Екатерина увлекается изучением связи имени и судьбы. На примере поэмы "Анна Снегина" она рассматривает судьбы героев
Вложение | Размер |
---|---|
tema_moego_doklada.doc | 44.5 КБ |
МАТСАПАЕВА ЕКАТЕРИНА
«Тезисы исследовательской работы по поэме С.Есенина «Анна Снегина»
Тема моего доклада «Имя и судьба». Эта тема меня очень заинтересовала. А разве вам не интересно, что обозначает ваше имя, как оно связанно с судьбой.
Существует учение, согласно которому имя ребенку не просто дается – а словно по наитию свыше. Тайна имени привлекала издревле, его воспринимали, как нечто несомненно значимое, в той или иной мере определяющее судьбу.
По мнению Есенина в произведении «Ключи Марии»: «Человек есть ни больше ни меньше, как чаша космических обособленностей». Одной из таких обособленностей есть тайна имени.
В художественных произведениях все имена говорят. В чем мы не раз убеждались на уроках литературы, особенно при изучении произведений А. С. Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»). Поэтому я и решила самостоятельно разобраться в антропонимах поэмы «Анна Снегина». В поэме антропонимов очень мало. Главный из них является Анна. Вообще, в судьбе Есенина имя Анна сыграло большую роль. Об этом можно прочитать в биографии поэта.
Фамилия Снегина – одна из лучших метафор Есенина. Еще не знакомясь с текстом поэмы, мы уже представляем чистую, благородную женщину. Почему женщину? – Да имя-то полное – Анна, а не Аня, Аннушка. Фамилия Снегина ассоциируется с белым снегом. Эпитет белый часто употребляется в народной поэзии: это и загадки, и песни.
Ассоциации, которые возникают у нас – это девушка Снегурочка, девушка – мечта, которая, прикоснись только, исчезнет.
Антропоним «Анна Снегина», кроме заглавия, в тексте поэмы больше не встречается. Фамилия Снегина в дальнейшем повествовании называется только в связи со старой помещицей Снегиной или с домом Снегиных. В лирическом же плане эпитет «белый» как бы заменяет собой фамилию и в качестве поэтического символа появляется там, где автор говорит об Анне, не упоминая её имени:
Мой мельник с ума, знать, спятил.
Поехал,
Кого-то привез...
Я видел лишь белое платье
Да чей-то привздернутый нос.
Что же касается самого имени Анна, то хотелось бы отметить следующее. По мнению Бориса Хигира1, имя Анна древнееврейского происхождения, означает «благодать». Далее читаем: «Растет артистичным ребенком, любит все красивое. Доброта Аннушки, кажется, не знает границ. Анна из тех людей, кто никогда не забудет навестить в больнице заболевшего знакомого или родственника». и у Есенина тут же читаем:
Потом, когда стало легче,
Когда прекратилась трясь,
На пятые сутки под вечер
Простуда моя улеглась.
Я встал.
И лишь только пола
Коснулся дрожащей ногой,
Услышал я голос веселый:
"А!
Здравствуйте, мой дорогой!
Давненько я вас не видала.
«Анна никогда не забывает о своей внешности, с присущим ей вкусом она умеет красиво одеться. Она органически не выносит неряшливости». И в поэме даже в горе она припудрилась. Полного портрета героини нет, но мы видим, что она красива и привлекательна:
-Да чей-то привздернутый нос.
-голос веселый:
-Оглядывал стройный лик.
-Красивый и чувственный рот.
-И тело ее тугое
-И лебедя выгнув рукой.
Хигир считает: «Анна - Это кроткий человек с сильно развитой интуицией». И Анна Снегина тоже обладает интуицией.
Конечно,
До этой осени
Я знала б счастливую быль...
Потом бы меня вы бросили,
Как выпитую бутыль...
«В жизни безропотной Анны хватает страданий, но иногда складывается впечатление, что она и не пытается их избежать. Анны не способны к активной защите своего «я»1. Сталкиваясь с грубостью, хамством, придирками, они замыкаются в себе и терпеливо ждут лучших времен» После разорения имения:
"Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?"
Но как-то печально и странно
Она опустила свой взор.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Потом, оглядев меня нежно
И лебедя выгнув рукой,
Сказала как будто небрежно:
"Ну, ладно...
Пора на покой..."
«Анны доверчивы, бескорыстны и доброжелательны» и мы находим подтверждение этого у Есенина
Я помню -
Она говорила:
"Простите... Была не права...
