Исследовательская работа по русской литературе (по творчеству Н.Носова) ученицы заняла I место на муниципальнойм туре Республиканской научно-практической конференции имени Л.Н.Толстого
Вложение | Размер |
---|---|
proizvedeniya_nosova_glazami_sovremennyh_detey.doc | 39 КБ |
IХ республиканская
научно-практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого
Заббарова Лейсан Разыховна,
ученица 8 класса
МОУ «Мурзинская средняя общеобразовательная школа»
Апастовский муниципальный район
Исследование по детской литературе
(по творчеству Н.Н.Носова)
«Произведения Н.Носова глазами современных детей»
Руководитель: Заббарова Алсу Галимулловна
Художественную литературу называют зеркалом жизни. На страницах книг нашли свое отражение не только значимые события в жизни страны, такие как война, революция, реформы, но и мировоззрение народа, его мечты, идеалы, уклад жизни простых людей. Читая произведения Н.Носова, попадаешь в особый мир – мир безоблачного детства, человеколюбия, наивных мечтаний и серьезных чувств. Для нас, современных детей, эти книги являются путеводителем в детские годы наших родителей, когда сильны были чувства коллективизма, взаимопомощи, патриотизма, когда люди ощущали себя единой большой семьёй, в которой каждый отвечает не только за себя, но и за своего друга, соседа, одноклассника.
С раннего детства мы знакомимся с маленькими забавными человечками Н.Носова – Незнайкой, Знайкой, Шпунтиком, Пончиком и другими жителями Цветочного городка. Они приходят к нам, ещё не умеющим читать малышам, в виде мультипликационных героев с экранов телевизора, и сразу же завоёвывают наши сердца. Как не полюбить такого милого хвастунишку Незнайку с его привычкой попадать в самые невероятные приключения из-за того, что он не любит жить по указке, а любит всё постигать через ошибки, набивая себе шишки на ровном месте! А разве мы сами не такие же? Вместе с Незнайкой мы учимся понимать, что нельзя быть эгоистом, нельзя обманывать, хвастаться, обижаться на справедливые замечания своих друзей, а надо стараться приносить пользу людям. Ведь главный герой этого произведения, каким бы легкомысленным и безответственным он ни был, всегда совершает свои ошибки из-за детского любопытства, из-за желания отличиться, быть первым среди всех. И близок он нам тем, что никогда не вырастет, в отличие от нас, и не станет скучным всезнайкой, а навсегда останется в мире беззаботного детства.
По словам самого Н.Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, а еще больше – психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», – говорил он на встрече со своими читателями после публикации повести «Витя Малеев в школе и дома». Таким уважением к детям – сколько бы им ни было лет – веет со страниц всех произведений Н.Носова, будь то рассказ о незадачливых кашеварах («Мишкина каша») или огородниках («Огородники»), или повесть про совсем взрослые переживания 16-летнего мальчика, который вынужден постигать мир через одни только звуки, доносящиеся ему через стены старого коммунального дома, потому что лежит с загипсованной ногой («Моя Джомолунгма»). В этой повести, к сожалению, только он со своей одноклассницей Тоней и безногий инвалид войны Иван способны оценить радость самой жизни, может быть, оттого, что каждый из них лишён полноценного счастья, обделён чем-то: Тоня потеряла на войне отца, Иван – свои ноги, а герой повести – способности двигаться из-за того, что полез на высокий тополь выковыривать из ствола осколки снарядов. Поражают своей философской глубиной размышления юноши о смысле жизни, о счастье: «Почему люди не радуются возможности ходить под голубым небом? Почему порой их больше радуют какие-то пустяки?», «Я думаю... дерево первым подарило человеку ощущение высоты. Оно было его первыми крыльями, которые подняли его над миром», «...мне кажется, человек в небе больше птица, чем сама птица. Птица воспринимает высоту как должное. Для человека же – это осознанная радость достигнутого. Чувство высоты возвышает его над всем мелким и обыденным, порождает мечту и тягу к познанию».
Читая произведения Н.Носова, удивляешься тому, как многим отличаются герои его рассказов и повестей от нас, детей нынешних. Становится понятно, почему наши родители, бабушки и дедушки иногда упрекают нас в эгоизме, в безответственности, в лени. Ведь и они – ровесники тех героев, они тоже были воспитаны на идеалах коллективизма, трудовых свершений, героических поступков. И поэтому, читая повесть «Витя Малеев в школе и дома», я решила выяснить для себя, как жили дети той эпохи, о чём они мечтали, какие планы строили на будущее, чем занимались в школе и дома.
