В данной работе ученица 9 класса рассматривает историю жизни своего прадеда - протоиерея Павла, незаконно репрессированного в 30-е годы 20 века. рассмотрены страницы его жизни, обстоятельства его ареста, дальнейшая жизнь членов его семьи. Данная работа го товится нами для участия в республиканском этапе всероссийского конкурса "Человек в истории. Россия - 20 век"
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodoslovnaya.doc | 95.5 КБ |
Республиканский этап
13 ежегодного Всероссийского конкурса исторических исследовательских
Работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – 20 век»
Номинация «История семьи»
ДОЛГОВА Елена Владимировна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТРАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
429841 СЕЛО АТРАТЬ АЛАТЫРСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
9 класс
Научный руководитель:
Долгова Галина Дмитриевна
Учитель истории
МОУ «Атратская средняя
общеобразовательная школа»
Алатырского района ЧР
(883531) 65011
2009 год
Оглавление.
Введение ___________________________________________________________3
Основная часть
Что такое родословная______________________________________________4 - 5
Моя родословная___________________________________________________6 - 9
Заключение ________________________________________________________10
Список использованной литературы___________________________________11
Приложения ________________________________________________________
Введение.
История любого государства складывается из множества маленьких, незначительных эпизодов. Но каждый из этих эпизодов - повествование о жизни отдельно взятого человека, отдельно взятой семьи. Здесь заметно множество причудливых переплетений, стечений незамысловатых обстоятельств. Каждый человек, когда-либо живший на земле, незаметно для себя или искренне стремясь к этому, внес свою скромную лепту в этот процесс.
История России также не являются исключением. Она соткана из историй жизни всех тех, кто имел отношение к процветанию нашего могучего государства. Нередко молодые люди пренебрегают изучением истории родной страны, ссылаясь на то, что никогда ни при каких обстоятельствах не станут профессиональными историками-учеными или хотя бы учителями истории. Они объясняют это тем, что изучение истории сейчас немодно, этим занимаются только “ботаники” или выжившие из ума люди. Но я хочу сказать в защиту изучения истории: если мы будем ее знать, сможем избежать многих ошибок, совершенных в прошлом, сможем внести свой вклад в кардинальное улучшение жизни нашего общества и отдельно взятого человека.
На мой взгляд, может, в чем-то отличающийся от взглядов других молодых людей, изучение истории следует начинать с изучения прошлого своей собственной семьи, со своих корней. Не исключаю, что к этому мнению я пришел, когда узнал что являюсь потомком достаточно известных людей, и это натолкнуло на мысль о том, что неплохо бы лучше узнать о своих предках.
Своё исследование я назвал “Моя родословная”. Это значит, что я буду “копаться в прошлом” своих родственников, но несколько этого не стесняюсь, ведь цель данной работы: получить представление о некоторых представителях генеалогического древа моих предков. Для того чтоб достичь этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
1) получить представление о том, что такое родословная.
2) изучить обстоятельства репрессий против моего прадеда по отцовской линии Никольского П.И.
При выполнении работы встречались следующие трудности. Недостаток данных о прадеде не позволяли полностью рассмотреть историю его жизни. Нет навыка обработки полученных материалов.
В ходе исследование использовались следующие методы работы: обработка архивных материалов, опрос и т. д.
В целом работа в данном направлении доставила мне удовольствие. Её результаты представлены на суд читателей.
Что такое родословная?
Традиционно на Руси люди знали и интересовались историей своей семьи. Еще при Ярославе Мудром появились греческие рукописи, в которых употреблялось слово генеалогия, в переводе на русский язык означающее «родословие». Но сами росписи различных родов появились позже, в 16 веке. В то время в Москве сложился Государев двор, объединивший тех, кто издавна служил московским князьям, и бояр из соседних земель: Тверского, Рязанского, Ярославского и других княжеств.
Сказания о происхождении династий, знатных фамилий и даже народов получили широкое распространение во многих странах в раннем средневековье.
На Руси такой рассказ впервые появился еще в древнейшей летописи – «Повести временных лет», где говорилось и о расселении славянских народов, и о приходе в Киев Рюрика, от которого, по преданию, вели свое происхождение русские великие и удельные князья. Кроме того, в летописях встречались упоминания о службе русским князьям варяжских дружинников и других иноземцев. В 16 веке, когда в Москве были записаны родословные росписи большинства известных семей, которые из поколения в поколение служили при московском великокняжеском дворе, эти рассказы становились доказательством их знатного происхождения.
