Свою работу представляю по темам: очерки, размышления о ценностях жизни, о школе, лирические миниатюры, зарисовки о природе и явлениях и разное.
Вложение | Размер |
---|---|
mir_moih_fantaziy_i_tvorchestva.docx | 69.42 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МОУ «Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
МО «Бичурский район»
Научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»
Секция «Творческая»
МИР МОИХ ФАНТАЗИЙ И ТВОРЧЕСТВА
(проза)
Автор: Бурцева Анна, ученица 9 «А» класса
Домашний адрес: село Малый Куналей
ул. Ленина, № 59; тел.:8(30133) 54-2-72
Руководитель: Бурцева Маргарита Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2011
Оглавление
Резюме……………………………………………………………………………..3
«Горькое детство моего деда» (рассказ)………………………………………...4
Вся жизнь в труде (очерк).………………..............................................................6
Молодость горяча (очерк)………………………………………………………..7
Вы дали нам шанс - просто жить! (очерк)............................................................9
Почему мир нуждается в терпимости? (эссе)………………………………….10
«Ценности современной молодежи» (эссе)……………………………………12
Мой край – Бурятия. Моя Родина – Малый Куналей! (зарисовка)…………..13
Мое село, мой Малый Куналей! (лирическое откровение)…………………...15
Мир моими глазами (лирическая миниатюра)………………………………...16
Красота заката (лирическая миниатюра) ……………………………………...18
Прекрасное небо (лирическая миниатюра)…………………………………….18
Мой лучший день лета (лирическая миниатюра)……………………………...19
Мои мысли…(миниатюра)……………………………………………………...19
«Очей очарованье» (лирическая миниатюра)……………………………….....20
Резюме
Я – Бурцева Анна. В настоящий момент учусь в Малокуналейской СОШ в 9 классе. Мне 15 лет.
Мир моих занятий и увлечений широк и разнообразен. Защищаю честь школы на мероприятиях разного ранга: соревнования, конкурсы, конференции и т. п. Делаю это не потому, что надо, а потому, что мне это нравится. Объяснение простое: люблю жизнь, родных, друзей, т.е. вообще – людей; люблю школу и всё с нею связанное; люблю природу, солнце, небо, песок, реку; люблю таинственный мир чувств, тот мир, из которого появляется что-то твоё, единственное, родное и неповторимое. Ещё есть много чего (можно перечислять до бесконечности), что я люблю. Но самое важное, на мой взгляд, когда в душе разгорается страстное чувство любви к людям, когда хороши все и хорош ты, когда жизнь не кажется тяжёлым камнем, придавившим человека, когда жизнь – это трудное восхождение на вершину…
Об этом и многом другом мои творческие работы: размышления, очерки, наблюдения, фантазии… Пишу в разных стилях: публицистическом, художественном. На профессионализм не претендую, т.к. этому нужно много и долго учиться. Но, всё-таки, надеюсь на уважительное отношение сверстников и окружения к моему пока ещё непрофессиональному творчеству
Свою работу представляю по темам: очерки, размышления о ценностях жизни, о школе, лирические миниатюры, зарисовки о природе и явлениях и разное.
Сколько войною задето
Седых и детских голов?!
Мы о войне этой знаем
Лишь по рассказам отцов
Горькое детство моего деда
Не так давно вся страна отпраздновала 65-летие Победы. О страшной народной беде написано много произведений, газетных статей, поставлены фильмы. Я родилась в счастливое, мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких, мой мир родственников.
Самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы моего дедушки о войне, о его военном детстве, о фашистах, которые зверствовали на советской территории, прямо у него на глазах. К сожалению, из его рассказов я помню мало, но восстанавливаю все события того времени по воспоминаниям мамы, бабушки, тёти.
Мой дедушка – Шарков Николай Дмитриевич. Родом он с Украины, из г. Мариуполь (Жданов) Донецкой области (во время войны семья перебралась в деревню, там легче было выжить). Теперь это отдельное государство, а в то время Украинская ССР входила в состав Советского Союза. Когда началась Великая Отечественная война, ему было пять лет, и он всё хорошо помнил.
Жил он с отцом, мачехой, тремя братьями и сестрой. Отец ушёл на фронт и погиб в первые дни войны. Вот тут началось настоящее жизненное испытание. Жили впроголодь. Благо, что мама Галя (так звали мачеху) умела кроить, шить и переделывать старые вещи так, чтобы они приобретали более-менее хороший вид и были годны для использования. Благодаря этому и остались живы. Всю свою сознательную жизнь дедушка с благодарностью вспоминал это.
Но и такой вариант перестал спасать от неминуемой голодной смерти, когда в город вошли фашисты. Дед хорошо помнил и не любил говорить об этом. Он всегда плакал, когда скудно рассказывал об этих страшных днях. Глубоко врезались в память его слова, переданные мне бабушкой: «Сказать о них звери - мало. Фашист - больше, чем зверь. Это изверг, людоед. Кровь, человеческая кровь, истребление людей - вот, что питает фашиста, вот что держит его на ногах».
А в то время старшего брата Анатолия, которому было 15 лет, фашисты угнали в плен в Германию. «Как сейчас помню,- рассказывал дед,- эшелоны, эшелоны, до отказа набитые подростками и женщинами. Крик, рёв, плач, неразбериха, а ещё редкий стрекот автомата по тем, кто пытался бежать». Всю свою жизнь искал дедушка брата, но безрезультатно. Следы дяди Толи затерялись в Германии.
«Мама Галя» отдала младшего братишку «в дети», старшие же питались как могли. Дедушка Коля рассказывал, что немцы издевались над ними, голодною малышнёй, как могли. Бывало, бросят кусок хлеба, а рядом привяжут овчарку. Дети пытаются достать хлеб, собака рвётся, а фашисты хохочут. Если вдруг кому-то удавалось зацепить лакомый кусочек палкой, немцы отпускали собаку с цепи и тогда…Страшно представить, что могло произойти, а дедушка видел всё это своими глазами. Он без содрогания и слёз не мог говорить об этом. Хотя надо отметить, что были и человечные немцы (наверное, как и в любой нации). Это такие, кто иногда отдавал остатки пищи ребятишкам или молча насыпал горсточку крупы, семечек или кусочек сахара в карман. Дети пытались воровать у немецких солдат пищу. Иногда получалось, чаще – нет, и тогда малолеток избивали до полусмерти, а то и насмерть.
Вспоминал дедушка такие эпизоды, как маскировку жилищ. Чтобы сделать их незаметнее для фашистских самолетов, на окна наклеивали полоски газетной бумаги, чтобы стекла не блестели и не привлекали внимание немцев сверху. И вот эти многочисленные полоски резал мой пятилетний дедушка. Каждый вечер окна квартиры занавешивали одеялами или тряпками, чтобы не было видно огонька. Спать детей мама Галя укладывала в одежде. На столе появилась сумка с документами. Все это делалось для того, чтобы в случае бомбежки можно было быстро бежать через дорогу на другой бугор, в котором было вырыто бомбоубежище.
Дети не были в стороне от труда. Они помогали матерям чистить дворы от завалов, прибирались в доме, следили за маленькими братьями и сёстрами, носили воду.
