«Демон сидящий» — это символ юности и нерастраченного жара, лиричности и человечности, в нем нет ни злобы ни презрения.
Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей
(Как царь с развенчанной главой)
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой».
М. Ю. Лермонтов «Демон».
Вложение | Размер |
---|---|
"Демон"doc | 41 КБ |
МБОУ
«Бурундуковская основная общеобразовательная школа
им. Р.Калимуллина»
Кайбицкого района Республики Татарстан
Наименование работы: Произведения русских писателей в изобразительном искусстве.
Врубель Михаил Александрович. «Демон сидящий».
Работу выполнила:
Ученица 9 класса
Каримова Зухра Фанисовна
Учительница:
1 квалификационной категории
Хузина Рания Файзрахмановна
2010 г.
Написать натуру нельзя и не нужно,
должно поймать ее красоту.
М. В. Врубель.
В конце прошлого века, когда отмечали пятидесятилетие со дня смерти Лермонтова, было решено издать иллюстрированное собрание сочинений поэта. В качестве художественного издателя был приглашен П. Кончаловский. он загорелся идеей устроить своего рода соревнование лучших художников и обратился к Репину, Сурикову, Шишкину, Васнецову, Коровину, Серову, Айвазовскому с просьбой о рисунках для издания.
Уговаривать долго никого не пришлось. Энергия издателя тратилась только на то, чтобы уладить споры художников, хотевших иллюстрировать одни и те же любимые произведения. Кто же будет иллюстрировать «Демона»? Кончаловский обратился к Серову, тогда уже известному художнику. Тот горячо принялся за работу, но чем дальше – ему казалось, что он не сможет забыть образ Демона, созданного тогда еще не известным художником Врубелем. Они были друзьями в академии и теперь работали одной мастерской.
Врубель почти с первых дней своей самостоятельной работы рисовал Демона на бумаге, писал на полотне, лепил из глины. Всем существом Врубеля, так же как когда-то юного Лермонтова, владела идея воплощения страдающего, скорбного и мятежного духа.
Своей увлеченностью Врубель заразил друзей. В творчестве трех художников началась какая-то «демоническая» пора. И все же Коровин и Серов почувствовали, что они не в силах создать образ такой же силы, как у Врубеля. Серов решил познакомить Кончаловского с работами Врубеля.
Когда Кончаловский пришел в мастерскую и увидел на мольберте «Демона сидящего» Врубеля, он был потрясен и тут же решил, что право на иллюстрацию «Демона» принадлежит Врубелю. Полотно, созданное на сюжет лермонтовской поэмы, было буквально выстрадано художником. Вот как он сам описывает образ: «Полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягивает ветви, гнущихся под цветами».
«Демон сидящий» — это символ юности и нерастраченного жара, лиричности и человечности, в нем нет ни злобы ни презрения.
Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей
(Как царь с развенчанной главой)
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой».
М. Ю. Лермонтов «Демон».
В реальной жизни, полной неразрешимых конфликтов и противоречий, кажется нет места для красоты и гармонии. Тогда воображение художника переносит его в мир таинственных грез, смутных видений и предчувствий. Нередко его привлекает то время суток, когда догорают лучи заходящего солнца, сгущаются сумерки, а земля погружается во тьму. Очертания предстают неожиданно, они вспыхивают, мерцают, переливаются загадочными цветовыми бликами.
Картина Врубеля «Демон сидящий» полна символических обобщений. В них идеалы и мечты самого автора, его «поиски…в области техники». Как говорил Д.В.Сарабьянов: «…Врубель выводил художественный образ из-под власти бытовой реальности ради создания символа, вбирающего в себя большие человеческие чувства, страдания и надежды своего времени… Врубель оперировал символическими образами». Тема Демона надолго захватывает Врубеля, художник мечтает создать монументальный образ символа.
Выходец из семьи военного юриста, учился в Академии художеств у П. П. Чистякова; уроки акварели брал у И. Е. Репина. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни; много общего в его искусстве также с творчеством прерафаэлитов. Но еще более важными для Врубеля были впечатления от живописи итальянского Возрождения, а также образы литературы (В. Шекспир, И. В. Гете, М. Ю. Лермонтов).
Демон Врубеля – это не просто художественная аллегория, отражающая противоречивый мир бунтаря – одиночки, отторгнутого окружающим миром. Как говорил Врубель, его образ – «дух страдающий и скорбный, но при всем том властный…величавый». Что таит в себе его мятежная душа? Разочарованность жизнью? Или неукротимую жажду зла? Мечту о воссоединении с миром? Поблескивающие лепестки холодных каменных цветов, причудливые изломы горных пород, застывшие в небе неподвижные облака лишь усиливают чувство тоски, страдания, одиночества.
Цветовая гамма, представленная сочетанием багровых, фиолетовых, пурпурно- золотистых и пепельно-серых тонов, помогает создать почти нереальный, фантастический мир. Синяя одежда молодого титана является намеком на осуществление его надежд и идеалов. Расположение широких расчлененных мазков, то рассыпающихся отдельными пятнами, то складывающихся в форму огромных цветов, создает ощущение рождающейся материи. Красочное пятно приближено по силе и звучности к мозаике. Сохраняется пластическая лепка формы, которая передается средствами живописи. В этом – своеобразие творческого метода Врубеля.
И в час на огненном закате
Меж гор предвечных видел ты,
Как дух величий и проклятий
Упал в провалы с высоты.
И там, в торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простертых крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского лица.
В.Я.Брюсов.
Врублевский Демон прекрасен и юн, полон сверхчеловеческой мощи, одинок, охвачен тоской. Но в отличие от поэмы Лермонтова, в которой Демон – «царь познанья и свободы», вечный мятежник, где присутствует напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением, в картине Врубеля преобладает чувство безграничной тоски. Жгучая тоска светится в глазах в глазах, устремленных в пространство, она мучительно сковывает руки демона. В образе Демона нашли свое отражение не только личные настроения и чувства художника, но и более широкие общественные умонастроения эпохи 80-ых – начала 90-ых годов, с ее острыми противоречиями, духом разочарования и неудовлетворенности.
Надо заметить, что в виртуозных иллюстрациях к поэме Лермонтова во многом и сложилась графическая манера мастера, трактующая мир как «магический кристалл». «Живописная манера Врубеля…позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, окутывать фигуры и предметы волшебной дымкой», - верно отметил А.М.Кантор.
Картина «Демон сидящий» хранится в Государственной Третьяковской галерее. С полотном можно восхититься в одном из 14 залов нижнего этажа. Здесь выставлены работы художников рубежа 19-20 вв. и современных мастеров. Особенно широко представлено творчество К. А. Коровина, В. А. Серова, М. А. Врубеля.
Врубель был художником яркой творческой индивидуальности, он смело шел своим мятежным и вдохновенным путем, перекидывая мост от искусства 19 века к искусству нового времени.
Сказки пластилинового ослика
"Разделите так, как делили работу..."
Каргопольская игрушка
Заяц, косач, медведь и весна
Ах эта снежная зима