В русские родословия, которые стали регулярно создаваться с 16 века, записывали потомков по мужской линии либо самого князя из рода Рюриковичей, либо дружинника, когда-то приехавшего к нему на службу. Генеалогический ряд был непрерывен, от пращура до тех, кто эту роспись составлял. Бывало, что записанный род уже распался на несколько самостоятельных семей, но их все равно требовалось соединить, чтобы каждый при необходимости мог доказать древность своего происхождения. В росписях совсем не было сведений о браках, женах, судьбах дочерей. Объясняется это довольно просто: родословия были необходимы для получения чинов и продвижения по службе, поэтому требовалось установить положение своих предков при дворе и доказать степень родства с ними.
Уже в конце 16 века росписи стали превращаться в маленькие истории. Записывалось не просто упоминание об участии предка в какой-то баталии, но и рассказ из летописи о том, как геройски он воевал. Позднее родословия становились все подробнее. В них, к примеру, подробно рассказывалось, как предок служил другим государям. История семьи начала выходить за границы отечества и постепенно стала вписываться в историю других стран Европы.
В России суховатые генеалогические документы превратились в красочные истории семей в 17 веке, в европейских государствах это произошло несколько раньше. Это было связано с рыцарской культурой. Во многих странах был обычай рисовать родословные древа. Дерево как символ жизненных сил напрямую связывалось с идеей роста, расцвета и процветания семьи. И роспись изображалась как своеобразное дерево. В его корнях располагался основатель рода – родоначальник, на ветвях в определенной последовательности – все потомки, часто с женами или мужьями. Для оформления таких «древ» разрабатывались свои правила: щитки различной формы, различных цветов. В результате получались не просто красочные картины, но и удобные для пользования документы, где по формам и цветам эмблем легко отыскать одно поколение, увидеть, с какими семьями оно породнилось.
Такие «древа» быстро стали привычными в Европе, и иностранные путешественники, посещавшие Москву, удивлялись, что в русских домах нет подобных украшений.
При Петре 1 появилось специальное учреждение – Герольдия, – которому поручалось вести дела о дворянстве русских семей, выдавать подтверждающие документы, следить за продвижением дворян по службе. При Екатерине 2 родовитость, служба предков потеряли свое значение, на смену им пришел территориальный признак.
В том же 18 веке генеалогия нашла свое место не только в жизни, но и в науке. В России начали появляться исторические труды, самые ранние из которых прослеживали последовательность княжения, а затем и царствования государей. Для этого необходимо было знать родственные связи между отдельными правителями.
Позднее возник интерес к историям конкретных семей. стали выходить отдельными изданиями документы семейных архивов. Интерес к истории дворянских родов был настолько велик, что в 1898 году в Петербурге появилось Русское генеалогическое общество, а несколько позже, в 1904 году, было создано Историко-родословное общество и в Москве. Активная деятельность генеалогических обществ замерла в 1914 году, когда на Россию обрушилась Первая мировая война. В 1918 – 1919 годах родословные исследования ненадолго возобновились, но через 3-4 года практически прекратились. Старых специалистов оставалось все меньше, а из исторической науки постепенно уходили темы, требующие генеалогического исследования. Казалось, генеалогия безвозвратно ушла в прошлое. Но, к счастью, этого не произошло.
В 1962 году широко отмечалось 150-летие Бородинской битвы. Еще свежи были в памяти события Великой отечественной войны. Восхищение и гордость за ратную славу предков подтолкнули к созданию при музее в Бородине Союза потомков участников войны 1812 года. Вскоре приблизился юбилей восстания декабристов, объединились и их потомки.
Регулярно стали выходить в эфир увлекательные радио- и телепередачи на эти темы. Постепенно поиск входил в сознание людей. В 1980-е годы активно стал возрождаться интерес к истории своей семьи. Восстановлены генеалогические общества в Москве и Петербурге, подобные общества создаются и в других городах, выходят специальные справочники. Генеалогия получила свое достойное место в жизни россиян.
Занятие генеалогией – дело не только увлекательное. Для исследователей родословной своей семьи пристальный взгляд в глубь веков дает возможность ощутить себя причастными к истории всей страны. Поэтому генеалогической науке предстоит долгое и плодотворное существование.
