Сегодня каждый знает слово «экология». В последнее время оно употребляется по любому случаю и столь часто, что сам смысл его затерялся где-то в списках научных публикаций. Оно стало модным. Его упоминают политики и ученые, писатели и философы, активисты общественного движения и просто обыватели. А словосочетание «плохая экология» звучит как приговор в последней инстанции. Может ли кто-нибудь спрятаться (на острове, в бункере, в горах) от экологической беды? Наивный вопрос,- скажете вы, – и правильно. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: "Все мы пассажиры одного корабля по
имени Земля", значит, пересесть из него просто некуда.
Экология — это, конечно же, не только тема природы. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. То, что сейчас говорят об экологии природы, - это хорошо. И то, что стараются что - то сделать в этом направлении, – это тоже хорошо. Плохо то, что забыли об экологии души человека. Человека создала природа, и поэтому мы очень похожи на неё. Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, заложенного в нас природой. Люди – как отдельные представители нашей природы. В мире растут и развиваются миллионы животных организмов, нуждающихся в нашей заботе. В человеческой душе формируются благородные чувства, такие как сострадание, мужество, доброта, отзывчивость. Эти чувства должны быть правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. Ведь если поступки и помыслы будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа – будет грязной экология нашей планеты.
Природа. О ее загадочной душе замечательно написал Ф. И. Тютчев. Для поэта природа всегда была живым организмом, имеющим душу:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Тонкий мастер стихотворных пейзажей, он выступал против тех, кто недооценивал природу, говорил о людской глухоте, очерствении человеческой души.
Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе “Плаха” тоже обращается к этой проблеме. Этот роман — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.
Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая гармонично обитает в своих угодьях, пока не появляется человек, нарушающий покой природы. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи. “Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов” вылилось в страшную трагедию: “По степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса”. Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: “Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце ... тоже мечется и ищет спасения» В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: “Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву”. Так говорят люди, не подозревая, что природа за все отомстит раньше, чем они предполагают. У природы, в отличие от людей, есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разор, не разбирает, виновен ты или нет перед ней. Но природа лишена бессмысленной жестокости. Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для людей. Но Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.
Волчица Акбара наделена писателем нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. Пока человек не трогал среду ее обитания, волчица могла встретить беспомощного человека один на один и отпустить его с миром. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку.
Почему сегодня мы все чаще и чаще употребляем такие слова ,как «экология», «экологическая катастрофа», «экологическая тревога»? Почему так обеспокоены ученые-экологи? Чем грозит нам нарушение экологического равновесия?
Дело в том, что изначально природа находилась в идеальной гармонии. Ведь в ней все взаимосвязано и играет свою важную роль. Однако влияние человека нарушило эту гармонию, в результате чего стали исчезать целые звенья единой цепи, грозя катастрофическими последствиями всему живому. Вредные выбросы газов в атмосферу, глобальное загрязнение окружающей среды нарушает нормальное существование живых организмов, ведет к необратимой утрате взаимодействия и гармонии в природе. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Этих проблем – экологических – накопилось, оказывается, много. Слишком много. И все требуют незамедлительного решения. Например, выбросы промышленных отходов в атмосферу расширяют озоновые дыры. Сбрасывание отходов в водоемы губит всё живое в прибрежных водах рек, озер, морей и даже океанов. Нерациональное использование водных ресурсов приводит к обмелению и высыханию рек и речушек, прудов, озер и даже морей. Обмелел, почти пересох Арал. Давно твердят об угрозе существованию Байкала. Исчезли и продолжают исчезать некоторые породы птиц, рыб, животных. Можно, к сожалению, продолжать и продолжать… Нас все эти проблемы очень волнуют: хочется долго жить самому , хочется, чтобы долго жили и были счастливы мои родные, друзья, знакомые.
Мы считаем, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому мы согласны с автором романа Ч. Айтматова “Плаха”: экология и нравственность соединены одной линией жизни.
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Сказка про Серого Зайку
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Ребята и утята
Фотографии кратера Королёва на Марсе