Свою научно-исследовательскую работу мы посвящаем русскому поэту XIX века Александру Сергеевичу Пушкину. Тема исследования выбрана не случайно, так как считаем ее актуальной. Ведь творчество Пушкина всегда интересовало многочисленных читателей, независимо от времени и возраста.
Цель нашей работы: исследовать творчество поэта в лицейский период и показать отношения с окружающими его людьми.
Задачи:
· собрать и систематизировать литературно-критический материал по заявленной теме;
· исследовать тексты стихотворений, написанных в этот период;
· оформить результаты исследования в виде реферата
Объектом исследования нашей работы является лирика А.С. Пушкина, написанный в период пребывания в Лицее.
Предметом исследования является взаимоотношения поэта с лицейскими друзьями в его стихотворениях.
Методы исследования:
· изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
· описательный метод;
· метод сплошной выборки
Результаты нашей работы можно использовать при подготовке внеклассных и внешкольных мероприятиях, посвященных А.С. Пушкину
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_issledovatelskoy_rabote_shahmaykinskaya_sosh_novosheshminskogo_rayona.ppt | 2.66 МБ |
Слайд 1
Республика Татарстан Новошешминский муниципальный район МБОУ “Шахмайкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муни ц ипального района РТ” Научно-исследовательская работа Выполнила: ученица 9 класса МБОУ “Шахмайкинская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муни ц ипального района РТ” Абдуллина Фарида Фаритовна Научный руководитель: учител ь русского языка и литературы Шайхутдинова Алсу Раисовна «Друзья мои, прекрасен наш союз!» 200-летию Пушкинского лицеяСлайд 2
Пушкин – это то , что понятно и любимо всеми русскими людьми, выразителем души России, сейчас он необходим всем нам – он дарит оптимизм, светлую веру в добро – то, без чего невозможно прожить. Г. П. Добрынин
Слайд 4
Вхожу с поникшею главой. Так отрок Библии – безумный расточитель – До капли истощив раскаянья фиал, Увидев, наконец родимою обитель, Главой поник и зарыдал…
Слайд 5
Вы помните, когда возник Лицей, Как Царь для нас открыл чертог Царицын, И мы пришли, и встретил нас Куницын, Приветствием меж царственных гостей.
Слайд 6
Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия – «класс». В девять – чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». От двенадцати до часу – прогулка. В час – обед. От двух до трех чистописание или рисование. От трех до пяти – другие уроки. В пять – чай. До шести – прогулка, потом повторение уроков или «вспомогательный класс». В половине десятого – ужин до десяти – отдых (рекреация). В десять – вечерняя молитва и сон. Программа Лицея была обширной и пестрой, включала множество предметов.
Слайд 7
Программа занятий в Лицее была обширной. Первые три года посвящались изучению языков: "российского, латинского, французского, немецкого", -математики (в объеме гимназии), словесности и риторики. истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию. На старших курсах занятия велись без строгой программы - утвержденный устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались занятия по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и по языкам.
Слайд 8
Обучение длилось шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 — четыре класса по полтора года), за это время изучались следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика ); исторические (российская и всеобщая история, физическая география ); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Слайд 9
В Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск - предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу.
Слайд 10
ЛИЦЕЙСКИЕ ПРОФЕССОРА Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение довести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все это принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри, Н.Ф. Кошанского, но и молодых - А.П. Куницына, А.И.Галича, для которых Лицей становится делом всей жизни .
Слайд 11
Лицейский зал Таким он бывал по торжественным дням: стол, покрытым красным сукном, золоченые кресла, на столе лицейская грамота. В этом зале 8 января 1815 года на переводном экзамене Александр Пушкин в присутствии прославленного русского поэта XVII века читал свои стихи. Г. Р. Державин был в восхищении и назвал юного поэта своим преемником.
Слайд 12
ИВАН ИВАНОВИЧ ПУЩИН (1798-1859) Лицейский товарищ Пушкина и ближайший его друг; "рыцарь правды", по выражению князя С.Г. Волконского; Только о Пущине и о Малиновском вспомнил Пушкин на смертном одре, сказав, что будь они тут, ему бы легче было умирать. Вернувшись из ссылки, Пущин посетил вместе с дочерью Лицей и комнату Пушкина и отслужил панихиду об упокоении своего друга.
Слайд 13
АНТОН АНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ, БАРОН (1798 - 1831) Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Окончил лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, а затем в канцелярию министерства финансов. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах.
Слайд 14
КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ (1797 —1846 ) По свидетельству М.А. Корфа, во время учебы был «предметом постоянных и неотступных насмешек всего Лицея за свои странности, неловкости и часто уморительную оригинальность». Ироническое отношение вызывали и первые литературные опыты Кюхельбекера, ориентированные на архаические литературные образцы.
Слайд 15
Итак, я счастлив был, итак я наслаждался, Отрадой тихою, восторгом упивался…
Слайд 16
«Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село» .
Слайд 17
Я думал о тебе, приют благословленный, Воображал сии сады, Воображаю день счастливый, Когда средь вас возник Лицей, И слышу наших игр я снова шум игривый И вижу вновь семью друзей. Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым, Мечтанья смутные в груди моей тая, Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым, Поэтом забываюсь я. («Воспоминания в Царском Селе». 1829).
Повезло! Стихи о счастливой семье
Юрий Алексеевич Гагарин
Юрий Визбор. Милая моя
Сочные помидорки
Машенька - ветреные косы