Данная работа представляет собой исследование творчества М.Ю. Лермонтова. Ученик неоднократно бывал в Государственном музее-заповеднике "Тарханы" в с. Лермонтово Пензенской области. Им были сделаны фотографии , собран материал о жизни и творчестве этого уникального поэта. В работе показана сложная, противоречивая личность гениального человека и поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_.lermontov.doc | 73.5 КБ |
Моим любимым поэтом является Михаил Юрьевич Лермонтов. Он входит в список выдающихся деятелей мировой литературы. Мне интересна его судьба, история смерти, потому что она окутана тайной.
Но сначала я хотел бы рассказать об истории жизни поэта.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в тысяча восемьсот четырнадцатом году, в ночь с четырнадцатого на пятнадцатое октября. Его родители, Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы. Отец его был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен, он был добр, но ужасно вспыльчив. Мать поэта, Мария Михайловна. Когда она выходила замуж, ей было не более семнадцати лет. Хотя она не была красавицей, но на её стороне были молодость и богатство, поэтому для Юрия Петровича Мария Михайловна представлялась завидной партией.
Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова неразрывно связана с мистикой. Акушерка, которая принимала роды, сказала, что этот мальчик не умрет своей смертью.
Через некоторое время между Юрием Петровичем и Марией Михайловной испортились отношения из-за измены мужа с Сесильей Федоровной. Положение в семье Лермонтовых стало невыносимым, что привело к развитию с невероятной быстротой у Марии Михайловны болезни, впоследствии перешедшую в злейшую чахотку, которая свела её в могилу. После смерти жены Юрий Петрович уехал в Кропотовку, оставив сына бабушке, Елизавете Алексеевне Арсеньевой.
Она сосредоточила свою любовь на Михаиле, и он ни в чем не нуждался. Увидеть, как сильно бабушка любит внука, мы можем в стихотворении Андрея Дементьева «Бабушка Лермонтова».
Елизавета Алексеевна Арсеньева
Внука своего пережила ...
И четыре чёрных года тень его
Душу ей страдальческую жгла.
Как она за Мишеньку молилась!
Чтоб здоров был и преуспевал,
Только бог не оказал ей милость
И молитв её не услыхал.
И она на бога возроптала,
Повелев убрать из комнат Спас.
А душа её над Машуком витала:
«Господи, почто его не спас?!»
Во гробу свинцовом, во тяжелом
Возвращался Лермонтов домой.
По российским по белевшим селам
Он катился черною слезой
И откуда ей достало силы ---
Выйти за порог его встречать...
Возле гроба бабы голосили.
«Господи, дай сил не закричать...»
Сколько лет он вдалеке томился,
Забывал между забот и дел.
А теперь навек к ней возвратился.
Напоследок бабку пожалел.
Когда Мишеньке (так называла бабушка внука) было десять лет, Елизавета Алексеевна увезла его на Кавказ лечить ревматическую болезнь.
В тысяче восемьсот двадцать седьмом году бабушка увезла Михаила Юрьевича из Тархан в Москву для продолжения образования, и он сразу был зачислен в четвертый класс Московского Благородного пансиона. В тысяча восемьсот тридцатом году Лермонтов завершает обучение в Благородном пансионе и поступает на нравственно-политическое отделение юридического факультета Московского университета. В тысяча восемьсот тридцать втором году он вынужден его покинуть из-за конфликта с некоторыми профессорами. Он пытается поступить на учебу в Санкт-Петербурге с зачетом предметов, прослушанных в Московском университете, но ему отказывают, и поэт избирает военное поприще. В тысяча восемьсот тридцать втором году Лермонтов сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он был зачислен вольноопределяющимся унтер-офицером в лейб-гвардии гусарского полка. Школа находилась у Синего моста, в здании, принадлежавшем когда-то графам Чернышевым, а потом перестроена во дворец великой княжны Марии Николаевны. Подпрапорщики пользовались некоторою независимостью. Хотя они жили в стенах заведения, но им не возбранялось иметь личную прислугу из собственных крепостных или наемных людей. Часто они выходили из Школы и в будни.
