"...Томительное ожидание, длившееся более семнадцати часов, наконец, завершилось чудом. В тот вечер, почти три года назад, гроза буквально бушевала: за окнами родильного отделения городской больницы непрерывно сверкала молния, дождь лил как из ведра, пугающе рокотало небо. Она, улыбаясь, подумала , что это, наверное, сам Зевс спустился на Землю, чтобы приветствовать новую жизнь. И вот оно – счастье: крик только что родившегося ребенка вмиг заглушил все другие звуки! И лучшего ничего не могло быть."
Вложение | Размер |
---|---|
ya_tuchi_razvedu_rukami._esse._chepurnyh_darya.doc | 37 КБ |
«Я тучи разведу руками…» Эссе.
«Выбор профессии и жизненного пути (зачем я шагаю в будущее?)»
Сентябрь. Ставший уже привычным пасмурный день в Москве: серое небо, сквозь которое временами слабо просвечивает солнечный круг, смог, туман, а на душе, естественно, русская хандра. Но не всеми овладела скука: ей тогда казалось, что серость небосвода – прекрасный фон для радуги, которая вот-вот должна была появиться…
Томительное ожидание, длившееся более семнадцати часов, наконец, завершилось чудом. В тот вечер, почти три года назад, гроза буквально бушевала: за окнами родильного отделения городской больницы непрерывно сверкала молния, дождь лил как из ведра, пугающе рокотало небо. Она, улыбаясь, подумала , что это, наверное, сам Зевс спустился на Землю, чтобы приветствовать новую жизнь. И вот оно – счастье: крик только что родившегося ребенка вмиг заглушил все другие звуки! И лучшего ничего не могло быть.
Случилось худшее. «Остановка дыхания!» - голос врача она не узнала. Но когда вдруг наступила оглушительная тишина, страшная и такая неожиданная, она сама начала кричать, изо всех сил стараясь разбудить всех, кто замолчал: «На помощь!»
Кто виноват в том, что теперь она была вынуждена целыми днями простаивать в реанимации возле крошечного сына, который не мог самостоятельно дышать, и поэтому находился «под колоколом», то есть внутри специального аппарата для поддержания деятельности жизненно важных органов младенца? «Виноваты врачи», - первое, что пришло ей в голову, когда она снова смогла вообще о чем-либо помыслить после такого потрясения: страх потерять ребенка заглушил разум, а перед глазами то и дело «прокручивались» кадры из какого-то старого кинофильма, в котором студенты-медики торжественно произносили клятву Гиппократа: «…Клянусь Апполоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению…воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости…Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство…».
Обида и боль долго боролись с реальностью – за три месяца она превратилась почти в философа. О спокойствии не могло быть и речи, но твердый, уверенный взгляд мастера своего дела, его, как тогда казалось, холодные фразы о «стабильно тяжелом состоянии» быстро отрезвляли. Каждое его слово она расценивала как приказ, который беспрекословно выполняла. Теперь она доверяла только ему, лечащему врачу своего сына, чья жизнь висела на волоске. «Врач, лекарь, медик, знахарь, ведун, вещун… доктор… от латинского «учитель» - перебирала она в памяти, - все эти слова обозначают человека, обладающего особым, тайным знанием, с магической, чудодейственной силой, чарами…» Он ничего не обещал, она – чувствовала, знала, что поможет. Если не врач, что кто же? И было в этом «таинственном действе», безмолвном согласии матери и врача что-то очень доброе и светлое. Наверное, надежда…
До родов она работала в школе учителем и любила свою профессию. Но здесь, в больнице, она вдруг впервые серьезно задумалась, почему сама не стала врачом, о чем так мечтали ее родители, хотя среди ближайших родственников врачей не было. Но были друзья семьи. Они приходили в гости и рассказывали о своей работе. Многое. Иногда спорили. И она вспомнила кое-что почти дословно.
- Так все-таки, зачем в медвузы народ идет? Мечты?
- Я не понимаю удовольствия кататься на «скорой» по немощным бабушкам-дедушкам и дежурить по ночам в какой-нибудь «травме», помогать трезветь алкоголикам и успокаивать наркоманов…Работа за гроши… Приятного ничего не вижу… Вы мазохисты?
- А если бы вам сделали «предложение, от которого нельзя отказаться», но не в медицине, ушли бы из профессии?
- Не знаю, смог бы я уйти. Я вложил очень много сил и времени в учебу, и мне слишком от многого пришлось отказаться ради медицины. К тому же, профессия врача нравится мне так, как ни одна другая. И без денег плохо. И обидно. Поэтому и работаю на двух работах. Но никогда я не испытываю такого же ощущения, как возвращаясь из операционной или из приемного в ординаторскую.
- Если бы предложили именно что-то новое, чем хочется заниматься независимо от зарплаты, то, возможно, переключилась бы полностью. В конце концов, я стараюсь жить так, чтоб было интересно. Нельзя, чтобы профессия становилась обузой. Хочется поменять – меняй.
