Работа была удостоена диплома на XII городском краеведческом конкурсе "Знай и люби родной Владимир!"
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_trolleybus.doc | 578.5 КБ |
Богачёв Сергей 10 «А» класс
Репортаж
об открытии первого троллейбусного маршрута
в городе Владимире.
5 ноября 1952 года. Чем станет знаменателен этот день в жизни города Владимира? Запомнится ли горожанам? Войдёт ли в историю?
Скажу с большой уверенностью: этот день будут вспоминать наши внуки и 50, и 60 лет спустя. Сегодня в нашем городе начинается новая эра – Эра Троллейбусного Движения! Открытие троллейбусного маршрута № 1 – достойный подарок владимирцев к славной годовщине 35-летия Великого Октября!
Возле кинотеатра «Буревестник» собрался народ – около 500 человек. Все они хотят стать первыми пассажирами первого владимирского троллейбуса и с нетерпением ожидают его прибытия на конечную остановку. Сейчас в троллейбусном парке Новоямского переулка проходит торжественный митинг, и с минуты на минуту может появиться виновник сегодняшнего торжества. Я знаю, что это троллейбус модели МТБ-82Д, изготовленный на троллейбусном заводе имени Урицкого города Энгельса Саратовской области. Эта современнейшая машина рассчитана на 45 посадочных мест и способна перевозить сразу до 100 человек! При этом ей не требуется бензин: электричество приводит в движение её мотор. Две штанги на крыше соединяют троллейбус с электрическими проводами на всём протяжении маршрута, от «Буревестника» до Химического завода.
И вот долгожданная минута! Я вижу две празднично украшенные машины с номерами 01 и 02! Поспешим стать их первыми пассажирами.
Вхожу в просторный салон и занимаю место у окна. Двери закрываются, а на остановке ещё остаётся большая толпа не попавших на первый рейс горожан. Многие из них направляются к зданию кинотеатра (бывшая Казанская церковь), чтобы утешить себя просмотром фильма «Свинарка и пастух». А мы трогаемся в путь. Чудо-машина издаёт слабое гудение и, чуть вибрируя, плавно трогается с места.
Проезд в троллейбусе стоит 4 копейки за каждую остановку. Хорошо, что у меня в кармане служебная командировка, ведь на маршруте № 1 одиннадцать остановочных пунктов.
Мы проезжаем по Ямской улице. Её деревянные одноэтажные дома напоминают о том, что это бывшая Ново-Ямская слобода, лишь после 1934 года вошедшая в черту города. Сейчас трудно представить, что эта дорога – часть печально знаменитой «Владимирки», по которой гнали в Сибирь каторжников и политических ссыльных. Не с ямщиком и не под звон колокольчика, а на транспорте будущего мы подъезжаем к остановке, которая называется «Лисино поле». Недалеко то время, когда здесь поднимутся многоэтажные кирпичные дома.
Утопает в садах Школьный проезд. Наш троллейбус останавливается здесь, чтобы забрать пассажиров до Садовой площади. К ней выходит Садовая улица, сохранившая застройку XIX века. Деревянные одноэтажные дома иногда перемежаются с двухэтажными полукаменными.
Троллейбус гудит чуть напряжённее, но легко привозит нас на вершину горы, которая во Владимире испокон веков называлась Студёной. Открытая со всех сторон ветрам, она поднимается над Клязьмой на 75 метров и на 164 метра над уровнем моря. Температура здесь всегда на несколько градусов ниже, чем в других местах города. С 1937 года улица Студёная гора переименована. Она названа улицей Пушкина в связи со 100-летием со дня смерти гениального поэта. На улице Пушкина троллейбус и делает следующую остановку. Через дом от бывшей церкви Михаила Архангела стоит двухэтажное кирпичное здание. Это первая детская больница во Владимире, открытая в 1920 году в здании бывшего дворянского дома призрения.
С улицы Пушкина первый троллейбус поворачивает на улицу Московскую. Открывается вид на Золотые Ворота, возле которых кондуктор объявляет следующую остановку. А мы проезжаем мимо Владимирского механического техникума. Его здание красного кирпича с башенкой над главным подъездом украшает центральную улицу города. Ниже – историческое здание, в котором в прошлом веке размещалась женская гимназия, а сейчас – средняя школа № 1. Напротив, возле бывшей старообрядческой церкви, заканчивается строительство красивейшего стадиона «Торпедо». Открытие его будет подарком и праздником для горожан.
Огибаем Золотые Ворота, приспособленные сегодня под жилой дом, справа открывается земляной вал – часть оборонительных укреплений XII века, а слева – здание Владимирского государственного педагогического института, в котором во время Великой Отечественной войны, как и в школе № 1, размещался военный госпиталь, и выезжаем на улицу III Интернационала.
Итак, троллейбус везёт нас по одной из самых древних улиц города. Мелькают за окнами каменные двух- и трёхэтажные здания. До революции в них были особняки местной знати, а сегодня, в канун праздника Великого Октября, эти строения украшены красными знамёнами. Флаги развеваются и на Торговых рядах, и на арке Бабьих ворот. Проезжая мимо кинотеатра «Художественный», успеваю заметить, что сегодня снова показывают фильм «Чапаев».
