До последнего времени Удмуртия была для меня загадкой, а для многих она таковой и остаётся. Говоря об Удмуртии, мне всегда вспоминались бабушка, стоящая у русской печи и пекущая вкусные табани; родители, кое-как разговаривающие на родном языке; мама, выступающая в удмуртском ансамбле. Неужели это и есть Удмуртия? А ведь мы, наша семья, – настоящие удмурты, вышедшие из деревни. Неужели мы забыли об этом? Почему? Как одну из причин я рассматриваю исчезновение удмуртских деревень.
Вложение | Размер |
---|---|
udmurtiya.doc | 31.5 КБ |
МОУ Сюмсинская средняя общеобразовательная школа
УДМУРТИЯ МОЕЙ МЕЧТЫ
Автор: Степанов Максим
Сюмсинская СОШ, 6А класс
Адрес: с. Сюмси,
ул. Молодёжная, дом 2
тел. 8-(341-52)-2-13-76
с. Сюмси, Сюмсинский район 2011г
До последнего времени Удмуртия была для меня загадкой, а для многих она таковой и остаётся. Говоря об Удмуртии, мне всегда вспоминались бабушка, стоящая у русской печи и пекущая вкусные табани; родители, кое-как разговаривающие на родном языке; мама, выступающая в удмуртском ансамбле. Неужели это и есть Удмуртия? А ведь мы, наша семья, – настоящие удмурты, вышедшие из деревни. Неужели мы забыли об этом? Почему? Как одну из причин я рассматриваю исчезновение удмуртских деревень.
За последние десятилетия в Сюмсинском районе не стало многих деревень, а некоторые уменьшились до небольших, в 5 – 10 домов. Вместо красивых построек растут одичавшие сады, да бурьян. И это не предел. Эксперты говорят, что незавидная судьба ожидает 2/3 деревень. Кроме того, по прогнозам учёных, к 2050 году с лица Земли может исчезнуть более 50 процентов языков. Разумеется, в первую очередь исчезнут языки малых народов. Молодое поколение не осознаёт ценности родного языка. Спасаясь от безработицы в деревне, они уезжают в города и забывают удмуртский язык, обычаи и традиции удмуртов.
Города занимают на земной поверхности один процент суши, но в них проживает 45 процентов населения планеты, которое производит 80 процентов валового продукта. Всё – в городах: производство, наука, культура, образование, сервис, комфорт. Город – такая величина, такая динамика, такая сила, перед которыми деревня – кто? какая? Уже и противоположности нет. Разве что одна – город имеет будущее, деревня имеет прошлое. Ведь, сколько бы не было в городе условий для духовной жизни людей, моральную целостность и самобытность всегда сохраняла деревня. Удмуртская деревня – сокровищница, берегиня наших национальных особенностей.
Всё начинается с деревни. Удмуртская культура сложилась в определённых климатических условиях. Удмурты строили свои жилища близ рек; занимались земледелием, охотой, рыбалкой; молились разным богам; чтили природу. Всё это легло в основу формирования обрядов, обычаев, праздников удмуртского народа и передавалось из поколения в поколение много веков. Каждая деревня – это маленькое государство в большом государстве – у неё есть свои законы, своя мораль, и даже свои праздники – и она уникальна. Например, есть национальный праздник Гербер (гырон быдтон – окончание посевных работ), его отмечает вся Удмуртия, но в каждой деревне он отмечался чуть иначе, «по-своему». Поэтому аналогов этого праздника много и каждый уникален. Ведь деревня – это образ жизни человека. Для меня деревня – это мои стареющие бабушки и дедушки, журчание удмуртской речи из их уст, национальные блюда (перепечи, табани, шаньги, кекеры) с их рук, удмуртские праздники, тесно переплетённые с русскими. Значит, это и есть Удмуртия? Не только! Это ощущение того, как по твоим жилам течёт удмуртская кровь; это гордость за свою нацию, любовь…
Я мечтаю, чтоб удмуртские деревни возрождались, и не производство сельскохозяйственных продуктов было тому причиной, а восстановление традиционного, сложившегося веками уклада жизни удмуртского народа. Пока жива деревня – жив удмуртский дух.
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Зимовье зверей
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Несчастный Андрей