эссе об учителе
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_sharipova_a.a.doc | 48 КБ |
ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ
Работу выполнил: ученик X класса
МОУ «Адав – Тулумбаевская средняя
общеобразовательная школа Буинского
района Республики Татарстан»
Шарипов Альфис Алмазович
Руководитель: учитель истории
Гиззатуллина Эльвира Илгизаровна
Электронный адрес: gissatulina@mail.ru
Почтовый адрес: РТ, Буинский район,
с.Адав – Тулумбаево, ул. Кооперативная, дом 74, 4224004.
Казань 2010 - 2011
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
- Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!
И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
- Я - ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.
Подул легкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
- Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:
- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи УЧИТЕЛЯ.
Учитель должен всецело соответствовать требованиям времени – времени глобализации и бесконечных потрясений. И поэтому встает вопрос каким должен быть современный учитель? Этот вопрос очень актуальный и болезненный, потому что современная ситуация в образовании такова, что учителю приходится действовать в условиях происходящих в стране социальных преобразований. Общество России становится всё более открытым: начинается активное использование достижений западной педагогики, в образовательный процесс внедряются новые концепции и технологии. При этом учащиеся и учителя могут придерживаться различных политических, идеологических и культурных ценностей. Это требует от учителя открытости и терпимости, умения слушать собеседника, обладания способностью к эмпатии.
Наиболее значимыми составляющими качеств современного учителя являются: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, соответствие образа профессии внутреннему «я».
Внешний облик педагога помогает привлечь внимание учащихся, создать положительный образ. Дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям.
Внутренний образ – это культура учителя, его обаяние, эмоциональность, воображение, творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Я думаю, профессиональные качества современного учителя должны соотносится со следующими заповедями его психолого – педагогический деятельности:
Эти заповеди отражают суть основного педагогического тезиса: «только личность воспитывает личность, только характер формирует характер».
Одарённый, творческий человек – это всегда индивидуальность. Индивидуальность педагога способствует воспитанию творческой личности ребёнка. Чем больше среди учителей окажется ярких личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных полезных индивидуальных качеств.
Для учителя с позитивной концепцией «я» должны быть характерны: чувство собственной значимости; уверенность в способности заниматься преподавательской деятельностью; твёрдая убежденность в способности импонировать окружающим и своим воспитанникам в частности; гибкость мышления, склонность к экспериментированию.
Такой учитель считает себя способным справляться с проблемами в различных ситуациях. В осуществлении учебно-воспитательной деятельности учитель должен стремиться к максимальной гибкости, эмпатии, сензитивности к потребностям учащихся.
В педагогическом процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и учащегося, а происходит диалог двух людей, разных поколений и культур. Я считаю, чем богаче культура учителя, тем интереснее диалог для учащегося, тем глубже он осознаёт богатство человеческой культуры. Взаимодействие должно осуществляться в атмосфере взаимопонимания и доверия, которое может организовать лишь мастер своего дела.
Я думаю, современный учитель должен обладать высоким уровнем педагогических и психологических знаний. Только педагог, виртуозно владеющий различными методиками своего предмета, легко увлекает ученика в процесс познания. Педагогическое мастерство позволяет учителю сотрудничать со школьниками. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать. Без этого невозможно представить себе современного учителя.
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Современный учитель просто должен соответствовать требованиям современного ученика и времени, в котором он живет. Ученики живут ритмами жизни: Интернет, DVD, сотовый телефон, для того, чтобы учитель услышал и понял его, нужно овладеть чудесами современной цивилизации не хуже, а может быть, лучше.
Думаю, быть учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Современный образ учителя будущего формируется уже сейчас. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление о преподавателе у следующего поколения. Для меня учитель – это волшебник, друг, наставник, творец, человек, в сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен быть роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию. Он должен быть человеком. Но прежде всего он должен быть Человеком с большой буквы.
В формировании образа современного учителя большую роль играет и наше государство. Со стороны государство, 2010 год в России был объявлен годом Учителя. Жаль, конечно, что ему был отведен лишь один год. Тем более важно было провести его таким, чтобы профессия учителя, наконец, перестала восприниматься как это обстоит сегодня, с образом полунищего, отставшего от жизни идеалиста. С тем, чтобы все последующие годы были годами учителя. Мы должны пережить не только один год учителя. Забота о школе и об учителе должны стать образом жизни нашего государство. И тогда в наших сердцах поселятся и спокойствие, и вера, и любовь. А пока остаётся надежда на то, что всё это будет, ведь всё в наших руках.
Учителя живут с надеждой, и хотят зажечь своей надеждой три погаснувшие свечи, несмотря на то, что сами могут сгореть дотла.
Знакомые следы
Привередница
Рисуем зимние домики
Где спят снеговики?
Фотографии кратера Королёва на Марсе