Наше время – эпоха пробуждения исторического сознания общества.
Люди желают знать правду о прошлом своих народов, стремятся найти в истории ответы на злободневные вопросы бытия. Знание особенностей происхождения народов имеет фундаментальное значение не только для прояснения сторон их истории, языка, культуры, но также и для лучшего понимая процессов.
История
<Появление чувашей в среднем Поволжье. Их культура и обрядность.>
Сатыбалова Валерия
МБОШИ «Гимназия-интернат № 34» г. Нижнекамска
2 класс
Третьякова Ирина Ивановна
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. УЧЕНЫЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧУВАШЕЙ
3. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
5. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ЖИВОТНОВОДСТВО
8. ПРАЗДНИКИ И КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ
Наше время – эпоха пробуждения исторического сознания общества.
Люди желают знать правду о прошлом своих народов, стремятся найти в истории ответы на злободневные вопросы бытия. Знание особенностей происхождения народов имеет фундаментальное значение не только для прояснения сторон их истории, языка, культуры, но также и для лучшего понимая процессов.
Зародившись в древности, чувашский народ, пройдя через горнило невероятных по драматизму испытаний, достойно выстрадал свою оптимистическую историю. Очень сложным был его путь к сознанию своей самобытности, самостоятельности и самоценности собственной культуры. Несмотря на исторически сильную территориальную распыленность, слабость материальных и интеллектуальных ресурсов сразу же после революции 1917 г. В народе нашлись силы, сумевшие целеустремленно и энергично сделать все возможное для получения чувашским народом своей национальной автономии, пусть и усеченной, но государственности.
Вопросы происхождения и расселения чувашского народа, его этнокультурный облик, а также особенности взаимосвязей чувашей с другими народами относится к числу интереснейших, но весьма сложных научных проблем, до сих пор имеющих множество полемических аспектов. Вокруг них споры идут уже почти три столетия. Причем проблемы этнической истории чувашей настолько неоднозначны и масштабы, как во временном, так и в пространственном отношении, что обсуждение их выводит исследователей далеко за пределы не только Чувашского края,. Но и Волго-Уралья и заставляет окунуться попутно в историю не одного десятка исчезнувших народов.
Все исследователи сходятся во мнении, что корни чувашского и других народов Волго-Уралья лежат в глубоких пластах истории, и что они довольно давно и нерасторжимо переплетены между собой. При этом истоки этнокультурной истории тюркских народов – чувашей, татар и башкир – просматриваются далеко на Востоке – а Центральной Азии. Поэтому, как полагают ученые, картина их этнической истории и культурный облик оказались гораздо более сложными и даже запутанными, чем пути этногенеза и культурного развития соседних финно-угорских народов.
Известно, что еще задолго до появления этнонима «чуваши» по крайней мере, в конце I тыс. н.э., в письменных источниках уже были зафиксированы мордовские (эрзя и мокша), марийские (черемисы), удмуртские племена, а также меря, мурома и мещеры, причем на ряде карт были указаны и территории их обитания. К примеру, в русской летописи «Повесть временных лет» (начало XII века) перечислены почти все финно-угорские народы Восточной Европы, но такой сравнительно крупный этнос, как чуваши нигде не упомянут. Дело в том, что в исторических документах «чуваши » выступают под разными этнонимами. С IX века они известны как «болгары» и «сувары» (в X веке – «сувары», с XI века – «волжские болгары», а в русских и зарубежных источниках конца XV века – «нагорные черемесы», «горные люди»). Первое упоминание этнонима «чуваши» в русских актах в 1510г., в летописях – к 1521году.
На самом деле имеется еще более ранняя датировка первого упоминания о чувашах – в 1508 году зафиксированная, по-видимому, на основании некоторых списков «Казанского летописца» историком XVII в. А.И. Лызловым.
Таким образом, консолидация предков современных чувашей, как и собственно казанских татар и башкир, в отдельные народности с четко зафиксированными этнонимами, особенностями языка и культуры и определенно локализованными территориями началось позже, чем у финно-угоров региона, но процесс протекал у первых интенсивнее и в сравнительно сложных условиях первой половины II тысячелетия.
