Этот материал был подготовлен учащимися моего 4 класса для Пушкинской недели, проводимой в школе ежегодно.
В этот раз мы выступали перед учениками 5-6-х классов. Участвовали почти все мои дети.
Зал, в котором проводился праздник, был прекрасно оформлен - у нас остались чудесные фотографии, видеозапись выступления.
Ребята выходили группами и наизусть зачитывали текст, в это время на экране демонстрировалась презентация.
Из дополнительного материала: м\ф "Сказка о царе Салтане", аудиозапись колыбельной в исполнении В. Рябковой "А котики серые"
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_prezentacii_po_pushkinu.doc | 51.5 КБ |
Исследовательские работы учащихся на тему
«А.С. Пушкин.
Истоки творчества»
(приложение на СD)
2011\2012 уч. год
Приложение:
В воспоминаниях о своём детстве Пушкин пишет (слайд 7):
Мне видится моё селенье,
Моё Захарово; оно
С заборами к реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено...
4. В мир народной поэзии, к тому зеленому дубу у Лукоморья, вокруг которого ходит кот ученый, уводили ребенка сказки и песни няни (слайд 10), крепостной крестьянки из имения Ганнибалов, Арины Родионовны. Она когда-то вынянчила мать поэта, а теперь нянчила всех ее детей. Арина Родионовна была женщина честная, преданная и очень умная. Она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их. Пушкин называл её «мамушкой» и относился к ней с теплотой и заботой. (слайд 11)
5. Только со своей няней и с бабушкой Пушкин мог говорить по-русски: отец, мать, тетки, почти все гости, а главное — гувернеры и гувернантки объяснялись с детьми исключительно по-французски, так что и между собою дети приучились говорить на том же языке.
6. Няня знала много сказок. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Впоследствии, (слайд 12) нередко именно Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:
«Я плоды своих скитаний,
И гармонических статей
Читаю только старой няне –
Подруге юности моей»,
– писал поэт.
7. Или ещё одно стихотворение, посвящённое няне …(слайд 13)
Ах! Умолчу ли я о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
8. Александр Сергеевич ещё неоднократно будет вспоминать о своей няне, посвящая ей стихи: (слайд 14)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном моей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
9. А пока, маленький, ещё никому не известный Александр учился плохо (особенно трудно давалась ему арифметика) и от гувернанток испытывал крупные неприятности, отравившие ему воспоминания о детских годах. В возрасте 9 лет Пушкин пристрастился к чтению (разумеется, французскому) и, начав с Плутарха и Гомера, перечитал чуть ли не всю довольно богатую библиотеку своего отца, состоявшую из классиков XVII века.
10. (слайд 15) Позднее, когда стало известно о предстоящем открытии Царскосельского лицея в 1811 г., благодаря стараниям А.И.Тургенева, а также дружеским связям отца - Сергея Львовича Пушкина с директором нового учебного заведения, В.Ф.Малиновским, 12-летнего Александра Пушкина решено было решено поместить в этот лицей.
11. (слайд 16) Главным событием, предопределившим весь жизненный путь будущего поэта, стало зачисление юного Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Императорский лицей. Это было учебное заведение для мальчиков из родовитых дворянских семей России. 12 августа 1811 года Пушкин, вместе с Дельвигом выдержал вступительный экзамен и 19 октября присутствовал на торжестве открытия лицея.
12. В лицее будущий поэт учился языкам, точным наукам, политической философии и даже искусству стихосложения. Преподавателями лицея были люди прекрасно подготовленные и образованные. Число воспитанников было ограничено. В лицее каждый воспитанник имел свою отдельную комнатку, где он пользовался полной свободой. (слайд 17) комната и коридор
13. В лицее — после дебюта в журнале «Вестник Европы» со стихотворением «К другу стихотворцу (1814 г.) — Пушкин впервые приобрел известность. (слайд 18) А во время экзамена Гаврила Романович Державин восхитился юным Пушкиным, читавшим своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».
14. Так прошло детство и юность Пушкина… А теперь весь мир знает его произведения… С творчеством Александра Сергеевича дети знакомятся, узнавая его чудесные красивые сказки… Помните их?
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ
СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ
СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ
15. К сказкам поэт обратился уже в зрелом возрасте (слайд 19), когда сформировался его интерес к древнерусской истории и русскому фольклору. Осенью 1824 года Пушкин был сослан в глухое поместье своей матери - в Михайловское. (слайд 20) В Михайловском Пушкин мучился от скуки и писал брату Льву о своём времяпрепровождении (начало ноября 1824 г.):
«... Вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
16. Именно в Михайловском Пушкин обратился к фольклорным материалам. Источником народного вдохновения стала для него няня Арина Родионовна. Известно, что с её слов Пушкин записал несколько сказочных сюжетов. Первым в его тетради был текст, положенный в основу «Сказки о царе Салтане», которая и открывала цикл пушкинских сказок. Арина Родионовна передавала Пушкину те сказки, которые бытовали у неё на родине, а Александр Сергеевич, перерабатывая их, писал свои знаменитые произведения.
17. В записях Пушкина, основанных на рассказах Арины Родионовны, читаем:
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить.
18. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-й уродился чудом - ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, неведомой зверюшкой.
19. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его для разрешения. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтоб заготовить две бочки; одну для 33 царевичей, а другую для царицы с чудесным сыном - и бросить их в море...»
….. Таким было начало народной сказки…
А для того, чтобы вы могли сравнить сказки, мы предлагаем вам посмотреть мультипликационный фильм, созданный на основе пушкинского текста.
Волшебные звуки ноктюрна
Рождественские подарки от Метелицы
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Композитор Алексей Рыбников
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики