В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое - без истории, религию - без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости это можно сравнить с добыванием огня. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянской письменности (наследницей которой является наше современное письмо) уже более тысячи лет.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112 КБ |
![]() | 1.48 МБ |
Министерство образования Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное
Учреждение Лицей № 37
Фрунзенского района г. Саратова
«Откуда пришла азбука»
Творческая работа
учащейся 3 «Б» класса
Ивановой Елизаветы Сергеевны
_______________________
Научный руководитель
учитель начальных классов МОУ «Лицей № 37»
Пузина Елена Валерьевна
______________________
Саратов, 2010 г.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….1
1. От слова-рисунка к букве ……………………………..………………… 2
8. Список литературы …………………………………………………… 11
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации, а прошлое - без истории, религию - без священных текстов... Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости это можно сравнить с добыванием огня. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянской письменности (наследницей которой является наше современное письмо) уже более тысячи лет.
1. ОТ СЛОВА-РИСУНКА К БУКВЕ
Самый древний способ письма появился как "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо. Письмо это было несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному.
В IV-III тысячелетии до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею".
Затем появилось слоговое письмо. Его изобретение длилось на протяжении III – II тысячелетий до н.э. Удивительно, но в Индии и Эфиопии до сих пор пишут слоговым способом.
Каждый этап становления в письменности – это итог в продвижении человечества по пути логического мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги.
Следующим этапом на пути упрощения письменности стало звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Додуматься до такого простого способа оказалось сложнее всего. Надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки и запомнить лишь два-три десятка букв. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.
2. ПЕРВЫЕ АЛФАВИТЫ
Появление звукового письма - не очередной этап развития письма. Оно возникло у исторически более молодых народов, которые вобрали в себя предшествовавший опыт человечества.
Так, в конце II тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев, арамейцев.
От финикийцев - морских торговцев и путешественников - буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков - в Европу. А от арамейского письма свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.
В алфавите финикийцев было 22 буквы. Они располагались в определенном порядке от `алеф, бет, гимель, далет ... до тав. Алеф - вол, бет - дом, гимель - верблюд и так далее. Слова рассказывали о создавшем алфавит народе: народ жил в домах (бет) с дверьми (далет), при постройке использовались гвозди (вав). Он занимался земледелием, используя силу волов (`алеф), скотоводством, рыбной ловлей (мем - вода, нун - рыба) или кочевал (гимель - верблюд). Он торговал (тeт - груз) и воевал (зайн - оружие).
Греческое письмо произошло от финикийского. В греческом алфавите букв стало больше. Но порядок их и названия сохранились, хотя и в несколько измененном виде: альфа, бета, гамма, дельта... Сначала буквы располагались справа-налево, и далее, не прерываясь, строчка "вилась" слева-направо и снова справа-налево. Прошло время, пока наконец установился вариант письма слева-направо, ныне распространившийся на большей части земного шара.
Латинские буквы произошли из греческих, и алфавитный порядок их не изменился. В начале I тысячелетия н. э. греческий и латинский языки стали главными языками.
3. РОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Европе. Их соседями на юге были страны: Греция, Италия, Византия - своего рода культурные эталоны человеческой цивилизации.
Молодые славянские "варвары" постоянно нарушали границы южных соседей. Чтобы обуздать их, и Рим, и Византия начали предпринимать попытки обратить "варваров" в христианскую веру, подчинив их дочерние церкви главной - латинской в Риме, греческой в Константинополе. В начале IX века славяне начали принимать христианство.
Славянский язык долгое время оставался единым. Однако письменности у славян еще не было. Но при торговых сделках, при учете хозяйства или когда нужно было точно передать какое-нибудь послание, возникла потребность в создании славянской письменности.
В Византии начали подумывать над созданием славянских букв. В начале 860-х годов в Царьград пришло посольство из Моравии (Чехии). Моравский князь Ростислав просил, чтобы им на языке славян изложили правую веру, ведь они приняли христианство уже три десятилетия назад.
Эта трудная, почетная миссия легла одновременно на Константина Философа и его брата, игумена (настоятеля) православного монастыря Мефодия. Константин (в пострижении Кирилл) и Мефодий стояли у истоков славянской письменности. Они родились в большой богатой семье знатного греческого рода. Феноменальная память и отменные способности Константина в учении поражали окружающих.