«В мире есть царь. Этот царь беспощаден. Голод – названье ему!» Эти слова Некрасова я впервые услышала от своего дедушки. Этот «царь» заставлял всё время думать о еде, а её не было. Ждали весны, чтобы выйти в поле, где осенью во время уборки осталась картошка. За зиму она замерзла в земле, а весной её откапывали лопатами. Снимали кожуру без ножа, потом картошку промывали, толкли, смешивали с небольшим количеством муки и пекли «кавардашки». Хлеба по карточкам давали очень мало.
Хорошо было, когда появлялись грибы. Дети бегали в близлежащий лес и набирали их, кто во что мог . К вечеру была готова похлебка, «вкус которой и по сей день у меня на губах», - говорил дедушка.
Военная беда объединила и сплотила людей. Все стремились помочь друг другу пережить это страшное бедствие. Делились последним, что было дома.
Но самым страшным были пришедшие похоронки. Их с великой болью в душе оплакивали не только родственники, но и все соседи. А приходили похоронки очень часто. Люди боялись почтальона.. В соседях у семьи Шарковых жили дед и бабка. До войны у них было четыре сына, и все до одного они полегли на полях сражений. Одна за другой приходили похоронки в этот дом. Оплакивать стариковское горе шла вся округа. В углу сидел окаменевший дед, вдоль стен стояли все пришедшие с детьми и тихо плакали, а посреди комнаты выла бабка. Мой дедушка говорил, что при воспоминаниях о войне до сих пор в ушах стоит рёв фашистских бомбардировщиков и вой этой бабки.
Кончилась война. Из большой семьи осталось только три брата. Старший Владимир служил в армии, а после по направлению коммунистической партии был направлен на восстановление сельского хозяйства в далёкую Бурятию, где он встретил свою судьбу. Долгое время Владимир Дмитриевич Шарков возглавлял СТФ в с.Слобода (совхоз им. Дзержинского) Средний брат Валентин находился дома по инвалидности после того, как осколок фашистского снаряда нарушил речь и слух, и всю жизнь он оставался глухонемым.
Дедушка после службы в армии был на целине в Казахстане. А однажды получил письмо от красавицы – сибирячки Анны. Она была родной сестрой жены брата Володи. И заволновалось сердце молодого парня, сел он в поезд и приехал в Бурятию. С тех пор (а было это в 60-м году) жили дружно рядом две семьи Шарковых, где два брата были женаты на сёстрах, работали, растили детей. А глухонемого брата они тоже привезли к себе в Бурятию, жил он в соседнем селе Малый Куналей.
Дедушка Коля никогда не жаловался на свои болезни, на жизненные невзгоды. Он часто говорил: «Ладно, переживем всё, только б не было войны!». Но военное детство дало знать о себе. Рано его не стало, ушёл он в мир иной. Не дожил до юбилея Победы. Пусть Земля слободская , где ты, дедуля, нашёл свою судьбу и пристанище, будет тебе пухом. Твоя горькая судьба ребёнка войны не забыта и живёт в сердцах многочисленных родственников, в сердцах детей, которых Вы вырастили и воспитали с бабушкой Анной Семёновной, в сердцах внуков и правнуков.
Я помню дедушкины слова: «Только б не было войны!» Пусть Великая Победа, завоеванная ценой страданий и лишений наших бабушек и дедушек, даст возможность нам, молодым, сделать жизнь всех людей счастливее!
Из одного металла льют медаль за бой,
Медаль за труд …
Вся жизнь в труде
Война… Как гром среди ясного неба прозвучали эти слова из репродуктора. Эта беда ворвалась в каждый дом непрошеной гостьей. Сорок первый год принес море страданий, реки слез. В поход за свою Родину ушли все, кто мог держать оружие. В городах и деревнях оставались старики, женщины и дети.
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.
"Все для фронта, все для победы! " - этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших рабочих, ушедших на фронт. Женщины и подростки стали главной силой на трудовом фронте.
Я читала много рассказов о том, как мальчишки военной поры простаивали за станками по двенадцать - четырнадцать часов для того, чтобы их отцы и братья скорее вернулись с фронта.
По фронтовому трудилась молодежь и на селе. Ведь для фронтовиков и для рабочих нужен был хлеб. Школьники помогали взрослым растить и убирать урожай. Они пропалывали посевы, косили сено, убирали овощи. В области стали создаваться женские тракторные бригады. Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Уходит поколение, вынесшее тяжелый груз войны. Но народная память сохранит и немеркнущий подвиг, и неслыханные страдания, и непреклонную веру людей.
Мои земляки сделали много для победы над фашистской Германией.
Забайкальское село, отдаленное от передовой на тысячи километров, жило одной жизнью со всей страной. Все помысли были сведены к лозунгу: «Всё для фронта, всё для Победы!» У малокуналейцев были свои защитники там, на Западе, и здесь, в тылу. На хрупкие женские плечи лёг труд сродни солдатскому. Литая фраза «Из одного метала, льют медаль за бой, медаль за труд» уже в наши дни оформила эту истину в крылатое выражение. Самоотверженно трудились женщины во имя Победы. Участвовали в проведении подписки на военные займы, в отправке на фронт подарков и тёплых вещей. Вносили денежные вклады на создание боевой техники для Красной Армии. На тракторах и машинах заменяли мужчин.
Бывает, что люди даже в одном небольшом селе и на одной улице не знают, что рядом проживают соседи, на долю которых выпало много жизненных испытаний. Сами же они не любят говорить об этом. Среди таких и Варвара Дмитриевна Плюснина- труженица тыла.
Родилась она в 1923 году в селе Малый Куналей. С 10 лет, совсем ещё маленькой девчонкой, ей пришлось начать работать. В колхозе выполняла разную тяжелую работу, как она сама говорит: «Снопы таскала».
Ей было 18 лет, когда началась война. На Западе грохотал гром сражений, а в тылу – на фабриках и заводах, полях и фермах шла своя битва. Всё было посвящено фронту и победе. И наша героиня, вместе со своими подружками, трудилась на лесозаготовках, затем работала дояркой. Теперь нам, в эпоху механизации и электроники, даже сложно представить, как наши дедушки и бабушки вручную справлялись с таким объемом работ.
«Жили верой в победу да молодые были, - говорит Варвара Дмитриевна, - но и послевоенные годы были не легче. Тот же тяжелый труд, только уже направленный на восстановление народного хозяйства. И за этот труд нам почти ничего не платили»,- вспоминает она.
В колхозе «Победа» ей пришлось потрудиться на разных работах. Отсюда, в 1978 году ушла на заслуженный отдых.
За свою многолетнюю добросовестную работу она заслужила почет и уважение односельчан.
Награждена медалью «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне», Почетной грамотой Бурятской АССР за выращивание высоких отличий в соцсоревнованиях.
Вместе с мужем Варвара Дмитриевна вырастили троих детей, имеют 7 внуков, 6 правнуков. К слову сказать, её муж Иван Иннокентьевич – участник войны, награжденный орденами Красной Звезды и Славы III степени, медалями за взятие Вены и Будапешта.
С детства приученная к труду, эта удивительная женщина, несмотря на свой солидный возраст и сейчас занимается домашним хозяйством. Она редко жалуется на сегодняшнюю жизнь. Жестокая школа выживания, пройденная тружениками тыла, сделала их закаленными к превратностям судьбы.
Разговаривая с Варварой Дмитриевной, восхищаешься её выносливостью, терпением. Она поражает умением радоваться жизни, чувством сопереживания и неподдельным интересом ко всему, что происходит в стране и своем селе.
