Автор работы исследует басни как источник афоризмов. В ходе исследования уученик попытался классифицировать афоризмы, появившиеся в русском языке благодаря басням И. А. Крылова.
Вложение | Размер |
---|---|
mityushkin_tyukalinsk_omskaya.rar | 655.35 КБ |
Исследование по литературе "И.А.Крылов".- мастер афоризма | 143 КБ |
«Крылов – мастер афоризма»
Выполнил: Митюшкин
Александр Евгеньевич
ученик 8а класса
МОУ «Гимназия г. Тюкалинска»
Руководитель: Прушинская
Любовь Михайловна
учитель русского языка и
литературы МОУ «Гимназия
г. Тюкалинска»
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….. 3
Основная часть…………………………………………………………………………… 4-11
В мастерской баснописца………………………………………………………....4-6
Полёт человеческой мысли – афоризм…………………………………………...7
Классификация……………………………………………………………………..7-11
Исследование уровня распространённости афоризмов…………………………11
Заключение………………………………………………………………………………...12
Литература………………………………………………………………… 13
1. Введение
Мир литературы сложный, многогранный и интересный. У каждого из нас, наверное, есть
свои предпочтения. Какой-то писатель нравится больше, какой-то меньше. Есть писатели знаменитые, есть популярные, а есть… забытые.
В настоящее время, я думаю, все более забывается И.А.Крылов. Басни мы «проходим» в школе, а вот являются ли они частью нашей современной жизни?
Тема моей работы: «Крылов – мастер афоризмов».
Актуальность: мне интересно разобраться, какие афоризмы появились именно благодаря И.А.Крылову и его басням.
Проблема: какие афоризмы из басен Крылова стали частью нашего языка.
Объект исследования: басни И.А.Крылова.
Предмет исследования: афоризмы из басен И.А.Крылова.
Цель: выявление особенностей афоризмов из басен И.А.Крылова; выявление уровня распространенности афоризмов.
Чтобы достичь цели, мне необходимо ответить на следующие вопросы:
Поиск ответов на эти вопросы – это задача моего исследования.
Гипотеза: Басни Крылова известны, можно предположить, что известны и популярны афоризмы из басен Крылова.
-3-
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II.1. В мастерской баснописца.
Мне необходимо изучить биографию И.А.Крылова и найти тот отправной момент, с которого начинается народное признание Крылова и любовь к нему. Нужно увидеть ту почву, на которой «выросли» басни, выражения из которых стали
афоризмами. Почему это стало возможным?
Биография Крылова изложена в работах Д.Д.Благого, Н.Н.Степанова, В.И.Коровина. Сохранились воспоминания современников поэта. В интернет-ресурсах также можно почерпнуть информацию о жизни и творчестве баснописца.
Изучив биографию Крылова, я увидел, что его жизнь была наполнена событиями, которые закалили характер Ивана Андреевича: многого приходилось добиваться трудом, преодолевая трудности, сопротивляясь внешним обстоятельствам.
И.А.Крылов не принадлежал к родовитому дворянскому роду. Не было возможности получить систематическое образование. Д.Д.Благой считает, что это положительный фактор, так как будущий писатель не попал под влияние иностранного образования, следовательно, Крылов был ближе к народной среде. В девятилетнем возрасте Иван уже на службе подканцеляристом; знакомится с плутнями, мздоимцами – никто не остается не замеченным внимательным и наблюдательным подростком. Любит Иван народные сборища, торговые площади, качели, кулачные бои, где можно помериться силой, услышать яркое, образное слово. В то же время Крылов занимается самообразованием, начинает писать комедии, трагедии, повести. В 1789-1792 гг. писатель издает сатирические журналы.
Казалось бы, И.А.Крылов, несмотря на трудности, сумел стать литератором, есть признание, популярность, но Крылов не останавливается на достигнутом. Он будто ищет что-то более значительное – главное дело своей жизни. А, может быть, писатель вбирает в себя жизнь, копит наблюдения, чтобы потом - в полной мере в баснях проявить свой талант.