- Но все-таки интересно, когда вы шли в медицину, вы думали о деньгах? Думали о том, чем будете зарабатывать на жизнь? Или просто тянуло? Или надеялись, верили, что проведут какую-нибудь реформу и профессия врача станет престижной, как на западе? По наивности пошли? Странно как-то…
- Как поется в известной песне, «это по любви». И никуда от этого не деться. Профессия врача – это призвание, цель и диагноз одновременно. И мне это нравится! Были, конечно, сомнения материального плана, но некоторые размышления и разговоры с понимающими людьми убедили меня в одном: профессия врача – это лучшее, что может сделать мужчина, кроме постройки дома, посадки дерева и воспитания сына. А деньги… деньги – это все от беса! Будем живы – будут и деньги.
…А еще они приносили свои «инструменты», которые вызывали у детей сначала страх, а потом неукротимое любопытство: «А это зачем? А это для чего?» Она даже вспомнила свою куклу Свету, которую ей подарили в пять лет и которая до сих пор была гордостью детской: это «пластиковое созданье» на себе испытало не один «курс лечения юного врача». Соседский мальчик особенно усердствовал в игре «в доктора». В импровизированной операционной он четко командовал: «Скальпель! Зажим, еще зажим!». И стал военным врачом-хирургом. Как-то раз на встрече одноклассников-выпускников он ей признался: «Что касается моего выбора направления в медицине, я его сделал в пять лет в автобусе, направляясь с родителями к бабушке и дедушке, которые тяжело болели. Что касается моего выбора вуза – он был сделан в седьмом классе. После того, как учитель сказал, что туда невозможно поступить без денег – я поменял школу. И поступил. Почему медицина? Мой отец мне сказал: «В другой профессии в шестьдесят ты, возможно, будешь просто стариком, а в медицине – обязан стать опытным и уважаемым врачом».
Когда она в первый раз увидела улыбку на лице своего ребенка, то не заплакала, как это обычно бывает с молодыми «мамашами»: она просто не поняла, что произошло. В тот момент она , как обычно, тихонечко разговаривала с ним «о чем-то о своем» и нежно перебирала его малюсенькие пальчики. «Смотрите, он вам отвечает, и заметьте, улыбается, - усталый голос за спиной был непривычно, по-родственному нежен. – Кризис миновал. Теперь малыш начнет поправляться…» Дальше можно было не продолжать. Вот оно – второе рождение! Чудо, которое «сотворил своими руками» земной человек – Врач.
Теперь, вернувшись в свою профессию, она точно знает, почему сама не стала врачом. Если обычный человек спасает чужую жизнь, то его чествуют, как героя, вручают награду, пишут о нем в газетах. Для врача же спасение людей является ежедневной тяжелой работой. Значит, в основе этой профессии – подвиг. Такую благородную миссию возьмет на себя не каждый. А какая ответственность: цена врачебной ошибки – жизнь! Однако неудача – не всегда результат просчета, в основном причина в бессилии современной медицины перед многими недугами. Это, конечно, должен понимать человек, неравнодушный к чужому горю и решивший лечить людей.
А она будет людей учить. Учить их быть людьми - на примерах из хороших книг, по которым училась и она сама, и ее родители, и бабушка с дедушкой. И Врач, который спас ее ребенка. И вот уже к книжке потянулся ее сынишка: «Давай читать!» Каждая новая книга, которую он прочтет, поможет и ему познать такой прекрасный, такой неизведанный и такой загадочный мир. И под ее влиянием он будет становиться мудрее и добрее, захочет быть похожим на любимых героев. Раньше, говорят, дети подражали таким, как Чапай, Тимур, Чкалов, Маресьев, Кожедуб. Сейчас ее ученики все больше боевики читают, триллеры, детективы, которые не учат жизни. А она им неустанно про классику толкует: «В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» очень ярко описана смерть Евгения Базарова, прототипом которого был трагично скончавшийся молодой провинциальный врач Дмитриев. «Болезнь Базарова сделана так сильно, - писал А.П.Чехов в письме другу, - что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него». С недавних пор она особенно горячо рассказывает о «своих» героях – врачах, которые, как она убеждена, всю жизнь обязаны мыслить, учиться, искать, а не беспомощно взирать на человеческие страдания. Ей очень хочется, чтобы ее ученики, ее сын, стремились быть похожими на таких героев своего времени, как В.И.Даль, А.П.Чехов, В.В.Вересаев, М.А.Булгаков. И на Врача, который сделал невозможное.
И снова сентябрь. Пасмурно. Моросит неказистый дождичек. Но хандрить недосуг: скоро день рождения сына. Ему уже три. И она напевает: «Я тучи разведу руками…»
Чепурных Дарья,
ученица 11 «А» класса
Сверчок
Валентин Берестов. Аист и соловей
Иван Васильевич меняет профессию
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Соленая снежинка