На основании многочисленных исторических, культурных и языковых данных, большинство исследователей признают чувашей потомками болгарских и суварских племен, появившихся на Средней Воле в VII – VIIIвв.
История чувашей складывалась так, что где бы они ни обитали – они всегда оказывались на стыке культур и цивилизаций, на землях, где происходило активное межэтническое взаимодействие, где пересекались миграционные потоки и хозяйственно-торговые связи. Это обстоятельство наложило отпечаток на этническую культуру и язык чувашского народа, обогатило их и придало особую открытость и терпимость его национальному характеру.
Необходимо отметить, что в последние годы в Чувашии было опубликовано немало работ по этнической истории чувашей. Конечно, не все их них научно выдержаны, многие грешат волюнтаристским подходом, а некоторые развивают и чрезмерно радикальные концепции. Впрочем, надо согласиться, что большой интерес, проявляемый сегодня широким кругом пытливых людей к вопросам этногенеза, свидетельствует о наличии значительных пробелов в их исследовании. Многие принципиальные вопросы все еще остаются без ответа. Прежде всего, сами проблемы очень трудны. Но бесспорно и другое – сегодня необходимы научно-популярные публикации об истории и культуре родного края и нужны они, прежде всего, для пробуждения и формирования в новых поколениях интереса и уважения к предыдущим поколениям, к далеким предкам.
Посмотрим, что же считали ученые о происхождении чувашей.
Проблематика происхождения чувашского народа стала объектом изучения историков еще в XVIII веке. Затем к исследованиям дореволяционных авторов (Н.Карамзин, А.Фукс, З.Гомбоц, В. Сбоев, С.Михайлов, Г.Комиссаров и др.) в XX веке добавились труды выдающегося тюрколога Н.А.Ашмарина, археолога А.П.Смитнова, историков В.Д.Дмитриева, В.Ф.Каховского, этнографа П.В.Денисова, языковедов Н.И. Егорова, искусствоведа А.А.Трофимова и др. История чувашей рассматривалась во многих работах уфимских (Р.Г.Кузеев, Н.А.Мажитов) и казанских (А.Х.Халиков, Р.Г. Исаков, Р.Г,Фахрутдинова, Г.В.Юсупова, М.З. Закиев, Ф.С. Хакимзянов и др.)ученых. В изучении этногенетических проблем чувашей значитеьный вклад внесли венгерские() Д.Мессарат, А.Рона-Таш и др.) и болгарские(И.Коев, Г.Добрев)исследователи.
В разные времена были выдвинуты саамы различные гипотезы происхождения чувашей. Одни считали,что их предками являются хазары, другие – буртасы, третьи – гунны, четвертые – финно-угры, пятые – древние авары, шестые – волжские болгары, седьмые – шумеры и т.д.
а) В общей сложности все эти идеи и сводятся к следующим концепциям:
1) основу чувашского народа (этноса) составляет местное финно-угорское, марийское население, испытавшее сильное культурное и особенно языковое влияние со стороны пришлых тюркоязычных болгаро-суварских племен;
2) как этнос чуваши сформировались главным образом на основе доболгарских тюрков, проникавших якобы большими массами в среднее Поволжье вплоть до VIв. Нашей эры, то есть до появления здесь болгар и суваров;
3) чувашский этнос сформировался в XIII-XVI вв. в результате смешения язычников – болгар, не подвергнувшихся копчанско – мусульманской ассимиляции, с марийскими и другими финно-угорскими племенами (предками мордвы, удмуртов и др.)при преобладающие роли тюркско-болгарского компонента.
Первая из названных концепций (так называемая «автохтонная теория») не выдержала критики и сейчас никем не поддерживается, так как ее сторонники игнорировали роль тюркоязычных племен – одного из основных этнических компонентов чувашей и в своих исследованиях ограничились рамками территории Чувашского края и поздних этапов этнической истории.
