Минтимер Шаймиев, первый Президент Республики Татарстан:
«Тукай велик потому, что стоял, образно говоря, на плечах титанов татарской культуры и философской мысли. Он оказался связующим звеном различных эпох. Это лишний раз подтверждает, что Габдулла Тукай, будучи прежде всего национальным поэтом татарского народа, одновременно является выдающимся представителем российской поэзии, а это, в свою очередь, говорит о его принадлежности к мировой культуре.»
Вложение | Размер |
---|---|
rol_gabdully_tukaya_v_stanovlenii_narodnoy_kultury.docx | 20.29 КБ |
Роль Г. Тукая в становлении духовной культуры татарского народа.
Калимуллина Алина Ильсуровна.
МАОУ «СОШ № 7» города Альметьевска.
Шагиева Гузель Нашатовна, преподаватель татарского языка и литературы, II квалификационная категория.
Минтимер Шаймиев, первый Президент Республики Татарстан:
«Тукай велик потому, что стоял, образно говоря, на плечах титанов татарской культуры и философской мысли. Он оказался связующим звеном различных эпох. Это лишний раз подтверждает, что Габдулла Тукай, будучи прежде всего национальным поэтом татарского народа, одновременно является выдающимся представителем российской поэзии, а это, в свою очередь, говорит о его принадлежности к мировой культуре.»
Тукай сыграл поистине выдающуюся роль в развитии татарской литературы. Без его имени и творческого наследия невозможно представить ни прошлого, ни настоящего нашей национальной культуры. В историю ее Тукай вошел как основоположник современного татарского литературного языка и как родоначальник новой литературы – литературы критического реализма. Величие Тукая определяется истинной народностью его творчества, силою художественного дарования. Талант великого поэта как бы омолодил многовековую татарскую поэзию – вдохнул в нее юношеский взлет мысли и свежесть чувств, внес в нее дыхание новой эпохи.
Тукай откликается на самые актуальные и жгучие вопросы своего времени. Он выступает борцом против татарского буржуазного национализма. Особенно ярким является его патриотическое стихотворение 1907 года «Не уйдем». Это полный гражданской страсти ответ поэта татарским националистам и русским черносотенцам с их провокационными призывами о переселении татар в Турцию.
Тукай-разносторонний поэт. Он тонкий лирик, который писал о любви, Родине, народе. Но в то же время и острый сатирик, высмеивающий ложь и лицимерие. В поэме «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» (1908 г.) он высмеял старый прогнивший мир. В своих произведениях Г. Тукай писал о самых актуальных проблемах того времени.
Сказки Г.Тукая – одни из любимых произведений детей. Но его произведениях выросло много поколений. Такие сказки, как «Водяная», «Кисонька», «Сказка о козе и баране», «Неожиданно» дети читают с удовольствиям и в наше время. Поэма-сказка «Шурале» является одной из самых любимых сказок. В ней особо запечатлены образы Родины и народа. Сказка «Шурале» переведена на многие языки, воплощена в балете, музыки, живописи и скульптуре.
Тукай и музыка.
Тукай не мог не петь. В этом не надо убеждать – напевности, соразмерности, гармонии полна вся его поэзия, раскрытая навстречу музыке. Но все же, читая воспоминания современников поэта, еще раз удивляешься тому, как органично входила народная мелодия в его жизнь.
«Я с детства был певцом. И где бы я ни был, никогда не мог равнодушно слушать песни, - писал Тукай. – Из этой любви к песням, окрепшей в душе моей еще с детства, родилась во мне любовь к родному языку. Если бы не наши песни… разве я смог бы стать обладателем такого великого достояния, как любовь к родному языку».
Тукай высоко оценивал общественную роль музыки. Он был в зале, когда проходил первый литературно-музыкальный вечер в Уральске. Приветствуя новую форму творческой деятельности татарской интеллигенции, поэт писал: «Грешна музыка, вселяющая в души разврат, но похвальна музыка, зовущая к прогрессу и движению вперед… Одним словом, все, что необходимо для нации, - священное и благородное дело». Он сам был участником этих вечеров. 15 апреля 1910 года в Восточном клубе в Казани им была прочитана лекция «Народная литература».
Тукай глубоко постиг самую суть народной песни и помогал ощутить ее своеобразие многим музыкантам. Например, композитор А. Эйхенвальд вспоминает, как поэт, заинтересовавшись его работой в области татарского музыкального фольклора, чутко вслушивался в его обработки народных песен. По признанию композитора, Тукай ему объяснил и помог понять то, чего не дали ему ни знание европейской музыкальной техники, ни собственный опыт.
Создатели национальной татарской музыки вдохновлялись творчеством Тукая. Вдохновлялись его гуманистическими идеями и верой в народ.
Крайне важным оказался принцип, выдвинутый Тукаем, принцип, которым он всю жизнь руководствовался: «Уже много раз говорилось о необходимости обратить внимание на народную литературу. Почему нужно обратить внимание? Потому что настоящий народный язык и истинный дух народа мы можем найти только в народных песнях». В данном случае речь идет, конечно, о народном творчестве в целом.
Г.Тукай, на примере своего творчества, показал, какие возможности таит в себе народная культура.
Поэт оставил богатое наследие, которое является достоянием мировой литературы. Произведения Тукая издавались более 200 раз на различных языках народов мира: английском, французском, арабском, турецком, финском, венгерском, болгарском и других.
Памятники поэту установлены в:
• Санкт-Петербурге на Звери́нской улице, неподалёку от бывшей татарской слободы;
• Уральске (Казахстан), в сквере детско-юношеской библиотеки им. Х. Есенжанова, по улице Г. Тукая..
Музеи:
• Литературный музей Габдуллы Тукая — отдел Национального музея Республики Татарстан — в Казани.
• Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая — в селе Новый Кырлай Арского района Татарстана.
Так же именем поэта названа государственная премия в области искусства Татарстана.
Список использованной литературы:
Учимся ткать миленький коврик
Компас своими руками
О путнике
Фильм "Золушка"
Как нарисовать зайчика