Работа посвящена средствам выразительности, используемым в газетных заголовках для привлечения внимания читателей
Вложение | Размер |
---|---|
stilisticheskie_sredstva_vyrazitelnosti_v_zhurnalistike.doc | 39 КБ |
Районные юношеские научно-исследовательские чтения имени Каюма Насыйри
«Значение гуманистических традиций в формировании лингвистических и нравственно-эстетических ценностей»
Заббарова Рамиля Разыховна, ученица 6 класса
МОУ «Мурзинская средняя общеобразовательная школа»
Предметно-тематическое направление: русская филология
Тема работы: «Стилистические средства выразительности в журналистике (на примере заглавий газетных статей)»
Научный руководитель: Заббарова Алсу Галимулловна
Моя мечта – стать известным журналистом. Я с детских лет стараюсь подготовиться к будущей профессии: посылаю свои статьи и рисунки в республиканскую газету «Сабантуй», в журнал «Ялкын», третий год занимаюсь в школьном творческом кружке, выпускала школьную газету «Хочу сказать!», участвовала в работе школьного радио «Серебряный колокольчик»... Я знаю: будущий журналист должен научиться точно и красиво излагать свои мысли, должен создать свой неповторимый стиль, узнаваемый среди множества других. Поэтому так важно для меня изучение практической стилистики.
По определению известного языковеда Д.Э.Розенталя, стилистика – это наука об умелом выборе языковых средств. Владея знаниями по практической стилистике, можно не только избежать досадных речевых ошибок, но и использовать стилистические приёмы в своей речи для создания ярких образов, для более точного выражения мыслей или для усиления комичности. Особую роль выполняет стилистика в малых жанрах публицистического стиля, в частности, в газетных статьях и в их заглавиях. Цель нашего исследования – определить, какие виды стилистических выразительных средств наиболее часто встречаются в средствах массовой информации, и какую роль они выполняют.
В качестве материала для исследования нами была выбрана «Российская газета. Неделя». Данная газета состоит из 32 страниц, является общенациональной общественно-политической газетой и помещает материалы для читателей разных социальных слоев, разных интересов и разных возрастов.
Изучив названия статей десяти номеров, мы собрали более 60 ярких заглавий и распределили их в 4 группы по способу образования.
Первая группа заглавий образована посредством тавтологии – употребления однокоренных слов в словосочетании. К таким заглавиям, например, относятся:
- «Спасти спасателя» – статья о старейшем корабле Российского флота, морском спасателе «Коммуна», которому скоро исполнится 95 лет, и ему срочно нужен капитальный ремонт;
- «Монстр по имени монстера» – статья об опасных растениях, которые люди разводят дома;
- «Office вне офиса» – статья по IТ-технологиям, разъясняющая, какие популярные компьютерные программы надо иметь начинающим пользователям ПК.
Вторая, самая большая, группа заглавий образована на основе многозначности слов, которую журналисты обыгрывают при создании статей различного содержания. К таким заглавиям относятся:
- «Золотой матч» - статья о финале кубка России по хоккею;
- «Золотые дети» - о том, как в Чувашии молодым родителям детей, родившихся в новогоднюю ночь, вручали золотые слитки;
- «Метель бьёт по почкам» – советы врача, как отбить зимние приступы ревматизма, связанные с болезнью почек;
- «Квартплата на высоте» – статья о подорожании коммунальных услуг в республике («на высоте» означает не «на хорошем уровне», а высокие цены);
- «Жизнь под давлением» – о том, что гипертония и гипотония, которые всегда были болезнями пенсионеров, помолодели и уже встречаются даже у школьников;
- «С ветки на ветку» – сообщение об открытии в Казани новой станции метро;
- «Кликнуть сантехника» – статья, в которой говорится, что в Казани начали решать коммунальные проблемы с помощью компьютера («кликнуть» в данном случае означает и «позвать», и «выполнить действие с компьютерной мышью»), и многие другие.
Особо выделяются заглавия, построенные на основе каламбура – игры слов, при которой многозначное слово воспринимается сразу и в прямом и переносном значении, как, например, в названии статьи о целебных свойствах комнатного растения сансеверии, которую из-за длинных листьев называют «щучий хвост» или «тёщин язык» – ««Тёщин язык» залижет раны». Статья «Горький в «таблетках»», где Горький – это псевдоним известного писателя, а «таблетки» – аудиодиски, рассказывает о том, какие аудиокниги были самыми популярными в минувшем году.
Заглавия третьей группы построены на преобразовании различных крылатых выражений и фразеологизмов, иногда – названий известных телепередач, фильмов или произведений. Например:
- «Кто подложил нам свинью?» – интервью с главным санитарным врачом страны Геннадием Онищенко об импорте в Россию заражённой свинины (заглавие образовано от фразеологизма «подложить свинью» - сделать подлость кому-либо);
- «В своей тарелке» – как поднять иммунитет, не вставая из-за обеденного стола, какие продукты будут полезны для здоровья (от фразеологизма «не в своей тарелке»);
- «Сам себе ЭКГ» - статья о приборе, снимающем показания работы сердца в домашних условиях и за одну минуту (ассоциация с телепередачей «Сам себе режиссёр»);
- «Пролетая над гнездом Кущёвки» – статья о криминальных беспорядках в посёлке Кущёвка (есть фильм «Пролетая над гнездом кукушки»);
- «Очнулся – штраф!» – о том, как в столице Татарстана начали наказывать за неубранные улицы (ассоциация с фильмом «Бриллиантовая рука», где главный герой повторяет: «Очнулся – гипс»);
- «Покупатель на крючке» – беседа журналиста с главой Росрыболовства Андреем Крайним о том, почему в России резко возросло потребление рыбы (от фразеологизма «поймать на крючок»);
- «Жизнь после смертника» – статья, название которой напоминает известное выражение «Жизнь после смерти», рассказывает о посттравматическом синдроме у людей, переживших террористический акт.
Заглавия следующей группы образованы путем соединения лексически несочетаемых слов, что является особым стилистическим приёмом для создания неожиданных образов, яркой речевой экспрессии или придания речи комического оттенка. К таким заглавиям можно отнести:
- «Ледопад» – статья о том, что жертвами сосулек-убийц этой зимой становятся преимущественно дети;
- «Мозги под крышей» – как в Подмосковье начали строить первый в России «умный дом» – энергоэффективный, экологически безупречный и высокоинтеллектуальный;
- «Умные клавиши» – статья об аспиранте из Марий-Эл Александре Савинове, который разработал систему биометрического распознавания личности по клавиатурному почерку;
- «Сосульки в горле» – советы врачей, как безболезненно преодолеть январский «сезон простуд»;
- «Летучая собственность» – про новый закон, по которому самолёты и вертолёты становятся полноценным имуществом граждан, и другие.
Главная задача подобных заглавий, в отличие от обычных, – заинтересовать читателя, привлечь внимание, заинтриговать. Благодаря таким заглавиям журналисты создают яркие, необычные образы, запоминающиеся читателям. Однако важно помнить меру и не допускать стилистических ошибок, которые, к сожалению, тоже встречаются на страницах средств массовой информации.
Использованная литература:
1. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. «Секреты стилистики». Москва, «Айрис Рольф», 1996 г.
2. «Российская газета. Неделя». Номера за 2010 и 2011 годы.
Агния Барто. Сережа учит уроки
Сладость для сердца
Свинья под дубом
Сказка "Колосок"
Два петушка