Что касается второй концепции, то она активно начала разрабатываться лишь в последнее двадцатилетие. Некоторыми казанскими исследователями ведутся поиски доказательств гипотезы о начале формирования чувашского этноса на основе тюркоязычных племен, проникавших в регионы якобы еще во II-III вв. н.э. Однако ряд видных ученых (Р.Г,Кузеев, В.Л,Иванов) относят время массового проникновения тюрков в Волго-Уральскую область в последним столетиям I тысячелетия н.э. и связывают это именно с миграцией болгарских племен из Северного Кавказа Приазовья. При этом одним из убедительных доказательств поздней миграции тюрков в Средневолжский регион является слабое и ничтожное по сравнению с соседними финно-угорскими народами выделение этнических групп и пришлых тюрков. Этническая дифференциация чувашей, татар, башкир – то есть тех народов, которые своей историей тесно связаны с волжскими болгарами, - в самостоятельные народности завершилась относительно поздно, лишь в XII-XVI вв.
Возникает вопрос, в чем же конкретно обнаруживается болгарское наследие чувашей. Самый фундаментальный аргумент – язык, ибо чувашский – единственный сохранившийся язык болгарской ветви. Он отличается от всех других тюркских языков тем, что звук «з» в чувашском языке соответствует звуку «р» (так называемый ротацизм), а звуку «ш» соответствует звук «л» (ламбдаизм). Ротацизм и ламбдаизм характерны и для болгарского языка. Например, чувашский хер «девушка» - общетюркский кыз; чувашский хел «зима» - общетюркский кыш и т.д.
В развитии болгарской теории происхождения чувашей огромную роль сыграли открытие чувашских слов в текстах поволжско-болгарских надгробных надписей.
Предки болгарских племен, как и всех тюрков, вышли из Центральной Азии. На этой обширной территории в III в. до н.э. были широко расселены древние предки тюркоязычных народов – гунны(хунну). По соседству с гуннами и другими тюрками обитали также монгольские, тунгусо-маньчжурские, финно-угорские ираноязычные, индоевропейские племена, которые к III-II вв. до н.э. были покорены гуннами. Судя по имеющимся данным, гунны находились под сильным языковым, культурным влиянием китайцев. Основатель алтаистики Г.Рамстоден считал чувашский язык единственным остатком языка древних гуннов, а именно той группы, которая называла себя «булгар».
Более близкой этнической общностью, из которой вышли древние болгары, исследователь считают огуро-оногуров, в составе которых были, возможно, племена билу(пулу), бугу(бугур), чешей и пулей, обитавшие по северным склонам отрогов Тянь-Шаня и в Верховьях Иртыша.
Предположение о генетическом родстве этих племен и болгар находит подтверждение в том, что этнонимы «бугу-нугуры» встречаются среди дунайских болгар, в этнографических параллелях, прослеживаемых в культуре и языке чувашей и современных тюркских народов Средней Азии, в этногенезе которых участвовали древнеболгарские племена. Область формирования сабиров (суваров,савиров) лежала тоже в районах верховий Иртыша.
Надо заметить, что время пребывания предков болгарских и суварских племен запечатлелось в их культуре и языке настолько отчетливо, что оно не меньшее отражение находит и в культуре, особенно в языке чувашей.
Чуваши имеют ряд устойчивых этнографических и языковых параллелей с тюркскими народами Алтая и ,Южной Сибири, в частности, с хакасами, унгурами, алтайцами, шорцами, тувинцами. Это проявляется в общности элементов жилища, утвари, пищи, одежды, орнамента, вышивок и украшений, а также языческих религиозных верований. В лексике и фонетике чувашского языка обнаруживаются более выраженные, чем у ряда других тюркских этносов, монгольские языковые элементы, что подтверждает выделение и монгол, и тюркоязычных предков чувашей из одной общности. Монгольские, тюркские и тунгуссо-маньчжурские языки входят в алтайскую семью языков.