Таким образом, изучение прошлого своих предков, своей родословной, уходит корнями в глубокую старину. Это занятие заслуживает внимания не только историков, но и способно увлечь представителей молодежи.
Моя родословная.
Прошлое моей семьи начну освещать с отцовской стороны. Уже с раннего детства от родителей, бабушки (в девичестве Никольской), пожилых односельчан я часто слышала, что мой прадед - протоирей Павел. Мне говорили попросту, что мой прадед - священник, поп. Сначала я испытывал некое неудобство, дискомфорт, когда речь заходила об этом, но уже ближе к старшим классам, видя, что интерес к деятелям церкви высок, я захотела узнать больше о своем именитом предке. Поначалу все сведения носили обрывочный характер, не имели последовательности, но когда к нам в руки попали материалы следствия по делу деда, его фигура обрела более реальные, значимые черты.
Вот какое представление о протоирее Павле сложилось у меня в настоящее время (все складывалось из сведений бабушки, односельчан и архивных материалов).
Никольский Павел Иванович родился 27 декабря 1890 года в селе Непрядово Воловского района Московской губернии в семье земельного чиновника. До революции 1917 года в Московской губернии имел фамильное поместье. В настоящее время это поселение не существует. Он был женат на татарке мусульманской веры, перешедшей в христианство из-за любви к Павлу. На момент ареста прадеда в 1937 г. в состав его семьи входило 6 человек: жена Анна Николаевна, 44 года, домохозяйка, больная припадками, сын Василий, 18 лет, сын Сергей, 13 лет, сын Борис, 10 лет, дочь Антонина, 3 месяца. Прадед закончил до революции духовную семинарию в г. Казани. В партию никогда не вступал.
Мой прадед начал служение в чине священника в 1912 году в одном из сел Татарии.
В 1922 – 1923 годах служил в церкви села Полянки Алатырского района. После этого он служил в селе Миренки. В 1929 – 1936 годах служил в церкви села Явлеи этого же района. В 1936 году он был переведен на службу в Полевую церковь города Алатырь.
Затем прадед служил в Никольской церкви г. Алатырь (возле завода «Электроприбор»). На момент ареста он был священником Атратской церкви. До революции имел свой дом, лошадь, корову. После революции - только дом. Интересно, что в анкету арестованного и протокол допроса, кроме этих сведений, включены следующие данные. Павел Иванович не имел советского паспорта, до революции репрессиям не подвергался, после неё в 1924г сидел в тюрьме, несколько месяцев за нарушение положения о браке, в 1937г осужден по ст. 124. УК. Был снят с воинского учета «по возрасту (в 1937г ему было 47 лет) и как служитель религиозного культа». В бандах, контрреволюционных организациях и восстаниях не участвовал.
На основе этих данных можем сделать вывод. Никольский П. И. имел образование священнослужителя. Был достаточно зажиточным человеком. Как священник, имел большую семью. Как служитель культа, подвергался гонениям со стороны советской власти.
В 1936г семья прадеда была сослана на временное поселение в село Атрать, где и родилась бабушка Антонина. Сам он узнал о рождение дочери, уже находясь в тюрьме. Жена Павла Анна умерла, когда моей бабушке было всего полгода…. Как же был арестован мой прадед?
29 ноября 1937 года Алатырский районный отдел Управления Государственной безопасности НКВД ЧАССР выдал ордер о производстве ареста и обыска, проживающего в селе Атрать Алатырского района. Какие же основания имелись для того?
16 декабря 1937г. оперуполномоченный УГБ Алатырского РО НКВД ЧАССР вынес постановление об аресте моего прадеда. Арестованный Никольский был, естественно, допрошен. И вот что он сказал. Его односельчанки села Атрать Мартынова, Потапова и некоторые другие атратцы, постоянно ходили в Алатырь к прежнему попу Атрати Разумову И.И., стремясь вернуть его на служение в Атрать, а его, Никольского «не уважают, говоря, что он маленький и голос у него слабый».
1. Фонд 26 69.Дело 913. Протокол допроса от 2 декабря 1937 года.
2. Там же.
