Автор делится впечатлениями от прочтения рассказа О. Уайльда "Мальчик-звезда"
Вложение | Размер |
---|---|
grigorev_volodya.doc | 43 КБ |
…Что есть красота?
«…что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Николай Заболоцкий
А что же есть красота для меня? Раньше я никогда особенно не задумывался над этим. Ну да, красиво, ну и что!
А недавно задумался над тем, а что было бы, если бы в нашей жизни не стало красоты – красоты окружающей нас природы, красоты музыки и живописи, красоты человеческой души.
Представляю, как это было бы ужасно, серо, мрачно.
Разве можно себе представить нашу жизнь без красоты утреннего восхода и вечернего заката солнца, без дорожки лунного серебра на тёмной глади моря, без дрожащей капли росы на зелёном листке травы, к которому так и хочется припасть губами, без волшебно- сказочной снежинки на рукавице. То есть без всего того, что заставляет нас снова и снова восклицать: “Боже мой, какая красота”!
Самое интересное то, что красоту каждый из нас видит по-разному и, возможно, там, где другой и не видит её.
Что такое истинная красота? Почему она так влечет нас, в чем её тайна? Ответ на этот вопрос стараются найти герои рассказа Оскара Уайльда «Мальчик- Звезда». Они узнают, что черствость и жестокосердие, злые поступки и слова уродуют души людей, превращают их в безобразных чудовищ. Зато доброта, милосердие и любовь делают людей прекрасными. Это произведение О. Уайльда начинается с рассказа о том, как в лютый мороз два бедных лесоруба заблудились в лесу. Вдруг с неба упала необычайно яркая звезда. Лесорубы увидели спящее дитя. Один из них усыновил мальчика. Шли годы. Ребёнок рос очень красивым. Околдованный своей красотой, он издевался и выставлял на посмешище всех, кто был некрасив. Но однажды он сам превратился в урода с лицом жабы, когда отказался от матери, пришедшей к нему в обличье нищенки. Это было наказание за его грех. Три года бродил герой по свету, искал мать. И нигде он не встречал ни любви, ни милосердия. Все обходились с ним так же, как когда-то он сам поступал с другими. И всё же мальчик-звезда заслужил счастье. Познав страдание, он научился сочувствовать горю других, он стал милосердным. Когда мальчик попал в рабство к злому колдуну, ему пришлось трижды искать в лесу монеты: белую, жёлтую и красную. Он с помощью зайчонка, вызволенного им из капкана, находил монеты и отдавал их нищему. При этом герой знал, какая кара ждёт его: в первый раз — побои, во второй раз — вечное рабство, в третий раз — смерть. Впрочем, у этой сказки счастливый финал. К мальчику-звезде вернулась красота. К тому же оказалось, что его родители — король и королева. И в довершение всего — люди признали его своим государем. Однако, его правление было недолгим, автор пишет, что он правил три года и умер, а на его место пришел тиран.
Во время чтения меня не оставлял вопрос, почему О. Уайльд определил жанр написанного им произведения рассказ, а не сказка. В тексте можно отметить все характерные признаки сказки: наличие волшебного элемента, прием троекратного повтора, сказочные названия «Королева Льда»………….
Появление мальчика в семье лесоруба необычно – он сын звезды, а звезда – это что-то прекрасное, но недоступное, далекое и очень холодное. Слово «звезда» напоминает нам о неземной красоте. Она может повести за собой как «путеводная звезда», может быть образцом красоты, в этом есть что-то волшебное. Но мальчик-звезда вел себя совсем по-другому, он был очень жесток, хотел утвердить свое превосходство над другими. Зло очень часто бывает привлекательным. Кроме того, зло обычно делать проще, нет внутреннего «механизма», способного вовремя сказать «нет»! Повиноваться легче, чем противостоять жестокости.
Итак, первый вывод: красота – это сокровище. Но распорядиться ею, как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет и тепло, а не зло и жестокость. Иначе она разрушает сама себя и разрушает окружающий мир. Жестокая красота перестает восприниматься как красота.