Кроме того, основные элементы древней религии саяно-алтайских тюрков проявляются в комплексе языческого культа чувашей. Чувашский язык сохранил древнейшие слова, употреблявшиеся в эпоху слабой обособленности тюркских и монгольских языков.
б) В конце III века до н.э. началось движение гуннских племен на запад, на территорию Средней Азии и современного Казахстана.
Вo II втором веке нашей эры оногуры, то есть союз десяти огурских племен, имеющих тотемом быка, вторгаются в Семиречье и получают здесь от местных ираноязычных земледельцев этноним сабир.
В III веке оногуры продвигаются по Сырдарье дальше на запад, в районы Приуралья, и кочуют в степях Средней Азии Ии Казахстана. Обитавшие в этом обширном регионе восточные ираноязычные племена (саки, масагеты, усуны и др.) покорялись, и в ходе этногенетического взаимодействия их с пришлыми центральноазиатскими тюрками происходило формирование новых тюркоязычных этнических общностей.
В конце III-начале IV вв. оногуро-болгарские и сабирские племена начинают расселяться на правом берегу Нижней Волги, постепенно заминают значительные территории Северного Кавказа, Приазовья. Надо отметить, что практически все обитавшие (прежде всего оногуры-болгары и савары) и угры входили в гуннскую федерацию, или союз, поэтому очень часто в источниках они упоминаются под именем гуннов.
Историки отмечают, что название болгары впервые появляется среди оногуро-сабирских племен Северного Кавказа в V веке, когда последние одерживают ряд побед над кавказскими народами и начинают создавать свое первое государственное образование со столицей на Таманском полуострове (Фанагории)
Вслед за болгарами в V-VI вв. у савиров совместно с барсилами образовался в Прикаспийском регионе свой союз племен – Савирское княжество. В 70-х годах VI века болгары, сувары и хазары попадают под власть Западнотюргского каганата. В борьбе против каганата в 30-40 гг. VII веке образовалось военно-политическое объединение во главе с ханом
Кубратом, известное в истории как «Великая Болгария», куда вошли и другие тюркоязычные племена, а также аланы, адыги. Наибольшего расцвета этот союз достигает при кабрате, когда в середине VII века болгары полностью освобождают районы Предкавказья от подчинения Тюркского каганата. Тем не менее, болгарская этническая общность, не имевшая прочных внутренних экономических связей, после смерти хана Кубрата в 50-х гг. VII века распадается на отдельные части. Распаду Великой Болгарии способствовало и усиление Хазарского каганата, который к концу VII века подчинил савиров и барсилов. Тюркоязычные хазары были близки у болгарам по культуре и языку.
После смерти Кубрата власть в Великой Болгарии поделили его сыновья – Аспарух, Котраг и Батбай. Под натиском хазар Аспарух в 675г. Вместе с часть болгар ушел на запад, на Балканы, где основал Дунайскую Болгарию. Часть болгарских племен во главе с Батбаем остались на старом месте и подчинились хазарам. Согласно историческим данным здесь они продолжали обитать до середины VIII века. Остатки батбаевых болгар впоследствии, в XI-XV вв. послужили одним из главных компонентов балкарского народа, формировавшегося под сильнейшим кыпчакским влиянием.
Третья группа болгар в 60-70-е года переселяется в среднее Поволжье. Как полагают, они ушли на север под предводительством Котрога.
В сохранившихся в памяти народа чувашских легендах и преданиях речь идет о прибытии чувашей в Среднее Поволжье именно с Кавказа, с района гор Арамази. Следует отметить, что тесное историко-культурное и хозяйственное соседство болгар и суваров с местными кавказскими народами, особенно с предками современных тюркских этносов – болгарцев, ногийцев, кумыков и др., находится свое проявление в традиционной культуре чувашей: это свадебные обряды, семейно-родственные отношения, космогонические представления о «низком небе», почитание молнии и радуги, специфические черты культа огня и металлов, почитание лягушки как покровительницы земледелия, сказание о змеях-кладохранительницах и т.д. В языках сохранилось несколько десятков слов из древнегрузинского, древнеармянского, греческого языков.