Прослышав об особой одаренности детей, правитель цесаря призвал их в Царьград. Здесь они получили блестящее образование. Знаниями и мудростью Константин снискал себе почет, уважение и прозвище "Философ". Брат Мефодий везде сопровождал Философа, помогал ему в делах.
Над созданием славянского письма в Византии начали трудиться до прихода посольства. Эту работу и выполняли братья еще в 50-е годы IX века в монастыре на Олимпе. А в 864 году в Моравии. В помощь братьям и на обучение к ним определили учеников. Братья пробыли в Моравии более трех лет. Философ, уже страдая тяжелым недугом, за 50 дней до кончины "облекся в святой иноческий образ и... дал себе имя Кирилл...". Когда в 869 году он скончался, ему было 42 года. Умер Кирилл и похоронен в Риме.
Мефодий продолжил начатое ими дело, "...посадив из учеников своих двух попов скорописцев, перевел быстро и полностью все книги (библейские) с греческого языка на славянский". Появление священных книг на славянском языке имело мощный резонанс в мире.
4. ЧТО БЫЛО СНАЧАЛА - ГЛАГОЛИЦА ИЛИ КИРИЛЛИЦА?
Но до наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках. В обеих для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были введены специальные знаки.
Буквам тоже дали имена. Первая буква А называлась аз, что означало "я", вторая Б - буки. Корень слова буки восходит к индоевропейскому, от которого происходит и название дерева "бук", и "book" - книга (по-английски), и русское слово "буква". (А может быть, в какие-то далекие времена дерево бука использовалось для нанесения "черт и резов" или, быть может, в дославянские времена была какая-то письменность со своими "буквами"?) По первым двум буквам алфавита составилось название - "азбука". Буквально это - то же самое, что греческое "альфабета", то есть "алфавит".
Третья буква В - веди (от "ведать", "знать"). Автор выбирал названия для букв в азбуке со смыслом: если прочесть подряд первые три буквы "аз-буки-веди", получается: "я буквы знаю".
Буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. Буквы кириллицы - геометрически просты и удобны для письма. Для русского языка использовалась именно кириллица, но преображенная в соответствии с требованиями нашего времени.
А вот буквы глаголицы невероятно замысловаты, с завитками и петельками. Старинных текстов, написанных глаголицей, больше у западных и южных славян.
5. И СНОВА О СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Колоссальное значение имеет перевод христианских книжных сокровищ на славянский язык. Ведь речь идет фактически о создании славянского литературного языка. До появления трудов Кирилла и Мефодия в славянском языке не существовало множества понятий и слов, которыми можно было бы точно и кратко передать священные тексты и христианские истины. Иногда эти новые слова надо было построить, пользуясь славянской корневой основой, иногда же приходилось оставлять еврейские или греческие (как "аллилуйя" или "аминь").
В середине XIX века эти же священные тексты переводили со старославянского на русский, группе переводчиков понадобилось более двух десятков лет! Задача их была много проще, ведь русский язык все-таки произошел из славянского. А Константин и Мефодий переводили с развитого греческого языка на еще очень "варварский" славянский! И братья с честью справились с этой задачей.
А у славян увеличился шанс быстро приобщиться к культурной мировой сокровищнице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, азбука пришла к нам из глубины веков. Из набора знаков (букв) со временем она стала средством общения людей друг с другом: либо в форме устной речи, либо в форме письма.
Являясь частью культуры народа, она постоянно обновляется. Все чаще появляются новые слова, например «интернет», а старые слова выходят из употребления.
Латынь, язык Древнего Рима, теперь называют языком - основой, так как все языки, в том числе и русский, корнями своими восходят к латыни.
А узнаем мы это все из азбуки, которая пришла и все о себе рассказала
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 1
ОТКУДА ПРИШЛА АЗБУКАСлайд 2
Как же это произошло?
Слайд 3
В IV веке до н.э. в Древнем Египте, а потом во II веке в Древнем Китае возникает другой способ письма.
Слайд 4
ИЕРОГЛИФ Высеченный на камне Древний Китай Древний Египет Древний Египет
Слайд 5
АЛФАВИТ Израиль Финикия Арамея Греция Европа Азия
Слайд 6
Создание славянской азбуки
Слайд 8
Я буквы знаю
Слайд 10
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Слайд 11
Презентация выполнена ученицей 3 «Б» класса МОУ «Лицей № 37» Фрунзенского района города Саратова Ивановой Елизаветой Руководитель: учитель начальных классов Пузина Елена Валерьевна
Позвольте, я вам помогу
Цветущая сакура
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Вода может клеить?