Работа ученика представляет собой исследование, в результате которого сделаны выводы о том, что тему "Однородные члены предложения" можно легко усвоить на примерах из творчества А.С.Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 15.49 КБ |
Однородные члены предложения в стихотворениях и сказках А.С.Пушкина.
Лаптев Игорь
МОУ СОШ №2 г. Сергач Нижегородская область , 4класс.
Руководитель Лаптева Н.И.
Объектом моего исследования станет вопрос изучения темы «Однородные члены предложения» в 4 классе на основе стихотворений и сказок А.С.Пушкина.
Цель работы - показать , как произведения художественной литературы могут использоваться на уроках русского языка.
Задача - научиться определять однородные члены в стихотворениях А.С.Пушкина и уметь объяснять и расставлять знаки препинания при них.
Предмет изучения- стихи и сказки А.С.Пушкина, учебник русского языка 4 класса.
Метод исследования - работа с учебником и произведениями А.С.Пушкина.
Русская классическая литература очень богата примерами на все пунктуационные правила. Внимательный и проницательный читатель без особого труда может найти примеры не только под определенное правило, но и сумеет объяснить их, применить в качестве доказательства.
В русском языке есть такое понятие «однородные члены предложения» . Впервые ученики знакомятся с его определением в 4 классе. Причем, дается это правило «порциями», то есть по членам предложения, видимо таким образом легче усвоить. Вот правило, касающееся главного члена- подлежащего .«Два или несколько подлежащих при одном сказуемом называются однородными подлежащими». (1) Сигналом для нахождения однородных членов являются условия: они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения. Проще сказать- «три-о».
Cовсем не задумываясь, мы используем однородные члены предложения в нашей речи, чтобы передать последовательность чего-либо: предметов, признаков предметов, действий, признаков действий. Если в устной речи однородные члены произносятся с интонацией перечисления, то на письме они должны отделяться запятой, союзом. В учебнике русского языка правило звучит так: «Между однородными подлежащими и однородными сказуемыми запятая ставится: если они соединены союзами -А,-НО ,если между ними нет союза И , и если однородные члены соединены повторяющимся союзом- И . Запятая не ставится, если однородные члены соединены неповторяющимся союзом -И».(2)
Меня всегда привлекали стихи и сказки А.С.Пушкина. С раннего детства мне их читала мама перед сном. Многие из них я помню наизусть. А в домашней библиотеке есть специальная книжная полка, где живут книги «солнца русской поэзии». Перечитывая стихи Пушкина , я стал замечать, что в них много предложений с однородными членами. Поэтому однажды я решил взять в руки карандаш и выписать такие предложения в записную книжку. Конечно, сначала пушкинские строки теснились в блокноте беспорядочно, но пришло время , и я понял, что могу их применить на уроке русского языка как пример, для подтверждения правила. Мой учитель был доволен моими примерами. Вот что у меня получилось.
В стихотворении «Няне» мы читаем:
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.(№)
С помощью однородных подлежащих тоска, предчувствие, заботы передается тревога, душевные муки няни. Выделенные нами члены пишутся через запятую. А вот в стихотворении «Тучи» ,где лирический герой ведет диалог с тучей , мы можем выделить однородные сказуемые, между которыми не надо ставить запятую, так как они соединены одиночным союзом- и.
…И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Здесь сказуемые издавала и поила , относящиеся к туче, характеризуют ее как живое существо.
Хорошим примером при изучении однородных членов предложения может служить «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Вот примеры «смешенного» типа.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Четыре сказуемых: взглянула, вздохнула, не снесла. умерла - передают скоротечность событий и момент смерти царицы. Следует заметить, что первые три сказуемых пишутся через запятую, а вот третье и четвертое соединены союзом - и , и запятая здесь отсутствует.
Динамику диалога царицы-мачехи с зеркальцем передают сказуемые : хохотать, пожимать, подмигивать, прищелкивать ,вертеться.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
и прищелкивать перстами,
и вертеться ,подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Здесь все пять сказуемых - хохотать, пожимать, подмигивать, прищелкивать, вертеться- соединены повторяющимся союзом –и, поэтому, начиная со второго союза, перед каждым ставится запятая.
Такого рода исследования помогают мне расширить кругозор, позволяют не ограничиваться примерами только из учебника русского языка. Благодаря такой работе, вырабатываются : во-первых, навык работы с текстом, во-вторых, умение цитировать , в-третьих, формируется умение на практике применять правило, в-четвертых, возрастает интерес к уроку русского языка.
Изучать литературу и русский язык вместе - очень увлекательно и полезно.
Список литературы
1 .Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.. Русский язык /учебник для 4 класса начальной школы в 2 частях /часть1 .- М., Просвещение, 2006. - 192с.
2. Климова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение /учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях /часть1.- М.: Просвещение,2009. -224с.
.Об авторе
Лаптев Игорь- МОУ СОШ №2, 4 класс, г. Сергач, Сергачский район, Нижегородская область.
Хризантема и Луковица
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Зимний дуб
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Пятёрки