В своих показаниях Никольский обращает внимание на деятельность других священников
Орлова Е.Ф., Соловьева К.Г., архиерея Юденича. Он указывает на их антисоветскую настроенность, особо отметив, что Орлов «неоднократно судим за контрреволюционную деятельность и до сих пор проводит скрытую антисоветскую агитацию против мероприятий ВКП (б) и советской власти». Подобным же родом, приводя примеры, мой прадед приводит слова других священников. Например, священник Малышкин Л.К., находясь в заключении, говорил так: «Народу живется плохо, дальше еще хуже будет, так ведь в Священном писании сказано». Его же слова: «арестовывают виновных и безвинных, и этому когда-нибудь придет конец». Другой священник Пылаев так объясняет причины арестов священнослужителей: «Нас арестовывают сейчас потому, что так Богу угодно, поэтому мы, безвинные, должны страдать».
Слова этих священников мой прадед считает проявлением антисоветской деятельности. Конкретных фактов антисоветских высказываний священников Разумова, Орлова, и других, Никольский привести не может. На вопрос о его агитации против советской власти, прадед отвечает «Я антисоветской агитацией никогда не занимался и виновным себя в этом не признаю». При повторном допросе он вновь отрицает причастность к антисоветской агитации.
Интересен факт, что еще за месяц до ареста, 22 октября 1937 года, органы сыска запросили из сельского совета села Атрать характеристику на попа Никольского Павла Ивановича. Из нее становится известным, что он был лишен избирательных прав, как служитель религиозного культа. Без разрешения РИКа и сельсовета он занимался поборами с граждан денег на уплату за себя налога. За это народным судом Алатырского района осужден на 4 месяца исправительно-трудовых работ при Алтышевском лесозаводе. Отмечается, что Никольский П.И. ходил по домам граждан, служил сорокоуст, вел антисоветскую агитацию. Личность Никольского признается скрытой и антисоветски настроенной.
До недавнего времени этих сведений о прадеде мы не имели. Но в 2006 году к нам обратились представители Чувашской Епархии из города Чебоксары. Коль скоро завеса тайны с тех, кто подвергся репрессиям, снята, нам были любезно представлены эти сведения. Для того, чтобы удостовериться в смерти прадеда, мои родители направили запрос в федеральную службу исполнения наказаний, в управление по Кировской области. Нам было сообщено, что прадед был приговорен к 10 годам лишения свободы – с 28.11.1937 по 28.11. 1947. Он умер 15. 12. 1941 года от крупозного воспаления легких. Кроме того, запросы направлены в город Казань, в систему лагерей Вятлаг, но ответы пока не получены.
Как дочь репрессированного священника, моя бабушка получает дополнительную пенсию. Но это сейчас, а раньше…. У бабушки было трудное детство, ведь ее отец был арестован, а мать умерла, когда бабушке было всего полгода. Жена прадеда Анна страдала эпилептическими припадками. После ареста Павла они стали проявляться чаще, видимо, оттого, что она его сильно любила и страдала без любимого человека. По словам брата моей бабушки Антонины, Бориса, прожившего всю жизнь в городе Алатырь, умерла она страшной смертью. Стала она вытаскивать из печи ухватом чугун с горячей водой, в это время и начался у нее припадок. Весь чугунок с кипящей водой она опрокинула на себя и, естественно, обварила большую часть тела. Страдала она 3 дня, на четвертый день умерла. Дети остались сиротами.
Все дети после смерти матери были предоставлены сами себе. Судьба разбросала их по свету. Двух братьев, Сергея и Василия, забрали в Москву дальние родственники. Там они и выросли. Один из них, Василий, знал, что в Атрати у него есть младшая сестра. Когда он вырос, окончил авиационный институт и был направлен в Ригу. Часто он приезжал в Атрать, навещал бабушку. Ездила к нему в Ригу и она, правда, уже став взрослой. Василий хотел, чтобы она училась в Москве, но этому не было суждено сбыться. Кроме авиационного института, Василий окончил
1. ГИА Чувашской Республики. Фонд 26 69.Дело 914. Протокол допроса.
2. Там же. Дело 914.
3. Там же. Дело 914.
4. Там же. Дело 914.
еще и философский факультет одного из ВУЗов России. О другом брате моей бабушки, Сергее, могу сказать только то, что он жил за пределами Чувашии и умер в 1945 году в Берлине. Еще об одном ребенке прадеда ничего не известно.