«В любви Анны верны, в браке терпеливы. Счастливый брак, вероятней всего, ожидает её с Алексеем, Борисом, Евгением». А как зовут мужа Анны? – Борис! А Кого любит Анна Снегина? Разговаривая с Сергеем, она произносит:
«Когда-то я очень любила
сидеть у калитки вдвоем».
Любила или до сих пор любит? Чуть позже она спрашивает:
"Кого-нибудь любите?"
"Нет".
"Тогда еще более странно
Губить себя с этих лет:
Пред вами такая дорога..."
Почему её это так волнует? Нахлынули воспоминания? Почему она, будучи замужней женщиной, несколько дней проводит у постели больного? Только ли милосердие и сочувствие говорят в ней?!
Мне кажется, что Анна по-прежнему влюблена в Сергея: это её первая, такая романтическая любовь. Пройдёт много времени, многое сотрётся в памяти, но только не это воспоминание. Только её любовь к Сергею перейдёт на другую ступеньку – светлые воспоминания о родине, весне, Сергее неразделимы. Это самое светлое и чистое, что осталось у неё.
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна".
Таким образом, на примере антропонима Анна Снегина я показала связь имени и судьбы.
Не менее интересен, на мой взгляд, антропоним - Прон. Сам образ этого героя очень интересен: он непредсказуем, пьяница, но за ним идут мужики. Удивительно, что ни сам автор, ни крестьяне не называют полное имя этого героя. Почему автор лишает своего героя полного имени?! Что хочет он этим показать? Понятно, что это уменьшительно–ласкательное имя. Но от какого? В словаре русских личных имен Н.А.Петровского читаем: «Проня, Прон – Апрониан, Прокл, Прокопий, Прокул, Прохор».
На мой взгляд показателен для раскрытия связи имени и судьбы Прона следующий эпизод:
Прихожу в Криушу.
Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ.
"Эй, вы!
Тараканье отродье!
Все к Снегиной!..
Р-раз и квас!
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!"
И тут же, меня завидя,
Снижая сварливую прыть,
Сказал в неподдельной обиде:
"Крестьян еще нужно варить".
"Зачем ты позвал меня, Проша?"
"Конечно, ни жать, ни косить.
Сейчас я достану лошадь
И к Снегиной... вместе...
Просить..."
здесь есть от каждого имени понемногу. Как Прокл, он в первую очередь думает о славе. Как истинный полководец (Прохор), ведет всех за собой, думая о далеком будущем (Прокул). Но как «вынутый из ножен», имеет силу, вселяет страх (Прокопий). Но в то же время– стоило появиться Сергею – «спрятался в ножны»:«И к Снегиной ... вместе.... ПРОСИТЬ». Одним словом он непредсказуем, как Апрониан. Я думаю, что Есенин неслучайно дает своему герою такое имя: он хочет показать многогранность этого образа.
А как погибает Прон?
Узнай, что в двадцатом годе
Расстрелян Оглоблин Прон.
. . . . . . . . . . . . . .
Со скрежетом и со смехом
Гульнула казацкая плеть.
Тогда вот и чикнули Проню.
На мой взгляд, мельник совершенно точно передает, что произошло с Проней – «чикнули». Глагол «чикнуть» от слова «чик» - употребляется для обозначения отрывистого короткого звука, действия (например, звука щелчка, звука удара, чем-нибудь тонким и гнущимся, звяканье чем-нибудь)1.
Прон, думающий о далеком славном будущем, ведущий всех за собой, кого запугивая, кого убеждая, так неожиданно погибает, словно убрали оружие в ножны – чик –
«Теперь стал спокой в народе,
И буря пришла в угомон».
Фамилия Оглоблин свидетельствует не только о социальной принадлежности героя, но, (с учетом значения слова "оглобля" - часть упряжи), вполне возможно, определяет его главенствующую роль вожака в крестьянском революционном движении. Да и само имя Прон крестьянское.
В своей работе я рассмотрела связь всех антропонимов поэмы с судьбой героев. Кроме 2-х: Ленин и Деникин – это исторические личности.
В сентябре 1918 года Есенин написал произведение «Ключи Марии», в котором есть такое удивительное предложение: «Люди должны научиться читать забытые ими знаки». А разве имена – это не знаки?!
Горка
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рождественский венок
Заповеди детства и юности
Подарок