Итак, в 1806 г. Крылов начал писать басни. Вот как Н.В. Гоголь охарактеризовал «существо дарования» И.А.Крылова: «Выбрав себе самую незаметную и узкую тропу, шёл он по ней почти без шуму, пока не перерос других, как крепкий дуб перерастает всю рощу, вначале его скрывавшую. Этот поэт - Крылов. Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку – и в сей басне умел сделаться народным поэтом. Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, которым крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум… Отсюда то и ведёт своё происхождение Крылов. Его притчи – достояние народное и составляет книгу мудрости самого народа».
В этом высказывании я обратил внимание на ключевые слова «ум, которым крепок русский человек». Возникает вопрос: «Что объединяет басни и ум человека?» И как это «Крепок умом...?» Предстоит выяснить.
-4-
Пройдя сложный путь творческих исканий, Крылов в зрелые годы пришел к басне. Всего им написано двести басен. Позаимствовав сюжеты у предшественников (Эзопа, Лафонтена, Сумарокова), Крылов наполнил басни новым содержанием; главным стало создание обобщенного образа человеческого характера. Сила сатирического воздействия басен – это результат мастерского владения словом и ритмом. Мораль его басен заключает в себе яркие, точные образные выводы, ставшие широко известными афоризмами. Дидактические выводы подобны пословице, в них «отразилось много народных свойств, в них есть всё: издевка, насмешка, попрёк, словом всё шевелящее и задирающее за живое: как стоглавый Аргус, глядит каждая на человек». (Н.В.Гоголь).
Не только Н.В.Гоголь, но и другие исследователи называют отличительной особенностью басен Крылова яркость, афористичность языка.
А что значит афористичность языка? Близость лексического строя к ярким, запоминающимся оборотам, - афоризмам. Словарь иностранных слов дает такое определение афоризма: «Афори́зм (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем. Пример: «Почему удар в спину наносят те, кого, как правило, защищаешь грудью?»
Воспользовавшись сайтом « Википедия – свободная энциклопедия», я выяснил, что афоризмы возникли в эпоху Гиппократа. Авторами афоризмов – афористами – на протяжении разных эпох становятся острословы и остроумцы, наделенные философским взглядом на жизнь. Мастерами афористики были пророки Ветхого завета, ученые и поэты Средневековья, полководцы Европы, мыслители, писатели 19-20 вв.
Я думаю, И.А.Крылов, будучи остроумным человеком, смог создать яркие выражения, которые заняли достойное место в ряду афоризмов.
Анализируя афоризмы Крылова, стоит обратить внимание на то, что они выросли на русской национальной почве народной лексики. Баснописец смело использует просторечные слова и конструкции: «рыло», «мужик», «навоз», «скотина», «увидь», «то к темю их прижмет», «в ушах у гостя затрещало». В.Г.Белинский отмечал: «Эти идиомы, эти русицизмы, составляющие народную физиономию языка; его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство уловлены Крыловым с невыразимой верностью».
Так как Крылов пришел к басням, уже имея жизненный опыт, разбираясь в людях, он сумел точно выразить народные воззрения на добро и зло, на справедливость и бесправие… Поэтому его поучения становятся народным достоянием, превращаясь в афоризмы, иногда – в пословицы.
По словарю крылатых выражений я выяснил, что существует множество афоризмов, автором которых является И.А.Крылов. Это те афоризмы, которые пришли в нашу речь из басен Крылова. Порой трудно определить, кому они принадлежат: взял ли их Крылов у народа или народ у Крылова.
-5-
И.А.Крылов одним из первых в русской литературе проник в самую душу народного языка со всеми его оттенками и богатствами. Он стал писать не для немногих, а для всего народа, не выдумывая новых слов, не калеча и не уродуя языка, не манерничая и не подлаживаясь под простонародную речь. Он хорошо знал, как бесконечно богат и красочен родной язык.
Басни сразу были приняты читателем, к поэту приходили письма издалека, в которых спрашивали, что еще написал Крылов. Завистники не понимали, почему читатель так жадно ищет басен Крылова. Что в них особенного? А особенным в них был как раз тот «задний ум, которым крепок всякий русский человек» (по замечанию Н.В.Гоголя). Читатель находил в баснях отражение своих настроений, чаяний, чувств и видел в авторе человека, который знает жизнь. Действительно, мораль, завершающая басни, очень часто била не в бровь, а в глаз.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
-6-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Полет человеческой мысли – афоризм.
Чтобы доказать, что Крылов является мастером афоризма, необходимо выделить из текстов басен разные виды афоризмов. Затем систематизировать и классифицировать их. По каким признакам можно составить классификацию. Познакомившись с разными баснями, я заметил, что выражения (афоризмы) различны по разным характеристикам:
* по синтаксической принадлежности;
* по композиционной принадлежности (по месту расположения в басне);
* афоризмы, перешедшие в разряд поговорок;
* «новое значение афоризма»;
* полиафористические басни;
* по идейно-тематическому содержанию;
К Л А С С И Ф И К А Ц И Я
1. По синтаксической принадлежности:
* словосочетание:
- зелен виноград;
- медвежья услуга;
- рыльце в пуху;
- огурец с гору;
* простое предложение:
- А Васька слушает да ест;
- Наши предки Рим спасли;
- От радости в зобу дыханье сперло;
- Слона-то я и не приметил;
- А ларчик просто открывался.
* сложное предложение:
- Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он Кукушку;
- Лебедь рвется в облака
Рак тащится назад…
- Хоть видит око, да зуб неймет.
2. По месту расположения в басне:
* афоризм-заголовок:
- Демьянова уха;
- Тришкин кафтан.
* в начале басни:
- Мартышка к старости слаба глазами стала;
-7-
- У сильного всегда бессильный виноват;
- Из дальних странствий возвратясь;
- Навозну кучу разрывая, Петух нашел жемчужное зерно;
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
* афоризм-мораль (дидактический вывод):
- А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь;
- Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник;
- Пой лучше хорошо щегленком,
Чем дурно соловьем;
- Что сходит с рук ворам,
За то воришек бьют;
- Избави, бог, и нас от этаких судей.
3. Афоризмы, перешедшие в разряд поговорок.
- А Васька слушает да ест.
- По мне уж лучше пей,
Да дела разумей.
- Полают да отстанут.
- Рыльце в пуху.
- В семье не без урода.
4. Новое значение афоризма.
«Как белка в колесе»
Об этом афоризме нужно сказать особо. Дело в том, что сейчас, когда употребляется этот оборот речи, говорящий хочет подчеркнуть, что он был занят, хлопотал. Но в басне Крылова «Белка» этот оборот имеет противоположное значение: пустая, бесполезная работа.
5. «Полиафористичные» басни.
Среди басен Крылова можно выделить басни, которые подарили нам
несколько афоризмов.
«Слон и Моська»:
-Ай, Моська! Знать она сильна…
-Без драки попасть
В большие забияки.
«Лебедь, щука, рак»:
- Да только воз и ныне там.
- Лебедь рвется в облака.
Рак пятится назад
А…
-8-
«Лжец»:
- Из дальних странствий возвратясь.
- Огурец с гору.
«Гуси»:
- Чтоб гусей не раздразнить.
- Наши предки Рим спасли.
«Волк и Ягненок»:
- Делу дать законный вид и толк.
- У сильных всегда бессильный виноват.
6. По идейно-тематическому содержанию.