Еще в то время, когда протоиерей Павел служил в церкви села Атрать, он имел достаточно большое влияние на односельчан. Может быть поэтому, бабушку, оставшуюся сиротой, не отдали в детский дом. Она воспитывалась в нескольких семьях односельчан до выхода замуж. В 1953 году она выходит замуж за моего деда, Долгова Никиту Васильевича. В браке они прожили до 1998 года, до смерти моего деда. За это время они вырастили 6 детей, среди которых мой папа – Долгов Владимир Никитович.
Со стороны мамы также имеется много информации о родословной. Род насчитывает шесть поколений. Прапрадед Максим был зажиточным крестьянином, он тоже не миновал участь раскулачивания, и его сослали на поселение в Нижний Тагил с двумя несовершеннолетними детьми, Сергеем и Артемом. Там они обосновались, через некоторое время они создали свои семьи. Прапрадед Максим умер в Нижнем Тагиле, а прапрабабушку Аксинью привезли в село Атрать. В Атрати оставались два сына и две дочери прапрадеда. Прабабушка Вера не попала под раскулачивание, потому что была замужем. Прабабушка Вера родила одиннадцать детей, среди них и моя бабушка Мария. У моей бабушки было тоже трудное детство. В три года она лишилась отца, прадеда Василия убили на фронте. Прабабушка от болезни тоже умерла, когда моей бабушке было 13 лет. Дальше она жила со старшей сестрой Надеждой и с Семеном, который имел уже семью. Семен всячески унижал своих сестер, очень жестокая была и его жена, которая заставляла выполнять непосильный труд. Вскоре Семен отделился от них, оставив сестрам сруб дома и небольшую поленницу дров. Судьба оказалась справедливой, Антонина, жена Семена, утонула в Атратке, а Семен вскоре умер. В 1960 году бабушка вышла замуж за Ивана Федоровича Акулькина, который работал пожарником в селе Атрать. Вскоре родилась моя мама - Акулькина Валентина Ивановна, которая была вторым ребенком в семье. В 1983 году мама вышла замуж за моего отца – Долгова Владимира Никитовича. Так появились мы: я и моя сестра Анна.
Мне хочется сказать особо о том, что среди моих родственников есть известные люди, например, знаменитый просветитель Макар Евсевьев, в честь которого назван педагогический институт в городе Саранск.
Прабабушка Дуня (морд. Одяй) и сестра прадедушки Анастасия (морд. Гордей) говорили, что двоюродная тетя дедушки Ирина (морд. Орина) вышла замуж за Кабаева в имение Малые Кармалы. В начале творческого пути Макар Кабаев часто приезжал к родственникам. При близкой беседе Макар рассказывал, что он преследуется советской властью за свою деятельность. Он укрывался в банях и спал на сеновале, чтобы его не нашли. Часто Макара Кабаева навещали Дуня и Анастасия. В автобиографии из книги «Мордовская свадьба» М.Е. Евсевьев записал в основном со слов своей матери Ирины Петровны Кабаевой. Недаром эту работу «памяти дорогой и незабвенной матери И.П. Кабаевой посвящает признательный и почтительный сын Макар Евсевьев (Кабаев).
Также одним из моих предков по материнской линии является блаженная Прасковья, у которой был очень трудный жизненный путь. В три года она перестала ходить и посвятила свою жизнь исцелению младенцев. Она обладала даром Божьим, и о ней написана книга. Приведу один из фрагментов этой книги. Я услышал об этом от своей бабушки. Когда однажды к Прасковье в очередной раз обратился односельчанин за помощью, она попросила его выйти за дверь своей плохенькой избушки и не входить, пока она его не позовет. В двери была небольшая щелочка, и человек из любопытства подсмотрел. И вот что он увидел. Внезапно вся комната озарилась светом, хотя у Прасковьи не было другого освещения, кроме лучины. Послышались какие-то звуки, по всей вероятности, она общалась с высшими силами. Через некоторое время сияние исчезло так же, как и появилось – в никуда. Человек вошел в избушку, и Прасковья смогла ему помочь.
Похоронена Прасковья на нашем сельском кладбище. Крест давно упал, но на месте ее захоронения, по словам старых жителей села, выросла яблонька. До сих пор все, кто приходит на кладбище помянуть своих родственников, не забывают что-нибудь положить и в подножье яблоньки или среди ее ветвей. Люди до сих пор верят в целительную силу Прасковьи…
Это лишь немногие из моих родственников. Мой род насчитывает около 150 родственников до 6 колена. У всех из них был свой жизненный путь, своя история, достойная страниц книг.
