"А знаете ли вы, что ни одно животное на Земле не затрачивает столько времени на воспитание своего отпрыска, сколько затрачивает Homosapiens? Неужели действительно необходимо целых пятнадцать лет, чтобы человек состоялся как человек? С чего начинается человек? Этими вопросами озадачено не одно поколение взрослых: и воспитателей, и учителей, и родителей..."
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdu_knutom_i_pryanikom_sochitnenie-statya.doc | 32 КБ |
Между «кнутом» и «пряником»
А знаете ли вы, что ни одно животное на Земле не затрачивает столько времени на воспитание своего отпрыска, сколько затрачивает Homo sapiens? Неужели действительно необходимо целых пятнадцать лет, чтобы человек состоялся как человек? С чего начинается человек? Этими вопросами озадачено не одно поколение взрослых: и воспитателей, и учителей, и родителей.
А задумывались ли когда-нибудь они над тем, что и сам «воспитуемый» вовсе не равнодушен к процессу воспитания. А ведь нам, детям, не все равно, кто и как нас воспитывает. И мы, нынешние 13 - 15-летние, тоже ищем ответы на подобные вопросы. Может быть, кому-то и покажется это наивным или, наоборот, вызывающим, тем не менее и у нас уже имеется свое представление о системе нашего воспитания. Мы уже поняли, например, что «созидание человека» основано на «трех китах»: 1) наказание («кнут»), 2) поощрение («пряник»), 3) личный пример («ты мне – я тебе»). Что касается первых двух, то мы считаем, что для взрослых эти пути воспитания уже давно прописные истинны, а вот как быть с личным примером? Вот об этом мы и хотим с вами побеседовать.
Примеров для подражания у детей великое множество. Это прежде всего их родители: именно в семье начинается формирование личности, закладываются основы характера будущего взрослого человека. Это и определенный круг общения: друзья, одноклассники и учителя, знакомые семьи, даже случайные прохожие. И наконец - просто улица. А вот всякий ли пример достоин подражания?
Вот вам первая иллюстрация. В нашем поселке заметные перемены: для самых маленьких жителей Ватутинок наконец построили детские площадки. Разнообразные горки-домики, ступеньки-лесенки, зеленый газончик и даже элементы ландшафтного дизайна не перестают радовать глаз. Дети резвятся! Но, увы, не только они: окурки, пустые бутылки, шприцы и даже презервативы - вот «дежурный набор» далеко не детских игрушек, которые приходится убирать дворникам по утрам возле детских песочниц. А дети, идущие в это время в школу, видят всё это и многозначительно улыбаются. Но уже совсем не до улыбок, когда мы видим молодых мамочек одной рукой качающих коляску, а другой - стряхивающих пепел с дымящейся сигареты. Без отрыва от мобильника. Это - пример для подражания?
Иллюстрация номер два. Совсем как в большом городе у нас теперь есть целых два надземных перехода! Наши мольбы в виде бесконечных писем в различные инстанции наконец были услышаны. Но, к нашему же большому удивлению, эти переходы пусты. Мы видим, как взрослые, часто с детьми, спешат перейти дорогу по прежнему маршруту, несмотря на то, что зебру «специально» старательно затерли. А красивая прозрачно-стеклянная конструкция благоухает ароматами общественного туалета. Чему в этом случае можно научиться?
А вот и третий пример. Многие москвичи завидуют ватутинцам: вокруг нашего поселка сплошные леса. Мы дачники! Да… мы умеем от души насладиться природой. Не случайно многие из нас уже давно забыли настоящее имя реки, которая протекает недалеко от поселка. Для нас это - просто Тухлянка. А излюбленные места для шашлыков уже давно не похожи на лес. А ведь каждый выходной мы по-прежнему устремляемся именно туда…правда, захватив с собой лопату, грабли и пакеты для уборки мусора: сначала нужно расчистить место для пикника. Жаль, что те, кто «был здесь» до нас, до сих пор остаются «безымянными героями» - не знаем, кому порой подражаем. Может, это и есть то самое «блюдечко с золотой каемочкой», откуда мы должны «взять готовое» и, не задумываясь, «проглотить»?
Жаль только, что часто наши ровесники слишком быстро готовы подражать в буквальном смысле - копировать линию поведения старших, не напрягаясь в размышлениях, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Даже обидно, почему мы сами лишаем себя права выбора? А может, нас просто не научили выбирать?
Легко затеряться в толпе, став «как все», трудно быть «белой вороной». Часто мы вынуждены выбирать между «кнутом» и «пряником», а мы ищем в реальной жизни достойные примеры для подражания.
Холупова Кристина,
Гордова Екатерина,
Сардарян Шушана,
ученицы 8 «В» класса
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Ералаш
"Морская болезнь" у космонавтов
Сказка про Серого Зайку
Несчастный Андрей