Так мальчик-звезда жил до тех пор, пока не встретился со своей матерью. Это событие перевернуло всю его жизнь. Не поверив, что нищенка его мать, мальчик-звезда называет ее уродливой потому, что она была плохо одета, измучена, и потому, что на ее лице отразились те страдания, которые она переносила. Но самое главное, что он смотрел на нее со злобой, скорее всего, он поверил, но испугался, что такая мать, а не Звезда, как он думал, будет его позорить. За это он был жестоко наказан, ведь его товарищи отнеслись к нему так, как он когда-то вел себя по отношению к другим людям.
К концу сказки мальчик-звезда очень изменился, и преображение нашего героя коснулось не только его внешности. Изменения в его душе начались с того, когда он заплакал, потому что понял, как он был прежде жесток. Он научился страдать и сострадать, обрел «живое» сердце. Еще один элемент сказки: как обычно в сказках герой становится красавцем таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Однако помощи волшебства меняется внешний вид, но не характер, не сущность героя. Произведение Оскара Уайльда отличается в этом плане от известных нам сказок. Мальчик-звезда меняется сначала внутренне, а потом внешне. Истинная красота героя сказки заключается в том, что красивым он становится, когда он изменился внутренне, стал бескорыстно совершать прекрасные поступки. Любовь и прощение родителей, возможность помогать людям – вот те ценности, которые стали для него главными в конце сказки.
Вывод: Истинная красота человека подразумевает многое: это и гармоничная внешность человека, это и его сердце – не «каменное», а «живое , страдающее, доброе. Это и его прекрасные поступки.
Мальчик-звезда смог измениться внутренне, страдания «растопило» его сердце. И в конце сказки он красив по-настоящему: и внешне, и внутренне.
Но, прежде всего, он красив в своих поступках. Именно в них проявились благородство и бескорыстие героя. И поэтому его царствование мы воспринимаем как средство улучшить, украсить мир, в котором мы живем.
Так что же такое красота? О ней так много написано, ею восхищались во все времена. Может это привлекательная внешность, может душа, может природа, а может, любовь? Да, все это красота, но, на мой взгляд, красота — это, прежде всего, гармония. Гармония во всем: во внешности, в душе, природе, любви. Красота присутствует везде, но не все ее видят, не все обращают внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим что-то прекрасное в нашей однотонной жизни, ведь «красота спасет мир»!
Пусть благосклонна будет к тем звезда,
Кто дарит свет, тепло, улыбку людям,
Кто любит жизнь и верен ей всегда,
Хоть и подвержен грозам, бурям.
Гори, сияй, звезда, минуя туч,
На небосклоне радости и счастья,
Чтоб ни один надежды луч
Не погасили дни ненастья
Министерство образования и науки РБ
Управление образования администрации Заиграевского района
МБОУ Илькинская средняя общеобразовательная школа
«…Что есть красота?»
Размышление на тему после прочтения рассказа
О. Уайльда «Мальчик-звезда»
Автор: Григорьев Владимир, 5 класс
Руководитель: Бахтина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
кандидат философских наук.
Илька
2012
Рецензия
на работу учащегося 5 класса Илькинской СОШ Григорьева Владимира
«Что есть красота?». Размышления на тему по прочтению рассказа О. Уайльда «Мальчик-звезда», представленную на районную конференцию школьников «Шаг в будущее»
Работа Григорьева Владимира написанная в жанре размышлений, представляет большой интерес. Автор предлагает собственное понимание рассказа Оскара Уайльда «Мальчик-звезда» в необычной трактовке. Во-первых, это эссе на тему «Что есть красота?», а во-вторых, автор рассматривает понятия «рассказ» и «сказка» для определения жанра произведения.
Аргументируя свои выводы, Володя демонстрирует хорошие знания текста и теории литературы, выделяя характерные признаки каждого жанра: волшебный элемент, прием троекратного повтора, счастливый конец – в сказке, и краткое эпическое повествование о событии из жизни героя – для рассказа, как называет произведение сам О. Уайльд.
Работа написана доступным, понятным языком, логична и завершена. Может быть интересна как учащимся, так и родителям. Материалы могут быть использованы на уроках внеклассного чтения и для самостоятельной работы учащихся.
Волшебная фортепианная музыка
Сладость для сердца
Какая бывает зима
Пятёрки
Огонь фламенко