В истории средневолжского региона с точки зрения его формирования исследователи выделяют предболгарское время (VIII век), раннеболгарское (VIII-X вв.), эпоху развития и расцвета болгарского государства (XI-XIII вв.) и золотоордынскую эпоху (XIII- середина XVвв.).
Кардинальное изменение этнического состава населения Среднего Поволжья произошло с приходом сюда в конце VII – начале VIII вв. с Северного Кавказа тюркоязычных болгар и суваров.
Болгары совместно с подчиненными им одственными племенами эсегель, темтюзи и берсула (барсила) расселились по обеим сторонам Средней Волги, с центром в Нижнем Закамье (т.е. в Центральных районах современного Татарстана). Однако есть серьезные основания предполагать, что ранние группы болгарских переселенцев в средневолжском регионе первоначально расселились на правобережье Волги. Это тем более верно, если иметь в виду, что миграция призовских болгар на север естественным образом осуществлялась по правобережью Волги.
Материальная культура чувашского народа богата и многообразна. Ее истоки ученые связывают как с тюркским миром, так и с древней культурой населявших Переднюю Азию племен и народов. Материальная культура чувашей, как и другие стороны их культуры, развивалась в конкретных исторических условиях, и в ней находят отражение историко-этнографические связи, природно-географическая среда обитания и многие другие факторы.
Материальная культура чувашей соотносится с такими хозяйственно-культурными типами, как земледелие, скотоводство, формы хозяйства лесной зоны. Иначе говоря, в ней нашел отражение ряд исторических ступеней развития от одних форм культуры к другим, которые проявляют себя как синтез разнородных традиций.
В материальной культуре так или иначе прослеживается местная специфика, что особенно заметно в одежде и украшениях, а также формах поселений, расположений усадьбы, системе земледелия, специализации селений или их групп по ремеслам и промыслам, строительной технике и т.д.
А теперь разберем вышесказанное.
Основу традиционного хозяйства чувашей Среднего Поволжья, составляло земледелие в сочетании с животноводством. Пашенными земледелием в середине I тысячелетия нашей эры первыми в Среднем Поволжье начали заниматься так называемые именьковские племена и племена Городецкой культуры, обитавшие в зоне степей и лесостепей.
Чуваши пахали простейшим бесподочвенным ралом, его вытеснило затем рало с полозом. Из последнего сформировалась пахотное орудие нового типа - тяжелый плуг, переворачивающий почву. Плуг имел преимущество перед ралом: переворачивал верхний пласт и взрыхлял почву. Он предназначался для работы на залежах и лесных перелогах. По мере расширения старопахотных земель для их обработки было изобретено более легкое орудие - соха двузубая с перекладной палицей.
Уборка хлеба начиналась и завершалась обрядовыми действиями - это зажин, дожинки. Почин в жатве делали обычно самые удачливые в труде, легкие на руку жнец или жница. С завершением жатвы на загоне оставлялась полоска несжатой ржи. По объяснению чувашских крестьян, это делалось для того, чтобы на другой годы был хороший урожай.
Для обмолота ржаные снопы в северных районах часто приходилось подсушивать. Чуваши и их соседи для этого использовали овин-шиш. Наиболее древними способами молотьбы были хлестание и выбивание зерен палками. Молотьбу в хорошую погоду производили на открытых токах. В сырую погоду или зимой молотили в мякиницах. После обмолота солому убирали, зерно хранилось в сусеках амбаров и клетей.
С заботой об урожае были связаны народные знания и приметы о погоде. В каждой чувашской деревне были старики-знатоки погоды, умевшие предсказывать ее по разным приметам. Многие приметы связанны с предсказанием урожая. «Если зимой снег глубокий, будет хлеб, и дождь будет. Если зимой очень много снега и он лежит ступеньками, как у лесенки, летом хлеб будет очень хороший». Приметы предсказывали и плохой урожай. Урожайность прогнозировали по поведению птиц, насекомых, рыб.