Лермонтов начал учиться, и весь строй жизни для него переменился. В Москве он жил в кругу многочисленной родни, чуждаясь тесного сближения с товарищами по университету, имея общение с ними лишь изредка или довольствуясь общением в кружке, который состоял из людей того же слоя московского общества, к которому причислял себя поэт. Но и там он общался, не открывая души своей. Большинство из людей, обучавшихся в Школе, считали его гордецом, с язвительной насмешкой относившимся к другим. Только немногие, близко знавшие его пылкую, благородную натуру, глубоко ценили его дружбу и верили высокой душе поэта. Он очутился в совершенно новых условиях. Из жизни у бабушки, где полнейшая свобода и независимость, стесняемые только излишней любовью и боязливостью старушки, из круга людей, где его считали равноправным членом общества, Михаил Юрьевич попал в обстановку, сдавливавшею в тесные рамки всякую индивидуальность поэта. Из всего этого мы можем увидеть, что два года обучения в Школе были для него тягостны, и он охотно бы вычеркнул их из своей памяти. Но учеба кончилась, и Лермонтова, приказом государя, данным в Риге двадцать второго ноября тысяча восемьсот тридцать четвёртого года, произвели в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Жизнь в Школе, безусловно, отложила отпечаток на личность Михаила Юрьевича; его одиночество в Школе способствовало формирование такого сложного и противоречивого характера поэта.
Восемнадцатого февраля тысяча восемьсот тридцать седьмого года Михаил Юрьевич был арестован за стихотворение «Смерть поэта», посвящённое смерти Александра Сергеевича Пушкина, и двадцать пятого февраля сослан на Кавказ. В начале декабря тысяча восемьсот тридцать седьмого года М.Ю. Лермонтов был переведен в Новгород, благодаря хлопотам бабушки. В апреле тысяча восемьсот сорокового года он был сослан второй раз на Кавказ за дуэль с Барантом в Тенгинский пехотный полк, который был в действующих частях армии и вел бои на Северном Кавказе. Раздор между Лермонтовым и де Барантом начался на балу у графини Лаваль. Оба они ухаживали за одною и тою же блиставшею в столичном обществе дамой.
Встретившись, соперники обменялись между собой колкостями. Де Барант укорял Лермонтова, будто отозвавшегося о нём неодобрительно и колко в присутствии известной особы. Кто была эта особа, мы не знаем. Некоторые говорили о том, что де Барант искал ссоры со счастливым соперником. Другие говорили, будто Лермонтов, оскорбленный предпочтением, оказанным молодому французу, мстил за презрение к себе четырехстишием, в котором он затрагивал и де Баранта и с цинизмом отозвался о предмете его страсти. Вот это четырёхстишие:
Прекрасная Невы богиня!
За ней волочится француз!---
Лицо-то у неё, как дыня,
Зато и … как арбуз.
Де Барант требовал от Лермонтова объяснений по поводу каких-то дошедших до него речей. Между ними состоялся разговор, который привел к дуэли. Поединок между ними состоялся. По условиям, они сначала должны были драться на шпагах, до первой крови, потом на пистолетах, которые вернее и решительнее кончают дело.
М.Ю. Лермонтов писал об этой дуэли так: «Едва мы успели скрестить шпаги, как у моей конец переломился, и де Барант слегка оцарапал мне грудь. Тогда мы взяли пистолеты. Мы должны были стрелять вместе, но я немного опоздал. Он дал промах, а я выстрелил в сторону. После чего он подал мне руку, и мы расстались»
Итак, поединок закончился примирением противников. Десятого марта Лермонтов был арестован за дуэль, но удивительным является то, что никто из прочих участников дуэли не был арестован или приведён к допросу, и вся ответственность легла на поэта.
Конец тысяча восемьсот сорокового года, и Лермонтов получает отпуск в Санкт-Петербург. В тысяча восемьсот сорок первом году его высылают на Кавказ из-за доносов на него «злых языков» Бенкендорфу, где он останавливается в Пятигорске. Пребывание в Пятигорске стало для поэта последним периодом жизни.
На этом я хочу прервать свой рассказ о биографии и заострить ваше внимание на Тарханах. Они занимают большое место в жизни поэта. В них он провёл своё детство.
Я был в Тарханах, и эта поездка помогла мне сильнее почувствовать внутренний мир Михаила Юрьевича, окунуться в его жизнь. Мы ходили по усадьбе, в которой Лермонтов жил со своей бабушкой.