Возможно, когда-нибудь мне или моим детям удастся изучить всю родословную, а пока я считаю, что важно знать свое происхождение - прошлое учит нас избегать многих ошибок.
Заключение.
История любого государства складывается из множества маленьких, незначительных эпизодов. Но каждый из этих эпизодов - повествование о жизни отдельно взятого человека, отдельно взятой семьи. Здесь заметно множество причудливых переплетений, с течений незамысловатых обстоятельств. Каждый человек, когда-либо живший на земле, незаметно для себя или искренне стремясь к этому, в неё свою скромную ленту в этот процесс.
Моя семья, как уже заметно, также не осталась в стороне от этого процесса.
Генеалогия в России зародилась с древних времен. Генеалогия в переводе на русский язык означает «родословная». В моем понимании «родословие»- это семейное древо: история происхождения моей семьи, жизнь моих родственников и прохождение жизненного пути. В разделе «Что такое родословие» я рассмотрел зарождение на Руси такого понятия, как родословие. При рассмотрении фактов, я смог разобраться в понятии генеалогии и в своей родословной.
При изучении обстоятельств репрессий против моего прадеда Никольского П.И.. я смог понять, что он не занимался антисоветской деятельностью и агитацией, полностью Никольский П.И. не виновен по предъявленным ему обвинениям, а действия Советской власти, направленные против моего прадеда и против всего духовенства, являются незаконными. Конечно, это было выгодно власти, чтобы убрать такой класс, как священники. Ведь они несли идею веры в Бога, а это полностью противоречило власти Советов, т.к. они теряли идею среди населения о всемогуществе партии. В настоящее время работа ведется по исследованию фактов по делам репрессированных. В марте 2009 года в городе Алатырь открылась выставка, устроенная Чувашской Епархией. Эта выставка – первое обращение к показу темы гонений за православную веру в 20 веке в Чувашии. В 3 залах художественного музея Алатыря экспонируются материалы, предоставленные Чебоксарской епархиальной комиссией по канонизации святых, фондовые коллекции Чувашского национального музея, документы государственного исторического архива Чувашской Республики и т.д. В экспозиции – подлинные фотографии, документы следственных дел, личные вещи мучеников. На выставке достаточно много материалов о священниках, служивших в свое время в алатырских храмах и расстрелянных в годы репрессий в городе Алатырь. Один стенд посвящен моему прадеду Никольскому П.И.. Я и моя семья присутствовали как родственники репрессированного священника на этой конференции. В определенном смысле мой прадед был просветителем жителей Атрати. О нем помнят до сегодняшних дней. В церкви нашего села его поминают как одного из усопших служителей церкви, ведь он был протоиереем.
Изучая историю рода по материнской линии, от прабабушки Дуни я узнал о жизни своих предков. Из этих рассказов мне стало известно о М. Евсевьеве, просветителе мордовского народа и о Блаженной Прасковьи. Они при жизни оставили заметный след в жизни общества, несмотря на тяготы времени. Многое подтверждается в письменных источниках.
В заключение хочу сказать, что меня всегда волновали вопросы: Кто я? Откуда? Где мои корни? Над этими вопросами я задумывался уже давно. После изучения архивных документов, других сведений, я получил ответы на волнующие меня вопросы.
Я понял, если буду знать и помнить историю своего рода, своей семьи, то у меня будет будущее. В былом я нашел основание для гордости и восторга, но вместе с тем – для стыда и печали тоже.
Уважать прошлое необходимо, т.к. это реальная почва настоящего и будущего. Историю нельзя переписать, ее нужно знать и делать глубочайшие выводы, чтобы подобное никогда не повторилось.
Список использованной литературы.
Государственный исторический архив Чувашской Республики. Фонд 26 69. Дела 913 – 916. 4 тома.
Моя родословная: Для учащихся начальной школы/ Автор-составитель В.С. Василевская. – М.: Вита – Пресс, 2009. – 64 с.
Энциклопедия для детей. (Т. 5) История России. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. – Редакционная коллегия: М. Аксенова, Д. Володихин и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2007. – 688 с.
10 осенних мастер-классов для детей
Несчастный Андрей
Для чего нужна астрономия?
Как нарисовать китайскую розу
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое