Работа учащейся, победителя муниципального конкурса творческих работ, посвященного юбилею А.П. Чехова
Вложение | Размер |
---|---|
moy_chehov.doc | 37 КБ |
МОЙ ЧЕХОВ
В жизни каждого человека наступает момент, когда, взяв в руки не один раз уже прочитанное произведение, вдруг понимаешь: что-то изменилось, и воспринимаешь его совершенно иначе, чем раньше. Так и со мной. Держу в руках томик А.П. Чехова, бережно перелистываю страницы и вспоминаю, как состоялось моё знакомство с этим удивительным писателем…
Я, маленькая восьмилетняя девочка, вместе со своими одноклассниками устало брожу по залам Третьяковской галереи. Экскурсия подходит к концу, взгляд уже рассеянно скользит по полотнам, и вдруг моё внимание привлекает взгляд человека с портрета, взгляд умный, пытливый, спокойный, словно проникающий в душу. Останавливаюсь и долго смотрю. Глаза в глаза. Позже узнаю, кто изображён на портрете. Антон Павлович Чехов. Поражённая внешностью этого человека, его простотой, интеллигентностью (мне кажется, я хотела бы видеть его своим дедушкой), я иду в школьную библиотеку и прошу найти «какую-нибудь книжку Чехова».
И вот в руках заветный томик. Открываю первую страницу и начинаю читать: «Милый дедушка, Константин Макарыч! … пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
Не знаю, сколько просидела тогда над этой книжкой. Знаю только, что слёз было пролито немало. Судьба Ваньки Жукова, моего ровесника, глубоко потрясла меня тогда. Вновь и вновь перечитывала я уже почти наизусть выученные строки, и вставал перед глазами жестокий сапожник Аляхин, который «выволок» Ваньку «за волосья на двор и отчесал шпандырем» за то, что он «качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул»; и слышался плач того младенца в люльке; и оживала картинка бегущего к почтовому ящику мальчонки, спешащего опустить заветное письмо с запомнившимся навсегда адресом: «На деревню дедушке. Константину Макарычу».
А потом была «Каштанка», и я вновь переживала. Теперь уже за судьбу маленькой дворняжки, потерявшей, а потом неожиданно вновь обретшей своих хозяев.
Я взрослела – «взрослели» и чеховские книги, ставшие со временем моими добрыми друзьями. Я смеялась над его «Толстым и тонким», «Лошадиной фамилией», «Хамелеоном» и «Хирургией». Размышляла над странностями человеческого поведения, читая «Ионыча» и «Крыжовник». Задумывалась о взаимоотношениях героев и желала чистой любви, просиживая ночи над «Дамой с собачкой» и «Чайкой». Представляла будущее России вместе с героями «Вишнёвого сада».
Но настоящим потрясением стал для меня рассказ А.П. Чехова «Тоска». Я убедилась в очередной раз, что Чехов - великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: “Писать талантливо, то есть коротко”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”. Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, маленькими подробностями всегда различаешь не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.
Вот и тогда в его рассказе “Тоска” мне достаточно было нескольких предложений, чтобы понять атмосферу бездушия, окружающую главного героя.
…На землю мягким ковром ложатся сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который “пластом ложится на крыши, плечи, спины, шапки”. Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности, пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом перемолвиться.
В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Иона пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе — о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с бабами лучше разговаривать на эту тему, “те хоть и дуры, но ревут от двух слов”.
Однако его собеседников это не интересует, они равнодушны, безучастны к чужому горю. Иона же не мог выговориться, а отсюда росла тоска, “тоска громадная, не знающая границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила...”
Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив “Тоски”. Мысль, заставившая меня задуматься о том, в каком мире я живу.
Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и близким существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу. С ней он начинает говорить о сыне, а затем “увлекается и рассказывает ей все”. Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом “бездушном” городе лошадь — единственное существо, которое слушало его.
Читаю и словно вижу наши дни: мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации. Чехов заставил меня задуматься, пересмотреть своё отношение ко многим вещам.
Идёт время, но мой интерес к творчеству А.П. Чехова не ослабевает. На столе уже не только его рассказы, пьесы, но и произведения о нём самом: «Чехов» Михаила Громова, «Жизнь Антона Чехова» Дональда Рейфилда, «Чехов в Мелехово» и другие.
Беру в руки книгу и замираю в ожидании чего-то нового, увлекательного, в ожидании открытия в путешествии по удивительному, безграничному миру Чехова. Миру, который я открыла для себя много лет назад и который буду открывать ещё долго.
Трубицына Виктория,
9а класс
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Браво, Феликс!
Сказка "Колосок"
Знакомимся с плотностью жидкостей
Сочинение