Самым первым открытием для меня стало то, что в послевоенные годы девочки и мальчики в школе обучались раздельно. Рассказывая о своих школьных делах, об одноклассниках, Витя ни разу не упоминает девочек, своих одноклассниц. А когда Витя познакомил своего друга Костю Шишкина с сестрёнкой Ликой, та гордится, что Костя с ней поговорил, хотя она и девчонка. Этот эпизод тоже позволяет сделать вывод, что общение между девочками и мальчиками не было обычным явлением, в основном они проводили учебное время по отдельности.
Отличаются и предметы, которые изучали дети в 4 классе. «Кроме русского языка, арифметики и других предметов, которые были у нас в прошлом году, теперь прибавляются ещё география, история и естествознание», - узнаёт Витя 1 сентября от классного руководителя. Интересно, что все эти предметы преподаёт у них одна учительница – Ольга Николаевна, поэтому трудно определить, является ли 4 класс второй ступенью обучения, или это ещё последний класс начальной школы.
Из рассказов родителей мы знаем, что раньше в школе очень активно действовали октябрятская, пионерская, комсомольская организации. На страницах повести ярко проявляется их положительное влияние на учебу и поведение школьников. В классе Вити Малеева часто проходят собрания, где обсуждается успеваемость учащихся. На одном из этих собраний каждое звено берёт на себя обязательство – учиться без двоек или даже на одни четвёрки и пятёрки. Ребята не просто ругают друг друга за полученные двойки, но и организуют шефство, борются с подсказками, выпускают стенгазеты. Подкупает то, что всё это происходит не для галочки, не по указке взрослых, а по внутреннему побуждению самих ребят.
Детям тех времён многое из того, что мы имеем, было недоступно: нет упоминаний о телевизоре, тем более о компьютере, о каких-то красивых и сложных игрушках. Зато больше времени они проводили на свежем воздухе, в подвижных играх, находили время для занятий в спортивных и театральных кружках, разводили различных зверушек и даже дрессировали их. Но самое главное – они общались со своими друзьями, по-настоящему беспокоились о своих одноклассниках, старались им помочь в трудную минуту.
При этом герои произведений Н.Носова – не обязательно образцовые дети. Это нормальные здоровые ребята, которые живут открыто, увлеченно. Они очень часто попадают в смешные ситуации, всегда хотят больше, чем могут, и видят себя героями и в маленьком деле, потому что постоянно находятся в состоянии жизнерадостного роста. В состоянии развития, внутреннего движения.
Удивляет то, что, несмотря на свой возраст, дети очень самостоятельны. Вероятно, это зависит от самой эпохи, в которую они жили. В войну многие дети остались без отца, что заставило их рано повзрослеть. В послевоенные годы страну поднимали из руин, много сил и труда вкладывали в строительство, в развитие промышленности. Вот и отец Вити работает на сталелитейном заводе модельщиком, изобретает новые усовершенствованные приборы, а мама Кости работает и одновременно учится на курсах повышения квалификации. У взрослых очень мало свободного времени, потому что они заняты делом и после работы. Отец Вити разрабатывает свои модели, мама и тетя Кости – готовятся к учёбе. Ребята с уважением и пониманием относятся к труду родителей. Возможно, поэтому они не хотят огорчать их своими неудачами, нагружать своими проблемами. Да и ко многой работе они уже приучены сами. Например, третьеклассница Лика сшила для своего брата и Кости настоящий костюм лошади для школьного вечера. Дети без помощи взрослых мастерят домики для зверей, сами ухаживают за своими животными.
«Витя Малеев в школе и дома» – очень светлое, доброе произведение о настоящей мальчишеской дружбе, о воспитании в себе силы воли. На этой повести выросло уже несколько поколений детей. Было бы очень жаль, если бы наше поколение прошло мимо этой истории и ещё многих занимательных историй мальчишек и девчонок, подмеченных и рассказанных Н.Носовым на страницах его рассказов и повестей!
Флейта и Ветер
Горячо - холодно
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Сказка об одной Тайне
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью