Сочинение "История одной маленькой станции" посвящена истории станции Валдайка (Лыкошино). Сочинение заняло 1 место на конкурсе, посвящённом 160-летию Петербурго-Московской железной дороги.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_istoriya_odnoy_malenkoy_stancii.doc | 656 КБ |
Муниципальная Лыкошинская школа – интернат среднего (полного) общего образования Лыкошинская школа – интернат №2
Конкурс сочинений, посвящённый 160-летию Октябрьской железной дороги.
История одной маленькой станции.
(Станция Валдайка (п. Лыкошино Тверской области
Работу выполнила
ученица 8 класса Лошаткова Анастасия,
член школьного краеведческого музея.
Сколько помню себя – поезда, поезда…
По старинному царскому мосту -
В Петербург, на Москву, то – туда, то-сюда.
Рвут тоскливый стремительный воздух.
… Будто дым над Россией – снежит и снежит!
По гремящему мосту курьерский спешит…
Так-так-так… Так-так-так… Птица-память кружит!.
О. Маркова, выпускница Лыкошинской школы.
В этом году исполняется 160 лет с того дня, когда с Николаевского вокзала Санкт-Петербурга в Москву отправился первый "общенародный поезд". Он проделал путь между двумя столицами за 21 час 45 минут, маршрутная скорость составила 29,6 км/час. Именно 13 ноября (1 ноября по старому стилю) официально считается днем рождения старейшей магистрали страны. В 1855 году после смерти Николая I она получила название Николаевской. В середине 19 в. это была наиболее совершенная в техническом отношении и самая протяженная железная дорога в мире. В 1923 году Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую. Со временем она увеличивалась, включая в себя другие линии. Часть железной дороги — трасса между Петербургом и Москвой стала именоваться главным ходом. На главном ходу и находилась станция Валдайка, о которой я хочу рассказать в своём сочинении.
Вся моя сознательная жизнь проходит под стук колёс проносящихся мимо поездов. Мой родной посёлок Лыкошино буквально перерезан стальной магистралью пополам. И я уже не представляю свою жизнь без железной дороги, неторопливых электричек, перевозящих рабочих и служащих, грибников с корзинами крепких боровичков и ароматных лесных ягод, которыми так богат наш край, рыбаков в плащах и высоких сапогах, пропахших костром туристов с их огромными рюкзаками. Люблю ездить в электричках и разглядывать всю эту пёструю и шумную компанию, прислушиваться к разговорам людей. Но больше всего мне нравиться смотреть в окно на мелькающие дома, деревья, озёра. Я замечаю, как меняется пейзаж год от года, как изменяется жизнь местного населения. Всё меньше становится станций, вокзалов. Вот и Лыкошино (дореволюционное название – Валдайка), которое на протяжении полутора сотни лет было станцией Московско- Петербургской дороги, теперь просто остановочный пункт. Нет старинного вокзала, тупика, складских помещений, нет кассы и дежурной по станции.
Разрушается от времени здание, построенное для снабжения паровозов водой. Даже старинный мост, возведённый по проекту известного русского инженера Д. И. Журавского и так украшавший когда-то посёлок, убрали в тоннель…
Кто-то скажет, что жизнь требует перемен. Я согласна, но считаю, что по-возможности нужно бережно сохранять старинные постройки, с любовью отреставрированные они ещё послужат людям. Ведь в них заключена история края. История интересная и богатая, без которой не было бы, наверное, моего родного посёлка.
Возникло поселение на берегу реки Валдайки несколько сотен лет назад, но состояло оно всего из нескольких домов. Вдохнул жизнь в деревню тракт, проложенный между Валдаем и Боровичами. И стали местные жители заниматься извозом. Деревня Валдайка превратилась в поселение ямщиков. Но постепенно надобность в ямщиках отпала и деревенька почти исчезла. И вновь как Птица Феникс восстала из забвения теперь уже благодаря совсем другой дороге – чугунной…
1 февраля 1842 года Николай I подписал высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург—Москва. Руководство строительством было возложено на Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Проектируемая линия была разделена на два строительных участка: Петербург—Бологое (северная дирекция во главе с П.Мельниковым) и Бологое—Москва (южная дирекция во главе с Н. Крафтом). В 1843 году из всех разнородных команд были сформированы 52 военно-рабочие роты, и уже в следующем, 1844-м, работы развернулись по всей линии. Спустя два года здесь трудились до 60-ти тысяч рабочих. Постройка двухпутной дороги длилась восемь с половиной лет. Ее стоимость составила 67 млн. рублей серебром, или 110 тысяч рублей на одну версту. Но это было гораздо дешевле затрат многих зарубежных магистралей. Всего на строительстве было выполнено около 46 млн. м³ земляных работ. На линии построили 2 больших вокзала в столицах, 34 станции, 8 больших, 182 малых и средних мостов, 69 труб и 19 путепроводов. Строились и храмы.