Были мы в кабинете, где он трудился над своими произведениями. Над его столом висят портреты великих деятелей мировой литературы. Влияние на духовный мир поэта оказала природа. Я был в Тарханах осенью и хотел бы для большего представления природы использовать стихотворение Рустема Кутуя «Осень в Тарханах»
А в Тарханах, как в барханах тишины,
Бархатная осень прахом осыпается ---
Словно кто-то давний просыпается
И глядит --- деревья зажжены.
И глядит --- усадьба опустела.
На прудах --- безлюдная вода.
И текут куда-то провода.
Церковь холодна и пустотела.
А в аллеях ветер листья вьёт,
И дубы молчат, качая небо,
Будто кто-то вдруг узнал лицо своё
И вздохнул: --- Как я давно здесь не был.
А вокруг стеклянно и глубок:
На сто вёрст сияние окрест,
Словно кто-то мальчиком воскрес,
Одинокий Мцыри перед богом.
Ой ты, осень, ой ты, осень, --- свет печали.
Тёплый хлеб и кринка молока.
И нечаянные гуси прокричали,
На пространстве зябок и раним,
Словно кто-то на сухие листья
Зеркало случайно уронил.
Когда я ходил по приусадебному парку, я как будто погружался в эпоху Михаила Юрьевича Лермонтова. Мне казалось, что сейчас из-за поворота выйдет сам поэт, гуляющий по парку. Здесь уместно привести в пример стихотворение Ларисы Яшиной «В Тарханах»
Льёт дождь. Холодный долгий дождь,
Хотя и середина лета.
А ты задумчиво идёшь
Землёй мятежного поэта....
К пруду склонился старый вяз,
Грустя, должно быть, о поэте,
И не понять: где ты сейчас---
В сегодня, в прошлом ли столетье?
Печали ноша не легка,
Стоят деревья в карауле...
Летит, летит через века
В сердца мартыновкая пуля!
Сейчас Тарханы являются музеем-усадьбой и местом, я полагаю, счастливой жизни поэта. Именно там я узнал, что Лермонтов происходит из древнего рода шотландских вельмож. Одним из своих предков Лермонтов считал Фому Лермонта. Во время смут в Шотландии один из Лермонтов покидает страну и приезжает в Россию, это был Юрий Андреевич Лермонт. Он прибыл в Москву до тысяча шестьсот двадцать первого года, потому что уже в этом году царь Михаил Фёдорович дарит ему восемь деревень и пустошь в Галицком уезде, в Заболоцкой волости. У Юрия Андреевича было три сына: Вилим (Вильям), Пётр и Андрей.
Потомство оставил только Петр. У него был сын Евтихий или Юрий, что одно и тоже. Этот Юрий был в тысяча шестьсот семьдесят девятом году царём Фёдором Алексеевичем пожалован стряпчим. Затем мало-помалу род захудал. В семье Лермонтов была традиция называть старших сыновей называть по деду. Наш поэт был последним представителем старшей линии и происходил от Лермонта, в восьмом колене. По традиции его должны были назвать Петром, но бабушка Елизавета Арсеньева настояла на том, чтоб его назвали Михаилом --- по деду с материнской стороны.
Роковую роль в судьбе поэта сыграли женщины. В жизни М.Ю. Лермонтова было много женщин, и многим он посвящал стихотворения и даже поэмы. Как писал сам Михаил Юрьевич, любовь он познал в десять лет, когда был с бабушкой на Кавказе. В автобиографических заметках шестнадцати лет Лермонтов писал: «Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея десять лет от роду?.. И так рано! в десять лет …о, это загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстью ! --- но чаще плакать».
Второй раз он влюбился в двенадцать лет. Из одной заметки в тетради тридцатого года: «Мне пятнадцать лет … Я однажды (три года назад) украл у одной девушки, которой было семнадцать лет, и потому беспредельно любимый мною, бисерный синий снурок, он и теперь у меня хранится». Но в тысяча восемьсот тридцатом году эта любовь кончилась. Он узнает, что девушка эта была близкой родственницей, а именно - сестрой.
В промежуток времени от тридцатого до тридцать второго года, когда из мальчика он становился юношей, отношения между бабушкой и отцом, привели к тому, что Михаил оторвал душу от обоих, а скоро он лишился отца, смерть которого тяжело отразилась на нем.
В это время настала пора любви и «страсти нежной». Вся его любовь сосредоточилась на Варваре Лопухиной. Это была привязанность глубокая, всю жизнь, сопровождавшая поэта.
Образ этой девушки мы можем увидеть во многих произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова. Варвара Лопухина была одних лет с поэтом. Равенство лет и было причиною многих страданий для Михаила Юрьевича, потому что она по годам своим считалась членом общества, а Михаил всё ещё считался ребёнком. Они были знакомы с детства, и любовь их имела характер неясный, колебалась между братскими чувствами и влюблённостью. Она казалась ему изменчивой, не понимающей его, и в стихотворениях, посвященных Вареньке (так обращались к ней близкие), поэт выражал все свои чувства, испытываемые к ней: от нежной привязанности до горьких упреков, до выражения ревности, негодования, вспышек ненависти, но, во всяком случае, непритворного душевного страдания.
Эта любовь к Варваре Лопухиной жила и развивалась под разными настроениями. Молодой человек сам не мог дать себе отчёта в своих чувствах. Он был к ней наполнен то восторженной радостью, то мрачным отчаянием, ревностью или презрением, и отходил от неё, и вновь возвращался к ней полный стыда и отчаяния, слагая такие строки:
Как дух отчаяния и зла
Мою ты душу обняла;
О, для чего тебе нельзя
Её совсем взять у меня?
Моя душа --- твой вечный храм;
Как божество твой образ там;
Нет, от небес, лишь от него ---
Я жду спасения своего.
Когда же он думал, что Варенька заинтересовалась другим, он ей писал:
Я не унижусь пред тобою:
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай, мы чужые с этих пор…
А затем им опять овладевала досада на себя, и он рвался к ней:
О вымолви её прощенья,
Пади, пади к её ногам.
Не то ты приготовишь сам
Свой ад, отвергнув примиренье.
Он думал заглушить свою любовь к Вареньке другим чувством, увлечением другими девушками, но осознавал, что другой он любить не может: « я не могу любить», что « у ног других не мог забыть он блеск её очей!» В таких постоянных тревогах и надеждах, в порывах и увлечениях ещё не устоявшегося характера, Лермонтов проводил свои университетские годы.
В тысяча восемьсот тридцать шестом году на рождественских праздниках Михаил посещает Москву и встречается с Варварой Лопухиной при её муже, за которого она вышла замуж в тысяча восемьсот тридцать пятом году.Из-за этого увеличивается чувство неприязни к любимой в юности девушке. Он не мог простить ей, что она вышла замуж за богатого и «ничтожного» человека.
Эта любовь оставила большой след в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
Теперь обратим внимание на жизнь поэта в Пятигорске в тысяча восемьсот сорок первом году.
М.Ю.Лермонтов со своими друзьями проводил время в балах. На одном из таких балов Н.С.Мартынов вызвал Михаила Юрьевича на дуэль, за то, что Лермонтов, после неоднократных предупреждений продолжал в кругу женщин задевать его.
Пятнадцатого июля был назначен поединок. Но никто даже не думал о трагическом исходе дуэли: ещё до поединка был назначен торжественный обед в честь примирения друзей. Да, друзей, потому что они вместе проводили вечера с другими молодыми людьми. Между тем, всё дело держалось не в особенном секрете, и о дуэли в городе знали почти все. Местом для дуэли было назначено подножие Машука на половине дороги между колонией и Пятигорском.
Перед поединком Лермонтов и Мартынов встречались в колонии у немки, содержавшей гостиницу, и вся молодёжь надеялась на примирение дуэлянтов.
Лермонтов шёл туда, улыбаясь и шутя, как на пикник. Прибыв на место, участники обсудили все условия дуэли. По показаниям секундантов, мы можем сказать, что М.Ю. Лермонтов стоял лицом к Бештау, а Мартынов - лицом к Машуку. Все ждали команды: «Сходись!», и она прозвучала. Мартынов пошёл быстрыми шагами к барьеру, тщательно прицеливаясь. Лермонтов остался на месте, взведя курок, он поднял пистолет дулом вверх и, помня наставления Столыпина, заслонился рукой и локтем, «по всем правилам опытного дуэлиста». Как пишет князь Васильчиков, секундант Лермонтова: «В эту минуту я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом уже направленного на него пистолета. «Раз... Два... Три!»--- командовал Глебов. Мартынов уже стоял у барьера. Раздался выстрел, и Лермонтов упал как подкошенный, не успев даже схватиться за больное место.
И тут разразилась страшная гроза, и перекаты грома пели вечную память поэту. Труп Михаила Юрьевича пролежал под ливнем долго, и его забрали уже за полночь, из-за того что заранее не был приготовлен экипаж, как это делалось обычно. Ведь никто не верил в печальный исход дуэли. На этом закончилась жизнь великого поэта в истории русской литературы.
Михаила Лермонтова можно считать поистине мистическим человеком, потому что в его жизни было много тайн и загадок. Акушерка, принимавшая роды, говорила, что он умрёт не своей смертью. Сам Лермонтов в своих произведениях предсказывал себе смерть. Ярким примером может служить Печорин, главный герой романа «Герой нашего времени». За несколько дней до гибели М.Ю. Лермонтов встретил гадалку, и она сказала поэту, что он скоро умрёт из-за женщины. Мистицизм Лермонтова связан и с судьбой России. Если провести параллель между датами рождения и смерти поэта, мы можем увидеть интересный факт: сто лет со дня рождения Михаила Юрьевича --- начало Первой Мировой войны, сто лет со дня смерти --- начало Великой Отечественной войны, сто пятьдесят лет со дня смерти --- распад СССР.
Существует несколько версий гибели Лермонтова. Версия, про которую я уже рассказал, считается официальной. Я придерживаюсь другой версии. За кустами возле места проведения дуэли мог сидеть человек, который и совершил последний выстрел. Я думаю, что попытки избавиться от Лермонтова, были и до этого, и одна из них - это дуэль с Барантом, которая закончилась неудачей, Михаил Юрьевич остался жив. Мартынов в ситуации с дуэлью оказался, просто пешкой в руках людей, которые хотели убрать Лермонтова, им нужен был человек, который вызовет Лермонтова. и им стал Мартынов. И вот на этот раз эти люди решили действовать наверняка, если Мартынов промахнётся и не убьёт Лермонтова, то это сделает человек, который будет скрыт ото всех, но сможет убить Лермонтова. Вот так, я считаю, закончилась жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова.
В результате моего исследования можно сделать следующие выводы. Многим известно,
что Михаил Юрьевич был сложной натурой.
Я думаю, что такой характер у него начался складываться ещё в детстве, потому что он тогда был свидетелем тяжелых взаимоотношений между отцом и бабушкой. Ему не хватало любви отца. Ощутима для него была и ранняя потеря матери, и ему не хватало материнской поддержки в трудную минуту. Любовь, которой Елизавета Алексеевна наделяла своего внука, тоже сыграла свою роль. В детстве он привык получать все, что ему хотелось, а когда что-то было не так, он был очень этим недоволен. Большое влияние на формирование личности оказало и то, что в детстве он был очень одинок, и те друзья, которые у него были, это были крестьянские дети, которых бабушка сгоняла в дом для общения с Михаилом. Политическая ситуация в стране: восстание декабристов, волнения народа, тоже оказала влияние на поэта. Все это способствовало тому, что Лермонтов в своем отношении к людям был злословен, дерзок и эгоистичен.
Но, несмотря на это, он считается великим поэтом. Вот как о нем пишет Максим Рыльский в стихотворении «Лермонтов»
Был офицер. Казался хмурым, злым.
Поэт, бретер, не чтивший чина, ---
И вот Россия плачет вся над ним---
Над телом сына!
Пал на дуэли, как и Пушкин, пал,
Пал бунтарем, Тараса побратимом.
Ты наш! Ты друг! Ты для вселенной стал
Поэзии сокровище любимым.
В лице Михаила Юрьевича Лермонтова Россия понесла тяжелейшую и невосполнимую утрату. Произведения Михаила Юрьевича входят в сокровищницу мировой литературы, и они широко известны за рубежом. Сегодня произведения этого, на мой взгляд, гениального поэта очень актуальны. Как сказал известный современный кинокритик,В.Вульф:«Сейчас наступил век высокооплачиваемой бездарности». А произведения М.Ю. Лермонтова помогают нам увидеть истинные духовные ценности. Заставляют нас всматриваться в свой внутренний мир, анализировать свои поступки и поступки других людей. Это литература, которая переживёт многие поколения, перешагнёт века.
ЛИТЕРАТУРА:
Прекрасное далёко
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Лягушка-путешественница
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Сказки пластилинового ослика