Человеческая жизнь необратима. Время летит быстро. Ветеранов войны и труда, неутомимых тружеников тыла, становится всё меньше и меньше. Но живут их дети, внуки и правнуки. Связь поколений продолжается. Для них и пишутся эти строки, чтобы никто не забывал, кому мы обязаны своей сегодняшней жизнью.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как силы нам нужна…
Юрий Воронов
Молодость горяча
Солдаты Отечественной войны... Каждый из них достоин самых теплых и высоких слов.
Иногда говорят, что нам не стоит гордиться победой в Великой Отечественной войне. Дескать, она была несправедливой не только со стороны Германии, но и Советского Союза. Что же, вероятно, в этом историки правы. Но когда задумаешься: “А какая она вообще, справедливая война?”, — затрудняешься с ответом. Убийство и насилие всегда остаются убийством и насилием, даже если вызваны благородными намерениями. А с другой стороны, разве народ и правительство - всегда одно и то же? Значит, не все так просто и определенно.
Весна! Дурманящий запах влажной земли, зеленое оперение деревьев и синее-синее апрельское небо. Вокруг столько света и тепла! А много лет тому назад в эти дни шли к логову самого злейшего врага человечества – фашизму – советские войска. На их пути лежали многие города, поселки, железнодорожные узлы. За каждый из них надо было вести жестокий бой, за каждый из них шли в бой солдаты, среди которых был наш земляк - Алексей Петрович Смолин
Война застала его еще совсем молодым, полным сил и здоровья.
17-летнему Алексею Бичурский военкомат вручил повестку в ноябре 1943 года. За плечами 5 классов и почти 5 лет работы в колхозе им. Ворошилова.
Алексей Петрович Смолин вспоминает: «Призывали нас 9 человек, мы прошли через войну, в живых осталось только трое. Попал я в 25-ю нижнеудинскую снайперскую школу. Гоняли нас офицеры и сержанты, «понюхавшие пороха», имеющие ранения и награды. Сейчас, оглядываясь назад, думаю, что правильно поступали, иначе нельзя было».
Азы военной подготовки курсант Смолин проходил до июля 1943 года. 12 декабря 1943 года принял присягу на верность Родине. Сразу по окончании школы эшелон умчит его в Прибалтику. Начал свою службу в 131-м гвардейском полку, в роте автоматчиков. Фашисты при отходе разрушали железнодорожные пути, дороги, взрывали мосты, широко применяя минирование. Ломая усилия противника, советские войска медленно, но настойчиво продвигались вперед. И вот он, первый бой, не только для Алексея, но и для многих других ещё «необстрелянных».
«Ночью наш полк подошел к речке, мост был взорван отступающими фашистами. В 5.30 утра началась артподготовка. Затем была дана ракета – начало боя. Очень волновались перед первым боем. Была одна цель: истребить врага. Немец не выдержал. Мы прорвали оборону, чем помогли наступлению. Было много потерь. «Пехота,- вспоминает ветеран, - и есть пехота. Больше всего нам доставалось, часто из боя иногда по полвзвода не возвращалось…».
Молодость горяча. 18-летним он тоже в первую атаку бежал как шальной, не пригибаясь лишний раз. И только после боя, увидев убитых и раненых товарищей, вдруг как бы очнулся…
«19 сентября 1944 года во время боя меня направили к старшему сержанту Большакову, где уже находился пулеметчик Ботайтин. Снаряд разорвался возле окопа, и нас взрывной волной выбросило. Я попал в госпиталь с контузией и ранением в левую руку», - вспоминает ветеран.
В феврале 1945 года боец Смолин снова был ранен, провел в госпитале в Риге 2 месяца.
После госпиталя свою часть, к сожалению, уже не нашел. Был определен в 24 гвардейский полк, в 88-ю отдельную моторазведовательную роту. Война для него закончилась в Прибалтике, но служба закончилась в марте 1950 года.
Демобилизовавшись, вернулся в колхоз. Правление колхоза им. Ворошилова, затем- «Победа», направляет Алексея Петровича на годичные курсы электромехаников. 33 года бессменно проработал электриком в колхозе. К своему фронтовому званию «гвардеец» добавил новое – «Ударник социалистического труда». Трудился на славу.
«Жизнь прожита не напрасно, - так говорил на встречах с учениками фронтовик. - Только вот обидно за нашу армию и за утраченное молодым поколением чувство патриотизма».
Дорогие ветераны! От лица всего нашего поколения (возьму на себя эту смелость) хочу заверить Вас, что не утратили мы любовь к Родине и чувство благодарности к вам, солдатам Великой Отечественной за то, что вы дали нам шанс – просто жить...
А еще хочу, чтобы каждый из нас, молодых, хоть изредка задумывался, использует ли он этот шанс в полной мере, чтобы когда-нибудь, оглянувшись, посмотрел на прожитую жизнь и с чистой совестью сказал Вам, людям, защитившим нашу Родину, что все сделанное Вами не пропало даром и никогда не будет забыто, потому что «есть память, которой не будет конца»!
Вы дали нам шанс - просто жить!
Этот день будет по-весеннему ясным и теплым. . Куналейцы, спешащие к памятнику погибшим воинам, с улыбкой будут смотреть на мальчишек и девчонок с шарами, цветами и флажками и благодарными взглядами провожать убеленных сединами ветеранов с орденами и медалями на груди, которых у нас осталось очень мало – единицы…
9 мая... День Победы - праздник, ставший всенародным, потому что нет в нашей стране такой семьи, которой не коснулась бы своим черным крылом самая страшная из войн - Великая Отечественная! Вот сейчас под звуки волнующей сердце музыку на площадь перед памятником выйдут те, кому мы обязаны своей жизнью, мирным небом над головой. А дальше будут звучать в их честь стихи, песни. Но нет, по-моему, таких слов, которыми можно передать свою благодарность старым седым воинам, для которых этот день станет новой точкой отсчета, каким привыкли они выверять смысл и цену своих поступков.
Солдаты Отечественной войны... Каждый из них достоин самых теплых и высоких слов.
Я хочу рассказать о скромном человеке, участнике Великой Отечественной войны – Смолине Савелии Александровиче.
В 1942 году Савелий Александрович был призван в ряды Красной Армии и отправлен в 25-ю школу снайперов, которая находилась в Нижнеудинске Иркутской области, тогда ему ещё не было и семнадцати лет. В школе также учились земляки- малокуналейцы: Смолин Геннадий Георгиевич, Смолин Илья, Кауров Пётр Алексеевич, Некипелов Кузьма Александрович, а также семьдесят парней из Бичурского района.
После окончания снайперской школы их батальон был направлен на Белорусский фронт. И там плечом к плечу со своими боевыми товарищами погнали фашистов. Но враг был ещё силён, и каждую деревню, город брали с тяжёлыми боями и большими потерями.
В феврале 1944 года наш земляк получил ранение, долгое время пролежал в госпитале, после выздоровления опять вернулся в свою воинскую часть. Не успел окрепнуть и восстановить свои силы, как получил второе ранение. За войну Смолин четырежды попадал в госпитали с ранениями и переломами различной степени тяжести.
Ещё продолжалась война с фашисткой Германией, но Савелия Александровича эвакуировали на восток, в военную часть Читинской области, на пятьдесят шестой разъезд станции Песчанка, где продолжил службу в автобатальоне, получив специальность шофёра.
В августе 1945 года автобатальон был направлен на войну с Японией. 2 сентября 1945 года война была окончена безоговорочной капитуляцией Японии.
Савелий Александрович награждён орденами « Великой Отечественной войны» 1 и 2 степени, медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией», «За отвагу».
В своё родное село Малый – Куналей он вернулся в 1948 году. Устроился на машинотракторную станцию (МТС), которая находилась на месте, где теперь находится ПУ – 30. Там он работал 10 лет водителем. После ликвидации МТС перешёл в колхоз, где и работал до пенсии шофёром, механизатором, мастером-наладчиком, комбайнёром.
Вот за этими короткими строчками скрывается богатая биография моего односельчанина С.А. Смолина – участника Великой Отечественной войны. Дай Бог ему здоровья, и встретить 65-летие Победы в добром здравии.
Спасибо Вам за то, что вместе со всеми вместе в 1941 году встали на защиту своей страны, отстояли её от полчищ фашизма и дали нам, молодому поколению, возможность жить в мирное время. Просто жить…
Почему мир нуждается в терпимости?
Здравствуй, дорогой друг!
Прошу прощения за долгое молчание, но так получилось, что время очень быстротечно, а дел, как всегда, невпроворот.
Многие взрослые могли бы тут же возразить, мол, какие дела у 15-ти летнего подростка?! Но, поверь мне, в наш стремительный век, который, кажется, летит со скоростью света, и нам молодым людям - деловым подросткам, как бы тебе это смешно не показалось, приходится очень сложно жить в таком быстром ритме. И часто приходится задумываться над вопросами: почему необходима терпимость каждому из нас и миру в целом? Можем ли мы быть толерантными к чужой агрессии и ксенофобии?
Знаешь, и в школе, и дома часто говорят о толерантности. Посмотрев в «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия», я нашла определение толерантности. Оказывается, толерантность- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Невольно в голову пришла мысль, что жить, учиться и заниматься любимыми делами приходится, часто используя это качество (терпимость) ко многим действиям, поведению и разным мнениям людей.
Представляешь, хочется успеть очень много: это и посетить спортивные тренировки, поучаствовать в районных соревнованиях по баскетболу за честь школы, где сражаются самые достойные. А знаешь, какого упорства, силы воли и терпения это стоит? Как часто говорят, семь потов сойдет с тебя, прежде чем добьешься желаемых успехов. Тем более, что спортсменам, к кому я не без гордости себя причисляю, часто приходится туго в том плане, что не все соперники, к сожалению, имеют такт и взаимоуважение друг к другу.
Представь себе такую ситуацию: ты по всем правилам ведешь мяч к заветной цели – к кольцу, чтобы сделать тот, так необходимый, бросок и, кажется, вот она – победа, да не тут – то было. Кто-то из игроков другой команды ставит тебе подножку… судья, как ни в чём ни бывало, отдает подачу соперникам. В этот момент хочется и кричать, и плакать, и реветь, «как белуга», но ты понимаешь, что этим не поможешь ситуации. И снова в бой! …Именно такие моменты доказывают, что терпимость очень важна.
Да что говорить о спорте, где дух соперничества превыше всего.
Знаешь, возьмем, казалось бы, простой пример-учёба. Я пока еще учусь в школе, но и здесь много проблем, которые поджидают, я бы сказала-подкарауливают, на каждом шагу. Отличные отметки требуют ежедневного, ежечасного, ежеминутного труда не только в изучении определенных учебных дисциплин, но и в работе над собой. Бывают такие ситуации, где проявляется вся суть взаимоуважения, уважения и терпимости друг к другу не только твоих сотоварищей, одноклассников, но и старших товарищей. Сделав одно дело, хватаешься за другое, причем знаешь, что необходимо сделать всё точно, аккуратно и в срок, понимаешь вдруг, что сочувствия и снисхождения – не жди! А если ты практически везде первый, тогда только терпение и терпимость к окружающим – твой верный друг и помощник.
Ещё одна трудность и сложность в том, что с нами обучаются дети – детдомовцы. Я ни в коем случае не обвиняю их в том, что они такие, какие есть. Конкретные примеры: своровали, потому что захотели; обозвали, оскорбили, нагрубили, потому что не было настроения; не выучили урок и обвинили учителя, что не понятна была преподнесена изучаемая тема, потому что не захотели получить плохой отметки и т.д.
Я считаю, что они не виноваты в том, что так распорядилась судьба.
Они стараются взять от общества максимум, не отдавая ничего взамен. К великому огорчению и сожалению, им ничего не стоит отказаться от людей, помогавшим им во многом. Да что детдомовцы, ведь можно наблюдать и обычных людей, для которых нет никого и ничего близкого, есть только они и «окружающая среда», которую, по их мнению, надо использовать, не заботясь ни о чем. Это проблема глубокая, на мой взгляд. Человек в такой ситуации превращается в потребителя, физическое удовлетворение вытесняет духовное. Люди забывают об окружающих, которым в такие моменты, я думаю, «не сладко». И как тут не задумаешься – а нужна ли терпимость в мире вообще и нуждаемся ли мы в ней? Я твердо убеждена – нужна.
Моя мама часто говорит о том, что мы живем в многонациональной стране, где необходимо дружеское участие в жизни других народов и в уважение к человеку любой национальности. Но как быть, если – ты другой национальности с окружающими тебя людьми, а тебе вслед несутся обидные слова, унижающие твою честь и достоинство. Разве это не отвечает на вопрос: почему мир нуждается в терпимости?
А глубокая и единичная проблема – взаимоотношение детей и родителей?...
Так получилось, что со времён перестройки, как рассказывают мне родители, в стране многие процессы идут «вверх дном».
В нашем селе многие люди не имеют работы, так как предприятия не могли продолжать свою деятельность, и хозяйства, в частности, наш, в недалеком прошлом многомиллионный – колхоз «Победа», как в известном произведении, превратился в «Беду». Животноводство пришло в упадок: коровы, бараны, лошади были отданы в частные руки на определенных условиях; растениеводство не приносит прибыли, одни убытки. Успешные, казалось бы, люди, к сожалению, становятся пьяницами. А как быть их семьям; родителям, женам, и, самое страшное, детям? И проявляет свою терпимость бедный, в прямом смысле, наш народ. Я думаю, такая ситуация во многих поселениях.
Родители мне говорят о толерантности, якобы она требует усилий и сознательности.
Я это хорошо понимаю, интуитивно чувствую, что это понятие включает в себя черты сильного по духу человека, неравнодушного к бедам других, терпимо помогающего решить проблемы окружающих.
О проблеме терпимости можно написать еще много, ведь это частая тема TV, радио, СМИ: это проблема наркомании, и СПИДа, и экологии, и финансов, и обучения, и политики, и воин, и… можно перечислять до бесконечности.
Но я считаю, что самое важное – быть добрым, честным, искренним, уважительным, проявлять терпимость по отношению друг к другу.
Извини, что немного сумбурно и эмоционально.
Наверное, потому, что проблема очень острая и актуальная.
А как ты считаешь?
С уважением Анна.
«Ценности современной молодежи»
Мир вступил в новое тысячелетие. Несмотря на современное технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. Но все ли в новом веке будет зависеть от него, сейчас еще подростка, но уже человека XXI века? А вследствие, от этого зависит–кто завтра возглавит государство? Кто будет стоять у истоков науки? Кто выведет культуру на её истинное место в обществе? И, наконец, каким будет наше государство и жизнь людей в нем?
Я считаю, что в настоящее время на первое место ставится сильный человек, настоящая личность.
А что значит – проявлять себя как личность? По совокупности каких признаков люди делают вывод о человеке, как личности, имеющей ценности, не противоречащие законом общества? Насколько важно стремиться к тому, чтобы стать личностью?
По моему мнению, все зависит от истинных ценностей принадлежащих созданию каждого молодого человека и молодёжи в целом. Возникает вполне резонный вопрос – что значит это понимание?
Я с уверенностью могу заявить, что ценности – это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: добро, истина, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и т.п.
Они, т.е. ценности, определяют то, к чему следует стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением.
В начале XX века Л.Н.Толстой произнес пророческие слова: «Цивилизация шла, шла и зашла в тупик». Сегодня мы можем наблюдать многие симптомы этого кризиса. Дети и подростки остро чувствуют фальшь нашей жизни и реагируют на это с ожесточением, неверием и недоверием взрослым, погружением в суррогат культуры – разные группировки: металлисты, рокеры, панки, скинхеды; развивается наркомания, детская преступность.
В развитых зарубежных странах школа постепенно становиться рассадником и местом массового совершения преступлений: истязаний сверстников, торговля наркотиками, избиение младших и вымогание денег у них.
К сожалению, некоторые проявления этих негативных явлений начинают появляться и у нас. Отсюда напрашивается вопрос: не эти ли ценности молодежи котируются в настоящее время?
С большой долей уверенности я могу сказать, что это не так.
В чем же все-таки выражается ценностное отношение личности молодого человека XXI века ко всему окружающему, к тем или иным ценностям-объектам?
Жизнь - это дорога, широкая и узкая, прямая и извилистая, короткая и длинная, с крутым подъемом и затяжным спуском…. Идешь, то солнышко тебе улыбается, то тьма кромешная, то ветер с ног валит, то ни одна травинка не шевельнется, то далеко-далеко виден горизонт, то туман опустится откуда-то…
Разный отрезок пути-дороги – разные ориентиры, разные ценности…. То достаточно глотка воды, то океана мало, то зонтик нужен позарез, то от солнца негде укрыться!
Что сейчас, на данном жизненном отрезке, мне важно, а что порой и жизненно необходимо?.. Для меня очень важны мои друзья и одноклассники, их мнения, поддержка, критика. Сейчас для меня важно, что на мне надето. Очень важно! Какой телефон, модные ли джинсы, какая сумка…. Поднимается настроение, если мама дает на карманные расходы побольше денег; если получу хорошую отметку, если учитель скажет одобрительное слово, если ничем не огорчила маму. Я уверена, что это важно не только для меня одной, но и для моих сверстников!
И, всё-таки, с моей точки зрения, в первую очередь ценятся мировоззренческие качества и нравственные ценности, а точнее – отношение к миру; к Семье – уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию, а не игнорирование родового древа; к Отечеству – гражданственность, патриотизм, а не иждивенчество; к Земле – любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам, а не потребительское отношение к ней; к Миру – миротворчество и неприятие насилия; к Труду – трудолюбие, стремление к творчеству, а не лень; к Культуре – интеллигентность, а не хамство и вандализм; к Знаниям – любознательность, а не невежество.
Во-вторых, немаловажной ценностью личности является отношение к другим людям, конкретнее: гуманность, а не жесткость; альтруизм, а не эгоизм; толерантность, а не ксенофобия, национализм и расизм.
И, наконец, актуальная проблема ценности – отношение к самому себе. Невольно напрашивается вопрос : а кто есть я в системе ценностей?
Английский писатель С. Моэм сказал, что он является самой важной фигурой, но при этом добавил: «…для самого себя».
Я думаю, что, если молодой человек говорит себе: «Так как я самая главная фигура для себя, то, естественно, я должен хорошо к себе относиться и удовлетворять свои потребности. Поэтому я должен знать, что я собой представляю и что мне нужно!»
Чем взрослее я становлюсь, тем больше осознаю, что ценность - это понимающие мамины глаза, теплые бабушкины руки, добрая улыбка дедушки… Мой дом, где мне хорошо и уютно. Моя семья – это моя самая главная ценность…
Сейчас бросается в глаза наше поведение, молодежный сленг, наша одежда, увлечения, различные пирсинги и странные прически… Я надеюсь, что все ненужное, грубое, слезет с нас, как шелуха или как шкура со змеи. Мы повзрослеем, наши взгляды изменятся, мы начнем критиковать молодых и их ценности… Мы повзрослеем, и я точно уверена, что справа от меня строчит будущая Татьяна Толстая, на последней парте опять хохочут Петросян и Галкин, а на первом ряду сидит будущий генерал.
Еще римский император и философ Марк Аврелий говорил, что легче всего жить в соответствии со своей природой. Поэтому, свою природу необходимо знать, оберегать и развивать ценности современного молодого человека, умеющего жить, трудиться и общаться в современном мире.
МОЙ КРАЙ - БУРЯТИЯ. МОЯ РОДИНА - МАЛЫЙ КУНАЛЕЙ
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
М. Матусовский
Любовь к Родине не может появиться в человеке внезапно, потому что кто-то приказал. Это чувство растет и укрепляется в течение всей жизни.
Истоки его – в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к отчему дому, людям, воспитавшим тебя. Любовь к Родине надо воспитывать, по крупицам создавать прекрасный образ Отечества в душе каждого человека.
Отечеством мы зовём нашу страну, потому что в ней жили наши отцы и деды наши, Родиной – потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила нас своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от врагов. Страна видит в нас достойных приемников и продолжателей своих традиций.
Любовь к нашим близким, к этой земле, к этим песням и сказкам, друг к другу делает нас всех родными. Любить – значит жалеть, когда больно, помогать, когда трудно, защищать от обид. Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине – всё это делает нас русским народом. Всё это мы передадим нашим детям, они – своим детям. И так Россия будет жить вечно.
Воспитание любви к родному краю, родному городу или селу, родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Она [любовь к Родине] начинается с малого – к любви к своей семье, своему жилищу, к своей школе… Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в Любовь к своей стране – к её истории, её прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре…»
Вряд ли найдется на планете место, которое можно было бы поставить рядом с Сибирью. Это уникальный регион, «сказочная земля». Сказочной ее сделали люди, их труд, энергия, талант.
Моя родина-это сибирское село Малый Куналей. Первоначально здесь было поселение Кукун. Его основали крестьяне-переселенцы из западных губерний России и Украины в 17 веке. Старые названия улиц сохранились и сейчас, несмотря на то, что они официально были переименованы : Тарбагашка- в Колхозную, Шелка – в и т.д..
Сейчас на месте большого многонационального села много пустырей, развалин. А ведь раньше здесь был известный на всю страну колхоз-миллионер «Победа»! Наше куналейское зерно пользовалось спросом далеко за пределами Бурятии. Славился Малый Куналей и белым пышным хлебом, который пекли в местной маленькой пекарне. А сливки и масло были популярны у жителей всего региона.
В селе моём неброском
В горячем ветре
Купаются берёзки
Как гуси на реке.
Аукается лето
С росистою травой,
И соткана из света
Листва над головой.
Сейчас для моего села наступили трудные времена. Хозяйство развалилось, многие люди уехали в другие места, потому что нет работы и перспективы. Скоро я оканчиваю школу, скоро мне покидать родной дом, родную школу, друзей. Но я всегда буду помнить этот милый сердцу уголок, потому что здесь прошли мои детские годы, потому что здесь живут мои родители, брат, мои бабушки. Я буду вспоминать дорогу, по которой мы шумной и озорной ватагой возвращались из школы, а потом ещё долго стояли на перекрёстке, не хотели расставаться. Всё было у нас – и ссоры, и радости, много препятствий преодолели мы вместе. Наверное, поэтому мне жалко расставаться с моими одноклассниками, со строгими и добрыми учителями, с милыми моему сердцу родными местами…
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
Человек приходит в этот мир, чтобы оставить после себя добрый след на земле. А любовь к родной земле подвигает человека на удивительные поступки, открытия, которые добрым словом отзовутся в душах потомков.
Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства. Тогда не будет у нас заброшенных мест, дряхлеющих памятников старины, забытых книг и умирающих народных ремесел.
Мое село, мой Малый Куналей.
У каждого есть свой друг. Есть друзья – книги или произведения искусства. Мой большой друг – мое село.
Мое село… Я люблю его, как человека. Когда мне очень плохо, я иду на его улицы, на берег чудесной реки Хилок, которая то серо-спокойная, то черно-взволнованная, то грозная.
Мой Малый Куналей – это трепещущийся лист тополя, благоухающий запах сирени, белоснежной черемухи.
Мой Малый Куналей – это первая блестящая лужица на темной ладони предгрозового пейзажа. Вода в нем отражает высокомерную и величественную Кукунскую гору, которая имеет в своих недрах необыкновенную целебную воду. Под воркотню голубей и неслышный плеск Хилка я задумываюсь о многих проблемах нашей жизни.
Когда я иду по твоим улицам и проспектам, мое село, я всем своим существом ощущаю, как ты мне дорог, мой самый лучший друг, моя любимая Родина. И эти деревянные дома, палисадники с насаждениями, такие разные в разные времена года, и солнечные блики на дорогах тихих улиц, и ярко-синее пятно голубого неба, высоко-высоко падающего на меня, и последние бутоны георгинов и астр в цветных корзинках на чистой от дождя земле – все такое тоскливо-любимое, все такое щемяще-близкое…
Мой Малый Куналей – это мерцающие блики последних ласковых лучей на витринах магазинов, это сдержанный шум голосов, дыхание духов и вечерних женских туалетов в Доме культуры «Колос», когда ещё минута, ещё мгновение трепещущего ожидания – и гаснут верхние люстры зрительного зала, и звучат такие разные, нежные, любимые напевы ансамбля «Сибирячка», который покорил своими талантами не только район, но и республику. Как все хорошее, концерт быстро заканчивается, последние зрители расходятся, большие окна гаснут, вокруг пустеет уже очень поздно.… На пустынных улицах слышны шаги небольшой группы людей. Откуда-то издалека слышится певучее:
«Таежная, озерная, степная….»
Мое село – это томик стихов Пушкина бережно хранящийся, любимые стихи заложены пожелтевшими листьями тополя и черемухи, так пахнущими Малым Куналеем.
Где бы я не была, чем бы не занималась, с кем бы ни встречалась, я не смогу вычеркнуть из памяти незабываемые минуты моего детства и взросления, проведенные здесь, в окружении твоего тепла, моя милая малая Родина!
Мир моими глазами
Резкий и неприятный звонок будильника прервал чудесный, сказочный и очень короткий сон.…Всего 7 часов утра, обыкновенная человеческая лень не дает встать с кровати после первого сигнала будильника, но все-таки пора в школу. Еще один новый день начался. Времени как всегда не хватает, тороплюсь, пытаюсь собрать вещи, очень быстро одеваюсь, понимаю, что наверняка что-нибудь забыла. В зеркало смотреться не хочется, так как знаю, что существо, смотрящее на меня оттуда по утрам, очень отличается от меня настоящей.
Стрелки часов с бешеной скоростью идут вперед, а за стрелками иду я, но только моя скорость меньше, и иду я не по кругу, а по аллее, ведущей в школу. На улице туман, я всегда радуюсь туману, он у меня вызывает ассоциации с Англией. Здание администрации в тумане напоминает корабль «Титаник», борт которого так величественно выплывает из тумана. Мимо едут машины, мигая красными и желтыми фарами. А я иду дальше, восхищаясь туманом.
Аллея, через которую лежит мой путь в школу, сегодня тоже другая, совсем не такая, какой все привыкли ее видеть. Тополя над головой стоят еще без листвы, сквозь густую белую пелену тумана видны темные ветви на фоне серого неба. Кто-то может подумать, что такой пейзаж не представляет собой ничего интересного, но я не согласна с этими предрассудками, вы просто не замечаете красоты такой погоды. Конечно, серое небо, темные деревья и стаи птиц над ними нельзя назвать символами весны, которая сейчас в самом разгаре, но для меня это не главное, меня гораздо больше привлекает мечтательное очарование туманной погоды. Влажный воздух окутывает волосы, оставляет на них мелкие капельки, завивает в тонкие локоны, в этом прохладном влажном воздухе чувствуются ритмы музыки вдохновения, музыки задумчивости. Сегодня явно будет необычный день, не похожий на другие дни, совершено особенный, ведь сегодня я, как никогда раньше, тонко чувствую присутствие музы, она сопровождает меня, ведет по еще не проснувшимся улицам моего села. А улицы сегодня, видимо, правда, еще не успели проснуться, около домов пустынно, пешеходов мало, одни только машины нарушают тишину дремлющего под одеялом тумана моего родного села.
Постепенно туман начинает рассеиваться, а мне так хочется попросить его задержаться еще хоть ненадолго! Какое-то странное тоскливое чувство на душе, очень жалко прощаться с туманом, но солнце уже перестает быть белым пятном, приобретает все более яркий окрас, поднимается выше над горизонтом. Вместе с уходящим туманом вдаль воздух перестает быть таким влажным, прохлада меняется на тепло весеннего дня. Мечтательное настроение ушло вместе с туманом. Такая быстрая метаморфоза в погоде не может ни отразится на настроении человека, последние отголоски сладких мечтаний о будущем все еще кружатся где-то рядом. Но вот уже грезы о будущем и о путешествиях в Туманный Альбион сменились думами о дне сегодняшнем. Безусловно, гораздо приятнее согревать душу мечтаниями, фантазиями, но муза прекрасных грез ушла, немного жаль возвращаться в реальность, но солнце поднимается все выше, до школы идти уже немного. Перед глазами все еще утренний туман, но в голове мысли уже не о поэтических вещах, проза жизни заставляет думать о школе, уроках, успеваемости.
Смотрю на солнце, понимая, что моя изменчивая муза сменила свои одежды, сейчас мне уже совсем расхотелось думать о тумане, он ушел из мыслей, желание вернуть эту белую пелену ушло в глубины души. А в голову приходят другие мысли, словно ветер их так быстро меняет, а они кружатся внутри меня, путают сознание, и снова уносят далеко от реального мира в мой собственный мир.
Странное дело, вроде бы дорога до школы вовсе не длинная, но столько мыслей за эту дорогу посещают меня, кажется, будто мысли меняются со скоростью света, все-таки удивительная эта вещь - человеческая мысль.
Вот уже до школы остается несколько метров, я вхожу во двор школы, сразу становится как-то радостно на душе от переливающихся звонких голосов детей, спешащих в школу, так же, как я. Школьный двор не знает тишины. До звонка 10 минут, я быстро поднимаюсь по лестнице, к школе движется непрерывный поток учеников, они все такие разные. Кто-то с радостью идет в родную школу, а кто-то с явным нежеланием учиться в такой замечательный весенний день. Смех, разговоры, учителя, ученики, родители, малыши, старшеклассники. Школа, как вздымающая волна, гремит, шумит сотнями разных голосов. До звонка осталась всего 1 минута, я уже в своем классе, стало значительно тише, все разошлись по классам.
Звонок громко оповещает о начале урока. Алгебра, биология, химия, английский, история, русский…школьный день пролетел быстро, снова дорога домой. После уроков мое настроение ушло совсем далеко от утренних мечтаний, иду и думаю о том, как быстро летит время.
За чередой уроков я не замечаю, как пролетает день за днем, перелистывая календарные страницы, удивляюсь, что с бешеной скоростью проходят месяцы…март, апрель, май, а дальше лето. А потом? Потом сентябрь, снова в школу, так год за годом, все движется по кругу, мы не замечаем этого беспрерывного движения. Стрелки часов отмеряют секунды, оставляя в прошлом сегодняшний день, пролетевший как одно мгновение.
Иногда так хочется остановить стрелки, с каждой секундой уносящие мое детство, взрослая жизнь мало привлекает меня, ведь с возрастом часто уходит умение замечать не только повседневные проблемы. Только у творческих личностей не исчезает детский взгляд на мир, они не перестают удивляться истинной красоте мира, в котором мы живем. Все же можно встретить людей, умеющих радоваться простым вещам. Дети всегда более внимательны к тому, что происходит вокруг, вряд ли кто-то из взрослых сегодня заметил красоту тумана. Конечно, есть люди, которые давно попрощались со своим детством, но все, же не утратили наблюдательность, обычно это художники, писатели, музыканты. Я очень люблю общаться с людьми, сохранившими в своей душе островок детства, они не восклицают о дурных нравах молодого поколения, не кричат о безнравственности и невоспитанности, такие люди просто живут в своем мире, в котором всегда есть место для новых впечатлений и простых радостей. Кто-то, также как я, сегодня не хотел прощаться с туманом, любовался серой дымкой, а потом с радостью смотрел на чистое небо и солнце, удивляясь быстрой смене погоды. Это удивительное чувство, привычное, но каждый раз с новыми нотками, поэзия души, рвущаяся на свободу. Смотрю на мир и каждый раз вижу что-то новое в привычных вещах, вглядываюсь в лица прохожих и замечаю в чьих-то глазах огонек детства. В погоне за счастьем мы сами затаптываем этот огонек, а потом горько жалеем об ушедших радужных годах. Люди бегут к далеким горизонтам, за которыми надеются найти богатства, любовь, обрести то, о чем давно мечтали, но обретая, они теряют былую мечтательность, разбивая ее о камни реальности. Трудно сохранить в себе непосредственность, искренность, трудно не разучиться верить в чудеса, а вернее видеть чудеса. Детство как туман уходит, а за ним наступает взрослая жизнь, подобно солнцу, разрушая загадочность и удивительность всего окружающего нас.
Красота заката
Порой выйдешь вечерком на крыльцо и ещё долго будешь любоваться чудесным зрелищем заката. Как волшебный туман, закат отвлекает от посторонних мыслей и успокаивает нервы.
Закат бывает самым разнообразным, почти как отпечатки пальцев. Бывают закаты розовые и фиолетовые. Бывают и лиловыми, и пурпурными. А бывают и все цвета сразу.
Закаты завораживают собой, как звёздное небо или как огонь.
Люди ещё издавна полюбили закат. Многие приметы были связаны именно с ним. Например: «Ярко - красный закат - к морозу». Какие-то народы считали закат тёмной силой, другие – предвестником счастья. Закат на Ивана Купалу предвещал следующее: ярко - красный – несметные богатства, лиловый – богатый урожай, и лишь один - ярко синий – большую беду.
Пейзажисты-художники, пишущие природу на своих картинах, как никто другой любят закат. Великолепен закат с тёмными силуэтами пролетающих мимо птиц.
Закат прекрасен в любое время года: и зимой, и летом. Но его не стоит путать с зарёй. Заря бывает ранним утром, а закат вечером. Он особенный. Закат – это сказка, это мечта.
Учёные до сих пор не могут отгадать всей прелести заката. Этот чудный цвет…это полукруг солнца за горизонтом.… В закат хочется окунуться с головой. Всё понять и воспринять. Всё увидеть и почувствовать.
Под закат хочется уснуть. И если закат и сон не братья, то близкие родственники.
Во всём мире люди любуются закатом. В Африке он красив на тёмном фоне пальм и кипарисов. А в Арктических пустынях это волшебство названо северным сиянием.
Закат абсолютно незаменим. Если бы его можно было бы упаковать в коробку, то снаружи надо было бы написать следующее: «Рекомендуем принимать в неограниченных дозах в любое время».Вот и я ещё час могу простоять тут, на крыльце, любуясь закатом. И ни сколечко не устану.
Закат – это сказка, это правда, это цель.
Прекрасное небо
Такое простое и обыкновенное, но, в то же время, прекрасное. Красоту неба видит не каждый. Некоторые даже и не задумываются, насколько бывают красивы белые пушистые облака, гармонирующие с ярким закатом или рассветом. Я очень часто смотрю ввысь. Меня завораживает огромный купол неба. Всякий раз, когда я иду в школу рано утром, я не могу пройти, не взглянув хотя бы раз на восходящее солнце и белые облака. Так вот однажды весной, в шутливом месяце апреле, погода решила нас «разыграть». В этот день я видела, как зима борется с весной. Заметить это мне помогло небо.
Утром, когда я шла в школу, оно было ярким, светлым, лазурным, светящимся, и только несколько облаков важно плыли по небу, напоминая сугробы. «Всё, зима закончилась! - была моя первая мысль, пришедшая в голову. - Больше не будет колючего снега, злого ветра и сорокаградусного мороза». Но моё ликование продолжалось недолго. После шести уроков я вышла из школы, погода заметно испортилась. Полетел снег. На фоне темной земли белые крапинки казались брызгами белой краски неаккуратного художника. Я медленно побрела домой. Сильный ветер не дает даже вздохнуть. Небо полностью затянулось плотными облаками. Стало сумеречно, безжизненно. Так прошел остаток дня и почти весь вечер. Мир вокруг похож на пламя догорающей свечи. Вот-вот всё погаснет… Умрет…
Вечером я выглянула в окно и заметила кромку серого огромного облака на ярком догорающем закате. Зима вновь взяла верх и теперь обняла нас своим холодным облаком, которое закрывает голубое небо над нашими головами.
Вот такой сюрприз природы. До этого дня на улице стояла солнечная погода. Я уже верила, что весна полностью и окончательно пришла… Но, оказывается, весна не такая тёплая и добрая, как кажется… Что ж тепло всё равно когда-нибудь будет!
Мой лучший день лета
Лето – прекрасная пора, особенно, когда его проводишь с друзьями! Каждый день ты находишься на природе: ходишь в походы, встречаешь рассветы и провожаешь закаты.