Когда мимо нашего посёлка проходят поезда, то буквально все пассажиры любуются красотой нашего посёлка. А особую красоту ему придаёт храм, непосредственно связанный с историей строительства Николаевской железной дороги. Храм Иверской иконы Божией Матери – уникальный, поистине жемчужина не только п. Лыкошино, но и всего Бологовского района. Окружённый берёзовой рощей, посаженной руками монахов, на пригорке он виден издалека. Арочные закругления, именуемые закомарами, похожи на кружева тонкой работы. Церковь трёхабсидная, центральная абсида украшена окном в виде креста. А самое уникальное в том, что храм возведён по проекту известного архитектора России, создателя русско – византийского стиля, автора и строителя главного храма страны – Храма Христа Спасителя, создателя Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты, парного ансамбля вокзалов Москвы и Санкт–Петербурга Константина Андреевича Тона, который был привлечён к строительству Николаевской железной дороги. Тон проектировал не только железнодорожные вокзалы, но и составил типовой проект храмов, строительство которых предполагалось вдоль всей дороги от Москвы до Петербурга. Но, как нам известно, построено было всего два: у нас и в Любани. Храм Петра и Павла в Любани отреставрирован к 150-летию Октябрьской железной дороги и в его усыпальницу, сооружённую под алтарной частью храма, перезахоронили проектировщика, строителя и первого министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова. А наш храм ждёт реставрации, ведь в его усыпальнице похоронен Кронид Александрович Панаев, награжденный в 1878 году орденом Святой Анны за строительство храма.
Семья Панаевых тесным образом связана с историей железной дороги и нашего посёлка. Впервые братья Валериан и Ипполит Панаевы приехали на строительство будучи студентами самого престижного учебного заведения – Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. По окончании которого в 1844 году Валериан Александрович Панаев был назначен начальником строительства 6-го (Валдайковского) участка Северной дирекции.
В то время штаб строительства располагался в деревеньке Кузнецово, что находится в полутора километрах от нашего посёлка. Ведь у нас в это время велись огромные земляные работы: были привезены тонны песка, камней для возведения насыпи и моста через Валдайку. На строительстве железной дороги в основном использовался труд крепостных крестьян, причем условия труда были ужасными. Рабочий день длился 16-18 часов. При осушении болот (вдоль всего пути было осушено 160 верст болотистой местности) приходилось, стоя по пояс в воде, рыть отводные канавы, засыпать болото землей, подвозить эту землю на тачках. Жили в основном в землянках, не лучшего качества была еда. На строительстве регулярно вспыхивали эпидемии опасных болезней: цинги, тифа, дизентерии. Умерших хоронили здесь же вдоль трассы.
Валериан Александрович вспоминает, что не раз был свидетелем того, как надзиратели избивали несчастных строителей: «…Теперь обращусь к рабочему люду, то есть к землекопам. В то время землекопы преимущественно набирались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать, вознаграждения. Забитость и как бы идиотство этих людей, трудно описуемое, усугублялось еще почти незнанием русского языка. Когда я увидал этих людей первый раз на работах, то был поражен следующим фактом: каждый человек, прежде нежели пройти мимо меня, сгибался так, что туловище приходило в горизонтальное положение, затем мелким шажком он подбегал ко мне, схватывал конец полы сюртука, целовал его при словах:
«Целую, пане полковнику»,— и удалялся в том же согнутом положении. Понятно, что впредь я везде воспрещал подобные сцены (…)
Кроме того, бурбон (...) фамилии которого не помню, появившийся во главе жандармской команды нашего 6-го участка, ежедневно занимался поркою людей по просьбам и жалобам приказчиков и десятников. Эти экзекуции совершались так, чтобы я не мог видеть их, живя в версте от конторы за возведенною уже высокою насыпью; но я знал, что подобные экзекуции совершались часто. Поэтому рабочие считали главным своим начальством полицию, но приказчики и прочий подрядческий люд, зная, что участь их зависит от нас, можно сказать, трепетали перед нами. Однажды я, возвращаясь с работы, должен был проехать мимо конторы и напал на экзекуцию. Два или три человека лежали под ударами розг; их визги и крики взорвали мою душу. Я приподнялся в тарантасе и громким голосом заревел: «Стой... ребята, вставайте!» Разумеется, все стихло, никто не осмелился пикнуть; я дождался, пока не убрали атрибуты экзекуции, и бурбон, присутствующий тут, не ушел в подрядческую контору, и тогда я уехал.