Первый троллейбус на улицах города – большое событие! Прохожие останавливаются, оборачиваются, а мальчишки бегут следом и что-то кричат вдогонку. Один сорванец пристроился сзади на подножке, ухватившись за лесенку, да так и доехал до улицы Ленина. Спрыгнул на ходу возле магазина «Пионер» и помчался вниз к Дому колхозника, перебежал улицу к фабрике «Победа», драмтеатру, а дальше мы его уже видеть не могли, но этот случай очень развлёк пассажиров и рассердил водителя. Обсуждая лихача, мы подъехали к следующей остановке – «Площадь Свободы».
На площади, что перед древними белокаменными соборами, гремит музыка. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» – доносится из репродукторов. Это действительно так! Только семь лет прошло с тех пор, как закончилась самая разрушительная в истории война, а наша страна уверенно шагает вперёд и крепнет год от года. И первый троллейбус – один из вестников её побед. Площадь украшена транспарантами. На стенах Дворца пионеров, сберегательного банка, Дома офицеров, возле памятника В. И. Ленину – лозунги о единстве партии и народа и портреты Иосифа Виссарионовича Сталина.
Забрав радостных пассажиров, которые прогуливались на смотровой площадке парка Пушкина, погудев для порядка, троллейбус отправляется дальше по своему маршруту. Едем мимо парка «Липки». Деревья в нём (липы, конечно) уже сбросили листву. Улица III Интернационала ведёт вниз. Проезжаем мимо здания исторического музея. Я всегда любуюсь его замысловатым крыльцом, четырёхскатной кровлей, отделкой, украшающей красные кирпичные стены.
За высокой стеной бывшего Рождественского монастыря – Управление служб государственной безопасности. Дальше спуск к улице Урицкого. Здесь троллейбус делает очередную остановку. На этом месте идёт стройка. Скоро над двухэтажными каменно-деревянными обывательскими домиками прошлого века поднимется четырёхэтажная гостиница «Владимир», современная и красивая. Пока же этот участок улицы не изобилует достопримечательностями.
Проехав мимо Пехотного училища и школы № 14, совершаем ещё одну остановку. Дальше улица III Интернационала переходит в улицу Фрунзе – так увековечено в нашем городе имя пламенного революционера, соратника В.И.Ленина Михаила Васильевича Фрунзе после его кончины. На повороте к вокзалу возвышается трёхэтажный кирпичный корпус Владимирского ликёро-водочного завода, основанного в 1901 году.
На этом участке улицы Фрунзе её пересекает река Лыбедь. Ещё в 1837 году строителям Московско-Нижегородского шоссе пришлось построить через неё мост с гранитными столбами и чугунными перилами. Для него из Ковровского карьера привезли белый камень.
Возле «Горячего хлеба» троллейбус снова делает остановку. А на противоположной стороне улицы я различаю корпуса бывшей губернской, ныне областной больницы. В ней работал такой выдающийся хирург, как Н.А.Орлов – организатор первого пункта переливания крови и первого онкологического пункта во Владимире. Его именем названа одна из улиц нашего города.
Рядом с областной больницей, у самой дороги, приютилось двухэтажное здание из красного кирпича, построенное в прошлом веке к 900-летию крещения Руси. Это бывшая городская богадельня возле Князь-Владимирского кладбища. Напротив старого кладбища следующая троллейбусная остановка – «Граммзаводской поворот» (хотя Граммзавод давно уже называется по-другому: Предприятие «почтовый ящик» № 50).
Много лет назад, говорят старожилы, около старого городского кладбища стояли два кирпичных столба с острыми шпилями. Они обозначали, что это Нижегородская застава. За ней вплоть до Доброго села тянулись огороды Муравкина, на которых выращивалась знаменитая белокочанная капуста. Теперь здесь раскинулись два завода: «Автоприбор» и Химзавод. Через железнодорожный переезд, по широкому мосту над полноводной Рпенью проезжает наш троллейбус и устремляется к своей конечной остановке – «ВХЗ». Справа дымят трубы ТЭЦ (это последнее здание по улице Фрунзе, дальше начинается улица Добросельская).
На конечной остановке первый троллейбус встречают рабочие Владимирского химического завода. Как только машина остановилась и раскрыла двери, женщины с букетами цветов бросились поздравлять водителя. Да, он сегодня герой дня! Ни на одном участке маршрута не слетели дуги с проводов, не нарушилось ровное, величественное шествие большой электрической машины по городу. Троллейбусный маршрут № 1 соединил два конца города – западный и восточный. Путешествуя по нему, мы увидели, как красив наш город, как причудливо в нём переплелись старина и современность, как много ещё нужно сделать нам для его благоустройства и развития. Первый троллейбус – «первая ласточка» – благополучно прошёл испытание.
Я уверен, очень скоро откроются новые троллейбусные маршруты. А лет через двадцать их будет не меньше десяти, ведь город наш строится и растёт. Я поздравляю всех жителей города Владимира со знаменательным событием! Запомним день 5 ноября 1952 года!
Репортаж об открытии первого троллейбусного маршрута провёл внештатный корреспондент газеты «Призыв» Богачёв Сергей.
Ворона
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Прекрасная химия
Весёлая кукушка
Лепесток и цветок