Индивидуальные занятия с одаренной ученицей вызвали в ней настоящий интерес к стиху, слову, образу; позволили испытать радость от маленьких открытий, выйти на нужные ответы, обобщения.
Вложение | Размер |
---|---|
analiz____stihotvoren._________yaresko_alisa.docx | 13.51 КБ |
alisa_yaresko.docx | 15.27 КБ |
Анализ стихотворения А.С.Пушкина »Няне
Яресько Алисы
ученицы 6»А» класса МОУ Ватутинская СОШ
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Д.В.Рябинкина
Ленинского муниципального района
Московской области
Пояснительная записка
Я, учитель русского языка и литературы , Ларионова Л.А., представляю контрольную работу ученицы 6»А» класса Яресько Алисы «Анализ стихотворения А.П.Пушкина «Няне», которая была сдана в ГОУ Педагогическая академия в 2010 году на кафедру русского языка и литературы (название курса «Новые подходы при изучении литературы xix –xx веков в общеобразовательной школе –автор Тодоров Л.В.).
Индивидуальные занятия с одаренной ученицей вызвали в ней настоящий интерес к стиху, слову, образу; позволили испытать радость от маленьких открытий, выйти на нужные ответы, обобщения.
Для А.С.Пушкина всё на свете важно, все на свете важны. У него царит доброе отношение к людям – будь то В. Дубровский или Маша Троекурова, маленький Саша или Митя, кузнец Архип или Орина Егоровна Бузырева (вымышленные герои), лицейские друзья А.С.Пушкина или Арина Родионовна Яковлева (реальные лица)… Его нежная любовь к «подруге дней его суровых» - няне, чья память близка всей России, тоже лишь частичное проявление пушкинской ласки. Стихотворение «Няне» А.С.Пушкин написал в 1826 году в возрасте 27 лет . Стихотворение небольшое по объёму ( всего 13 строк), но сколько интересного приготовило оно нам. Стихотворение называется «Няне», не «Няня», а именно «Няне». В его названии уже содержится посвящение. Первые две строчки подтверждают это, т.к. в них звучит развернутое обращение: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Оно наполнено эмоциями, поэтому в конце его стоит восклицательный знак; большой любовью и нежностью к Арине Родионовне , которую автор называет «голубкой» и мягко указывает на ее почтенный возраст -«дряхлая». Интересно и то, что стихотворение незаметно для нас превращается в письмо – послание, в котором автор не дописал последнюю строку. Почему? Может быть, кто-то отвлек его? Или…зачем прощаться, если можно будет скоро встретиться вновь? Итак, в стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и няня, которой посвящены 13строк. Он – это любящий человек, помнящий добро; и слова благодарности чувствуются буквально в каждом его слове. Ему свойственны духовная красота, скромность, благородство. Она – это тот человек, на плечах которой в свое время лежал огромный груз ответственности за опекаемого ребенка: за его здоровье, за безопасность, за то, что он ест, как спит, чем занимается. Теперь он вырос, но для нее так и остался мальчиком–барином, которого она очень любит, на которого не надышится, за кого переживает и кого ждет («Давно, давно ты ждешь меня»). Руки по инерции начинают перебирать спицы, но они «медлят поминутно», т.к. в мыслях няня снова со своим любимцем. Мы знаем, что в детстве А.С.Пушкин был одинок, и самым близким для него человеком была няня. Она знала много сказок, рассказывала их Сашеньке, привив ему любовь к фольклору. С 1824 по 1826г. Пушкин был в ссылке в Михайловском. В это время он пишет своему брату:»…вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Но вернемся к стихотворению. В одной из строчек стихотворения читаем: Глядишь в забытые вороты… А ведь это потерянная связь няни с Пушкиным , долгое призрачное ожидание и надежда, а «черный отдаленный путь» - смутное представление о будущем, окрашенном в мрачные оттенки. Но автор успокаивает ее и вселяет надежду («то чудится тебе…»). В стихотворении, как мы можем заметить, поэтический сюжет: няня сидит под окном со спицами, вяжет, смотрит на ворота и ждет. Для нас, наверно, важно не то, что она делает, а то , что чувствует, о чем думает. А вот для лирического героя важно все: и чем занята няня, и о чем её душевные переживания. Для усиления выразительности речи используют различные средства. У Пушкина мы находим эпитеты ( «наморщенные руки», «черный отдаленный путь» - нам представляется поздняя осень, которая вызывает у человека тяжелое состояние души ); метафору («тоска, предчувствия, заботы теснят …). Для усиления экспрессии и смысловой нагрузки членов предложения применяют инверсию. Здесь: «Голубка дряхлая моя!», «И медлят поминутно спицы…». А какое замечательное слово нашел А.С.Пушкин:»всечасно»… Стихотворение написано четырехстопным ямбом, любимым размером А.С.Пушкина. Звучание четырехстопного ямба в каждой строке различно. Это происходит из-за чередования женской рифмы и мужской: суровых – моя… Принцип расположения рифм одинаков: рифмуются четные и нечетные строки: абаб, вгвг, деде. Перекрестная рифмовка помогает поэту избежать монотонности звучания. Основная мысль стихотворения заключается в следующем: не забывайте тех, кто отдал вам свою любовь. Стихотворение «Няне» А.С.Пушкина обладает большой воспитательной силой, т.к. каждый из нас начинает невольно думать о себе: а я не забыла поблагодарить (поздравить) близких мне людей, когда звонила (писала) им последний раз? Это стихотворение меня волнует еще и потому, что я всегда сравниваю Арину Родионовну со своей бабушкой . Няней мне родная бабушка была. Она меня на ноги подняла, А время сказок наступило - С её подачи Пушкина я полюбила. В царство славного Салтана В детстве я попасть мечтала, Рыбку захотелося неводом поймать, На свадьбе у Руслана тайно побывать. Сейчас моей бабушке 80 лет, Я по-прежнему у нее прошу совет И стараюсь заботу о ней проявить, Чтобы она могла дольше прожить. Я тоже пишу стихи, точнее учусь писать, и у меня есть маленькие победы. Стихотворение «Жить и помнить», посвященное 65-летию Великой Победы, было опубликовано в «Видновских вестях» 25 июня 2010 года, а за другое стихотворение была награждена Дипломом 3 степени на 4 Межрайонном литературном конкурсе для детей и подростков Подмосковья «Люблю тебя, мой край родной!» в номинации «Поэзия».
Привередница
Вода может клеить?
Ледяная внучка
Девчата
О чем поет Шотландская волынка?