Мельницы. А вот ветряную мельницу чуваши стали использовать 6-7 веков назад, а водяную мельницу еще раньше, в начале нашей эры. Чувашские крестьяне в XIX веке применяли ручную мельницу, водяную мельницу, ветряную мельницу, конную крупорушку. Ручная мельница имелась почти в каждом доме и хозяйстве. Ветряная мельница распространилась в ХVII веке, а в XIX веке ее можно было видеть почти у каждого селения на возвышенном месте. Водяная мельница ставилась на речке с достаточной водоносностью. Она имела помещение, где работал мельник и находились инструменты.
Животноводство. Различные виды домашних животных были одомашнены в разное время в разных регионах. В Среднем Поволжье скотоводство представляло самостоятельную отрасль хозяйства, ориентированного на земледелии, обеспечивало население тягловым скотом, мясной или молочной пищей, сырьем для изготовления одежды, обуви, инвентаря. Лошадей содержали зимой в утепленных конюшнях, кормили сеном, соломой, овсом. Летом конский табун жители чувашских деревень пасли поочередно. Зимой скот содержали в скотном загоне, на ночь его закрывали в хлеве. Чуваши держали кур, гусей, уток, индеек.
Пчеловодство. Сбором меда люди занимались издревле. Пчеловод подыскивал в лесу подходящее дерево, вырубал, обстругивал дупло. Пасеки устраивались обычно в лесу в защищенном от сильных ветров месте, на южном сколе реки, на поляне. Меду приписывались целебные свойства.
Охота и рыболовство. Охота и рыболовство являются видами присваивающего хозяйства. С развитием скотоводства они сохранили свое значение как способ добывания дополнительной пищи. У чувашей бытовали оба направления охоты: мясное и пушное. Орудия охоты были как активное (ружье, огнестрельное оружие), так и пассивные (ловушки, ловчие ямы, капканы) и рыболовство тоже играет большую роль у чувашей Среднего Поволжья. Рыбу ловили бреднями, сетями, удочкой, наметной, вершой.
Витье веревок. Почти в каждой деревне в 2-3 домах имелось оборудование для витья веревок из конопляной пудели. Оно представляло собой устройство из двух столбов с перекладиной с отверстиями, в которые продевались три кривошипа с крючками для завязывания концов кудели из конопли. Чуваши из приволжских и присурских деревень занимались витьем канатов из мочала, лесных районов - гонкой смолы и дегтя из основных пней в специальных печах и плетением лаптей.
Металлообработка. До XVII века среди чувашей, как им среди других народов Поволжья, были ремесленники - специалисты по обработке металла. Основным сырьем для получения железа служила болотная руда. На древесном угле в горнилах варили железо. Металлическими изделиями дорожили, испорченную вещь несли к кузнецу на переделку и починку. Технические приемы и методы этого ремесла передавались от отца к сыну или от дяди к племяннику. Металл занимал важное место в обрядах чувашей, в религиозных представлениях, магических действиях. В кузницах имелись: молот, наковальня, зубило, обжимка, клещи, шаблоны, кузнечный мех и прочие. Кузнецы изготовляли разнообразную продукцию: домашнюю утварь, заслонки, кочерги, сковородки, вьюшки, ковши, ведра, различные инструменты, металлические части сельскохозяйственных орудий. Они подковывали лошадей, оковывали колеса, готовили металлические части тарантасов.
Обработка кости и рога. Основное применение это сырье находило в производстве украшений и в мелкой кустарной промышленности. Все делилось в особое ремесло изготовление гребенок из коровьих рогов. Рога являлись сырьем для изготовления пузырей, пороховницу: обработка конуса рога заключалось в том, что он отделился от стержня после мочения в холодной воде, затем отпиливалась вершина, идущая на пуговицы. Если нарезались кольца, то их помещали вначале в кипяток, потом держали над горячими углями и клали под пресс для выпрямления. Нарезка зубьев производилась стальными пилами, доводка - ножом и напильником, шлифовка и полировка - мокрой суконкой с известью.
Отходничество. Основными видами отхожих промыслов являлись лесозаготовки, бурлачество, работа на железной дороге. В отходничество уходили плотники, портные, каменщики. Чувашские крестьяне нанимались в качестве временных работников в помещичьих имениях, у купцов. Работа на отхожих промыслах давала беднякам и середнякам средства на строительства дома, покупку живности, приобретение и ремонт инвентаря, на уплату налогов, покупку одежды и обуви, обзаведение мелким ремесленным заведением, крестьяне получали квалификацию.
Обработка волокна, прядение, ткачество. Волокно для пряжи выделывали из льна и конопли. Коноплю и лен теребили - выдергивала с корнями после того, как листья начинали желтеть и созревали семена. В отличие от конопли, лен не мочили, а расстилали на росной траве на 20-25 дней. После просушки коноплю и лен мяли и трепали, чтобы получить волокно. Основным способом прядения кудели было прядение на веретене, к которому прикреплялась небольшое глиняное преслице. Напряденные нити перематывались с веретен или шпульки в мотки. Чуваши употребляли горизонтальный ткацкий стан с бердом и подножками - педалями. У чувашей бытовали также старинный ткацкий станок без рамы. В орнаментации народной одежды использовалась техника узорного тканья. Сырьем для этого вида также являлись лен, конопля, овечья шерсть, покупной шелк, сырец, позже бумажные нитки и гарус. Можно выделить три основных типа узорного тканья: двухцветное, полихромное на белом фоне и полихромное на красном фоне. Ткали также различные сорта тесьмы и поясов. Обработка кожи и меха. Кожа и мех употреблялись для изготовления одежды, обуви, утвари, конской упряжки и т.д. Процесс обработки кожи и меха заключался в очищении шкуры от мяса, жира, подкожной клетчатки и придании ее механическим и химическим способами мягкости, прочности, цвета и т.п. Часто мех подвергался, как и кожа, дублению. Практиковалась красная и черная дубка с использованием растворов и вытяжек. Из кожи чуваши приготовляли сапоги, ботинки, кожаные мешки для вывоза муки на базар, кожаные свадебные сумы, пологи для кибитки, кошели, нарядную конскую упряжь, предметы охотничьего снаряжения.
Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения - защиты тела от воздействий наружной среды - она обладала символическими и ритуальными функциями.
Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также дуб и дерево. Материал для одежды изготовляли в основном в домашних условиях.
Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, в частности - географической среды, традиционных занятий населения, а также миропонимания народа в различных исторические эпохи. Издавна возникло деление одежды на верхнюю и нижнюю. Традиционный костюм различается также по полу, возрасту, сезону. На тело непосредственно одевали рубаху. Старинные мужские рубашки шились широкими и длинными до колен. Рубашка не имела воротника. Простые рабочие рубашки ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой вокруг грудного разреза, на концах рукавов, подоле. Рубахи шили из белого холста различного качества в зависимости от характера использования, а также состояния семьи. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали. Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду - туникообразному покрою. Осенью мужчины носили кафтаны, зимней одеждой считались шубы из овчин желтой или черной окраски. В сырую погоду или в дорогу надевали чапан, епанчу, дождевик из плотного сукна. Верхняя одежда женщин была по своим типам такой же, как у мужчин. На свадьбы и в праздники надевали богато украшенный кафтан. А вот основной обувью у мужчин и женщин были лапти.
Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: прокрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относятся покрывало невесты.
В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшение. В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет.
Девичьи (тухья) уборы сплошь покрывали узорами из бисера. Очень важная была знаковая функция одежды - она показывала отличие по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию. Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок являлись убором замужних женщин. Сугубо девичьим головным убором была тухья.
Традиционные народные праздники и обряды принято делить на календарные - связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые обусловленные рождением человека, его переходом из одной возрастной группы в другую, вступление в брак, смертью и т.д.
Календарные праздники приурочены к основным переломным периодам астрологического рода - зимнему и летнему солнцевороту, осеннему и весеннему солнцестоянию.
Вот уже сто с лишним лет чуваши живут в составе России впитывая живительные соки богатейшей русской культуры. Это не могло не сказаться и на обрядах чувашей. Они восприняли ряд русских народных календарных праздников - масленицу, семик, крещение и др. Но эти праздники обогащались традиционными чувашскими обрядами и порой приобретали совершенно иной вид.
Нартукан. Нартукан (нартаван) - один из праздников новогоднего цикла, распространенный среди закамских и приуральских чувашей, а также обряд гадания на кольцах под новый год. Нартукан начинается 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, и длится целую неделю. Он соответствует празднику сурхури у верховых и хёр сары низовых чувашей.
Для проведения праздника выбирался возведенный в истекшем году новый дом. Чтобы хозяин не отказал, во время строительства дома молодежь устраивала коллективную помощь - бесплатно работала на вывозе строительных материалов и возведении дома. Этот дом называется нартукан пурчё-домом, где проводится нартукан. Во время нартукана детвора с утра катается с гор на санках.
Масленица - саварни, (саварни - веселый праздник проводов зимы и встреча весны, соответствует русской масленице. Само слово «саварни» является переводом (калькой) русская масляная неделя (су эрни). Празднование саварни приурочивалось к периоду весеннего равноденствия и начиналось в четверг. У большинства чувашей саварни продолжался две недели. Первая неделя называлась «большая масленица», а вторая - «малая масленица». Позднее, в связи с распространением христианства, чувашская масленица совпала с русской масленицей, и ее начали отмечать в течение одной недели от воскресенья до воскресенья.
Во время саварни в деревнях молодежь устраивали катания на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках.
Вирем. Вирем - весенний праздник верховых чувашей, посвященный изгнанию из селений злых духов старого года. Традиционно этот праздник проводится накануне великого дня (манкун). После распространения христианства языческий праздник манкун совпал с православной пасхой, а вирем был приурочен к вербному воскресенью.
У низовых чувашей аналогичный праздник называется серен. Накануне вирем проводятся ежегодные поминовения предков. В день вирём молодые ребята идут в лес и заготавливают рябиновые прутья. После возвращения из леса начинается подворный обход деревни. Ребята с музыкой, песнями и плясками обходят всю деревню посолонь, начиная с крайнего восточного дома. В каждом доме их встречают гостинцами, принимают в избу и угощают, кто, чем может. Ребята бьют рябиновыми прутьями по углам аи стенам каждого строения, чтобы изгнать злых духов. Ударяют также хозяев дома и скотину, чтобы изгнать всякую хворобу. За это им хозяева дают яйца, колобки, пирожки, орехи.
Зародившись в древности, чувашский народ, пройдя через горнило невероятных по драматизму испытаний, достойно выстрадал свою оптимистическую историю. Нам часто кажется, что этнографический мир традиций безвозвратно ушел в прошлое: мы носим не домотканные , а синтетические ткани, одеваемся не по традициям, а по моде, едим импортные, привезенные продукты, и уж конечно менее всего склонны соблюдать дедовские ритуалы и обряды. Но нормы поведения, этики, этикета, мораль межличностных отношений нельзя ни синтезировать, ни импортировать, и утеря традиционной культуры в этой области ведет к бездуховности, огрублению, духовному одичанию.
Наша исследовательская работа привела к выводу о том, что каждый народ должен знать свои традиции, символы, обряды.
Обряд – важнейший блок в системе культуры этноса. Он является цементирующим фактором, отличительной чертой отдельно взятого народа. В нем перекрещиваются и отражаются практически все основные стороны жизни. Обряд – это то, чем живет народ.
Таким образом можно сделать вывод, что каждый народ должен знать свою культуру. Это необходимо для богатства души, чтобы люди чувствовали свою общность.
Описанные нами традиционные праздники пришли из глубины веков и являются соблюдением древних обрядов (нартукан, масленица, вирем). Чуваши и по сей день стараются проводить эти праздники.
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Юрий Визбор. Милая моя
Что такое музыка?
Комментарии
Появление чувашей в среднем Поволжье. Их культура и обрядность.