* бытовые
*социальные
*исторические
Анализируя афоризмы Крылова, я обратил внимание, что, наверное, на все «случаи жизни» можно подобрать афоризм из басни. Казалось бы, Крылов жил в 18-19 веках, писал басни, желая обличить пороки своей эпохи, а мы сейчас в XXI веке, нас разделяют полтора столетия, но недостатков, от которых необходимо избавляться по-прежнему хватает. Можно попытаться распределить афоризмы в зависимости от порока, который отмечается в басне или соотнести афоризм и проблему:
Человек не на своем месте.
* - А вы, друзья, как ни садитесь…
* - Беда, коль пироги начнет
Тачать сапожник…
* - Если голова пуста, то голове
Ума не придадут места.
* - Они немножечко дерут,
Зато уж в рот хмельного не берут.
* - По мне уж лучше лей,
Да дело разумей.
О лести.
* - Кукушка хвалит петуха
За то, что хвалит он Кукушку.
* - От радости в зобу дыханье сперло…
О труде.
* - А я, родясь труды для общей пользы несть,
Не отличать ищу свои работы,
Но утешаюсь тем, на наши смотря соты,
Что в них и моего хоть капля меду есть.
* - Без труда не выловишь рыбку из пруда.
-9-
О хвастовстве.
* - Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
О глупости.
* - Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
О жадности.
* - …мне за песни и за сон,
Не надобен и миллион».
* - «Почти у всех во всем один расчет:
Кого кто лучше проведет, И кто кого хитрей обманет.»
О социальной несправедливости (злая сатира – критика безнравственности,
деспотизма и произвола власти, пародии государственных институтов).
* - Что пользы нет большой тому знать птичий быт.
Кого зверьми владеть поставила природа…
* - У сильного всегда бессильный виноват…
- А вы друзья как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
* - Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
* - На что и время тратить нам!
На младших не найдешь себе управы там,
Где делятся они со старшим пополам.
История отечества в афоризмах И.А.Крылова.
Баснописец выражает народные взгляды на Отечественную войну 1812 года во многих своих баснях: «Ворона и Курица», «Обоз», «Щука и кот». Сохранились афоризмы из этих басен: «попался как ворона в суп», «прощай, хозяйские горшки». Знаком всем нам афоризм: «Ты сер, а я, приятель, сед» из басни «Волк на псарне». Смысл слов ловчего, седого, бывалого человека, всем читателям в эпоху Крылова был ясен – это слова Кутузова М.И., великого русского полководца, а в «сером приятеле» все узнали Наполеона.
-10-
После того как мною классифицированы афоризмы, необходимо выяснить, насколько высказывания Крылова популярны, распространены в нашей гимназии.
Для этого разработана программа исследования уровня распространенности афоризмов.
Ход исследования.
1. Составление опросника (анкеты).
2. Проведение опроса.
3. Обработка данных:
- первичный статистический анализ;
- количественный подсчет результатов по выделяемым группам.
Выдвинув в начале своей работы гипотезу – «басни Крылова известны, можно предположить, что известны и афоризмы Крылова», проведя исследование, я пришел к выводу, что Крылов оставил нам в наследство бесценный дар – «мудрое, острое слово» (афоризмы). А вот как мы обращаемся с тем, что досталось в дар от великого баснописца?
Следующий этап моего исследования – выявление уровня распространенности афоризмов. Мне предстоит выяснить, насколько распространены афоризмы в нашей Гимназии. И хотелось бы узнать, используют ли гимназисты в своей речи афоризмы из басен Крылова.
Для этого определены группы опрашиваемых:
-учащиеся 4 класса
- учащиеся 8 класса;
- учащиеся 11 класса;
- педагоги Гимназии.
Анкета по выявлению уровня распространенности афоризмов:
а) да;
б) нет;
в) не знаю, что это такое.
2. Закончите строчку:
а) а воз…
б) у сильного всегда…
в) а вы, друзья, как ни садитесь…
г) а Васька слушает…
3. Перед вами возможные жизненные ситуации. Вспомните, какие
афоризмы вы скажете:
а) Когда люди не могут договориться при выполнении какого-то
дела (а воз и ныне там /Лебедь, рак и щука/);
б) Взаимная лесть людей (кукушка хвалит петуха за то, что хвалит
он кукушку /Кукушка и петух/);
-11-
в) Человек беспрерывно суетится, хлопочет без видимых
результатов (как белка в колесе /Белка/);
г) Не замечают самого главного, важного (слона- то я и не приметил
/Любопытный/);
4. Сколько вы знаете афоризмов?
а) нисколько;
б) от двух до пяти;
в) более пяти;
г) затрудняюсь ответить;
д) много.
Для обработки данных приготовлена сводная ведомость, заполнив её,
я смог увидеть, что гимназисты недостаточно используют в своей речи афоризмы
И.А.Крылова. А жаль…
Анализируя анкетные ,данные можно сделать соответствующие выводы.
Ученики 4 и 11 классов в 70% знают, что такое «афоризмы», но не могут закончить предложенные им афоризмы и не могут предложить свои варианты ответов. В то время
как учащиеся 8 класса в 100% не знают определения «афоризма», хотя прекрасно заканчивают предложенные начала афоризмов, но предложить свои не могут. Порадовали своими знаниями педагоги Гимназии. На 99.9 % они знакомы с предложенными афоризмами, знают их значительное количество и применяют в повседневной жизни. О неосведомленности об афоризмах учеников 4 класса можно предположить, что они еще мало изучали творчество И.А.Крылова и недостаточно опытны в жизни, чтобы знать и использовать афоризмы.
Удивляет и пугает неосведомленность об афоризмах старшеклассников. Или они уже забыли, что это такое, или не старались запоминать, когда на уроках литературы преподавали эти темы, или настолько нам безразлично стало удивительное и интересное творчество И.А.Крылова. Но я уверен, что все равно большинство опрошенных знают «крылатые» выражения великого баснописца. Может, их «пугает» само слово «афоризм», ведь не каждый взрослый человек знает и помнит, что это такое, но в повседневной жизни все равно мы часто слышим знакомые нам слова «дедушки Крылова».
-12-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почему же мы не используем афоризмы? Почему обедняем свою речь? Наверное, «минимализм» словесного общения – все на бегу, второпях, успеваем сказать «привет», «как дела?», ответить «да-нет».
Положа руку на сердце, признаёмся, что редко можно услышать нынче произведения Ивана Андреевича. Не потому ли, что слишком часто басни его бьют не в бровь, а в глаз?.. Потому что сам человек мало в чём изменился. Окружив себя техникой, он "свято" сохранил в себе многие вечные недостатки: жадность, лень, предательство, скудоумие, невежество, стремление к незаслуженным почестям, угодничество перед теми, кто выше по должности, чванливое равнодушие к судьбе другого…
И все же хочется представить иное время, когда возникнет необходимость, и люди захотят общаться друг с другом, не торопясь, не спеша, и может быть, тогда и будут востребованы афоризмы И.А.Крылова.
Не стареют басни дедушки Крылова, и всё тут! И как важно, чтобы с раннего возраста дети впитывали эту народную мудрость, копили его крылатые строки на все случаи жизни, так как Иван Андреевич сумел, кажется, объять все стороны человеческого характера. И копили не только для красного словца, что тоже очень неплохо, но и чаще взглядывали на себя со стороны.
-13-
Литература
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс. М., «Дрофа», 2005.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова.М., 1988.
3. Благой Д.Д. Великий русский баснописец И.А.Крылов. М., 1960.
4. Большая литературная энциклопедия. М., 2003.
5. Коровин В.И. Басни Ивана Крылова. М., 1999.
6. Крылов И.С. Басни.М.. 1991.
- 13 -
Мастер-класс "Корзиночка"
Ветер и Солнце
О путнике
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Как нарисовать осеннее дерево акварелью