Сей бурбон подал по начальству рапорт о моем поступке, и, конечно, я был бы отдан под суд; но Виланд, главный начальник полицейского управления, будучи человеком образованным, воспитанником Института путей сообщения, не дал хода этому рапорту (...)»
Работа в районе нашей станции была очень тяжёлой, так как приходилось проводить сложнейшие земляные работы, ведь наше Лыкошино расположено на Валдайской ледниковой гряде. Вот как об этом говорится в воспоминаниях В. Панаева: «Приехали мы в Кузнецове часов в десять вечера, промокли от дождя до костей. Увидав свет в одной избе и узнав, что там живет офицер, мы остановились перед ней и вошли в избу, полагая, что мы попали к Семичеву.
Когда мы вошли, то увидали человека в одном белье, ходящего из угла в угол; изба освещалась фитилем, горевшим в какой-то плошке. Услыша, кто мы такие и что мы присланы в его распоряжение Мельниковым, человек этот сказал:
— Ошибаетесь! Я не Семичев, а есмь Сергей Васильев Самойлов, горный инженер, занимающийся здесь сверлением земного шара чуть не до центра(…)
Сергей Васильевич служил на уральских заводах, привез в Петербург транспорт золота как раз в то время, когда начались изыскания для Николаевской железной дороги, и был командирован для бурения предполагавшихся выемок, доходящих до девяти саженей глубины, дабы составить геологические разрезы и определить качества грунтов, а равно и для зондирования болот, то есть для определения их глубины. Такие данные были необходимы для составления предварительной сметы на земляные работы.
Мы попали в центр Валдайских гор; в этой местности потребовалось делать много глубоких буровых скважин, и потому Самойлов проживал здесь более полугода(…)»
Невыносимые условия приводили к тому, что рабочие сбегали со строительства. Так, в 1850 году с участка между ст. Валдайка и ст. Алёшинка сбежали землекопы. Об этом известно из донесения жандармского полковника Тизенгаузена: « 5 числа сего июля в 10 часов утра сбежали с пункта работ при р. Алёшинке, Новгородской губернии, Валдайского уезда, рабочие Витебской губернии, Полоцкого уезда в числе 80 человек по невыдаче им платы… Корпуса жандармов поручик Анисимов… отправился в погоню, настигнув их в 15-ти верстах, начал убеждать их возвратиться на место работ.., но все рабочие, вооружённые дубинками, крикнув «ура», двинулись вперёд».
Рабочие разбежались, кое-кто был схвачен и посажен в острог, в том числе и зачинщик бунта Давыдов. Через два года его предали военному суду.
Есть предположение, что своё знаменитое стихотворение «Железная дорога» Н. А. Некрасов написал под впечатлением от рассказов братьев Панаевых, которых хорошо знал, ведь с их двоюродным братом И. И. Панаевым он выпускал журнал «Современник». Да и сам поэт любил приезжать в наши края к Крониду Панаеву в Михайловское поохотиться. Бродил вдоль железной дороги, расспрашивая местных жителей о житье – бытье.