«Гаснет вечер, солнце скрылось…
Лишь закат краснеет..
Счастлив тот, кому зарею
Теплый ветер веет…»
И.Бунин
Об одном таком закате я хочу рассказать.
Однажды вечером с друзьями мы решили погулять. Погода была просто отличная! Мы гуляли по улицам нашего поселка и незаметно оказались на самой его окраине, где почти нет дорог, а только огромное поле и лес.
В этот вечер небо было чистое, без туч, лишь вдали виднелись перистые облака.
С друзьями мы решили остаться и посмотреть на золотой лес. Так как дело было ближе к осени, все деревья были одеты в золотой наряд. Мы стояли и любовались красотой уходящего летнего пейзажа.
Вдруг кто-то крикнул: «Смотрите!».
Мы обернулись и увидели: солнце опускается за лес, окутывая своими лучами все вокруг. Линия горизонта была огненного цвета, чем выше, тем светлей, и, наконец, совсем белая, а дальше голубая…
Свои лучи солнце разбрасывало по всему поселку. Зрелище было необыкновенное! Некоторые лучи падали и на золотой лес, и от этого его прекрасный цвет становился более насыщенным.
Небо было разукрашено оранжевым, розовым и голубым цветом. И даже облака, находившиеся вдали, изменили цвет с чисто-белого на бледно-розовый.
Желтый диск солнца все глубже и глубже садился за лес, оставляя лишь огненного цвета горизонт и необыкновенно красивый лес…
Вот небо уже совсем не голубое!.. Оно с оттенком розового!..
Наконец, солнце уже совсем скрылось за лесом, а его лучи все еще видны. Уже горизонт потерял немного цвета, но был все так же красив….
Этот необыкновенный закат мы наблюдали около часа! И этот час пролетел как одно мгновение.
Конечно, закат лучше всего наблюдать на море или в горах. Но теперь я точно знаю, что даже если наблюдать за закатом солнца в нашем сибирском посёлке, восхищения и эмоционального восприятия получишь не меньше!
То, что я видела, невозможно описать словами… Нужно научиться увидеть своими глазами и почувствовать душой и сердцем все то, что находится рядом с тобой.
Я думаю, что это был лучший день не только этого лета, но и всей моей жизни
Мои мысли…
Золотая осень. Теплая, солнечная, нежная, но в то же время пестрая, буйная. Сочные краски листьев вокруг. Красные, желтые, лиловые, алые, лимонные, канареечные, шафранные. Легкий порыв ветерка наполняет улицу карнавальной воздушностью и яркостью. Прозрачное голубое небо, перистые облака, невыносимо белые от лучей солнца, удивительно чистый воздух, наполненный приятным запахом скошенной травы и жженых листьев.
Как редко мы можем созерцать эту красоту, нежиться в этом тепле. Такие редкие и короткие моменты. Но не успеешь ты ощутить всю хрупкость очарования золотой поры, как её смывают дожди, как начинают гнуться ветки под неумолимым шквалом ветра, облетают листья, хлюпает под ногами грязь, по утрам начинавшая покрываться мелкой сеточкой треснувшего льда. Удивительная, кристальная свежесть последождевого воздуха, наполненного озоном. Дрожащие капли, сверкающие от легкого лучика света, скользят по деревьям, срываются с крыш домов, дрожат на остатках паутины. А вечером ты выходишь на балкон с горячей кружкой чая и дышишь полной грудью, наслаждаясь легкой прохладой и вечерней свежестью. Но вот и этого уже нет. Наступает долгая снежная зима, заставляющая прятаться всех по своим норкам, домам и гнездышкам. И время все течет, и течет… Мы жалеем о прошедшем, не ценим настоящего, мечтаем о будущем. Научимся ли мы когда жить сегодняшним днем? Ценить каждый, пусть даже горьковатый момент?
«Очей очарованье»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
С. Есенин
Я хочу рассказать историю о том, как осень стала моим любимым временем года.
Однажды осенью наша учительница принесла на урок литературы репродукцию известной картины художника Левитана «Золотая осень», и мы устроили общее обсуждение этого шедевра. После обсуждения мы всем классом отправились на экскурсию в парк, очень похожий на настоящий лес. Золото листвы и синь пруда, в котором отражались белые холодные облака, воссоединились в моем воображении с картиной великого художника, и я навсегда полюбил осень.
Мы шли с учительницей по парку. Листья шуршали под ногами, над прудом то и дело пролетали стайки диких уток. Они словно готовились к отлету в дальние страны и сбивались в стаи. Но мне хочется верить, что они вернуться на родину. Есть какая-то в этом красота и гармония природы. Осень помогла мне понять ощущение творческого человека.
Я пришла из школы домой, но ощущение какого-то подъема в душе не оставляло меня. Мне захотелось как-то выразить свои ощущения. Они переполняли меня и рвались наружу. Я села у окна. За окном, словно в гигантском аквариуме, плыли прохожие, машины. Я отошла от окна, взял лист бумаги и цветные карандаши. Стал рисовать все, что приходило в голову: пруд, деревья, церковь с золотым куполом, птиц в небе, самолет и даже собачку.
Весь этот чудесный день прошел для меня под золотым знаком осени. Мне кажется, что именно с этого момента я полюбил мир природы, мир осени. И не только мир природы, но и мир добрых людей с ясными глазами и грустными улыбками. И хочется сказать всем людям, занятым своими хлопотами: «Отложите дела, сходите полюбоваться осенью, послушать ее музыку. Еще есть время. Взгляните на все это, и вам станет радостнее жить…»
Рецензия
на работу «Мир моей фантазии и творчества», выполненную ученицей 9 «А» класса Мало-Куналейской средней общеобразовательной школы
Бичурского района Республики Бурятия Бурцевой Анной.
Анна давно и увлечённо занимается написанием сочинений разных жанров: рассказы, очерки, эссе. Их создание основывается на реальных событиях или историях, либо после прочтения художественной, научной или публицистической литературы, на изучении исторических фактов, событий Великой Отечественной войны в рамках школьного клуба «Поиск», личных встречах с ветеранами, наблюдениях за явлениями природы и жизни, анализе фактических жизненных материалов.
Автор принимает активное участие в школьных, районных, республиканских творческих конкурсах по литературе. Неоднократно становилась победителем.
В 2009 году принимала участие в республиканском конкурсе «Послушайте ветерана», за что получила благодарственное письмо от Республиканского Совета ветеранов.
В работе «Мир моей фантазии и творчества» представлены очерки в публицистическом стиле, рассуждения-эссе на животрепещущие темы, лирические миниатюры и зарисовки.
Стиль жанров не нарушен. Анна умело пользуется художественно-выразительными средствами речи, грамотно, точно и ярко оформляет мысль, верно использует лексику публицистического и художественного стилей речи в сочетании с авторской позицией.
Чётко прослеживается стиль изложения: факты и комментарий автора.
Все творческие работы имеют оконченный сюжет. Они интересны по своей задумке, композиции. Отмечается стилистическое единство текста. Прослеживается ясность изложения, речевая грамотность, точность и богатство мысли.
Работа выполнена самостоятельно, творчески. Рекомендована для участия в конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».
5.02.2011.
Бурцева Маргарита Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Сказка об осеннем ветре
Что такое музыка?
Лист Мёбиуса
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью