Ислледовательская работа учащихся по теме "Звукопись. Роль в художественном тексте"
Вложение | Размер |
---|---|
Звукопись.docx | 18.17 КБ |
zvukopis.docx | 12.57 КБ |
Звукопись
(исследовательская работа)
В качестве домашнего задания нам было предложено найти примеры звукописи в произведениях художественной литературы. Определить, в чем заключается художественный смысл использования этого приема в каждом примере. Сделать вывод о значении звука в языке художественной литературы.
Приступая к работе, мы решили заново прочитать те поэтические произведения, которые были изучены нами на уроках литературы.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела…
Звук «а» характеризуется как хороший, активный, сильный. Повторение звука в данном отрывке помогает почувствовать силу молодой красоты царевны.
«Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось!...
В данном отрывке повторение звука «о» передает нечто темное, страшное, что должно случиться с царевной.
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили – и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решёткой оградили…
Сочетание звуков «о» и «у» передает скорбь и горе, постигшее семь богатырей. Словно слышатся звуки заунывной похоронной процессии, от которой щемит сердце.
А.С. Пушкин Стихотворение «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…
То же сочетание «о» и «у», а с ними еще и «э» рождает в читателе чувство страха перед разбушевавшейся природой. Этот же фрагмент стихотворения является ярким примером использования и аллитерации. Согласные звуки «б», «р», «в» передают звуки разыгравшейся стихии, шум которой усиливается шипящим «ш», «ч» и свистящими «з», «с»
И.З Суриков «В ночном»
… Топот
В поле раздается:
То табун коней в ночное
По лугам несется
Звуки «т» и «ц» создают звуки топота лошадей.
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст – и снова
Все смолкает в поле
Сочетание звуков «фр» и «хр» позволяют услышать неожиданно раздавшиеся в тишине звуки, а глухие согласные «»т», «к». «с», «п» подчеркивают тишину ночи. Это противопоставление усиливается пунктуационным знаком тире.
Так, мы пришли к выводу, что звук может создавать образ; делать его более выразительным.
Материал подготовили
Кремер Герман,
Баранкевич Екатерина,
учащиеся 5 «А» класс, 2010-2011 учебный год
Вывод: звук может создавать образ; делать его более выразительным
это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
ПРИМЕРЫ
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…
Этот же фрагмент стихотворения является ярким примером использования как ассонанса, так и аллитерации. Сочетание «о» и «у», а с ними еще и «э» рождает в читателе чувство страха перед разбушевавшейся природой. Согласные звуки «б», «р», «в» передают звуки разыгравшейся стихии, шум которой усиливается шипящим «ш», «ч» и свистящими «з», «с».
«Течет река Волга»
Лягушка-путешественница
Сказка "Колосок"
Большое - маленькое
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Комментарии
Исследовательская работа
Интересная тема. Но почему-то нет введения, в котором указывается актуальность, цель, задачи, гипотеза,перспективы, практическое применение. Нет соответствующего оформления работы.