Здесь на строительстве дороги Валериан Панаев встретил свою любовь и венчался в военной походной церкви на станции Валдайка с Софьей Михайловной Мельгуновой. Молодым отошла усадьба Байнёво, что в нескольких верстах от Валдайки. Пройдут годы и здесь на строительстве железной дороги у Панаевых родятся три дочери. Старшая Александра станет известной оперной певицей, ученицей Полины Виардо. Валентина скончается после рождения сына и будет похоронена в усыпальнице Панаевых на территории Валдайского Иверского монастыря, а Елена выйдет замуж за Павла Павловича Дягилева и станет матерью Серёжи, будущего известного театрального деятеля Сергея Дягилева. Елена Валерьяновна не родная мать Сергея, но другой он и не знал, его родная мать, Евгения Николаевна Евреинова, скончается почти сразу после его родов 9 июня 1872 года. Серёжа искренне любил Елену Валерьяновну, был к ней привязан. Елена Валерьяновна в своих записках о роде Дягилевых вспоминает, как они семьёй приезжали в имение дяди Кронида Александровича (деревня Михайловское находится всего в километре от школы. От имения на сегодняшний день сохранился только парк и пруд).
Для нас воспоминания «…о житье-бытье во время строительства Николаевской железной дороги» Валериана Александровича Панаева бесценны, ведь все описываемые события происходили у нас. Там перечисляются инженеры, работавшие с Панаевыми: «…теперь расскажу о нашем житье-бытье на 6-м участке, вне служебных обязанностей во время постройки Николаевской дороги (...) я с братом поселился в деревне Кузнецове вместе с начальником участка Семичевым (...) в той же деревне жил товарищ Поземковский (...) были еще товарищи: барон Черкасов, Шашков, жившие в других деревнях, и Миклуха-Маклай, который был гораздо старше нас, уже женат и имел детей. В это-то время и подрастал будущий известный герой Гвинеи. Миклуха жил верстах в двадцати пяти от центра, то есть от Кузнецова, и приезжал туда редко. Все же остальные офицеры нашего 6-го участка беспрерывно виделись друг с другом, жили дружно и составляли как бы одну семью (...)»
Кстати, инженер Н. Миклуха- Маклай стал инициатором посадки еловых насаждений вдоль железнодорожной линии.
Очень жалко, что снесли в Лыкошине старинный вокзал. По воспоминаниям, в его помещении ещё в начале XX века находились кабинет для начальника станции, дамская комната (для господ), комната для дежурного по станции, помещение, где находился телеграф по приему и отправлению депеш о проследовании поездов.
"Станционный состав" состоял из начальников станций, их помощников, кассиров, станционных команд (стрелочники, сторожа и др.)
В "телеграфический состав" входили телеграфисты (тогда они назывались сигналистами), унтер-офицер для надзора за ними и сторож при телеграфе.
В нашем школьном музее хранятся рассказы работников железной дороги за разный период времени. Вот одно из них. Стрелочник станции Лыкошино Константинов Алексей Константинович, работавший на железной дороге с 1903 года, вспоминал: "Жалованье моё было маленькое - 18 рублей. Моя семья, жена и четверо детей, ютилась в маленькой, грязной и сырой комнатушке, за которую хозяин дома брал 10 рублей. Бедные мои ребятишки не знали, что такое самая плохая конфета или пряник, были рады и хлебной корке. Зимой сидели они на лавке, закутанные все четверо в один тулуп. Обуви не было, и ребята терпеливо ждали весны, когда можно будет побегать босиком. Жена ходила стирать к господам. Из двух дежурных стрелочников один постоянно дежурил у дверей квартиры начальника станции, как денщик у офицера. Он колол и таскал дрова, топил печи, мыл полы, чистил сапоги, ставил самовар, ходил за коровой, свиньями, косил траву, копался на огороде и делал ещё тысячу разных дел. А тем временем другой стрелочник, весь в поту, метался из одного конца станции в другой, успевая переводить стрелки поездам обоих направлений. Он пробегал десятки вёрст в день и, совершенно загнанный, хватался не за ту стрелку и вызывал крушение."
С постройкой дороги Лыкошино стало купеческим посёлком. Центр стал быстро застраиваться двухэтажными каменными домами. Первые этажи занимали торговые лавки, на втором жила купеческая семья. Самыми зажиточными были Бельтихины. Основное богатство им принесла железная дорога, ведь Ефрем Бельтихин был подрядчиком на строительстве дороги. Так как дорога прошла мимо Новгорода и Валдая, то по тракту Новгород - Валдай – Боровичи к нам на Валдайку стали стекаться самые разные товары, в том числе и звонкоголосый, я имею в виду валдайские колокольчики. В городе Валдае было три колокололитейных завода, а сбыта товара не было, вот и везли его к нам на продажу. Да и Бельтихины открыли своё производство. В музее колоколов г. Валдая, частных коллекциях сохранились колокольчики, на которых имеется надпись «Бельтихин. Ст. Валдайка Ник. ж.д.». Один из трёх братьев Стуколкиных, имевших колокололитейное производство, переселился с Валдая на ст. Валдайка, чтобы быть поближе к железной дороге. Стали переселяться в Лыкошино и другие купцы с окрестных населённых пунктов. И открылись у нас ювелирные мастерские, пекарни, торговые лавки, питейные заведения. Посёлок стал быстро расти, богатеть.
«Главное общество Российских железных дорог» строило больницы, школы, технические училища...
Вот и у нас на станции Валдайка было построено земское 3-х классное училище, принадлежавшее Николаевской железной дороге. Здание до сих пор сохранилось. Заведующей училищем была назначена Блинина Н.И.
После Великой Октябрьской социалистической революции в поселке была открыта начальная школа, которая в 1935 году была передана в ведение МПС, и к 1945 году выросла в среднюю школу №16 Октябрьской железной дороги с числом учащихся от 600 до 650. Директором школы в довоенные времена был Иванов А. Е.
В 1943 году в здании железнодорожного училища разместился детский дом для детей их блокадного Ленинграда. Просуществовал детский дом до 1959 года. На его базе была открыта школа – интернат №2 Октябрьской железной дороги. В интернате жили и учились преимущественно дети железнодорожников со всей Октябрьской дороги, Москвы и Ленинграда. В 1963 году управлением дороги в Лыкошино было построено новое трёхэтажное здание школы-интерната №2.
Ежегодно выпускники школы выбирали и продолжают выбирать профессии, связанные с железной дорогой. За это директору школы Бойковой Зое Пантелеевне в 1967 году было присвоено звание «Почётный железнодорожник». Это высокое звание получил и учитель труда Николай Серафимович Бельтихин, правнук купца Ефрема Бельтихина, за руководство кружком железнодорожного моделирования. Команда нашей школы ежегодно участвовала в дорожных и всесоюзных соревнованиях моделистов – школьников сети железных дорог, проводимых в Москве, Свердловске, Харькове, Донецке, занимая призовые места. Моделисты нашей школы входили в команду Октябрьской железной дороги. Так в 1974 году в Москве команда заняла 2 место, а в 1981 году в Донецке – 3 место. Награждались ребята медалями ВДНХа.
Великая Отечественная война вписала в историю нашей станции свою особую строку. Через посёлок днём и ночью шли эшелоны с бронетехникой, солдатами, а с линии фронта вывозили раненых. В Лыкошино и окрестных деревнях были открыты госпитали, о которых напоминают три воинских захоронения: у нас на кладбище, в д. Широкое и д. Заключье. Санитарные составы останавливались преимущественно ночью, раненых размещали по госпиталям, а убитых грузили на подводы и хоронили в лесу. Мост постоянно бомбили. Девушки зенитчицы охраняли его так, что ни одна авиабомба не смогла достигнуть цели, но зато здания вблизи станции очень пострадали от налётов вражеской авиации. Разрушения были весьма ощутимые. Но никто из жителей во время налётов не погиб.
И как обидно, что в мирное время совсем недалеко от нашего посёлка погибли люди. Это случилось во время страшного теракта, когда произошло крушение «Невского экспресса» в ноябре 2009 года. Тогда железнодорожники первыми пришли на помощь и работали сутками на ликвидации аварии…
Железнодорожная профессия самая распространённая в нашем посёлке. Практически в каждой семье есть работники стальной магистрали: машинисты, путейцы, электромеханики, осмотрщики подвижного состава, дежурные по станции. В моей семье тоже много поколений связано с дорогой. Возможно, что я тоже выберу железнодорожную профессию, так как считаю, что на сегодняшний момент это одна из самых уважаемых и престижных профессий в нашей стране. Получив образование, я приеду работать в Бологовский район и постараюсь сделать всё возможное, чтобы возродить былую славу маленькой станции между Москвой и Санкт- Петербургом – моей родины.
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Новогодние гирлянды
Зимний лес в вашем доме
Сказка на ночь про Снеговика
Как нарисовать зайчика