовсе не
волшебное качество - видеть не только то, что зримо. Оно преображает
повседневность, как солнечный ливень сумрачную чащу. Не только руки
Ассоль, занятые обычной домашней работой да изготовлением игрушек на
продажу, - душа ее трудилась. И обычная повседневность "становилась
кружевом тайн", и твердо верилось в предсказанные алые паруса. Радость
жизни не от жизни - от отношения к ней».
Душа Грэя же с детства испытывала сострадание к людям, их боли. На
восьмом году жизни он на картине, изображающей распятие, голубой краской залил окровавленные руки Христа. "Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь". И это детское сочувствие к другому он сохранил на всю жизнь.
Наконец, Ассоль и Грэй встречаются. Волшебный случай? Да, случай.
Он мог и остаться просто случаем, как это часто с нами бывает. Но Грин
заставляет Грэя идти в деревню и подробно расспрашивать об Ассоль.
Сквозь насмешки никогда ее не понимавших он узнает о девушке главную
правду. Умение Ассоль терпеливо ждать исполнения мечты - когда-то
пристанет обязательно к берегу корабль под алыми парусами и унесет ее за
морской горизонт.
«А потом Грин нам зачем-то - чтоб снизить пафос? - подробно и очень
реалистично описывает, как Грэй обходит лавку за лавкой, терпеливо
разворачивает свертки тканей, отказываясь от "базарных цветов" в поисках "гордого цвета", как наконец находит его, сколько именно метров просит продать, как расплачивается - да и зачем эти, отнюдь не романтические подробности? А для того, чтоб сказать нам устами Грэя об одной очень важной, хотя и нехитрой истине: "Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками". Не просто чудеса, а "так называемые"... Странный какой-то сказочник, весь на твердой земной основе».
«Алые паруса» - это произведение - символ мечты и любви. Истина главного героя «Алых парусов» Грэя - это и истина самого Грина. Она проста и сложна одновременно - она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру.
2.4. Мир мечтателей и мир обывателей
В повести-сказке Александра Грина “Алые паруса” отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал ее характер, а в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Вполне закономерно, что реальный мир испугал ее. Убегая от него, пытаясь сохранить в своем сердце чувство прекрасного, она поверила в красивую сказку об алых парусах, рассказанную ей добрым человеком, который, несомненно, желал ей добра, а обернулась его сказка страданиями для нее. И все же именно сказка помогла ей не опуститься в болото обывательской жизни.
Там, в этом болоте, жили люди, которым недоступна была мечта. Они готовы были издеваться над любым человеком, жившим, думавшим, чувствовавшим не так, как жили, думали и чувствовали они. Поэтому Ассоль, с ее прекрасным внутренним миром, с ее волшебной мечтой, они считали деревенской дурочкой. Наверное, эти люди были глубоко несчастны. Они ограниченно мыслили, чувствовали, сами желания их были ограниченными, но подсознательно они страдали от мысли, что им чего-то недостает.
Это “что-то” не было пищей, кровом, хотя у многих даже это было не таким, как им бы хотелось, нет, это было духовной потребностью человека хоть изредка видеть прекрасное, соприкасаться с прекрасным. Эту потребность в человеке нельзя вытравить ничем.
И не преступление их, а несчастье в том, что они настолько огрубели душой, что не научились видеть прекрасное в мыслях, в чувствах. Они видели только грязный мир, жили в этой реальности. Ассоль же жила в другом, выдуманном мире, непонятном и потому не принимаемом обывателем. Столкнулись мечта и действительность. Это противоречие и сгубило Ассоль.
У неведомого моря, в придуманной Грином деревушке Каперна, населенной людьми с такими же диковинными именами, живем... мы. Ну не все мы, конечно. Но разве незнакома вам "работа, как драка", с тем, чтобы только выжить? А песни, "грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом"? А эти нравы, чувства? Когда ухаживают за девушками, "лапая по спине ладонью и толкаясь, как на базаре". Когда лавочники в оплату скудного долга "требуют за это любви", а любовь стала лишь "делом и спортом"? Какие же это сказки - самая настоящая быль. А может быть, вы живете не в бедной Каперне, а в огромном доме-замке, "мрачном внутри и величественном снаружи", где родился Грэй. Теперь ведь их много на нашей земле. Там живут "надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому можно говорить "мы". Это сказано Грином о родителях Грэя, но разве мы с вами не встречаем этих "надменных" и сегодня? И в этом замке, далеком от всякого моря, вырос юноша, "совершенно не склонный продолжать линию фамильного начертания", и ушел в море.
Повесть “Алые паруса” прекрасна тем, что внушает надежду на существование в мире людей, способных услышать и понять друг друга. Ассоль, привыкшая только к насмешкам, все же вырвалась из этого страшного мира, доказав всем, что любая мечта может осуществиться, если очень верить в нее, не предать ее, не усомниться в ней.
Сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо. Нужно только твердо верить в свою мечту и ждать чуда. Мечта самого Грина и помогла ему создать «прекрасный мир», в котором живут отважные, чистосердечные мужчины и прекрасные женщины.
Замысловатыми путями идут к встрече два человека, созданные друг для друга. Мир Артура Грэя совсем не похож на жизнь в приморской деревушке, в которой живут Ассоль и ее отец. Ему доступны богатство и роскошь, но Артур не склонен продолжать образ жизни, предписанный ему по рождению. «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Идя по лесу, юноша увидел спящую девушку, и она тотчас пробудила волнующие чувства в его душе. Он смотрел на нее не только глазами, а совсем иначе: «Все стронулось, все усмехнулось в нем». Позже в таверне он спросил о том, кто эта девушка, и ему с насмешкой рассказали историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.
«Как будто две струны зазвучали вместе...» Юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он должен этому помочь. К тому же для себя он уже решил, что эта девушка непременно станет его женой. Грэй приказал изготовить для своего корабля паруса из алого шелка. Кроме того, он собрал музыкантов, которые могли бы играть так, чтобы заставить плакать сердца. Ведь «море и любовь не терпят педантов». И, когда все было готово, он отправился навстречу своей мечте.
Тем временем ничего не подозревающая Ассоль смотрела на море, обведенное золотой нитью на горизонте и бросающее к ногам девушки алые блики. Там, на краю света, совершалось то, о чем она так долго мечтала. И вот уже наступило то утро, когда к берегу подошел прекрасный корабль с пылающими пунцовым огнем парусами. А там был он — тот, кого она давно ждала. «Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила». И Ассоль, крича: «Я здесь! Я здесь! Это я!», бросилась к нему прямо по воде.
Так утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль. Вот она — волшебная, всепобеждающая сила мечты. Девочка ждала чуда, была готова к нему, верила в него — и оно произошло. Мечта, если в нее поверить всеми силами души, становится могучей творящей силой.
Заключение
Отсвет Алых парусов ложится на все творчество Грина, которое он посвящает решению самой значительной проблемы – проблемы человеческого счастья. Его герои воюют со всем, что мешает счастью людей. Страницы гриновских книг заполнены описанием прекрасных морей, залитых солнцем городов, неповторимо интересных людей. Герои его видят и учат видеть: шум ветра или моря, музыка способны изменить человека. И человек в книгах Грина слышит биение сердца друга и тонко улавливает светлое чувство девушки, он слышит «сквозь толстое стекло жизни». Грин верит: красота зависит от человека, от его умения создавать ее. Мечта становится реальной силой, преобразующей мир. Грин торжествует победу действенной мечты над обывательским неверием в ее силу.
Ассоль, читая, «делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло». Эти строки как нельзя лучше характеризуют смысл творчества Грина. Для Грина человек, способный ярко воспринимать мир, могуч – он может материализовать мечту, рассеяв наваждение.
Умением самоотверженно любить обладает далеко не каждый. Это чувство только тогда дает росток и расцветает во всей своей красе, когда в душе человека нет злобы, жадности, подлости, расчетливости и лживости. Постоянно сталкиваясь с непониманием сверстников, их жестокими насмешками, Ассоль не раз задавалась вопросом: почему меня не любят? Проблему Ассоль разрешил отец, уверенный, что жители рыбацкого поселка лишены любви: «Э, Ассоль... разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут». Неизвестно, как сложилась бы судьба маленькой героини, если бы однажды в ее жизнь не вошла сказка, наполненная ожиданием чудесной и счастливой любви. Не желая становиться такой, как все, не приемля серость, однообразие и приземленность, Ассоль сумела сохранить веру в чудо. Однако ее мечта никогда не осуществилась бы, не появись человек, который разделил веру девушки в чудо.
Встреча с Ассоль пробудила в сердце Грэя любовь. Узнав о предсказании Эгля, он решил подарить девушке сказку о корабле с алыми парусами, потому что понял нехитрую истину: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Подводя итог своей работы, хочется отметить, Грин верил в человека и считал, что всё прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей. Идеальные образы Любви, Красоты и Человечности, созданные Александром Грином, полны высокого гуманистического смысла, хотя и носят порой отвлечённо-романтический характер.
Повесть «Алые паруса» оставляет светлое чувство радости и ощущение счастья. Мне хочется, чтобы на земле было больше таких счастливых людей, как Ассоль и Грэй, потому что искренняя любовь способна превратить жизнь в настоящее чудо.
Приложение 1
Рецензия на спектакль «Алые паруса» учебного театра на Моховой
Санкт-Петербургской академии театрального искусства
Дети и взрослые всего мира знают и любят чудесную повесть-феерию А. Грина «Алые паруса». Мое же знакомство с юной мечтательницей Ассоль и благородным капитаном Греем началось не с чтения повести, а со встречи со спектаклем «Алые паруса» - творением студентов 2-го курса Санкт-Петербургской Театральной Академии. Вместе со своим мастером и режиссёром спектакля – профессором Г.А.Барышевой ребята придумали выразительное музыкальное действо, жанрово обозначив его как феерия (так же, как у Грина).
Всем известную историю о юной мечтательнице Ассоль и благородном капитане Грэе молодые актёры читают на свой лад, проживая вместе с героями каждую строчку, фантазируя и находя необычные способы выражения не только человеческих чувств, но и состояний природы.
В спектакле удивительным образом играют лес и море, солнце и ветер – силами актёров создаётся особый, почти сказочный мир, где природа поёт вместе с героями. Здесь с удовольствием поют и танцуют , причём делают это все вместе, складно, красиво и очень заразительно. Духом этой общности пропитан весь спектакль, он как узор из многих разноцветных нитей – вытащи одну, и картинка развалится. Идея же спектакля «Алые паруса», в сущности, проста: счастье можно сделать своими руками. Можно подарить другому человеку мир радости и красоты, превратить его мечту в явь и, тем самым, приблизить исполнение и своих заветных желаний.
Приложение 2
Список литературы
1. «Воспоминания об Александре Грине» Под ред. В. Сандлер. Л., 1971.
2. Амлинский В. В тени парусов // Новый мир. 1980. №10.
3. Бондаренко Г. Феерия навсегда! (К 120-летию со дня рождения Александра Грина) // Вопр. лит. 2000. № 10
4. Важдаев В. Проповедник космопотилитизма // Новый мир. 1950. №1.
5. Грин А. Автобиографическая повесть. Л., 1971
6. Грин А. С. Алые паруса. Л., 1972.
7. Дунаевская И. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве А. Грина. Рига. 1988.
8. Зелинский К. Грин // Красная новь. 1934. №4.
9. Кобзев Н. А. Роман Александра Грина. Кишинев, 1983.
10. Ковский В. А. Грин. Преображение действительности. Фрунзе, 1966.
11. Ковский В. Романтический мир А. Грина. М., 1969
12. Козлова Св. Над океаном алые взметнутся паруса.//Комсомольская правда. 2002, № 216
13. Михайлова Л. А. Грин. Жизнь. Личность. Творчество. М., 1980.
14. Руденко И. Алые паруса ждут попутного ветра: Знаменитой повести Александра Грина - 80 лет//Комсомольская правда. 1960, № 324
15. Сергиевский И. Вымысел и жизнь.// Лит. критик. 1936. №1.
16. Царькова Ю.//Приложение к газете "Первое сентября". Литература, 2002. № 31.
17. Шагинян М. А. С. Грин // Красная новь. 1933. №5.
18. Шкловский В. Три встречи с А. С. Грином: К 100-летию со дня рождения А. С. Грина // Лит. в школе. М., 1980. №4.
19. Щеглов М. А. Корабли Грина // Новый мир. 1956
- -
[1] Грин А. Автобиографическая повесть. Л., 1971
[3] Грин А. Автобиографическая повесть. Л., 1971
[4] Ковский В. А. Грин. Преображение действительности. Фрунзе, 1966.
[5] Там же.
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Хитрость Дидоны
Мастер-класс "Корзиночка"
Щелкунчик
Как нарисовать портрет?